Урок русского языка в 7 классе по теме: "Правописание наречий".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка в 7 классе
Тема урока:
"Правописание наречий".
Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению слитного, раздельного, дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предметном материале.
Задачи
предметные:
создать условия для актуализации знаний о правописании наречий через ранее полученные знания об этой самостоятельной части речи;
формировать познавательные УУД;
инициировать действия учащихся по постановке и разрешению проблемы слитного, раздельного и дефисного написания наречий;
помочь учащимся научиться отличать наречия от омонимичных прилагательных и местоимений с предлогами;
содействовать осмыслению, анализу нового материала и использованию его на практике;
метапредметные:
организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия и использования нового;
способствовать формированию умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию;
содействовать развитию стремления слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении, принимать решение, делать выводы;
личностные:
формировать личностные УУД;
предоставить возможности для развития самоопределения, овладение навыками самокоррекции в процессе совместной деятельности.
Оборудование:
Учебник по русскому языку для 7 класса под ред. Н.М. Шанского.
Авторская презентация (составитель Герман О.В.) для фиксации и обобщения открытых на уроке знаний, встраивания их в систему ранее изученного по теме "Правописание наречий" (алгоритмы, схемы).
Авторские слайды (Герман О.В.) с практическими заданиями для организации деятельности учащихся на уроке.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Мы начинаем наш урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Я много познавательного хочу вам предложить,
Чтоб интересней было наш язык учить.
-Но вначале я вам предлагаю разгадать кроссворд и определить тему нашего урока.
Задание. Заполните клетки наречиями и в выделенном столбике сверху вниз прочтите название части речи. (Кроссворд нарисован на доске.)
1 | н | а | о | т | м | а | ш | ь | |||||
2 | з | а | м | у | ж | ||||||||
3 | п | р | о | ч | ь | ||||||||
4 | н | е | в | т | е | р | п | ё | ж | ||||
5 | в | с | к | а | ч | ь | |||||||
6 | н | а | в | з | н | и | ч | ь | |||||
7 | н | а | с | т | е | ж | ь |
1. проучить, хранилищ, наотмашь.
2. замуж, тягач, задач.
3. прочь, страж, льёшь.
4. наследуешь, перережьте, невтерпеж.
5. училищ, вскачь, толочь.
6. молодёжь, забудешь, навзничь.
7. настежь, передач, блестящ.
- Какое ключевое слово у вас получилось? (НАРЕЧИЕ)
-Как вы думаете, какова же будет тема и цель нашего урока?
(Углубить и расширить знания о наречии как части речи и о правописании наречий).
-Запишите в тетрадях число, тему урока.
-Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:
-активно
-превосходно
-плодотворно
-успешно
-удачно.
2. Мы совершим с вами экскурсию в музей «Наречие». И первый зал, который мы посетим,- «Исторический».
Ребята, вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена сущ.-ные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные - «прилагаются к сущ-ным», местоимения встают на место других имен. А наречия?
-Давайте послушаем рассказ самого Наречия. (Проверка индивидуального домашнего задания).
Выступление ученика в роли Наречия.
--Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому , что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да его у меня и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
-Интересный рассказ о наречии прозвучал, мы узнали его историю, а нас ждет следующий зал.
3. Зал Морфологии и Орфографии.
В этом зале нам предстоит быть не только слушателями, но и самим поработать.
Один ученик работает у доски по карточке, а вы ответьте на следующие вопросы:
-Какие морфологические признаки есть у наречия?
(Главный постоянный морф. Признак-неизменяемость. Наречия имеют разряды по значению, делятся на смысловые группы и степени сравнения. Н-р:
идти (как?) быстро, сказать (почему?) сгоряча, сделать (зачем?) назло, выступить (как?) лучше всех. )
Запишите несколько примеров в тетрадь.
А теперь обратите внимание на экран. Перед вами строки стихотворения И. Бунина:
Ночной холодный ветер с моря
Веезапно залетает в бор;
Он, бешено кружась, бросает
В костер истлевший хвойный сор-
И пламя вспыхивает жадно.
(Скажите, простое предложение или сложное. (сложное). Выпишите грамматические основы (ветер залетает, он бросает, пламя вспыхивает), ( ;- авторские знаки препинания), дееприч. оборот (бешено кружась) выделяется запятыми. Истлевшего, вспыхивает- з/с на конце приставок. Наречие бешено образ. от прилагат. бешеный (нет приставки, нет зависимых слов, значит, это не причастие, а прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида (сравните взбешенный).
- Какие слова помогают автору создать образ ветра как живого существа? (Бешено кружась, вспыхивает жадно- эти наречия обычно характеризуют человека).
Проверка работы у доски (карточка).
– При изучении наречия очень важно знать правописание.
Дома вы провели небольшую исследовательскую работу. Были предложены разные групповые задания. Сейчас посмотрим, что у вас получилось.
1 группа.- Исследование народного творчества. (пословицы и поговорки, где встречается слитное написание наречий, выбрали тему «Родина»).
Н-р: Нигде не дышится так легко, как на Родине.
2. - Исследование литературных текстов.( раздельное написание наречий).
Н-р:
3 группа. Творческая. Были даны юмористические картинки, по которым они должны были составить небольшой текст.(дефисное написание наречий).
Слушаем каждую группу, делаем вывод о слитном, раздельном написании наречий.
(На экране таблица).
Физминутка для глаз и осанки.
6. Работа с учебником. Выписать наречия из упр. , которые пишутся слитно, раздельно, через дефис. ( по группам).
Делаем вывод , обращаем внимание на связь наречия с другими частями речи.
7. Следующий зал- «Этимологический»
Работа с этимологическим словарем (как произошли наречия авось, навзничь, ничком, вдребезги).
Составьте с этими словами словосочетания.
9. Пришло время проверить знания,которые мы сегодня успели повторить.
Тестовая работа.
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оцените результаты своей работы на уроке, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня поработали...
« Без наречий наполовину утратилась бы живописность, выцвела и полиняла эмоционально-экспрессивная окраска речи». П. С. Пустовалов.
Д. з. Написать фразеологизмы с наречиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
Урок. Русский язык. 5 класс. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Аннотация. Аннотация. Аннотация. Аннотация....