Урок русского языка по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок-практикум по теме "Обособленные члены предложения" для учащихся 8 класса нацелен на обобщение и проверку полученных учащимися по данной теме знаний.  Материалы урока позволят учащимся отработать  умение видеть случаи обособления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obosoblennye_chleny_predlozheniya_8_klass.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 Ненецкого автономного округа

 «Средняя школа с. Ома»

Урок по теме

«Обособленные члены предложения».

      8 класс

Учитель

русского языка и литературы

Вольхина

Надежда Георгиевна

   2018

Обособленные члены предложения.

Цели:

  •  Обобщить и закрепить полученные  на предыдущих уроках  сведения об обособленных членах предложения  
  • Отработать  умение видеть случаи обособления  или  второстепенных  членов предложения.
  • Предоставить возможность учащимся самореализоваться в теме  на различных уровнях (теория, практика, творческие задания)
  • Повторить написание наиболее трудных для класса слов.

Оборудование и наглядность:

      Карточки, опорные таблички, ТСО ( мультимедийный проектор), компьютер.

     Организационный момент.

Объявление темы урока, целей. Знакомство с планом урока.

Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения».

Работать будем в группах, но каждому  предоставится  возможность  самореализоваться  в теме на различных  уровнях  и оценить самим свою работу  на уроке.

Моими ассистентами на уроке будут  Катя и Алена.

Открыли тетради, записали дату. Классная работа, тема урока «Обособленные члены предложения». Словарный диктант.  Двое желающих к доске. Если нет желающих, идут ассистенты.

  1. Словарный диктант. ( Все пишут в тетрадях, 2 человека у доски. По окончании работы  ассистенты проверяют записи на доске, остальные сверяются с доской. Все выставляют себе оценки на полях карандашом: ни одной ошибки-«5»; 1-2 ошибки-«4»; 3-4 ошибки- «3»; 5 и более ошибок- «2»).

          Как будто, потому что, так как;  как-нибудь, кое-что, где-то, все-таки; стоять справа, плыть  вдали, находиться  внизу,  быть вверху,  пройти понизу, уехать недалеко, задержаться ненадолго.

Задание:  Определите  орфограммы, объединившие эти слова  ( сложные союзы, дефисное написание  слов, слитное написание наречий).

  1. Карточки с темами. Подходят ассистенты, вытягивают для своих команд карточку с номером группы. В номере зашифрована тема, по которой вы будете работать на уроке. Каждый самостоятельно оценивает свой ответ и выставляет оценку на полях, напротив работы. В конце урока подвести итоги по выполненным заданиям и выставить оценку. Если вы сомневаетесь в справедливости своей оценки, обратитесь к учителю или ассистенту.

1 группа – Обособленные обстоятельства.

2 группа – Обособленные определения и приложения.

          2 группа.  На столах лежат карточки. Перед вами предложения. Вы должны выбрать по два        предложения, но так, чтобы все предложения были охвачены. Распределите, у кого какие будут предложения. Ассистент организует работу.  

Задание каждому: Переписать предложения, расставить знаки препинания, указать причину обособления, графически объяснить.

Задание группе: Сформулируйте принцип объединения в одну группу этих предложений. На какие подгруппы можно разделить записанные предложения?

( Обособленные определения;  подгруппы - определения и приложения)

1 группа.  Погружение в теорию.

Задание: Назовите известные вам случаи обособления  и необособления  обстоятельств.

                 За правильный ответ  ставим себе маленькую «4». «4», потому что не прошу  примеров; если же ответ будет с примером и полный, четкий – ставим себе «5».  

4.             1 группа. Погружение в теорию состоялось. Мы вспомнили все случаи обособления      обстоятельств. А теперь подтвердим свои знания на практике. На столах лежат карточки. Перед вами предложения. Вы должны выбрать по два  предложения, но так, чтобы все предложения были охвачены. Распределите, у кого какие будут предложения. Ассистент организует работу.

Задание каждому: Переписать предложения, расставить знаки препинания, объяснить причину обособления, графически объяснить.  Если затрудняетесь, проконсультируйтесь с ребятами из группы. Выполнив все, обменяйтесь тетрадками с соседом или попросите проверить ассистента.

Задание группе: Сформулируйте принцип объединения в одну группу этих предложений.

                 2 группа.  Погружение в теорию.

Задание:  Вы уже выполнили практическую часть и тем самым вспомнили все теоретические сведения о нужных вам  обособленных членах.

 Вопрос: По какому принципу  объединены в одну группу эти предложения? Какие две подгруппы можно выделить?

 ( Предложения с обособленными  определениями и приложениями)

Назовите известные вам случаи обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений и приложений, стоящих как перед, так и после определяемого слова. За правильный ответ с примером можете ставить себе «5», за правильный ответ без примера – «4»; за неполный ответ –«3».

5.     1 группа.

Задание:  Составьте предложения, употребив как обособленные  данные слова и обороты.  

По два предложения каждому ученику. Организует работу ассистент.

   

    Вследствие неосторожного обращения с огнем,  благодаря правильному лечению, спустя рукава, скрепя сердце, нехотя, шутя, свернувшись в узел и глядя в море, ворча и оглядываясь.

       2 группа.  Проверка практической части.

Задание:  Читаем предложения со всеми знаками препинания, объясняем причину обособления.

6.    1 группа.  Проверка практической части.

Задание:  Читаем предложения со всеми знаками препинания, объясняем причину обособления.

   Вопрос-задание: Сформулируйте принцип объединения в одну группу этих предложений.               (Обособленные обстоятельства)

      2 группа. 

Задание:  Составьте предложения,  употребив как обособленные  данные  слова и обороты.

По два предложения каждому. Организует работу ассистент.

Великий русский ученый, популярный детский писатель, неотправленные письма, теплый и ласковый,  взволнованный, измученные тяжелой дорогой, поросшие деревьями, большой и тенистый.

7. Проверка составленных предложений. Для всего класса, для обеих групп. Читают только желающие, ставят за работу оценку ( «5», «4», «3»), т.е. ту, которую они, по их мнению, заработали, но только в том случае, если правильно составлены предложения. Остальные покажут свои предложения либо учителю, либо ассистентам после урока, но не позже. Если есть сомнение в правильности выполнения задания и не знаете, какую оценку поставить, поставьте вопрос.

8. Доска. Записаны предложения. Выбираем одно из доступных для выполнения  предложение, выписываем его и выполняем полный синтаксический и пунктуационный разбор. К доске идут  самые смелые и уверенные в правильности выполнения задания ученики.

Несколько человек с места дают характеристику предложения, схему на доске.

  опред. слово                                                       об.согл. опр., выр. П.О.  

1) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со стонами и свистом.

   

  обос. согл. опред. с обст. значен. прич., выр.П.О.

2) Испуганная  отчаянием  моего отца, матушка  не смела  при нем плакать.  ( Матушка не смела плакать при отце, так как была испугана его отчаянием.)

                                                                                                       Об. согл. нераспр. опред., соед. союз.и

3) Между бревнами зиял зеленый коврик мха и листвы, коварной и обманчивой.

            Прилож. с союз. как, имеющее добав. обст.знач. прич.

4)Дуб, как очень крепкое дерево, применяется  для изготовления паркета. ( Так как дуб очень крепкое дерево, он применяется для изготовления паркета.)

                                                              об. обст., выр. Д.О.                                    опред. слово

 5) Сотни снарядов и мин, со свистом и воем вспарывая горячий воздух, летели из-за высот, 

опред. слов.                                                  об. обст., выр. Д.О.

рвались возле окопов, вздымая брызжущие осколками черные фонтаны земли и дыма,

                                    обособл. обстоят., выраж. Д.О.

вдоль и поперёк перепахивая и без того сплошь усеянную воронками извилистую линию обороны.

                                                       опред. слов.       обос. опред., выр. П.О.

6) Я помню, что  в продолжение ночи, предшествующей  поединку, я не спал  ни минуты.

Вв. слов., выр. разл. чувс.    об. обст.,выр сущ. в косв. пад. с предл.         сост.именное сказуемое

    7) К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.

9. Подводим  итоги. Выставляем общую оценку на полях. Подняли руки те, кто смог оценить все свои задания и выставил без колебаний себе оценку.

10. Рефлексия своей деятельности на уроке.

       Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Какие трудности испытали? Что получилось хорошо, а что не очень или совсем плохо?  Что можно было сделать лучше и что помешало сделать это? На что нужно ещё раз обратить внимание на следующих уроках ( Имеются в виду обособленные члены предложения)?

11. Домашнее задание.

     1)Составьте тест из 10 заданий по теме « Обособленные члены предложения», включив в него вопросы на все изученные пунктограммы.  Задания составить аналогичные тем, какие мы делали в классе. ( На листочках.)

    2) Составьте  или подберите по одному предложению на каждую пунктограмму по теме «Обособленные предложения», тем самым подготовив карточки для последующих восьмиклассников. Работу выполнить на листочках.

   3)  Переписать предложения, расставить знаки препинания, объяснить причину обособления.

        ( На «3»).

   4) Ассистентам: составить словарный диктант из 20-30 слов  на наиболее трудные для класса случаи написания слов. Материалом послужат тетради ваших одноклассников.

12. Тетради сдаем для того, чтобы я выставила оценки  в журнал.

Группа 1.

Карточка №1.

Задание.

Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, укажите причину обособления, графически объясните.

  1. Пройдя несколько шагов казаки свернули с канавы.
  2. Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днем.
  3. Жизнь устроена так дьявольски что не умея ненавидеть невозможно искренне любить.
  4. Мы не просто читали стихи а желая их запомнить выучивали наизусть.
  5. Волны несутся гремя и сверкая.
  6. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.
  7. Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее.
  8. Отчего это вашу тяжёлую тележку четыре быка тащат шутя?
  9. Сломя голову я несся на спортивную секцию не желая своим опозданием подвести  команду.
  10. Несмотря на морковный румянец она была миловидна.
  11. Благодаря хорошей погоде  в этом году был прекрасный урожай.
  12. Поезд согласно расписанию  прибыл в пять часов.
  13. В сенях трещала  догоревшая свеча в деревянной тарелке и казак мой вопреки  приказанию спал крепким сном держа ружьё обеими руками.
  14. Впрочем  ввиду недостатка времени не будем отклоняться  от предмета лекции.

Карточка № 2.

Задание:  Составьте предложения, употребив как обособленные  данные слова и обороты.  

По два предложения каждому ученику. Организует работу ассистент.

   

    Вследствие неосторожного обращения с огнем,  благодаря правильному лечению, спустя рукава, скрепя сердце, нехотя, шутя, свернувшись в узел и глядя в море, ворча и оглядываясь.

Группа 2.

Карточка№1.

Задание.

Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, укажите причину обособления, графически объясните.

  1. У крыльца стояло несколько  повозок запряжённых гуськом.
  2. Небольшой новый армячок надетый внакидку чуть держался на узеньких плечах мальчика.
  3. Бледный свет похожий на чуть  разбавленную синькой воду заливал восточную часть горизонта.
  4. За столом рылся в книгах  приехавший недавно из станицы счетовод.
  5. Мне очень обидно слышать  эти россказни грязные и лживые.
  6. Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду.
  7. Измученная многодневной засухой земля жадно утоляла  жажду.
  8. Мы учителя боялись Беликова.
  9. Ему ли карлику тягаться с исполином?
  10. Из числа всей её челяди самым замечательным  лицом был дворник Герасим  мужчина двенадцати вершков роста.
  11. Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених.
  12.  Как опытный летчик Бабушкин не побоялся совершить посадку при очень сложных полярных условиях.                                        
  13. Приближалась ночь  самое удобное для партизан  время.
  14. Наш сад как проходной двор.

Карточка №2.

Задание:  Составьте предложения,  употребив как обособленные  данные  слова и обороты.

По два предложения каждому. Организует работу ассистент.

Великий русский ученый, популярный детский писатель, неотправленные письма, теплый и ласковый,  взволнованный, измученные тяжелой дорогой, поросшие деревьями, большой и тенистый.

Группа 1.

Карточка №1.( для учителя)

Задание.

Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, укажите причину обособления, графически объясните.

           обос. обст., выр. Д.О.

Пройдя несколько шагов, казаки свернули с канавы.

                                              об. обст., выр. один. деепр.

Довольные пассажиры, примолкнув, любовались солнечным днем.

                                                                           обос. обст., выр. Д.О.

Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.

                                                               обос. обст., выр. Д.О.

Мы не просто читали стихи, а, желая их запомнить, выучивали наизусть.

                               об. обст., выр. один. однор. деепр. 

Волны несутся, гремя и сверкая.

                                                                                       обос. обст., выр. Д.О., соед. союзом « и»

Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке. ( Два Д.О., соединенных неповторяющимся союзом «и» запятой не разделяются)

Левинсон постоял, немного вслушиваясь в темноту, и ,улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее. ( В данном предложении  союз «и» соединяет не Д.О., а другие конструкции).

Отчего это вашу тяжёлую тележку четыре быка тащат шутя? (Не обособляется одиночное деепричастие, близкое по функции к наречию)

Сломя голову я несся на спортивную секцию, не желая своим опозданием подвести  команду.

Несмотря на морковный румянец, она была миловидна. ( Обособленное обстоятельство, выраженное существительным в косвенном падеже с производным предлогом)

Благодаря хорошей погоде,  в этом году был прекрасный урожай.

Поезд, согласно расписанию,  прибыл в пять часов.

В сенях трещала  догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки  приказанию, спал крепким сном, держа ружьё обеими руками.

Вв. слов, указ. на связь мыслей, послед-ть изложения

Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться  от предмета лекции.

Карточка № 2 (  карточка для учителя)

Задание:  Составьте предложения, употребив как обособленные  данные слова и обороты.  

По два предложения каждому ученику. Организует работу ассистент.

   

    Вследствие неосторожного обращения с огнем,  случился пожар в старом доме по улице     Декабристов.

   Благодаря правильному лечению, я быстро выздоровел и с удовольствием вернулся в свой класс.

   Спустя рукава на субботнике работали студенты технического колледжа.

   Скрепя сердце я расстался с любимой игрушкой.

   Нехотя я пошел на урок литературы.

    На олимпиадах он шутя  решал все задачи.

   Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.

   Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла  в маленькую комнату.

Группа 2.

Карточка№1. ( для учителя)

Задание.

Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, укажите причину обособления, графически объясните.

                                                                               стр. прич. пр.вр.

У крыльца стояло несколько  повозок, запряжённых гуськом.( Обособленное  согласованное определение, выраженное причастным оборотом)

                                                     стр. прич. прош .вр.

   Небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на узеньком плечах   мальчика. ( Обособленное  определение, выраженное причастным оборотом)

                                       прилаг. с зависим. от него словами

Бледный свет, похожий на чуть  разбавленную синькой воду, заливал восточную часть горизонта. (Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми от него словами)

За столом рылся в книгах  приехавший недавно из станицы счетовод.

                                                                                согл. нераспр. опред., выр. прилаг.

Мне очень обидно слышать  эти россказни, грязные и лживые. (Обособленные  согласованные нераспространенные определения, выраженные прилагательными)

 стр. прич. прош. вр.

Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду. ( Обособленное согласованное определение с придаточным обстоятельственным  значением уступки, выраженное П.О.)  Уральцы с честью выдержали казачью осаду, хотя и были отрезаны от всего мира.

стр. прич. пр. вр.

Измученная многодневной засухой, земля жадно утоляла  жажду. (Обособленное согласованное определение с придаточным обстоятельственным значением причины, выраженное П.О.)

Мы, учителя, боялись Беликова. ( Обособленное нераспространенное приложение, относящееся к личному местоимению)

Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Обособленное нераспространенное приложение, относящееся к личному местоимению)

Из числа всей её челяди самым замечательным  лицом был дворник Герасим,  мужчина двенадцати вершков роста. ( Обособленное приложение, относящееся к собственному имени)

Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених. (  Как жених – «в качестве»)

 Как опытный летчик, Бабушкин не побоялся совершить посадку при очень сложных полярных условиях. ( Обособленное приложение с союзом как, имеющее обстоятельственное значение причины) Бабушкин не побоялся совершить посадку, так как был опытным  летчиком.                                       

Приближалась ночь - самое удобное для партизан время. (   Обособленное распространенное приложение, стоящее в конце предложения; вместо запятой часто в таких случаях ставится  тире)

  Наш сад как проходной двор. (Не обособляется, так как   как  проходной двор – именная часть составного сказуемого)

Карточка №2 (для учителя).

Задание:  Составьте предложения,  употребив как обособленные  данные  слова и обороты.

По два предложения каждому. Организует работу ассистент.

Менделеев, великий русский ученый, открыл  периодический закон и на основании закона составил периодическую систему химических элементов.

Самуил Яковлевич Маршак, популярный детский писатель, написал огромное множество интересных рассказов для детей.

Письма, не отправленные вовремя, лежали на столе.

Ветер, теплый и ласковый,  дул прямо в лицо.

Взволнованный,  я не сразу мог собраться с мыслями на экзаменах.

Измученные тяжелой дорогой, путники даже не хотели говорить.

Горы, поросшие деревьями, выглядели великолепно.

Сад, большой и тенистый, служил украшением  хозяйского дома.

     

1 группа

2 группа  

        

8. Доска. Записаны предложения. Выбираем одно из доступных для выполнения  предложение, выписываем его и выполняем полный синтаксический и пунктуационный разбор. К доске идут  самые смелые и уверенные в правильности выполнения задания ученики.

Несколько человек с места дают характеристику предложения, схему на доске.

   

1) Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со стонами и свистом.

   

   

2) Испуганная  отчаянием  моего отца матушка  не смела  при нем плакать.  

 

3) Между бревнами зиял зеленый коврик мха и листвы коварной и обманчивой.

             

4)Дуб как очень крепкое дерево применяется  для изготовления паркета.  

 

 5) Сотни снарядов и мин, со свистом и воем вспарывая горячий воздух, летели из-за высот, 

                                                    

рвались возле окопов, вздымая брызжущие осколками черные фонтаны земли и дыма,

 

вдоль и поперёк перепахивая и без того сплошь усеянную воронками извилистую линию обороны.

                                                      

6) Я помню, что  в продолжение ночи, предшествующей  поединку, я не спал  ни минуты.

           

7) К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.

Обособленные члены предложения.

Задание.

Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, укажите причину обособления, графически объясните.

  1. Пожарная команда не могла по условиям местности подъехать близко к пожару.
  2. Ехали только днем во избежание всяких дорожных случайностей.
  3. Я выбрав другую тачку стал в ряд и пошел за солью чувствуя как какое-то неопределенное ,тяжелое чувство давит меня не позволяя мне заговорить с товарищами по работе.
  4. Мое незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое.
  5. Стоял чудесный апрельский день  лучшее время в Арктике.
  6. Как бедной мне не горевать.
  7. Молодому человеку влюбленному невозможно не проболтаться.
  8. Залитые солнцем стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.

Таблица  

« Занятость  детей  в группах на каждом этапе урока»

8 класс

                           1 группа                                                                               2 группа

  1.                                    С л о в а р н ы й                    д и к т а н т

     2.                      Ассистенты вытягивают карточки с номером группы

     3.                Теория                                                                             Карточки с предложениями

     4.       Работа с карточками                                                                       Теория

    5.     Составление предложений                                                    Проверка практической части

    6.    Проверка практической части                                                Составление  предложений

    7.                      Проверка                       составленных                        предложений

                                                              ( обе            группы)

 

    8.                                  Доска.                        Предложения

  1. Оценки за урок (выставляют сами себе ученики)

  1. Р  е  ф  л  е  к  с  и я

    11.              Д о м а ш н е е                                   з а д а н и е

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Урок русского языка и литературы в 10 классе "Активный и пассивный словарный состав русского языка"

Урок разработан на основе технологии интерактивного обучения. Данная разработка включает в себя: паспорт урока, технологическую карту и приложения к уроку....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....