Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл. под редакцией Быстровой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_kl_rus.docx | 36.92 КБ |
otkrytyy_urok_8_kl.pptx | 516.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8-А классе на тему: «Обособленные члены предложения. Обособленные определения».
Цель: способствовать усвоению понятия об обособленных определениях; способствовать формированию умения находить условия обособления определений.
Задачи урока:
- Образовательные:
- дать понятие обособления, роли обособленных членов в предложении;
- систематизировать имеющиеся знания и способствовать усвоению новых о постановке знаков препинания при обособленных определениях.
- Развивающие:
-содействовать развитию умения работать с новой теоретической научной информацией, применяя её на практике.
- Воспитательные:
-создать условия для усвоения для усвоения духовно-нравственных категорий: любовь к родной природе;
- формировать эстетический вкус учащихся, приобщая их к чтению образцов художественной литературы.
Планируемые результаты:
Личностные:
-умение работать в парах;
- умение анализировать и отбирать информацию;
Метапредметные:
-Умение организовать свою деятельность, определять её цели, умение вести самостоятельный поиск;
- повышение грамотности и культуры речи
Предметные:
-интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;
-различать основные признаки обособленных членов предложения.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Изучение нового материала.
ХОД УРОКА.
- Организационный этап. Приветствие, организация внимания
- Определение темы и целеполагание (ставят учащиеся).
Слайд 1.
Учитель. Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор
(знаки препинания не расставлены).
- И звезды слушают меня лучами радостно играя.
- Поля покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
- В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей.
- В утренней капле воды отражается весь радужный мир.
Уч-ся. «Лишним» является 4 П., т. к. все остальные осложнены обособленными членами П-я.
Учитель.Какие же конструкции будем мы изучать на уроке, т. что станет темой нашего занятия?
Обособленные члены предложения)
Учитель.Запишите в тетрадях число, тему урока и эпиграф.
Слайд 2.
Обособленные члены предложения.
Знаки препинания служат
нотами при чтении
Учитель. Прочитайте, пожалуйста, слова А. П. Чехова и сопоставьте с темой урока.
Как вы понимаете значение слова «обособленный»?
(Уч-ся высказываются)
Слайд 3.
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.
Обособление – это выделение. (Запишем в тетрадь данное определение).
Ну и в соответствии со всем вышесказанным, давайте определим цель нашего занятия.
Цель: попытаться научиться правильно расставлять ЗП в предложениях с обособлениями.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель. Ну а чтобы узнать, для чего в речи используются обособленные члены предложения, проведем эксперимент: откройте, пожалуйста, учебник на стр. 82 упражнение 89.
Слайд 4.
Прочитайте предложения 1 столбика сначала с обособленными членами, затем без них. Сделайте выводы об их функциях. Для чего используются в речи обособленные члены предложения?
( Уч-ся делают выводы о функциях обособления)
Слайд 5.
- Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
- Насыщает предложение экспрессивным характером.
Обособленные члены дополняют, уточняют, конкретизируют предложение. (Запишем в тетрадь).
? А какие члены предложения могут быть обособленными?
-Обособленные определения, обособл., приложения, обособл. дополнения, обособл. обстоят-ва и уточняющие члены.
Учитель. Каждый из этих видов будет нами изучен, но сегодня мы с вами обратим особое внимание на обособленные определения.
IV. Мотивация.
Прочитайте предложения, выскажите свое мнение о правильности или неправильности постановки запятых.
Слайд 6.
- Бабочки, привлечённые светом, кружились около фонаря.
- Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
- Уставший от волнения, я крепко уснул.
- Молодой и счастливый, бродил он всю ночь по незнакомому городу.
(Выслушиваются ответы учащихся).
Слайд. 7.
Проблемный вопрос:
почему в прочитанных вами предложениях поставлены запятые, т. е. почему определения обособлены?
Можем ли мы ответить на этот вопрос?
(Нет, эта тема ещё не изучена нами, поэтому я подготовила для вас памятки (приложение № 1), которые лежат на ваших столах, также можете открыть и использовать материал параграфа 37 учебника.
Слайд 8.
V. Работа с учебником.
Согласованные и несогласованные определения выделяются
на письме, т. е обособляются, если они:
I. Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова;
II. Несут дополнительную смысловую нагрузку, уточняют;
III. Стоят после определяемого слова;
IV.
1)относятся к личному местоимению,
2)имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) отделены от определяемого слова другими членами предложения.
Учащиеся зачитывают тезисы и подбирают к ним подходящие примеры.
VI. Тренировочные упражнения.
Учитель. Ребята, попытайтесь теперь сами объяснить постановку запятых, подбирая к каждому предложению одно из записанных в памятке объяснений.
Слайд 9.
1.Юный лес,/ в зеленый дым одетый/,тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
(Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова).
2. На ручей,/ рябой и пестрый /,
за листком летит листок.
(Выражены двумя или более согласованными определениями, стоящими после определяемого слова).
3. Была ненастная погода ,/ хмурая.
(Одиночное, несет смысловую нагрузку, уточняет).
Слайд 10.
4. Мы , /квалифицированные врачи/, обязаны помогать людям.
(Относятся к личному местоимению).
5. /Перепачканный краской /, малыш выглядел смешно.
(Стоят перед определяемым словом и имеют обстоятельственное значение (будучи)
6. Окаймлён летучей пеной/,днём и ночью дышит мол.
(Оторваны от определяемого слова).
??? Как вы думаете, в текстах каких стилей чаще всего используются обособленные обстоятельства?
!!!Уч-ся. Они очень широко применяются в художественной литературе и в публицистическом стиле, обособленные члены предложения помогают писателю более ярко передать чувства и переживания.
Учитель. Наш следующий этап – практическая работа по тексту Б. Полевого публицистического стиля.
VII. Систематизация изученного на уроке.
Слайд 11.
Практическая работа в парах (по тексту Б. Полевого, который лежит у каждого на парте.)
Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях,
расставьте знаки препинания, работая в парах.
В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма.
…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.
Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди девочку, спасённую им.
Сержант Николай Масалов был опытным воином, прошедшим войну. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, он был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку.
Словарная работа по тексту Б. Полевого:
- возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой;
- попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики,
- свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия.
Слайд 12.
Учитель.Ребята, все мы знаем, что в 2015 году наша страна 70-летие победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На мой взгляд, главными словами, завершающими наш урок должны стать известные всем строки «Никто не забыт, ничто не забыто…», как и подвиг советского солдата, сражавшегося за Волгоград, Минск, дошедшего до Берлина, о котором рассказал известный писатель Борис Полевой. А скульптор Е. Вучетич создал
проект памятника.Через много лет после войны разыскали солдата, а он и не знал, что имеет прямое отношение к памятнику.
VIII.Рефлексия.
- Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
IX. Выставление мотивированных оценок.
X. Домашнее задание. (См. задание на слайде 13)
1)Упражнение 95.
2)Напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний день» с использованием 8-10 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).
3) Выпишите из повести И. С. Тургенева «Ася» (см. учебник литературы) 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).
Приложение № 1 (памятка).
Согласованные и несогласованные определения выделяются
на письме, т. е обособляются, если они:
I. Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова;
II. Несут дополнительную смысловую нагрузку, уточняют;
III. Стоят после определяемого слова;
IV.
1)относятся к личному местоимению,
2)имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) отделены от определяемого слова другими членами предложения.
Приложение № 2.
Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях, расставьте знаки препинания, работая в парах.
В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам погибшим при штурме города. Это монумент славы армии освободившей Европу от фашизма.
…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.
Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди девочку спасённую им.
Сержант Николай Масалов был опытным воином прошедшим войну. Потерявший в войну своих близких расстрелянных фашистами он был ранен в поверженном Берлине спасая жизнь чужому немецком ребёнку.
Задание:
1) объясните правописание слов « спасённую» и «поверженном»;
2) определите лексическое значение слов, выделенных курсивом;
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаки препинания служат нотами при чтении . А.П. Чехов Двенадцатое марта. Классная работа. Обособленные члены предложения .
Значение слова обособление Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова). Однокоренные слова : особа, особенный, обособленный . Обособление – это выделение .
Упражнение 89. Прочитайте предложения 1 столбика сначала с обособленными членами, затем без них. Сделайте выводы об их функциях . Для чего используются в речи обособленные члены предложения?
Функции обособления Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части. Насыщает предложение экспрессивным характером.
Прочитайте предложения, выскажите свое мнение о правильности или неправильности постановки запятых. Бабочки, привлечённые светом, кружились около фонаря. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. Уставший от волнения, я крепко уснул. Молодой и счастливый, бродил он всю ночь по незнакомому городу.
Проблемный вопрос: почему в прочитанных вами предложениях поставлены запятые, т. е. почему определения обособлены? Можем ли мы ответить на этот вопрос?
III. Стоят после определяемого слова; IV. 1)относятся к личному местоимению, 2)имеют добавочное обстоятельственное значение; 3) отделены от определяемого слова другими членами предложения. Согласованные и несогласованные определения выделяются на письме ,т. е обособляются, если они: I . Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова; II. Несут дополнительную смысловую нагрузку, имеют уточняющее значение;
1 .Юный лес ,/ в зеленый дым одетый/, тёплых гроз нетерпеливо ждёт. Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова. 2. На ручей ,/ рябой и пестрый /, за листком летит листок. Выражены двумя или более согласованными определениями, стоящими после определяемого слова. 3. Была ненастная погода , / хмурая. Одиночное, несет смысловую нагрузку, уточняет. Согласованные определения обособляются, если:
4 . Мы , /квалифицированные врачи/, обязаны помогать людям. Относятся к личному местоимению. 5 . / Перепачканный краской /, малыш выглядел смешно. Стоят перед определяемым словом и имеют обстоятельственное значение (будучи) 6 . Окаймлён летучей пеной / ,днём и ночью дышит мол . Оторваны от определяемого слова
Практическое задание (работа в парах) Задания по тексту: 1) объясните правописание слов « спасённую» и «поверженном»; 2) расставьте знаки препинания, объяснив условие обособления; 3) определите лексическое значение слов, выделенных курсивом.
70-летие победы в Великой Отечественной войне. «Никто не забыт и ничто не забыто….» О подвиге солдата, сражавшегося за Волгоград, Минск, дошедшего до Берлина, рассказал известный писатель Борис Полевой. Скульптор Е. Вучетич создал проект памятника. Через много лет после войны разыскали солдата, а он и не знал, что имеет прямое отношение к памятнику.
Домашнее задание (по выбору ) 1)Упражнение 95. 2)Напишите сочинение-миниатюру на тему «Наша Великая победа» с использованием 8-10 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте). 3) Выпишите из повести И. С. Тургенева «Ася» (см. учебник литературы) 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).
Спасибо за урок! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).
Урок - открытие в изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...
конспект урока с презентацией на тему "Обособленные определения".
Конспект урока с презентацией на тему "Обособленные определения" 9 класс...
Урок русского языка на тему: "Обособленные члены предложения"
Данная разработка представляет урок обощения материала по теме : "Обособленные члены предложения". Рассчитана на 2 часа....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"
Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения новых знанийФорма урока: ...
Урок русского языка по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс
Урок-практикум по теме "Обособленные члены предложения" для учащихся 8 класса нацелен на обобщение и проверку полученных учащимися по данной теме знаний. Материалы урока позволят учащи...
Конспект урока и презентация по теме "Обособленные обстоятельства"
Учебные материалы включают в себя конспект урока и презентация по теме "Обособленные обстоятельства". Используется цифровая технология с применением на уроке голосового помощника и плат...
Урок систематизации ЗУН по теме "Обособленные члены предложения"
Урок систематизации знаний, умений и навыков рассчитан на учеников 8 класса. Способствует формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся....