Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_7_klassa.docx | 102.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 7 класса разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку (5-9 классы), рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом государственной политики в образовании (письмо № 03 – 1263 от 07.07.2005г.);
- Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: М.П. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский;
- Образовательной программы МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о русском языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Верхе-Ичетуйская СОШ». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в VII классе – 140 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа реализует:
– идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
– идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
– культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с региональным базисным учебным планом Республики Бурятия для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2014-2015 учебном году, на изучение курса русского языка в 7 классе выделено 4 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | - | - |
2 | Повторение изученного материала в 5-6 классах | 10 | 2 | 1 |
3 | Морфология и орфография.Культура речи. Причастие. Деепричастие..Наречие. Категория состояния. | 76 | 4 | 10 |
4 | Служебные части речи. Предлог. Соэз. Частица. | 36 | 4 | 5 |
5 | Междометие | 1 | - | - |
6 | Повторение изученного материала в 5-7 классах | 15 | 1 | 2 |
7 | итого | 140 | 11 | 18 |
Русский язык как развивающееся явление
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
- Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный эту знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Для оценки достижений обучающихся
используются следующие виды и формы контроля:
- Система контрольных работ
– Контрольный диктант
– Тест
– Зачет
– Контрольное упражнение
– Контрольное сочинение
– Контрольное изложение
– Контрольная проверочная работа
– Взаимоконтроль тему.
– Самоконтроль
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса обеспечения
Литература:
Русский язык, 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский. 34-е издание - М.: Просвещение, 2012 г.
Богданова Г. А.. Уроки русского языка в 7 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы. М.: «Мнемозина», 2008 г.
Егорова Н. В.. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: «ВАКО».
Еремина Е. А.. Виды разбора на уроках русского языка. - М.: «Просвещение», 2010 г.
Федорова М. В. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001 г.
Малюшкин А. Б.. Комплексный анализ текста. 7 класс. М.; «Сфера», 2008 г.
Малюшкин А. Б., Л. Н. Иконницкая. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. М.; «Сфера», 2008 г.
Дидактические материалы:
Словари;
Сборники тестов;
Справочники;
Таблицы.
Материальное обеспечение кабинета:
Мультимедийный компьютер;
Проектор;
Экран;
Интернет;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. М. «Просвещение», 2005.
Учебник:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык 7 класс.- М.: Просвещение, 2005г.
Дополнительная литература:
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М.: «Просвещение», 2005г.
- Н.Г.Горашова. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс. М.: «Экзамен», 2007г.
- Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. М.: «Просвещение», 2009г.
Учебно-тематическое планирование (7 класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||||
1 | Русский зык как развивающееся явление. | 1 | Изучение нового материала | Анализ текстов, выявление главного и существенного | Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы | С. 5, вопросы. Упр. 7 (составить словосочетания и предложения на одну из тем). | |||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам | Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений | Упр. 8 (комплексный анализ текста). С. 7, вопросы. | |||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением постановки знаков препинания | Умение конструировать предложения | Упр. 11 (списать, выделить прямую речь, найти устаревшие слова) | |||
4 | Лексика фразеология. | 1 | Комбинированный | Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем | Навыки работы со словарём, обогащение словарного запаса учащихся | Упр. 14 ( | |||
5 | Фонетика и орфография. | 1 | Комбинированный | Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи | Отработка навыка фонетического разбора, овладение орфографическими умениями, умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту | Упр. 18 Упр. 21 (определить ситуацию использования текста, пересказать его сжато) | |||
6 | Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» | Отработка навыка морфемного и словообразовательного разбора, умение составлять слова по заданным схемам | Упр. 26 С.14,вопросы. Упр. 30 (сгруппировать слова по видам орфограмм). Индивидуальное задание: упр. 28 | |||
7 | Морфология и орфография морфологический разбор слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по карточкам, предупредительный диктант | Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложений. | Упр. 34 (сгруппировать слова по видам орфограмм, выполнить морфологический разбор одной из частей речи). Упр. 40 | |||
8 | Орфография | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложненное списывание | Закрепление орфографических навыков | Составить словарный диктант «Мои ошибки» | |||
9 | Р/р. Текст. Стили русского литературного языка. | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, составить план | Умение составлять тексты определённого стиля | Упр. 45 (озаглавить текст, указать средства связи, разделить на абзацы, списать) | |||
10 | Контрольный диктант. | 1 | Контрольный урок | Диктант с грамматическим заданием | Тест №2, с. 5 | ||||
11 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по карточкам, Индивидуальная работа | Тест №3,4, с.6-7 | ||||
12 | Повторение изученного о глаголе. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выборочный диктант, изложение-миниатюра | Умение применять полученные ранее знания на практике | Упр. 43 | |||
13 | Причастие как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи | Формирование умения находить причастия в тексте. Умение строить предложения с причастиями. | § 9. Упр. 56 Упр. 57 | |||
14 | Р/Р Публицистический стиль | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстами | Уметь определять текст публицистического стиля | Упр. 62 (составить выступление-обращение), упр. 63 | |||
15 | Склонение причастий. | 1 | Урок изучения нового материала | Осложнённое списывание, склонение причастий, работа по карточкам. | Научить определять гласные в окончаниях причастий, уметь склонять причастия | §11. Упр. 67 Найти в учебниках предложения, в которых употреблены причастия, записать их | |||
16 17 | Р/р. Контрольное изложение | 2 | Контрольный урок | Работа с текстом | Повторить §9-11 | ||||
18 19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 | Урок изучения нового материала | Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам. | Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | §12. Упр. 70 (выписать предложения с причастными оборотами, расставить знаки препинания). | |||
21 | Р/р. Описание внешности человека. | 1 | Урок изучения нового материала | Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | Уметь определять типы текстов. Активизирование словарного запаса учащихся. | Сочинение-описание «Литературный портрет друга» | |||
22-23 | Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Распределительный диктант | Научиться отличать виды причастий друг от друга | § 14. Упр. 83 (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания) | |||
24-25 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека | Научиться правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | §16. Упр. 94, озаглавить текст, определить его стиль, списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы к причастиям | |||
26 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Творческое списывание | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §17. Упр. 99 (. Стр. 26-44, выучить словарные слова; индивидуальное задание: упр. 100 | |||
27 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | § 18. Упр. 101 | |||
28 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам. Свободный диктант. Редактирование текста | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §18. Упр.104 | |||
29 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Словарный, распределительный диктанты | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §19. Упр. 108 Тест № 2, вариант №2,3; с.14-15 | |||
30 | Краткие страдательные причастия. | 1 | Тест. Выборочный . диктант | Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте, определять их синтаксическую роль | §15. Упр. 89 (подчеркнуть причастия и причастные обороты как члены предложения) | ||||
31 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Комплексный анализ текста | Повторение знаний, полученных на уроках | §23. Упр. 131 (разобрать причастия как часть речи) | |||
32, 33 | Диктант с грамматическим заданием. | Урок контроля знаний | Работа с текстом | Уметь применять изученные правила на практие | Повторить §14 -23. | ||||
33 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких причастиях | С.54-55, Тест №3 вариант №2,3,4; С.18-21 | ||||
34-35 | . Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §24. Упр. 136 Составить диктовку на изученную орфограмму из 20-25 слов | |||
36-37 | Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант, работа по формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §21. Упр. 118 (обозначить условия выбора орфограммы) | |||
38 | Н и НН в кратких причастиях. | 1 | Урок изучения нового материала | Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §22. Упр. 124 Индивидуальное задание: написать продолжение текста в публицистическом стиле | |||
39-40 | Выборочное изложение | 2 | Контрольный урок | Работа с текстом | Формирование навыка написания выборочного изложения | повторить | |||
41 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Урок изучения нового материала | Составление таблицы «НЕ с причастием», | Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами прилагательными | Тест №6, вариант 2,3,4 на с.30-33 Упр.137 | ||||
42,43 | Р/р. Сочинение «Мой знакомый» | Сочинение | §21-24, повторить | ||||||
44 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Рок изучения нового материала | Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант, | Формирование навыка написания букв Е-Ё в суффиксах страдательных причастий | §25. Упр. 142 (классифицировать слова по орфограммам). Тест №7, вариант 2,3 на с.35-37 | |||
45, 46 | Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена существительные. | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с текстами разных стилей и жанров. Тестирование на компьютере | Систематизация знаний о причастии | Упр. 158 . Составить 45 предложения с причастиями, перешедшими в существительные | |||
47 | Контрольный диктант. | Контрольный урок | Комплексный анализ текста | Повторить изученные орфограммы и словарные слова | |||||
48 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции | Работа над ошибками | Составить словарный диктант «Мои ошибки». Упр. 157 (прочитать, сформулировать основную мысль текста) | |||||
49 | Понятие о деепричастии | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | Умение находить деепричастия в тексте | §26.Упр. 161 (исправить ошибки в употреблении деепричастий) | |||
50-51 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | Урок изучения нового материала | Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений | Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте | §27.Упр. 166 (Найти в повести Н. В. Гоголя предложения с деепричастными оборотами, сделать вывод о функциях деепричастия в речи | |||
52-53 | НЕ с деепричастиями | 2 | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам, объяснительный диктант | Уметь распознавать частицу Не и приставку НЕ- в деепричастиях | §28. Упр. 173 (Составить связный рассказ о деепричасти. Тест №1 вариант 2,3,4 на с.43-46 | |||
54,55 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 2 | Урок изучения нового материала | Диктант «Проверь себя» | Формирование орфографических навыков | §29. Упр. 175, По упр. 175 составить текст. Тест 32, вариант 2,3 на с.46-48 | |||
56 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Редактирование текста, осложнённое списывание | Навык морфологического разбора деепричастия | Сочинение-миниатюра «Зимние забавы» с использованием деепричастий. | |||
57 | Повторение по теме «Деепричастие» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | работа по карточкам и перфокартам | Формирование орфографических умений и навыков | Тест №4, вариант 2,3,4 на с. 57-60 | |||
58, 59 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта | Урок контроля знаний Урок рефлексии | Тест | Формирование орфографических умений и навыков | § 26-31, повторить | ||||
60 | Наречие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового материала | Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом | Формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль. | Упр. 203 Списать, подчеркнуть наречия как члены предложения, | |||
61,62 | Смысловые группы наречий. | 2 | Урок изучения нового материала | Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения | Умение определять смысловые группы наречий, формирование орфографических навыков. | Составить связный рассказ о группах наречий по значению. Тест №2 вариант 2,3 на с. 66-67 | |||
63,64 | P.p. Сочинение в форме дневниковых записей | 2 | Контрольный | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста | Формирование умения писать сочинения в жанре дневниковых записей | Повторить материал о степенях сравнения имён прилагательных. | |||
65,66 | Степени сравнения наречий | 2 | Урок изучения нового материала | Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения | Умение образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени, умение отличать их от степени сравнения имён прилагательных. | Разделить текст на абзацы, записать один из них, поставить к наречиям вопросы, указать их смысловой разряд. | |||
67 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | Формирование навыка морфологического разбора наречия | Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как части речи. Упр. 218 | |||
68,69 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | 2 | Урок изучения нового материала | Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы. Тест на компьютере | Формирование навыка написания Не с наречиями. | Графически объяснить правописание НЕ с наречием. Упр. 226, 224 (устно) | |||
70,71 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 1 | Урок изучения нового материала | Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях? | Формирование умения различать на письме буквы Е-И в приставках Не-, НИ- | Составить 9 словосочетаний «глагол + отрицательное наречие», упр. 231, тест №3, вариант 2,3,4 на с. 70-73 | |||
72,73 | Н и НН в наречиях на -о и -е. | 2 | Урок изучения нового материала | Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо. Тест на компьютере | Формирование навыка написания Н-НН в наречиях | Образовать от прилагательных наречия, графически обозначить орфограмму. Упр. 236. Тест №4, вариант 2,3,4 на с.74-77 | |||
73,74 | Р/р. Сочинение-описание. | 2 | Контрольный урок | Сочинение о труде «Учимся работать». Заметка в газету | Формирование умения писать сочинения в жанре заметки или репортажа | Сочинение | |||
75 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового материала. | Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е. | Формирование навыка написания букв О-Е после шипящих на конце наречий | Распределить слова по группам, составить диктовку из 30 слов на изученную орфограмму. | |||
76 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 1 | Урок изучения нового материала | «Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте | Формирование навыка написания букв О-А на конце наречий | Из толкового словаря выписать по 3 слова с разными приставками, придумать с ними предложения | |||
77-78 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | Изучение нового материала | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. Словарная диктовка | Формирование навыка написания наречий через дефис | Составить связный рассказ о правописании наречий с дефисом. Тест №5, вариант 3,4 на с.79-80. Упр. 255 | |||
7980 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Изучение нового материала | Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий». | Формирование навыка слитного и раздельного написания наречий, обогащение словарного запаса. | Заполнить таблицу своими примерами, запомнить написание слов в рамках на с. 119-120. Подготовиться к словарному диктанту. Упр. 262 | |||
81 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Изучение нового материала | Выборочный диктант, работа по перфокартам | Формирование навыка употребления мягкого знака в наречиях | Заполнить таблицу «Ь после шипящих в разных частях речи» своими примерами, составить связный рассказ на основе таблицы | |||
82-83 | Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие». | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант | Систематизация знаний, умений навыков | Написать сочинение-этюд по первой строчке из миниатюр М. М. -Пришвина Тест №6, вариант 2,3,4 на с. 82-84 | |||
84, 85 | Контрольный диктант. | Диктант с дополнительными заданиями | |||||||
86-87 | Категория состояния | 3 | Изучение нового материала | Выборочный диктант, работа по перфокартам | Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | Упр. 278, 279, тест на с. 85-88. | |||
88 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Работа с текстом | Закрепление навыков о самостоятельных и служебных частях речи. | § 47, написать миниатюру «Утро в селе», подчеркнуть служебные части речи | |||
89 | Предлог как часть речи. | 1 | Изучение нового материала | Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога | Уметь выделять предлог в тексте | §48. Упр. 288 | |||
90 | Употребление предлогов. | 1 | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант. Редактирование текста | Знания о многозначности предлогов. Формирование орфографических умений и навыков | § 49. Упр. 294 (составить и записать словосочетания, используя подходящие по смыслу предлоги) | |||
91 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Урок изучения нового материала | Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными | Умение отличать производные и непроизводные предлоги | § 50. Упр. 302 (исправить ошибки, указать их вид) | |||
92 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам. Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух, выписать словосочетания с предлогами, сделать морфологический разбор предлогов) | Умение отличать простые и составные предлоги | §51. Упр. 304 § 47-53, повторить. | |||
93,94 | Р/р Сочинение на лингвистическую тему | Урок контроля знаний | Умение писать сочинение на лингвистическую тему. Совершенствование навыка доказывать, аргументировать делать выводы | Повторить§51 | |||||
95,96 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Изучение нового материала | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов | § 53. Упр. 308 (выписать словосочетания с производи, предлогами, затем остальные). Тест №2, вариант 3,4 на с.96-97 | |||
97 | Союз как част речи. Простые и составные союзы. | 1 | Изучение нового материала | Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам | Умение составлять блок-схемы | § 54. Упр. 315 § 55. Упр. 318 Упр. 319 (составить 10 предложений с составными союзами) | |||
98 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор | Умение отличать сочинительные и подчинительные союзы | §56. Упр. 323 | |||
99,100 | Запятая перед союзами в сложном предложении. | 2 | Комбинированный урок | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное | Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении | § 57. Упр. 326 (составить предложения по схемам) | |||
101 | Сочинительные союзы. | 1 | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | §58. Упр. 331 (составить предложения по схемам | |||
102 | Подчинительные союзы. | 1 | Урок изучения нового материала | Конструирование предложений | Умение находить подчинительныесоюзы в предложении и определять их роль | §59. Упр. 337 Тест №1, вариант 2,4 на с. 99-102 | |||
103 | Морфологический разбор союза. | 1 | Изучение нового материала | Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их | Формировать навыки морфологического разбора союза | Упр. 340, используя схемы, составить текст «Мои любимые книги», подготовить устный ответ на тему Тест 3 2, вариант 3,4 на с. 105-107 | |||
104, 105 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | Изучение нового материала | Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи». | Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов | § 61. Упр. 345 (списать, расставить знаки препинания, сгруппировать слова по видам орфограмм) | |||
106,107 | Контрольный диктант.Анализ к/р | Диктант с грамматическим заданием | § 54-61, повторить | ||||||
108 | Частица как часть речи. | 1 | Урок изучения нового материала | Определить значение частиц в тексте | Получить представление о частице как служебной части речи. Умение отличать частицу от других частей речи. | §62. Упр. 359. Упр. 358 (на основе данного текста составить собственный, используя в тексте частицы) | |||
109, 110 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | Урок изучения нового материала. Совершенствование знаний | Составить связный текст «Мир и дружба» | Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы | § 62. Упр.365 | |||
111 112 | Модальные частицы. | 2 | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | Уметь находить частицы в тексте, определять смысловые частицы и их значение | §64. Упр. 367 (списать, выделить частицы, выразительно прочитать предложения) | |||
113, 114 | Раздельное и слитное написание частиц. | 2 | Урок изучения нового материала | Свободный диктант. Работа с текстом | Формирование навыка дефисного написания частиц | §65. Упр. 378 (списать, определить, где то является частицей, место-имением, суффиксом, союзом) | |||
115 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами | Формирование навыка морфологического разбора частицы | §66. Упр. 384 (записать частицы группами). Составить обобщающую таблицу «НЕ с разными частями речи») | |||
116 | Отрицательные частицы. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонима ми с частицей НЕ | Формирование навыка написания отрицательных частиц | §67. Упр. 387 Тест №1, вариант 2,3,4 на с. 113-115 | |||
117, 118 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Диктант «Проверяю себя», работа по перфокартам. | Формирование умения различать частицы НЕ и НИ | §67. Упр. 389 | |||
119, 120 | Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 2 | Контрольный урок | Умение выстраивать схему текста-повествования. | |||||
121 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки, работа на компьютере | Умение различать частицу и приставку НЕ | §68. Упр. 394 Составить связный рассказ о правописании частицы НЕ | |||
122 | Различение на письме частицы НИ и приставки НИ | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант | Умение различать частицу и приставку НИ | §69. Упр. 406 (Стр. 183, контрольные вопросы. Упр. 403 (подготовьтесь с словарному диктанту). | |||
123, 124 | Р/р. Контрольное сочинение | Урок контроля знаний | Сочинение | Умение писать сочинение на аргументировать делать выводы | Повторить правила правописания НЕ и НИ. Составить предложения с сочетаниями НЕ ОДИН - НИ ОДИН, НЕ РАЗ-НИ РАЗ | ||||
125 | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения» | Систематизация знаний по теме «Частица» | Подготовиться к зачёту | |||
126 | Контрольный диктант. | 1 | Контрольный урок | Диктант с грамматическим заданием | С. 183-184 (повторить) | ||||
127 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа над ошибками | Составить словарный диктант «Мои ошибки» | |||||
128-129 | Междометие | 2 | Урок изучения нового материала | Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями | Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков | §70. Упр. 416 | |||
130 | Р/р. Текст. Стили речи | .1 | Комбинированный урок | Анализ текста С.120-124 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Тест на с. 126, вариант 2 | |||
131 | Лексические нормы | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика | Сопоставить омонимы, определить сходства и отличия, определить, какая норма нарушена, Установить правильное ударение в каждом слове | ||||
132 | Грамматические нормы | 1 | Комбинированный урок | Анализ текстов разных типов и стилей | Формирование умения не допускать нарушения грамматических норм | Упр. 423 (доказать, что это текст-рассуждение, сгруппировать орфограммы и пунктограммы) | |||
133 | Интонационные нормы | 1 | Комбинированный урок | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок | Формирование умения не допускать нарушения интонационных норм | Написать рекомендации своим одноклассникам «Как не допускать лексических ошибок» | |||
134 | Нормы построения текста | 1 | Комбинированный урок | Творческое списывание. Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Формирование умении построения текста | Составить предложения, правильно употребляя предлоги С, ИЗ, В, НА Объяснить, как вы понимаете высказывание древнегреческого философа Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»? | |||
135 | Нормы речевого поведения | 1 | Комбинированный урок | Интонационный анализ прозаических и поэтических текстов.. | Речевой этикет | Проанализировать особенности речи окружающих вас людей (родных, знакомых, дикторов, политических деятелей и др.), | |||
136, 137 | Контрольная работа и её анализ | Контрольный урок | Редакторская правка. Упр. 459 (текстоведческий анализ) | Написать небольшой текст на тему «Тишина». Доказать, что ваше сочинение -текст | |||||
138-140 | Резерв |
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные умения и навыки
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008.
- Словари и справочники:Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
- Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
- Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
- Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
- Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
- Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2001
- Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с
Интернет-ресурсы для ученика и учителя.
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Цель: приобщение учащихся к культуре родного народа через введение на уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей; формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов региона.
Основополагающими являются задачи:
развить художественный вкус школьников через анализ текстов;
вызвать интерес учащихся к произведениям УНТ, национально-региональной литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов;
помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.
Ведение национально-регионального компонента в программу по русскому языку предполагает анализ текстов, приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора. Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно-прикладного искусства.
7 класс, русский язык
№ | № урока | Тема урока | Содержание НРК |
1 | 1 урок | Русский язык как развивающееся явление | Место бурятского языка в системе языков |
2 | 4 урок | Этимологические словари | Словари (бурятско-русский, русско-бурятский) |
3 | 15 , 61-62 | Публицистический стиль. | Чтение статьи в газете о родном крае. |
4 | 9, 130 | Текст. Стили речи. | Знакомство с текстами различных стилей речи бурятских авторов. |
5 | 35 урок | Морфология. | Части речи в бурятском языке. |
6 | 86, 95-99 | Служебные части речи | Служебные части речи в бурятском языке |
7 | 19-20 | Причастие и деепричастие | Легенда о Байкале и его дочери |
8 | 39 | Развитие речи .Изложение | А.Ангархаев «Вершина» |
9 | 130 | Повторение в конце года | Д. Жалсараева ''Байкальские строки |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
7 класс
Прочитайте пословицы, переведите на русский язык. В чем особенность данных пословиц по синтаксическому построению. Какова роль служебных частей речи?
Горхо хараагyй аад, гуталаа бy тайла.
Эрдэмдэ hураагyй хyн тэнэг бэшэ, эрдэмдэ hурахаяа оролдодоггyй хyн тэнэг.
Хониной байhан аад, шоно олдохо.
Харайжа алад гараhан хойно: "Хaрагты намай!" - гэжэ hайрха.
Хyндэлэндэ хyлoo бy хэ, хyнэйдэ гараа бу hарбай.
Моригyй аад, эмээл бэлдэбэ.
Намhаа саагуур, наранhаа наагуур.
Зоболон yзooгyй xyн жаргал гээшые мэдэхэгyй.
Хусадаг нохойhоо бy ай, хусадаггyй нохойhоо ай.
Покажите на примерах их жизни, когда можно прибегнуть к той или иной пословице в подтверждение собственного суждения
Какие пословицы заключают в себе осуждающий смысл?
В чем заключается жизненная и поэтическая ценность пословиц?
Составьте свой рассказ, на тему которого указывает русская народная пословица: "Нерадивый да ленивый всегда позади". Подумайте, на каких жизненных ситуациях можно раскрыть обобщающий смысл пословицы и включите ее в свой рассказ.
ТЕМА "ПРИЧАСТИЕ", "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"
7 класс
Сказка-легенда о старике Байкале и его дочери-красавице Ангаре.
...У седого Байкала, дожившего до почтенного старческого возраста, было много сыновей ( Баргузин, Сарма и др. и всего одна дочь юная Ангара. Любил дочь старый Байкал, лелеял, заботился о ней. Но пришло время выдавать дочь замуж. И вот во владения Байкала со всех сторон потянулись женихи. Прискакал на коне быстрый и вспыльчивый Иркут, приехал задумчивый красавец Алят. Но никто из них не нравится юной деве. И вот однажды темной ночью Ангара бежит из отчего дома к могучему богатырю Енисею. Узнав о побеге дочери, Байкал в гневе выхватил из прибрежных скал камень и бросил его вслед беглянке, чтобы преградить ей дорогу. Но Ангара обходит препятствие, с еще большей силой устремляется к Енисею. Повстречавшись, Ангара и Енисей обрели счастье. Брошенный Байкалом камень лежит и поныне, его называют шаманским камнем...
Задания:
Определите тип речи, средства связи предложений в тексте.
Найдите в тексте причастия, покажите, как они образованы.
Найдите предложения с деепричастиями, деепричастными оборотами, составьте схемы предложений.
Объясните этимологию одного из слов имени собственного.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
7 класс
Прочитайте стихотворение Д. Жалсараева ''Байкальские строки". Определите тему, основную мысль. Какие средства языка использованы автором для создания образности?
Гостеприимна традиция наша:
Чтобы друзьями хорошими стать,
Гостю подносится полная чаша
С лучшим напитком, аршану под стать...
Добрый обычай извечен в народе,
И неизменно его существо.
Если встречается он и в природе,
Не подсказала ль природа его:
Чтобы искрилось добро в человеке,
Чтоб не таилось на донышке зла,
Миру земному на вечные веки
Чашу Байкала она поднесла.
1. Расскажите о частице "ль". Какую роль она играет в тексте?
2. Укажите другие служебные слова в тексте. Охарактеризуйте их.
3. Знаете ли вы традиции, обычаи родного народа. Опишите один из них.
4. Объясните этимологию слова аршан.
ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА
7 класс
Прочитайте выразительно стихотворение Д. Жалсараева. Определите главную мысль.
Спросили старца ( что такое счастье?
Он бороды потрогал острие
И, головой качая в знак согласья,
Сказал: "Оно у каждого свое,
Но есть и счастье общее, которым
Ты тоже должен обладать сполна (
Любовь к народу и к родным просторам!
Без них мы все, как без корней сосна,
Как ствол без веток, как без листьев ветка (
И счастье на порог не ступит твой!
Люби народ и землю беззаветно,
И будь любим народом и землей!"
Задания:
1. С помощью чего достигается образность в стихотворении?
2. Выпишите из текста местоимения. Определите, к каким разрядам по значению они относятся.
3. Выпишите глаголы и укажите их грамматические признаки. У какого слова и почему можно указать только постоянные признаки.
4. Напишите рассуждение на тему: "Что такое счастье?"
ИЗЛОЖЕНИЕ
7 класс
В светлую лунную ночь горы кажутся хрупкими, ажурными в сетях серебряных прохладных лучей... Вроде бы они слушают, как журчит маленькая речка в низких своих берегах, неожиданно вскрикнет сонная птица на опушке, фыркнет привязанный к дереву конь и, затаив дыхание, крадется к засаде охотник (браконьер на языке закона (как легко стукнуло копытце изюбра, идущего на водопой, осторожно несущего на макушке многоветвистые рога.
Кажется, будто они слышат, как скользят в горных речках хариусы - темные стрелы в чистой бурлящей воде...
А скрежет трактора долго отдается в ущельях...
Когда-то внимали горы нашему пению, вглядывались в пестрый хоровод - ёхор - вокруг костра, вместе с нами кружились в веселей пляске, эхом отзывались на девичий смех... И замолкала на рассвете последняя песня, но легкие отзвуки еще долго летали от вершины к вершине вдаль..
В полнолуние одна огромная луна сияет над миром... Отраженный свет во тьме таинственнее, чем солнечный, который привычен для нас в суете дня. А полнолуние по лунному календарю время особенное. Говорят, что в это время нельзя поступать плохо, творить зло даже в мыслях, а надо просветляться, очищаться душой. Так говорят старые люди.
И, глядя за тускло сверкающие в целомудренном свете горы, постигаешь смысл этого полнолунного запрета-призыва.
Чувствовал это - так естественно, как человек чувствует воздух и воду, - у Белой скалы, исполинской, из белого кварца. Она казалась чистейшей доской, на которой можно написать слово: "Доброта".
(А. Ангархаев '"Вершина").
Задания:
1. Определите, каким настроением окрашен текст.
2. Подробно перескажите текст.
3. Определите тип и жанр текста.
4. Составьте план текста. Используйте слова, обороты, предложения автора
5. Напишите изложение, близкое к тексту. Подберите для своего изложения такое заглавие, которое бы отражало его тему.
6. Какие действия (знаки своего народа вы знаете? Дайте описание.
Электронные пособия
Русский язык
- 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
- 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
3.Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....