Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Лубсанова Сындыма Чагдуровна

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_9_klassa.docx78.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для IX класса разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
  • Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы - М., Просвещение, 2010 год);
  • Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: М.П. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский;
  • Образовательной программы МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия

Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, один из официальных языков ООН.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации основа для успешной деятельности человека  практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в процессе обучения формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В 9 классе систематически изучается курс синтаксиса сложного предложения, организована работа над синтаксическими, пунктуационными, речевыми навыками. Данная работа базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в 5-7 классах, в 8 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Изучение темы начинается с актуализации тех знаний, умений и навыков, которые уже есть у учащихся. Каждая тема завершается повторением пройденного. Предусмотрено повторение и в конце года, начале года.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Учащиеся приучаются обращаться к данным пособиям в случае затруднения в написании, произношении слова, образовании формы слова, толковании значения слова.

Учащихся следует приобщать и к разнообразной научно-популярной литературе, что способствует повышению интереса к русскому языку.

Цель и задачи обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующей цели - выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению русскому языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего русский язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего его как  средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности русского языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Решение данных задач способствует формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

 Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ».  Количество часов, отведенных на реализацию программы.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (неродного) языка в 9 классе – 105 часов (из расчета 3 раза в неделю).  Срок реализации программы – 1 год.

Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2009

2) «Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений .». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М,:Просвещение, 2002

3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку.  9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013

4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014

5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011

6)  Е.А. Ефремова. «Русский язык. Рабочая тетрадь.9 класс.». М.:Просвещение, 2014

7) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013

8) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.: Просвещение, 2014

9) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012

Технологии обучения, формы и приемы обучения.

При реализации данной программы используются следующие методы:

  • Репродуктивный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Проблемный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский

Проблемный метод используется при формировании знаний учащихся, на этапе знакомства с языковыми явлениями.

Используются формы работы:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • групповая

Используются такие формы урока: урок изучения нового материала, контроля, закрепления, повторения и обобщения, комбинированный урок. При необходимости могут проводиться уроки-практикумы. При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Для формирования навыков грамотного письма используются разнообразные виды диктантов и списывания (комментированный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, распределительный диктант, творческий диктант , осложненное списывание, выборочное и распределительное списывание).

На уроках русского языка активно используется  графическое комментирование, составление схем, таблиц, что помогает систематизировать знания, обобщить, четко представить структуру языковой единицы и проч. Систематизации знаний учащихся способствует  грамматический разбор.

На уроках русского языка идет активное развитие речи учащихся. Есть формы работы, которые непосредственно ориентированы на развитие речи: изложения разных видов (подробное, выборочное, сжатое, изложение с грамматическим заданием, изложение с творческим заданием), сочинение. Развитие речи учащихся идет и через работу с текстом, что делает изучение для учащихся более осмысленным, интересным, оправданным.

Предусмотрено проведение уроков с элементами  игры.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.

 Предусмотрено использование ИКТ-технологии.

Необходимым компонентом работы на уроках русского языка является работа со словарями и справочниками, что позволяет учащимся узнать нормы литературного языка и приобрети навыки самостоятельной работы, навыки самообразования.

 В основе выбора методов и приемов лежит системно-деятельностный подход.

Формы контроля.

Промежуточный:

тест, диктант с грамматическим заданием, разного вида разборы (фонетический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, морфемный, словообразовательный, лексический), разного вида диктанты (выборочный, распределительный), изложения разного вида, сочинение, конкурс, игровые задания, составление плана, таблицы, устный ответ-рассуждение

Итоговый:

контрольный диктант с грамматическим заданием или/и тест.

Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения  государственной итоговой аттестации.

Планируемые результаты изучения курса русского языка в 9 классе.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Знать:

основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;

уметь:

обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

определять стиль и тип текста;

соблюдать все основные нормы литературного языка;

находить  в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

находить пунктуационные ошибки;

производить пунктуационный разбор предложения;

находить в словах изученные орфограммы;

уметь обосновывать их выбор;

правильно писать слова и изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки;

производить орфографический разбор слова;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

определять стиль и тип текста;

создавать тексты разных стилей и типов речи;

подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;

составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи)

писать сочинения публицистического характера;

писать заявление, автобиографию;

совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;

свободно и грамотно говорить на заданные темы;

соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

1. Международное значение русского языка

1

2. Повторение изученного в 5-8 классах

13

Сложное предложение. Культура речи.

3.Сложное предложение

6

 Союзное сложное предложение

4. Сложносочиненные предложения

10

5. Сложноподчиненные предложения

32

6. Бессоюзные сложные предложения

15

7. Сложные предложения с разными видами связи

10

8. Общие сведения о языке и речи

3

9.Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи

13

10. Резерв

2

ИТОГО

105

Содержание тем учебного курса

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.(19 ч+5)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.(6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.(5 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке и речи.(3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

 Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи в 5 – 9 классах. (7 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

III.Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Дополнительные часы из регионального(национально-регионального) компонента и  компонента образовательного учреждения   распределены по темам с целью отработки навыков правописания, постановки знаков препинания в сложных предложениях, закрепления умения писать сочинения на лингвистические темы и изложения разных видов, а также выполнять комплексный анализ текста(материалы использования НРК на уроках представлены в «Приложениях»

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы ( основной и дополнительной)

Литература для учителя

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2009

2) «Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2002

3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку.  9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013

4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской  и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014

5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011

6)  Е.А. Ефремова. «Русский язык. Рабочая тетрадь.9 класс.». М.:Просвещение, 2014

7) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013

8) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.: Просвещение, 2014

9) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012

10) П.Ф. Ивченков .Обучающее изложение: 5-9 кл.  - М., 1994

11)   В..И. Капинос. Н.Н. Сергеева, М.Н. Соловейчик. Развитие    речи:    теория    и    практика    обучения:    5-7    классы.  М., 1991

12) Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М. :Просвещение, 2006

13) А.И.Запорожец. «Изучение синтаксиса.8-9 класс. Из опыта работы. Пособие для учителей.

Литература для учащихся

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2009

2) Е. А. Ефремова. «Русский язык. Рабочая тетрадь.9 класс.». М.:Просвещение, 2014

3) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986

4) Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

5) Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова.  М.: Просвещение, 2006

6) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.

Справочная литература для учащихся

1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 ( 41 изд.)

2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2007 (11 изд)

3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,1991

4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998 ( 3 изд) ( под редакцией Ф.П.Филина)

5) В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова.-8 изд..-М.: Просвещение, 2006

6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.: 2006

7) З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение, 1998

8) А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- 2 изд., перераб. -М. :Просвещение, 1991

9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 5 изд., перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 2005.

10) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.- 8 изд., испр. и дополн. -М.: Просвещение, 2006

11) Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1997

12) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006

13) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIX вв.).М.: Просвещение, 1996

14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007

15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты  освоения материала

Виды контроля и измерители

Домашнее задание

проведено

По плану

фактически

1.

Международное значение русского языка

1

Урок изучения нового материала

Понятие «мировые языки»; критерии выдвижения языка на роль мирового; отработка умений ставить к тексту вопросы; определение общей темы и тезиса нескольких текстов

Составление цитатного плана

Составить слов. дикт. из слов на орф.№ 24

2.

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог.

1

Урок изучения нового материала

Отличие устной и письменной речи; отработка навыка выделять главное в тексте

Работа с перфокартами

§1,2, упр.12

3

Сочинение «Как я провел лето»

1

Урок развития речи

Формирование умения писать сочинение на свободную тему

Написание чернового варианта сочинения

Дописать сочинение

4.

Стили речи

1

Урок изучения нового материала

Отличие стилей, сфера их употребления

Работа над ошибками

§3, упр.26,27

5

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Урок изучения нового материала

Виды предлож. по составу грам. основы; виды односост. предлож.; способы выраж. главного члена в односост. предлож.; виды сказуем.; отрабат. умение выделять грам. основу, разграничивать двусост. и односост. предлож., определять способ выраж. глав. чл. в односост. предлож.; определ. вид сказуем.

Терминол. диктант

Упр.30

.

6

Предложения с обособленными членами.

1

Урок изучения нового материала

Понятие обособления, интонация обособления; виды обособлен. предлож.; условия обособления/ необособления соглас. и несогл. определ.; способы выраж. обособл. обст., условия их обособл./ необособл.; отрабат. умение находить обособл. определ. и обст., правильно выдел. их зн. преп.

Проверочн. работа по определ. видов односост. предлож.

Работа с перфокартами

Упр.36

7

Синтаксис словосочетания и простого предложения

Понятие о синтаксисе словосочетания и предложения

Работа над предложениями, синт разбор

Выписать из худ. Лит-ры по 4 преедложения

8, 9

Способы сжатия текста

2

Урок развития речи

Повт.способы сокращения текста.; отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, выделять ключевые слова и выражения, повт. стили и типы речи.

Работа с текстом, отработка навыков сжатия текста

Упр.37

10, 11

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5-8 классах".

2

Урок контроля знаний

Проверка уровня ЗУН

Написание диктанта

12, 13

Основные виды сложных предложений

2

Урок усвоения новых знаний

Предлож. простое и сложное; отрабат. умение разгранич. прост. и слож. предл., составл. схемы сложн. предлож.

Пункт. дикт.

§7, упр.44

14

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

1

Урок изучения нового мтаериала

Назначение зн.преп. в слож. предлож., употребл. зн.преп. в разн. функциях(разделения, выделения)между частями слож. предлож.; авторск. употребл. зн.преп.; особ-ти интонации прост. и слож. предлож., графич. спос. их обозначения

Граф. дикт.

§9, 10, упр.58

15,16

Р.р. Сжатое изложение.

2

Урок развития речи

Повт.способы сокращения текста.; отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, выделять ключевые слова и выражения, повт. стили и типы речи.

Составление плана изложения

17

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1

Урок изучения нового материала

Определ. ССП, группы сочин. союзов по знач., их роль в ССП, разновидности смыслов. отнош. между частями ССП; формир. ум. находить ССП среди прост. и слож. предлож., определ. разновидности смыслов. отнош. в ССП.

Дикт. «Проверяю себя»

§11, 12, упр.62

18

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам

1

Урок изучение нового материала

Соед., раздел. и противит. союзы, разновидности смыслов. отнош. м/у частями ССП, связанными этими союзами; формиров. ум. находить границу м/у прост. предлож., связанными сочин. союзами тоже, также, частицей же; составл. из двух прост. предлож. ССП с разн. значен., сост. схемы ССП.

Орфогр. дикт.

Проверочн. работа

1)§13, 14, 15, упр.64(7-12 предл.)

2)§13, 14, 15, упр.65

3)§13, 14, 15, упр.68

19,20

Р.р.Обучение сочинению на лингвистическую тему, написание

2

Урок развития речи

Повт. особенности стили речи, типы, ключевые слова, тема, осн. мысль.

Написание чернового варианта сочинения

Дописать сочинение

21

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Урок изучения нового материала

Условия постановки зн. преп. в ССП; отрабат. ум. различать прост. предлож. с однород. чл., связан. соедин союзами, и ССП, обосновывать условия пост./непост. зн. преп.

П.15. упр. 70

22

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

1

Урок изучения нового материала

Условия постановки зн. преп. в ССП; отрабат. ум. различать прост. предлож. с однород. чл., связан. сочин. союзами, и ССП, обосновывать условия пост./непост. зн. преп.

Предупред. дикт.

§16, упр.73, выуч. правопис. слов в рамке на с.43

23

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом

1

Урок изучения нового материала

Уметь определять предложения с общим второстепенным членом, правила постановки пунктуаций в таких предложениях

Самостоятельная работа

Упр.75

24

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

1

Урок изучения нового материала

Порядок синт. и пункт. разбора ССП; отрабат ум. производ. синт. и пункт. разб. ССП.

Самостоят. работа

§17, упр.77.

.

25

Повторение по теме «Сложносочинённые предложения».

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщить и систематизировать ЗУН по пройденной теме

Словарный диктант

Упр.80, подг. к контр. дикт.

26, 27

Контрольная работа по теме "Сложносочиненное предложение".

1

Урок контроля знаний

Контроль уровня ЗУН.

28

Сложноподчинённые предложения.

1

Урок изучения нового материала

Определ. СПП, отрабат. ум. находить придат. и главн. предлож. в СПП, определ., что поясняет придат. в главн. предлож., определ. средства связи придат. с главн. предлож.

Работа над ошибками

§18, упр.84

29

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

2

Урок

Осущ-е связи прдат. предлож. с/п подчин. союзов или союзн. слов, омонимичность союзн. слов и подчин. союзов; отрабат. ум. определ. синтакс. роль союзн. слов, правильно ставить зн. преп., сост. схемы предлож.

Работа с перфокартами

1)§20, упр.96

2)§20,   упр. 95

30,31

Р.р.Изложение с элементами сочинения.

2

Урок развития речи

Закрепить умение правильно сокращать текст; отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, выделять ключевые слова и выражения, повт. стили и типы речи.

Составление плана изложения

Упр.90 (устно)

32

Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

1

Урок изучения нового материала

Употр-е указ. слов в главн. части СПП; отрабат. ум. находить главн. предлож. с указ. словом и без него, опред. синт. роль указ. слов, способ их выраж., правильно ставить зн. преп. м/у частями СПП, сост. схемы СПП с указ. сл. и сост. союзами.

Уст. сообщение

§21, упр.105

31

Виды придаточных предложений

1

Урок изучения нового материала

Осн. группы СПП и их признаки

Устное сообщение

Упр.107, 109(у)

32.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

2

Урок изучения нового материала

Признаки придат. определ., возможность и целесообразность синонимич. замены придат. определ.; отрабат. ум. ставить вопросы к придат. определ.,находить место придат. определ. в СПП, опр-ть средства связи придат. с главн.

Работа с перфокартами

Тест

1)§22, упр.113

2)§22, упр.115, выуч. правопис. слов в рамке на с.74

33,

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1

Урок изучения нового материала

Признаки придат. изъясн., приёмы разгранич. придат. изъяс. и определ., присоединяемых омонимичн. союзом что; отрабат. ум. определ. знач. придат. изъяс., ставить к ним вопросы, опред. место придат. изъяс. в СПП, средства связи, составл. предлож. с придат. изъяс.

Орф. дикт.

Тест

1)§23, упр.122

2)§23, выпис. из романа «Герой нашего времени» 5 предлож. с придат. изъяс., сост. их схемы

34

Р.р. Стили речи. Разговорный стиль

1

Урок изучения нового материала

Отличие разговорного стиля от других стилей, сфера их употребления

Работа с текстом

35, 36

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

2

Урок изучения нового материала

Три осн. группы придат. обстоят.; признаки придаточного времени и места; возм-ть и целесообразность синонимич. замены придат. времени; формир.ум. определ. знач. прид. времени и места, определ. средства связи придат. с главн., различ. придат времени и места, сост. схемы и по ним – предлож.

Графич. дикт., тест

Работа с перфокартами

1)§24, 25, упр.127

2)§24, 25, упр.129

37, 38, 39, 40,.

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

3

Урок изучения нвого материала

Общее значение обусловленности СПП с придат. причины, условия, уступки, цели, следствия, их признаки, возм-ть и целесообразность синонимич. замены придат. причины и уступки; формир.ум. опред. знач. придат., ставить к ним вопр., опред. средства связи придат. с главн., опред. место придат. по отнош. к главн.,сост. из 2-х прост. предлож. СПП с указан. видом придат.,сост. схемы СПП с укзан. видом придат.

Орф. дикт.

Работа с перфокартами

Графич. дикт., тест

1)§26, упр.134

2)§26, упр.144

3)§26, упр.153

41, 42, 43

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

 3

Урок изучения нового материала

Признаки придат. образа действ., меры, степени, сравнительн.; отличия придат. сравнит. от сравнит. оборотов;формир. умения определ. знач. придат., ставить к ним вопр., опред. средства связи с главн., место придат. по отнош. к главн., отличать указанные виды придат. от др. видов, различать СПП с придат. сравнит. от прост. предлож. со сравн. Оборотами, составл. схемы СПП

Графический диктант

Орфогр. дикт.

1)$27, упр. 156

2)$27, упр.163

3)$27, упр.159

44, 45, 46

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

 3

Урок изучения нового материала

Понятие многочленного СПП, виды подчинит. связи в СПП с нескольк. придат. (соподчинение – однородн. и неоднородн.; последоват. подчинение), их комбинации;правила постановки / непостановки зн. преп.; отрабат. умения определ. виды подчин. связи в СПП с неск. придат.; сост. схемы СПП с неск.придат.; обосновывать условия постановки / непостановки зн.преп.

Графич. дикт.

Словар. дикт.

Тест

1)$28, упр.173

2)$28, упр.171

3)$28, упр.175

.

47

Обобщение изученного по теме «СПП»Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

 1

Повторительно-обобщающий урок

Привести в систему знания учащихся по теме. Порядок синтакс. и пункт. разборов СПП, отрабатыв. умения производить уст. и письм. синтакс. разборы СПП

Самост. синт. разб. СПП с неск. придат.

$29,30, упр.178

48

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Сложноподчиненное предложение".

 1

Урок контроля знаний

Контроль уровня ЗУН.

49

Анализ контрольного диктанта.

 1

урок коррекции знаний

Анализ допущенных в диктанте ошибок

Упр.180

50

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении.

 1

Урок изучения нового материала

Определение БСП, выражение смысл. отнош через интонацию и при помощи зн.преп.; формир.умения произносить БСП с интонацией перечисления, сопоставления, предупреждения; устно сост. БСП с указан. знач., определ. смыслов. отнош. м/у частями БСП в зависимости от интонации

Работа над ошибками в контр. работах

$31, 32, упр.186

51, 52

 Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления

 2

Урок изучения нового материала

Условия постан. запят. и точки с запят. м/у частями БСП со знач. перечисл.; отрабат. ум. определ. смыслов. отнош. м/у частями БСП в зависимости от интон., различать прост. предл. с однор. чл., связан. перечисл. интон., и БСП со знач. перечисл., правильно ставить зн.преп. м/у частями БСП.

Графический диктант

Тест

1)$33, упр.193

2)$33, выпис. из пов. «Белые ночи» 3 БСП и разобр.

53,54

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения..

2

Урок изучения нового материала

Условия постан. двоеточия в БСП; текстообразующая роль БСП с пояснит., изъяснит. и причинно-следств. отнош.; формир.ум. правильно ставить двоеточие в БСП, обоснов. постан.зн.преп.; составл. схемы предлож.

Орфогр. дикт.

1)$34,упр. 196

2)$34,упр.198

55, 56

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

2

Урок изучения нового материала

Условия постан. тире в БСП; формир.ум. правильно ставить тире в БСП, обоснов. постан.зн.преп.; составл. схемы предлож.

Графич. дикт.

1)$35, упр.201

2)$35,упр.200

57

Научный и официально-деловой стили речи.

Урок изучения нового материала

Отличие научно-делового  стиля от других стилей, сфера их употребления

Работа с текстом

58

Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщение и систематизация изученного по теме «БСП»Порядок синт. и пункт. разборов БСП; формир.ум. производить уст. и письм. синт. и пункт. разборы БСП

Словарный диктант Самост. синт. разб. БСП

$36, упр.204 (6-9 предл Контр. вопр.)

59

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Бессоюзное сложное предложение".

1

Урок контроля знаний

Контроль уровня ЗУН

Контр. вопр.

60

Анализ контрольного диктанта.

1

Урок коррекции знаний

Анализ допущенных ошибок в контр. дикт.

Работа над ошибками в контр. дикт.

61

Р.р.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

Урок развития речи

Повт. типы и стили речи, особенности написания сочинения на лингвистическую тему.

Написание чернового варианта сочинения

Дописать сочинение

62

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Урок изучения нового материала

Правила постановки /непостановки зн.преп. в многочл. СП с разл. видами связи

Объясн. дикт.

1)$38, упр.216

2)$38,упр.217

63-66

Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

 4

Урок изучения нового материала

Порядок синт. и пункт. разборов СП с разл.видами связи; формир. ум. производить уст. и письм. синт. и пункт. разборы СП с разл. видами связи

Самост. работа по разборам

$39, упр.218(2,4 предл.)

67, 68

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

 1

Урок изучения нового материала

Понятие многочленного сложн. предлож., виды синтаксич. связи в многочлен. предлож.; формир.ум. находить многочл. СП, определ. виды синт. связи м/у частями многочл.СП, соотносить указан. многочл. СП с данными схемами, сост. схемы многочл. СП, правильно ставить зн.пр.

$37, упр.212

69, 70

Р.р.Подробное  изложение с элементами сочинения.

 2

Урок развития речи

Отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, выделять ключевые слова и выражения, повт. стили и типы речи.

Работа по упр. 219

Составление плана изложения

Выпис. из упр. 219 два СП и разобр.

71,72

Знакомство со спецификой и планом экзаменационной работы,. Работа с КИМами

Урок изучения нового

Знакомство со спецификой и планом экзаменационной работы,. Работа с КИМами

Выполнить варианты 1-3

73, 74

Р.р. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи

 1

Повторительно-обобщающий урок

Повторение стилей речи, отличие публицистического стиля от художественного и других стилей

Работа с текстами.

Упр. 221

75

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи.

1

Урок изучения нового материала

Порядок синт. и пункт. разбора СП с разными видами связи; отрабат ум. производ. синт. и пункт. разб. СП.

Самостоят. работа

76

Повторение изученного по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

 1

Повторительно-обобщающий урок

Обобщение и систематизация изученного по указанной теме

Словар. дикт.

Упр.224

77

Публичная речь.

Повторительно-обобщающий урок

Различие терминов «публичный» и «публицистический»; особенности языка, воздействие публичного публицист. выступления на слушателей; составл. плана публичн. выступл.

Составление публичного высказывания на тему «Взрослые и мы. Как мы понимаем друг друга?»

Составить публичное выступл. На тему «Берегите чистоту нашей речи».

78

Роль языка в жизни общества и человека

1

Повторительно-обобщающий урок

Значение языка в жизни человека, общества

«Для чего нужен язык?» Составление рассказа

Устный рассказ по учбнику

79, 80

Контрольный диктант Язык как развивающееся явление

 1

Урок контроля знаний

Контроль уровня ЗУН

Повт. Фонет. Термины

81

Русский язык в современном мире

1

Повторительно-обобщающий урок

Значение русского языка в мире.

Сообщения, высказывания великих людей о языке.

Составление рассказа

82

Фонетика и графика.

2

Повторительно-обобщающий урок

Определение фонетики и графики как разделов науки о яз.; хар-ка глас. И согл. Зв.; взаимоотн. Зв. И букв; звуковое знач. Букв е,ё,ю,я; порядок фонетич.разб.; отрабат. Навык литературн. Произн. Слов. 

Контр. Фонет. Разб.

$ 41, фонет. Разб.: южный, шинель

83,84

Лексикология и фразеология.

1

Повторительно-обобщающий урок

Определ. Лексикол. И фразеол. Как разделов о яз.; многозн. И однозн. Сл., прям. И переносн. Знач; омонимы, синонимы и антонимы; общеупотр. Необщеупотр. Сл.;исконно рус. И заимств. Сл.;устар.сл. и неологизмы.

Работа со словарями

1)$42,упр.235,

2)$42,упр.236

84

85, 86

Р.р. Выборочное изложение (упр. 259)

 2

Урок развития речи

Отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, выделять ключевые слова и выражения, повт. стили и типы речи.

Работа с упр. 259

Составление плана изложения

Упр. 234

87,88

Морфемика. Словообразование.

2

Повторительно-обобщающий урок

Опред. морфемики и словообр. как разделов науки о яз.; опред. морфемы, роль значимых частей сл.; способы образов. слов; порядок морфемного и словообразов. разбора

Контр. слообразоват. разбор

$43-44, упр.241

89,90

Морфология.

2

Повторительно-обобщающий урок

Опред. морфол. как раздела науки о яз.; общие признаки ч.р.; 3 гр. ч.р. в рус.яз.; самост.(изменяем. и неизменяем.) и служеб. ч.р.; морфол. призн. ч.р. и их синт. роль; порядок морфол. разб. ч.р.

Предупред. дикт.

1)$45, упр.248

2)$46,упр.250

91,92

Р.р. Сочинение на лингвистическую тему.

2

Урок развития речи

Отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, повт. типы и стили речи.

Дописать сочинение

93,94

Синтаксис.

2

Повторительно-обобщающий урок

Опред. синтаксиса как разд. науки о яз.; роль сл/соч., предлож. и текста в яз.; осн. признаки текста; строение сл/соч.; виды синт. связи в сл/соч.; виды сл/соч. по морфол. свойствам главн. сл.; коммуник. и структ. разл. м/у прост. и слож. предл.; типы слож предл.; виды предл. по цели высказ и эмоц. окраске; виды прост. предл. по наличию глав. чл.; группы односост. предл.; осложнен. предлож.

Графич. дикт.

Синтакс. разбор

1)$46, упр.254

2)$46,упр.258

95-97

Р.р. Выборочное изложение (упр. 259)

 2

Урок развития речи

Отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, выделять ключевые слова и выражения, повт. стили и типы речи.

Работа с упр. 259

Составление плана изложения

Упр. 234

Орфография и пунктуация.

2

Повторительно-обобщающий урок

Опред. орфограф. и пункт.; связь м/у орфограф. и фонетикой, морфемикой, морфологией, м/у синтакс. и пункт.

Словарный диктант

1)$47,упр.267

2)$47,упр.277

98-99

Сочинение на свободную тему

Урок развития речи

Отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, повт. типы и стили речи.

100,101

Р.р. Сжатое изложение с дополнительным заданием.

2

Урок развития речи

Отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, выделять ключевые слова и выражения, повт. стили и типы речи.

Работа по упр. 192

Составление плана изложения

Упр.194 (устно)

102,103

Р.р. Изложение с элементами сочинения

 2

Урок развития речи

Отрабат. ум. определ. тему и основн. мысль текста, выделять ключевые слова и выражения, повт. стили и типы речи.

Работа по упр. 177

Составление плана изложения

Устно отв. на вопр.(с. 118), упр. 183

104,105

резерв

1

Подгот. к экзам.

Национально-региональный компонент в программе

 

        Проблема приобщения школьников к национальным традициям культуре, литературе и языку народностей, проживающих в Байкальском регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности. Республика Бурятия в течение многих веков являлась той точкой, где столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной, и поэтому включение национально-регионального компонента в рабочую программу лингвистического образования школьников является общественно значимым и актуальным.

Основная цель введения НРК – это воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:

  • включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,
  • языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,
  • литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.

            Отобранные тексты и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление.

            Включение НРК в программу имеет большое значение в решении образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет представления об ее истории и сегодняшнем дне, помогает понять и оценить людей, живущих рядом, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования. Свое родное слово становится необходимой ступенькой в познании всеобщего, помогает ощутить феноменальность национального мышления, ощутить себя частицей великого целого – своего народа.

Русский язык (9 класс)

№ урока

Тема урока

Содержание НРК

1.

18-19

Сочинение на лингвистическую тему

2.

23, 47, 58

Комплексный анализ текста

Текст: малые жанры бурятского фольклора

3.

20

Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами

Э. Жалцанов «Дочь Байкала Ангара».

4.

23

Повторение по теме «Сложносочинённые предложения»

Бурятский сказ «Сын могучего Еренсея».

5.

27

Союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

«Гэсэр» в переводе С. Липкина. – М., 1973

6.

41

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

«Каким я вижу будущее моего села Ичётуй».

7.

42

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

Текст: Повесть «Цыремпил».

8.

44

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Текст для разбора: Мышь и верблюд (бурятская сказка)

9.

52

Запятая и точка с запятой в БСП

Текст «Гэсэр».

10

54

Двоеточие в БСП

Текст «Гэсэр».

11

56

Тире в БСП

Текст: Легенды о байкальских ветрах» (По материалам книги В.Стародумова "Омулевая бочка")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...