конспект урока с презентацией на тему "Обособленные определения".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Татьяна Ивановна Желтышева

Конспект урока с презентацией на тему "Обособленные определения" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_opredeleniya.docx24.66 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku.pptx680.88 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx27.86 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx13.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

г. Анжеро - Судженск

Конкурсный урок

Тема: Обособленные определения.

9 класс

Учитель:

Желтышева Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№22»

2012г.

Введение

Данный урок является уроком повторения темы «Обособленные определения» с прямой направленностью на подготовку к ГИА

Цель урока - повторить и закрепить общие правила обособления распространенных и нераспространенных определений.

Тема обладает большой значимостью,  поскольку задания части В на итоговой аттестации содержат вопросы , связанные со знаниями обучающихся по данной теме.

Совместно с повторением заявленной темы на уроке затрагиваются и другие вопросы, которые также присутствуют на итоговой аттестации (способы сжатия текста, определение художественных средств, фонетическая  организация слова и др.)

На уроке используются разные формы деятельности учащихся, что предотвращает чрезмерную утомляемость детей во время урока, проводится физкультминутка, темп урока соответствует гигиеническим нормам, предъявляемым к уроку, презентация  не дает лишней нагрузки на глаза из-за отсутствия излишней информации и рисунков.

Содержание материала подобрано с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей учащихся (работа по карточкам);  используются примеры  из художественных текстов, что способствует развитию речи детей.

Тема: Обособленные определения

Цель: повторение и закрепление общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений, подготовка к ГИА.

Задачи:

обучающие: 

-  формировать умение находить предложения с обособленными членами в тексте;

-  формировать практические навыки выделения запятыми обособленных определений;

-  формировать умение находить грамматические условия обособления определений;

развивающие: 

-развивать умение логически излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее знаниями по теме;

воспитывающие:

-  содействовать развитию познавательного интереса к предмету;

-   наблюдать за языковыми явлениями в

художественном тексте, чувствовать красоту родной речи

Тип урока:  урок повторения

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, презентация урока, варианты работ для ГИА, карточки для рефлексии, оформленная доска

Эпиграф: «Знаки препинания служат нотами при чтении» А.П. Чехов

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Методическое обеспечение

коллективная

индивидуальная и групповая

Организационный момент

Проверка го-товности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок.

Обеспечить готовность, эмоциональный настрой на урок.

Работа по развитию речи

Обращение к эпиграфу урока

Объяснение смысла высказывания Чехова

Зачитывание высказываний , приготовленных учениками

Слайд №1 

Определение темы и цели урока

-обратите внимание на  задание   В 4 в вариантах работ ГИА

Формулируют тему урока и причины ее повторения

 Слайд  №2

Повторение правила

Наблюдая за предложениями, сформулируйте правило обособления определений

Читают предложения, соблюдая верную интонацию.

Озвучивают правило обособления определений, подкрепляя их примерами со слайда.

Слайд №3

  Слайд 4

Усвоение  материала

Распределить предложения на две группы.

1 вариант:

обособленные распространенные определения 2 вариант обособленные нераспространенные определения

Работа по вариантам. Объяснение выбора предложений

Слайд 5

Закрепление

материала

Записать предложения, добавив обособленные определения

двое работают у доски;

- получают карточки с заданиями

Приложение1,2

Слайд  6

физкультминутка

Проверка усвоения  знаний,

самостоятельная работа

Анализ текста по заданию

Работа с текстом по заданию

Слайд7

распечатанный вариант

текста

Информация о домашнем задании

Объяснение домашнего задания.

 

Запись домашнего задания.

Разноуровневое домашнее задание: выписать из художественного текста 10 предложений с обособленными определениями (1группа), выполнить тестовые задания (2 группа)

Слайд 8

Приложение 4

Итоги урока.

Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Попробуйте ответить на некоторые вопросы.

Вопросы для фронтального опроса.

-какова тема урока и его цель;

-достигнута ли поставленная цель?

-каковы условия обособления определений?

 На партах лежат сигнальные карточки трех цветов: красная – «всё понятно», зеленая – «есть затруднения», синяя – «нужна помощь». Выберите карточки по мере вашего усвоения материала, подпишите их и сдайте.

Работа с сигнальнымикарточками

 

Слайд9

Сигнальные карточки

Слайд 10

Ход урока:

1 Организационный момент.

 Слово учителя.

Здравствуйте ребята, сегодня мы проводим очередной урок в рамках подготовки к  ГИА.  Но перед тем как начать работу давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.

 А.П. Чехов: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

Слайд 1

- как вы понимаете данное высказывание?

2. Развитие речи (проверка домашнего задания). Учащиеся зачитывают  высказывания о знаках препинания, которые они подготовили дома и объясняют их смысл.

4.Определение темы и цели урока

Думаю, вы поняли, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Конечно о знаках препинания, точнее о конкретной теме. Чтобы понять какой, давайте обратимся к вариантам части В на ГИА, а в частности к  заданию В4.

Попробуйте сами сформулировать тему урока (запись числа и темы в тетрадях)

Слайд 2

5. Повторение правила обособления определений, с опорой  на примеры.

-Наблюдая за предложениями, сформулируйте правило обособления определений Слайд 3

(Читают предложения, соблюдая верную интонацию)

Озвучивают правило обособления определений, подкрепляя их примерами со слайда. Слайд 4

(памятки  приложение 4)

6.Усвоение материала

Распределить предложения на 2  группы по вариантам, графически обозначить обособленные определения

1 вариант: обособленные распространенные определения

2 вариант: обособленные нераспространенные определения

Слайд 5

7. Закрепление материала

Двое учеников работают у доски (приложение1)

Трое получают карточки с индивидуальными заданиями (приложение 2). (Дополнительный вопрос  для чего подобрано такое задание? Повторение способов сжатия текста)

Остальные работают в тетрадях над заданием Слайд 6

физкультминутка

8.Проверка усвоения знаний, самостоятельная  работа. (Приложение3)

Слайд 7

9 .Комментирование домашнего задания.

Выписать из художественного текста 10 предложений с обособленными определениями (1группа), выполнить тестовые задания (2 группа) (приложение 4)

 10.Итоги урока

Наш урок подходит к концу, давайте попробуем подвести итог.

-какова тема и цель урока?

-достигнута ли поставленная цель?

-каковы условия обособления прилагательных? Слайд 9 

Рефлексия

На партах лежат сигнальные карточки трех цветов: красная – «всё понятно», зеленая – «есть затруднения», синяя – «нужна помощь». Выберите карточки по мере вашего усвоения материала, подпишите их и сдайте. Слайд 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знаки препинания служат нотами при чтении» А.П. Чехов

Слайд 2

Цель: повторение и закрепление общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений, подготовка к ГИА. Тема : Обособленные определения

Слайд 3

Мы издали увидели речку, блестящую на солнце. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. Усталая, она не могла идти дальше. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался своим размышлениям. Сегодня она, в новом ярком платье, резко выделялась среди других ребят. Ферапонт , в жилете и ситцевой рубахе, стоял у лавки.

Слайд 4

Выделяются запятыми примеры 1. Любые определения , если они относятся к личному местоимению Дружившие с детства, они никогда не расставались 2.Согласованные распространенные определения, если они стоят после определяемого существительного Ягоды, собранные детьми, были вкусны. 3.Однородные согласованные определения, стоящие после определяемого существительного Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу. 4.Согласованные определения , если они имеют дополнительное обстоятельственное значение. Размытая дождями , почва не пригодна для сева. 5.Несогласованные определения, если они стоят после определяемого существительного собственного Ферапонт , в жилете и ситцевой рубахе, стоял у лавки. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями

Слайд 5

Мать протолкалась вперед и смотрела на сына снизу вверх полная гордости (Горький) Алеша задумчивый направился к отцу (Достоевский). А театр осаждало людское море буйное напористое (Н. Островский). Потом пришла весна яркая солнечная (Горький). Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра (Л. Толстой). Люди же изумленные стали как камни (Горький)

Слайд 6

причастным оборотом: Елки казались праздничными. прилагательным с зависимым словом: На небе задумчиво замерли легкие облака. одиночными прилагательными: Ветер дул прямо в лицо Запишите предложения, добавив в них обособленные определения , выраженные

Слайд 7

В тексте используются выразительные средства. Какие? Укажите номера предложений с обособленными определениями Из предложения 3 выпишите слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного. Укажите количество грамматических основ в предложении 5 Задания к тексту

Слайд 8

(1группа) Выписать из художественного текста 10 предложений с обособленными определениями (2 группа) Выполнить тестовые задания Домашнее задание

Слайд 9

Цель: повторение и закрепление общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений, подготовка к ГИА. Тема : Обособленные определения

Слайд 10

красная – «всё понятно», зеленая – «есть затруднения», синяя – «нужна помощь». Сигнальные карточки

Слайд 11

Спасибо за урок!!!!



Предварительный просмотр:

Приложение 1 

Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.

1.Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...

2.Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис) вершины гор, рисовались (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небосклоне. (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)

(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё)|, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.

Приложение 2

Задание. Замените придаточное предложение обособленным определением. Готовый вариант запишите, графически обозначьте обособленные определения.

1.Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.

2.Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей подобных Печорину.

3. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазело, который  стоял у спинки кровати.

-как называется  данный способ сжатия текста? (упрощение)

Приложение 3

Задание :

  1. Какова тема текста?

(В тексте говорится об отдыхе русских солдат после боя).

  1. Сформулируйте основную мысль текста.

(Автор показывает особенность русского характера: после тяжелого боя солдаты находят в себе силы шутить, смеяться, балагурить).

  1. Какие ключевые слова подтверждают основную мысль текста?

(Слова поле покрыто воронками, спекшаяся земля, говорят о недавнем бое. Α слова веселый голос, взрывы дружного хохота, улыбнулся, кто-то смеялся, неистребимый народ говорят об особенностях русского характера).

  1. Определите стиль текста и аргументируйте свой ответ.

(Текст принадлежит к художественному стилю. Это фрагмент из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину». Задача речи – нарисовать словами картину, выразить свое отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Высказывание является эмоциональным.

5. В тесте используются выразительные средства. Какие

Эпитеты: спекшаяся земля, неистребимый народ, сладкий дымок, смеялся устало и тонко

Метафоры: пулеметное гнездо, взрывы хохота, окаймленными спекшейся землей.

Сравнение: воронки, словно язвы.

Со стороны синтаксиса – большое количество однородных членов предложения (не только однородных сказуемых, но и обстоятельств, и определений).

6.Определите тип речи данного текста.

7.Укажите номера предложений с обособленными определениями

8 .Из предложения   3    выпишите слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного.

9. укажите количество грамматических основ в предложении 5

Текст

1.Все поле впереди и сзади окопов было, словно язвами, покрыто различной величины воронками, окаймленными спекшейся землей.  2.Крыши хуторских домов и все вокруг выглядело теперь необычно: ново, дико и незнакомо.

3. Почти всюду над стрелковыми ячейками курился сладкий, махорочный дымок, слышались голоса бойцов, а из пулеметного гнезда, оборудованного в старой силосной яме, доносился чей – то подрагивающий веселый голос. 4 Голос, прерываемый взрывами такого дружного, но приглушенного хохота, что Лопахин, пройдя мимо, улыбнулся, подумал: «Вот чертов народ, какой неистребимый!...»

5. Кто-то там, в просторном окопе, смеялся устало и тонко, но безостановочно, словно его, связанного, усердно щекотали.  6. Лопахин, все еще улыбаясь, миновал пулеметчиков и, обходя воронки, догнал связного.

                                                               «Они сражались за родину» М.Шолохов

Приложение 4

Тест «Готовимся к ГИА. Задание В4. Обособленные определения» для 9 класса

1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади. (Г.Федосеев)

2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.

(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку. (Б.Полевой)

3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога. (О.Селянкин)

4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх... (В.Осеева)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища. (К.Паустовский)

6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным определением. Напишите их номера.

(1) Было видно, как под пароходом кипит и кружит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку и свесясь в море. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз. (6) Она три раза махнула платочком стоявшему на мостике капитану и улыбнулась. (И.Соколов-Микитов)

7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Далеко тянется казенный лес. (2) Прорезают его глубокие овраги, густые ельники и заросшие крапивой чащи. (3) В середине этого леса на развилке двух дорог стоит хата. (4) Давно проржавела ее крыша, повалился плетень, засох старый колодезь. (5) Позади хаты круто сбегает вниз глухой овраг, густо заросший ежевикой и малиной. (6) На дне оврага, не смолкая ни днем ни ночью, журчит ручей. (7) Из-за густой зелени и обступивших со всех сторон деревьев хата Якова только одним боком высовывается на дорогу, словно любопытная девушка большой белой шали. (В.Осеева)

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной, и перед ней раскрылась тишина. (Р.Фраерман)

9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу. (6) И долго слышался удаляющийся треск падающих деревьев.(Г.Федосеев)

10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Как только Гиляров начинал говорить, мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг. (2) Мы следили за неясным бормотаньем профессора, завороженные чудом человеческой мысли. (3) Гиляров раскрывал ее перед нами неторопливо, почти сердясь. (4) Великие эпохи перекликались одна с другой. (5) Нас не оставляло ощущение, что поток человеческой мысли нельзя разъять на части, что почти невозможно проследить, где кончается философия и начинается поэзия, а где поэзия переходит в обыкновенную жизнь. (К.Паустовский)

Приложение 4

ПАМЯТКА

Универсальные условия обособления определений всех видов.

  1. Постпозиция (по отношению к определяемому слову).
  2. Связь с личным местоимением.
  3. Дополнительное обстоятельственное значение.
  4. Дистантное положение (по отношению к определяемому слову).

Приложение 3

Задание :

  1. Какова тема текста?
  2. Сформулируйте основную мысль текста.
  3. Какие ключевые слова подтверждают основную мысль текста?

4. Определите стиль текста и аргументируйте свой ответ.

5. В тесте используются выразительные средства. Какие?

6.Определите тип речи данного текста.

7.Укажите номера предложений с обособленными определениями

8 .Из предложения   3    выпишите слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного.

9. укажите количество грамматических основ в предложении 5

Текст

1.Все поле впереди и сзади окопов было, словно язвами, покрыто различной величины воронками, окаймленными спекшейся землей.  2.Крыши хуторских домов и все вокруг выглядело теперь необычно: ново, дико и незнакомо.

3. Почти всюду над стрелковыми ячейками курился сладкий, махорочный дымок, слышались голоса бойцов, а из пулеметного гнезда, оборудованного в старой силосной яме, доносился чей – то подрагивающий веселый голос. 4 Голос, прерываемый взрывами такого дружного, но приглушенного хохота, что Лопахин, пройдя мимо, улыбнулся, подумал: «Вот чертов народ, какой неистребимый!...»

5. Кто-то там, в просторном окопе, смеялся устало и тонко, но безостановочно, словно его, связанного, усердно щекотали.  6. Лопахин, все еще улыбаясь, миновал пулеметчиков и, обходя воронки, догнал связного.

                                                               «Они сражались за родину» М.Шолохов



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА необходимо целенаправленное повторение материала, изученного в 5-9 классах.                                                                          В данной работе была предпринята попытка создания методической разработки по теме  « Обособленные определения». Урок ориентирован на совершенствование пунктуационной грамотности учащихся, а также углубление знаний и развитие умений учащихся по фонетике, синтаксису и анализу художественного текста.

Урок имеет следующие этапы:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Определение темы и цели урока (для учителя и для учеников)
  4. Повторение ранее изученного материала, путем анализа предложений.
  5. Усвоение материала
  6. Закрепление материала.
  7. Самостоятельная работа, на проверку степени закрепленности знаний
  8.  Комментирование домашнего задания
  9. Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание носило поисковый характер и способствовало развитию речи и кругозора учащихся.

Тему и цель урока ребята ставят для себя сами, делая выводы из анализа эпиграфа к уроку.

Правило постановки знаков препинания ребята вспоминают самостоятельно, наблюдая за предложениями. Тут же определяют интонацию чтения предложений с обособленными определениями.

В ходе выполнения  ряда упражнений учащиеся усваивают и закрепляют повторяемый материал. Упражнения подобраны с учетом возрастных и индивидуальных интеллектуальных способностей.   Проводится коллективная, индивидуальная работа, работа у доски и по карточкам.

Проверка степени усвоения материала осуществляется посредством проведения самостоятельной работы, по своей структуре очень похожей на работу на ГИА.

Домашнее задание также носит дифференцированный подход, в зависимости от уровня способностей, учащиеся получают задания  различной степени сложности.

Итоги урока подведены. Ребята осознают, что урок был результативным и знания, освеженные в памяти, очень пригодятся на ГИА

 Наличие презентации помогает сделать урок мобильным, быстро переходить от одного вида работы к другому.

На уроке соблюдены гигиенические нормы, проведена физкультминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".

В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл.  под редакцией Быстровой...

Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....

Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....

Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся....

План-конспект урока по алгебре 7 класс «Определение степени с натуральным показателем»

Представляется разработка урока для 7 класса по теме «Определение степени с натуральным показателем». Учебник «Алгебра» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др....

План-конспект урока по алгебре 8 класс «Определение степени с целым отрицательным показателем»

Урок алгебры в 8 классе по теме «Определение степени с целым отрицательным показателем». Учебник «Алгебра» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др....