Урок систематизации ЗУН по теме "Обособленные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок систематизации знаний, умений и навыков рассчитан на учеников 8 класса. Способствует формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosoblennye_chleny_predlozheniya_.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Обособленные члены предложения
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний с введением новых сведений по теме)
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся об обособленных членах предложения и знаках препинания при них. Проверка знания теоретического материала по теме, формирование умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, использование указанных конструкций в связной речи.
Ззадачи урока:
1. Повторить и систематизировать сведения об обособленных членах предложения.
2. Знать признаки обособленных членов предложения, изобразительно-выразительную роль данных конструкций.
3. Уметь находить, определять их синтаксическую роль, составлять схемы, конструировать предложения с обособленными членами предложения.
4. Развивать речь учеников, интерес к языку, воспитывать коммуникабельность.
Планируемые результаты: Называть основные признаки обособленных членов предложения. Правильно использовать в предложениях. Устанавливать связь, рассуждать и делать выводы: предложения с обособленными членами как средство художественной выразительности; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к русскому языку.
Предметные результаты обучения: выявлять и знать обособленные члены предложения при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.
Метапредметные результаты
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
- Оценивать работу одноклассников;
- Получать различную информацию из различных источников.
Образовательный аспект:
- Проверить степень усвоения материала по теме "Обособленные члены предложения", выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;
Развивающий аспект:
- Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Коммуникативной: владеть основными приемами устной и письменной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации и др.);
Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные знания для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
Социальной: определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.
Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная,
в группах.
Оборудование: презентация, учебник, рабочие тетради.
Глядя на мир, нельзя не удивляться!
Козьма Прутков
I. Работа с эпиграфом.
-Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Согласны ли вы с этим утверждением? Что сегодня вас удивило? (ответы учащихся)
-Мир в его многообразии действительно достоин удивления. Запишите эпиграф, проанализируйте его с точки зрения строения, пунктуации. Что можно отметить?
Комментируем, графически обозначая особенности строения: простое повествовательное предложение, восклицательное, односоставное, безличное; сказуемое выражено словом категории состояния нельзя с примыкающим инфинитивом, предложение распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом.
-Что вам известно об авторе этого высказывания?
-На уроке мы больше узнаем об авторе этого афоризма, повторим материал об обособленных членах предложения, закрепим умение пунктуационного оформления обособленных членов предложения.
Записываем тему урока.
II. Работа с текстом о Козьме Пруткове. Текст записывается под диктовку.
1)Жил в 19 веке писатель, которого никогда не было. 2)Биография была, книги, написанные ярко и образно, были, а его, ироничного и немного самовлюблённого, никогда не было. 3) Имя этого писателя- Козьма Прутков. 4)Под этим именем, интересным псевдонимом, писали юмористические произведения Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы. 5)Наряду со стихами и драмами, Козьме Пруткову принадлежат глубокомысленные изречения, прочно вошедшие в нашу речь. 6)Именно он утверждал, что счастье находится в руках самого человека: «Если хочешь быть счастливым, будь им».
Словарная работа:
Псевдоним- вымышленное имя писателя, артиста.
Изречение- кратко изложенная мысль, афоризм.
-Давайте проанализируем каждое предложение этого текста, определяя особенности структуры и виды обособления. По ходу работы заполняем примерами таблицу «Обособленные члены предложения».
Краткая характеристика предложений:
- СПП
- Сложное предложение, разные виды связи; обособленное определение, выраженное причастным оборотом; обособленное определение, относящееся к личному местоимению.
- Простое предложение, тире между подлежащим и сказуемым.
- Простое предложение, обособленное приложение, очп.
- Простое предложение, обособленное определение, выраженное причастным оборотом; обособленное дополнение.
- Сложное предложение, разные виды связи.
-Определите роль обособленных членов предложения. (Автор испоьзует обособленные члены предложения, чтобы сделать речь образной, яркой, эмоциональной.)
Определение | Приложение | Обстоятельство | Дополнение |
…, сущ., причастный оборот,… | …сущ., сущ. с зависимым словом,… | А) …деепричастный оборот, глагол… Б) …глагол, деепричастный оборот, … | Обороты со словами: кроме, помимо, сверх, за исключением, наряду с, вместо, в отличие от, по сравнению с |
…сущ., одиночное прил.,… | Нарицательное имя сущ., сущ…. | А) …, деепричастие, глагол… Б) …глагол, деепричастие,… | |
А) (…), личное местоимение… Б) Личное местоимение, (…),… | А) Сущ., личное местоимение… Б) Личное местоимение, сущ., | А)…,несмотря на…, глагол Б) …глагол, несмотря на…,… | |
…сущ.,прил. с зависимым словом,… | Как…, сущ. ;оборот с как имеет добавочное значение |
III. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления.
-Из двух предложений составьте одно, осложнённое обособленным членом предложения, и вы получите высказывания Козьмы Пруткова, вошедшие в книгу «Плоды раздумья».
1) Бросая в воду камешки, смотри на круги, иначе такое бросание будет пустою забавою. Камешки образуют круги на воде.
2) Гений подобен холму. Холм возвышается на равнине.
3) Смотри вдаль- увидишь даль; смотри в небо- увидишь небо; смотри в зеркало- увидишь только себя. Взгляд в маленькое зеркальце.
(Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине. Смотри вдаль- увидишь даль; смотри в небо- увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.
IV.Работа по составлению высказываний, разбитых на части. Объяснение знаков препинания.
Копая другому яму… | …не излишне придерживать картуз свой за козырёк. |
Единожды солгавши… | …соберись с духом. |
Принимаясь за дело… | …потерявши- плачем. |
Что имеем- не храним… | …кто тебе поверит? |
Взирая на высоких людей и на высокие предметы… | …сам в неё попадёшь. |
-Записываем полученные варианты, графически объясняя постановку знаков препинания.
V. Творческая работа.
-Выберите одно из данных изречений, в двух- трёх предложениях объясните, как вы его понимаете.
VI. Рефлексия. Заключительная беседа по возникшим вопросам. Подведение итогов. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание: подберите примеры, иллюстрирующие таблицу «Обособленные члены предложения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".
Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.
Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....
Урок систематизации и обобщения знаний "Односоставные предложения"
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.Вид урока: Комбинированный (повторение, закрепление, открытие новых знаний).Цели урока: Обобщение знаний по теме урока, определение роли односоставных...