Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
По программе Баранова, Ладыженской и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass.docx | 110.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Старолещинская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
«Рассмотрена» «Утверждена»
на заседании приказ от_________№__________
педагогического совета Директор образовательного
протокол от ________№____ учреждения
председатель педсовета _________ Н.И.Щепина
__________ О.Л. Криволапова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС
Составитель
Воробьёва О.В.
учитель русского языка и
литературы
II квалификационной
категории
д. Б. Козьмодемьяновка
2014 год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка……………………………………………… 3 - 4
- Содержание тем учебного курса…………………………………… 5 - 8
- Учебно – тематический план……………………………………… 8
- Календарно – тематический план………………………………… 9 - 26
- Требования к уровню подготовки обучающихся………………… 27-28
- Критерии оценивания знаний………………………………………29 - 44
- Учебно – методический комплекс………………………………… 45
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М., «Просвещение», 2010 год).
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; критерии оценивания знаний; учебно-методический комплекс. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в V классе – 204 часа (6 часов в неделю).
Содержание тем учебного курса
5 класс
Язык - важнейшее средство общения
Повторение пройденного в 1 - 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Учебно – тематический план
№ | Содержание учебного материала | Час. по плану | Примечание |
1 | Язык – важнейшее средство общения | 2+1 | |
2 | Повторение пройденного в 1-4 классах | 17+4 | |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 29+6 | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи | 15+3 | |
5 | Лексика. Культура речи | 8+2 | |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи Морфология. Орфография. Культура речи | 22+4 | |
7 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | |
8 | Имя существительное | 19+4 | |
9 | Имя прилагательное | 13+3 | |
10 | Глагол | 36+6 | |
11 | Повторение и систематизация пройденного в 5 классе | 7+2 | |
ИТОГО | 204 |
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата
| Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Тип урока | Педагогические средства | Вид деятельности обучающихся | Вид контроля, самостоятельной работы | Домашнее задание |
Введение | 2+1 | |||||||
1 | Язык и человек | 1 | Урок изучен, нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Текущий контроль | Упр.3 (устно) | |
2 | Р.К. Язык и речь. Язык и его единицы | 1 | Комбинированный урок | Упр. 7. Упр. 8 (устно) | ||||
3 | Р.р. Стили речи | 1 | Урок развития речи | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Анализ текста | П.5, упр. 14 | |
17+4 | ||||||||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 6, упр. 22 | |
5 | Орфограмма | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Словарно- орфографическая работа | П. 7, упр.26 | |
6 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Проверочный диктант | П. 8, упр.30. 32 | |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Объясни тельный диктант | П. 9, упр. 46 | |
8 | Правописание непроизносимых согласных | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 10, упр.48. упр. 49(устно) | |
9 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Словарный диктант | П.11, упр.53. словарные слова | |
10 | Разделительные ъ и ь. | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 12. Упр. 57 | |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Проверочный диктант с дополни тельным заданием | П.13, упр. 61 | |
12 | Р.р. Текст и его признаки | 1 | Урок исследования | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Творческая работа | П. 14. Упр. 65 | |
13 | Р.р. Написание изложения «Хитрый заяц» | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Индивидуальная | Изложение | ||
14 | Работа над ошибками. Части речи | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 15, упр.71 | |
15 | Р.К. Глагол как часть речи | 1 | Урок-исследование | Упражнения, практикум | Коллективная, парная | Морфологический разбор глаголов | П.16, упр. 77 | |
16 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 | Урок-практикум | Упражнения, практикум | Коллективная, парная | Предупредительный диктант | П.17. упр. 79 | |
17 | Р.р. Тема текста | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная индивидуальная | Сочинение- миниатюра | Закончить сочинение | |
18 | Личные окончания глаголов | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Словарный диктант | П.19, упр. 87 | |
19 | Имя существительное | 1 | Урок-исследование | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Выборочный диктант | П.20. упр. 94, 96 | |
20 | Имя прилагательное | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | П. 20, упр.97 | ||
21 | Местоимение | 1 | Урок-исследование | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Рассказ на тему «Моя мама (подруга, соседка, бабушка и т. д.) с употреблением местоимений 3-го лица ж. р. в р. п. | П. 22. Упр. 110, подготовиться к к/д | |
22 | Контрольная работа (диктант) по повторению изученного в начальной школе | 1 | Урок контроля знаний | Диктант | Индивидуальная | Диктант с грамматическим заданием | Повторить правила | |
23 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок. Грамматические разборы | Коллективная, индивидуальная | Работа над ошибками | Контрольные вопросы с. 46 | |
24 | Р.К. Р.р. Основная мысль текста | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная, групповая | Сочинение по данному началу | Упр. 114 (устно) | |
29+6 | ||||||||
25 | Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, текст) | 1 | Урок изучения нового матера ла | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 24, упр. 116 | |
26 | Понятие словосочетания. | 1 | Урок-исследование | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Практическая работа | П.26, упр. 126 (устно) упр. 129 | |
27 | Разбор словосочетания | 1 | Урок-практикум | Упражнения, практикум | Групповая, индивидуальная | Самодиктант с грамматическим заданием (разбор словосочетаний) | П. 27, упр. 133 | |
28 | Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | Урок изучения нового матера ла | Упражнения, практикум, работа с текстом | Коллективная, групповая | Творческая работа | П.28, упр. 134 | |
29 | Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения. | 1 | ||||||
30 | Р.р. Написание сжатого изложения по тексту В.П.Катаева | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Индивидуальная | |||
31 | Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум, работа с текстом | Коллективная, групповая | Словарный диктант | П. 29, упр. 141. Упр. 142 (устно) | |
32 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, практикум, работа с текстом | Коллективная, групповая | Предупредителный диктант | П.30, упр. 151 | |
33 | Р.К. Р.р. Сочинение на тему «Памятный день в школе» | 1 | Урок развития речи | Работа над сочинением | Коллективная, индивидуальная | Сочинение | Упр. 154 | |
34 | Работа над ошибками. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум, работа с текстом | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 31, 32, упр. 155, 158 | |
35 | Контрольный словарный диктант. Сказуемое | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум, работа с текстом | Коллективная, групповая | Практическая работа | П. 33, упр. 161, 163 | |
36 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая парная | Объясни тельный диктант | П. 34, упр. 169 | |
37 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая парная | Текущий контроль | П. 35, упр. 172, упр. 174 (устно) | |
38-39 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая парная | Практическая работа | П. 36 | |
40 | Определение | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Анализ предложений, текст | П. 38, упр. 182 | |
41 | Обстоятельство | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Словарный диктант, самостоятельная работа с дидактическим материалом | П. 39, упр. 187 | |
42 | Предложения с однородными членами | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Словарно-орфографическая работа | П. 40, упр. 193 | |
43-45 | Р.К. Знаки препинания при однородных членах | 3 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Предупредительный диктант, синтаксический разбор предложений | П. 41 упр. 196 | |
46-47 | Обращение | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Анализ предложений | П. 42 упр. 212 | |
48 | Р.К. Р.р. Письмо | 1 | Урок развития речи | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая | Творческая работа | П. 43 упр. 215 | |
49 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Урок-практикум | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Самостоятельная работа | П. 44 упр. 217 | |
50 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | Урок-практикум | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Проверочная работа | П. 45 упр.220 | |
51-52 | Простые и сложные предложения | 2 | Урок изучения нового материала, закрепления знаний | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Комментированный диктант | П. 46, Упр. 223,226,227,228 | |
53 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Урок-практикум | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Самостоятельная работа | П. 47, упр. 234 | |
54 | Р.К. Прямая речь | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Творческая работа | П.48, упр. 238, 241 | |
55 | Диалог | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 49 упр. 249, вопр. стр. 105-106 | |
56-57 | Р.Р. Изложение (упр. 254) | 2 | Урок повторения и обобщения знаний | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Тест | Подготовиться к к/д | |
58 | Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Урок контроля знаний | Работа с текстом | Индивидуальная | Диктант с грамматическим заданием | Упр. 251 | |
59 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
| 1 | Урок коррекции знаний | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая | Работа над ошибками | Подготовиться к тесту | |
15+3 | ||||||||
60 | Работа над ошибками. Фонетика как раздел науки о языке. Гласные звуки. | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Практическая работа | П. 50, найти в толковом словаре определение слов «фонетика» и «звук». | |
61 | Согласные звуки | 1 | ||||||
62 | Р.К. Изменение звуков в потоке речи. | 1 | ||||||
63 | Согласные твердые и мягкие | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая парная | Текущий контроль | П. 54 упр. 273, 274 | |
64-65 | Р.р. Повествование. Изложение текста (упр.275) | 2 | Урок развития речи | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая парная | Комплексный анализ текста | Подготовиться к словарному диктанту | |
66 | Работа над ошибками. Согласные звонкие и глухие | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая парная | Словарный диктант | П. 56 упр. 281, 282, повторить алфавит | |
67 | Графика как раздел науки о языке. Алфавит. | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Текущий контроль | П.57 упр. 283 | |
68 | Р.р. Описание предмета | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная, групповая парная | Сочинение-миниатюра | Упр. 259 | |
69-70 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Объяснительный диктант | П. 60 упр. 297, 300 | |
71 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Проверочная работа | П.61 упр. 306 | |
72 | Орфоэпия как раздел науки о языке | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Словарно- орфоэпическая работа | П.62 упр. 312 | |
73 | Фонетический разбор слова. | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Фонетический разбор слов | П. 63 упр. 314, 315 (устно), контр. вопр. стр.131 | |
74 | Р.К. Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Практическая работа, самодиктант, тест | П. 63 упр. 316 | |
75 | Тестирование по разделу «Фонетика». | 1 | Урок контроля знаний | Практикум | Индивидуальная | Тест | Повторить правила | |
76 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | 1 | Урок контроля знаний | Работа с текстом | Индивидуальная | Диктант с грамматическим заданием | Найти в толковом словаре определение слова «натюрморт» | |
77 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Урок развития речи | Работа с иллюстрацией | Коллективная, групповая парна | Сочинение | ||
8+2 | ||||||||
78 | Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, беседа | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 64 упр. 327 | |
79 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, беседа | Коллективная, групповая | Словарный диктант, объясни тельный диктант | П. 65 упр. 336 | |
80 | Прямое и переносное значение слова | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, беседа | Коллективная, групповая индивидуальная | Творческая работа | П. 66 упр. 342 | |
81 | Омонимы. Их роль в речи | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, беседа | Коллективная, групповая | Самодиктант | П. 67 упр. 348 | |
82 | Контрольный словарный диктант. Синонимы. Их роль в речи | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, беседа | Коллективная, групповая | Выборочный творческий диктант | П. 68 упр. 354 | |
83 | Антонимы. Их роль в речи | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая | Выборочный творческий диктант | П. 69, упр. 362, вопросы с. 149 | |
84 | Р.К. Повторение темы «Лексика» | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Практикум, тренинг | Коллективная, групповая индивидуальная | Словарный диктант, самодиктант | Подготовиться к тесту, упр. 366 | |
85 | Р.р. Подготовка к изложению по рассказу К.Паустовского «Первый снег» | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная, групповая индивидуальная | Изложение | ||
86 | Р.р. Написание изложения по рассказу К.Паустовского «Первый снег» | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Индивидуальна | Изложение | Повторить правила | |
87 | Анализ изложения. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Практикум, тренинг | Коллективная, групповая индивидуальная | Текущий контроль | Повторить правила | |
22+4 | ||||||||
88 | Морфемика как раздел науки о языке. Морфема - минимальная значимая часть слова | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 70, упр. 368 | |
89 | Окончание | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 72, упр. 371, выписать слова из рамок | |
90 | Основа слова | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая | Текущий контроль | П. 73, упр. 377 | |
91 | Корень слова | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая индивидуальная | Словарный диктант | П. 74, упр. 383 | |
92 | Р.р. Рассуждение | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная, индивидуальная | Творческая работа | П. 75, упр. 389 | |
93 | Суффикс | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая | Словарный диктант | П. 76, упр. 396, 399 | |
94 | Приставка | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая | Проверочная работа | П. 77, упр. 404, 405 | |
95 | Р.р. Выборочное изложение по тексту упр. 407 | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная, индивидуальная | Выборочное изложение | Повторить правила | |
96 | Работа над ошибками. Чередование звуков | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Словарно- орфографическая работа | П. 78, упр. 409 | |
97 | Беглые согласные | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Текущий контроль, предупредительный диктант | П. 79, упр. 413 | |
98 | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Объяснительный диктант | П. 80, упр. 415 | |
99 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Предупредительный диктант | П. 82, упр. 422 | |
100-101 | Буквы з и с на конце приставок | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Объяснительный диктант | П. 83, упр. 424, 429 | |
102 | Буквы о – а в корне -лаг- -лож- | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Распределительный диктант, тест | П. 84, упр. 435 | |
103 | Буквы о – а в корне -раст- -рос- | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Распределительный словарный диктант | П. 85, упр. 441 | |
104 | Буквы ё – о после шипящих и ц | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Тест | П. 86, упр. 444 | |
105-106 | Буквы и – ы после ц | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Объяснительный диктант | П. 87, упр. 447 | |
107 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | Урок развития речи | Работа с иллюстрацией | Коллективная, индивидуальная | Сочинение | ||
108 | Р.р. Написание сочинения по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | Урок развития речи | Работа с иллюстрацией | Индивидуальная | Сочинение | Вопросы с. 183 | |
109-110 | Р.К. Анализ сочинения. Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 2 | Урок повторения и обобщения знаний | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая индивидуальная | Словарный диктант с взаимопроверкой, тест | Упр. 455, подготовиться к контрольному диктанту | |
111 | Тестирование по разделу «Морфемика» | 1 | ||||||
112 | Контрольная работа (диктант) по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | Урок контроля знаний | Работа с текстом | Индивидуальная | Диктант с грамматическим заданием | Повторить правила | |
113 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции знаний | Работа с текстом, упражнения | Коллективная, индивидуальная | Работа над ошибками | Упр. 453 | |
114 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Текущий контроль | П. 83, упр. 462. подготовить доклад | |
20+4 | ||||||||
115 | Р.К. Имя существительное как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | комплексный анализ текста | П. 89, упр. 470, 471 | |
116 | Р.р. Доказательства в рассуждении | 1 | Урок развития речи | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, индивидуальная | Сочинение-рассуждение | П. 90, упр. 477 | |
117 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Текущий контроль, словарный диктант | П. 91, упр. 478 | |
118 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, работа с текстом | Коллективная, групповая, индивидуальная | Выборочный диктант, тест | П. 92, упр. 491, 493 | |
119 | Р.р. Написание сжатого изложения «Перо и чернильница» | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная, индивидуальная | Сжатое изложение | Упр. 497 (устно) | |
120 | Работа надошибками. Морфологический разбор имени существительного | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Морфологический разбор имени существительного | П. 93, упр. 499 | |
121 | Род имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Практическая работа | П. 94, упр. 505 | |
122 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Словарно- орфографическая работа | П. 95, упр. 511 | |
123 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Работа с дидактическим материалом | П. 96, упр. 516 | |
124 | Три склонения имён существительных. Падеж имен существительных. | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Выборочный диктант | П. 97, упр. 518 | |
125-127 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных | 3 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Комментированное письмо, работа с раздаточным матери-алом | П. 99, упр. 532 | |
128 | Р.р. Подготовка к подробному изложению с изменением лица по упр.546 | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная, индивидуальная | Подробное изложение | ||
129 | Р.р. Написание подробного изложения с изменением лица по упр.546 | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом | Индивидуальная | Подробное изложение | Упр. 545 | |
130-131 | Анализ изложения. Множественное число имён существительных | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая | Комментированное письмо | П. 100, упр. 553, 554 | |
132-133 | Контрольный словарный диктант. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая | Предупредительный диктант | П. 101, упр. 557, подготовиться к тесту | |
134 | Контрольная работа (тест) по теме «Окончания существительных» | 1 | Урок контроля знаний | Работа с текстом | Индивидуальная | Тест | ||
135 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Практикум | Групповая, парная | Текущий контроль | Упр. 563, подготовиться к контрольному диктанту | |
136 | Контрольная работа (диктант) по теме «Имя существительное» | 1 | Урок контроля знаний | Работа с текстом | Индивидуальная | Диктант с грамматическим заданием | Повторить правила | |
137 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции знаний | Работа с текстом | Коллективная, парная, индивидуальная | Работа над ошибками | ||
13+3 | ||||||||
138-139 | Имя прилагательное как часть речи | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, беседа | Коллективная | Словарно- орфоэпическая работа, комплексный анализ текста | П. 102, упр. 566, 569 | |
140-141 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная | Словарный диктант | П. 103, упр. 571, 579 | |
142 | Р.р. Описание животного | 1 | Урок - исследования | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Устное сочинение-описание | П. 103, выписать из художественных произведений словосочетания прил. + сущ. с описанием животных | |
143-144 | Р.р. Выборочное изложение по упр. 587 | 2 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная, индивидуальная | Выборочное изложение | ||
145 | Р.К. Анализ изложения. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Упражнения, практикум | Коллективная, парная | Словарно- орфоэпическая работа, комплексный анализ текста | ||
146-147 | Прилагательные полные и краткие | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, парная | Объяснительный диктант | Упр. 592, 596 | |
148 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая парная | Морфологический разбор имен прилагательных | П. 106, упр. 601, 602 (устно) | |
149-150 | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | 2 | Урок повторения и обобщения знаний | Практикум | Групповая, парная | Тест, предупредительный диктант | Упр. 604 | |
151 | Тестирование по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||||
152 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля знаний | Работа с текстом | Индивидуальная | Диктант с грамматическим заданием | ||
153 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции знаний | Упражнения | Коллективная | Работа над ошибками | Подготовить связное сообщение о роли прилагательного в предложении | |
36+6 | ||||||||
154 | Глагол как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения, беседа | Коллективная | Объяснительный диктант | П.107, упр. 610 | |
155-156 | Не с глаголами | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, беседа | Коллективная, парная, индивидуальная | Индивидуальные задания | П.108, упр. 614, 616 | |
157 | Р.К. Р.Р Рассказ | 1 | ||||||
158 | Р.р. Устный рассказ по сюжетным рисункам | 1 | Урок развития речи | Работа с сюжетными рисунками | Коллективная, индивидуальная | Устный рассказ по серии картинок | ||
159-160 | Неопределённая форма глагола | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Словарно- орфоэпическая работа | П. 110, упр. 630, 634 | |
161-162 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Тест | П. 111, упр. 637, 640 | |
163-164 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему. (упр.634) | 2 | Урок развития речи | Упражнения, практикум | индивидуальная | Самостоятельная работа | Повторить правила | |
165-166 | Работы надошибками. Виды глагола . Видовые пары. | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Выборочный диктант | П. 112, упр. 647 | |
167-168 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая парнаая, индивидуальная | Распределительный диктант, тест | П. 113, Упр, 653, 656 | |
169 | Р.р. Невыдуманный рассказ о себе | 1 | Урок развития речи | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Рассказ | ||
170 | Контрольный диктант на изученные орфограммы. | 1 | ||||||
171 | Р.К. Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||||||
172-173 | Время глагола. Прошедшее время. | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения, практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Выборочное письмо | П. 115, упр. 661 | |
174-175 | Р.К. Настоящее время | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, групповая | Словарный диктант | П. 117, упр. 667 | |
176-177 | Будущее время | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, парная, индивидуальная | Объяснительный диктант | П. 118, упр. 675 | |
178-179 | Спряжение глагола | 2 | Урок изучения нового материала | Практикум | Коллективная, групповая парная, индивидуальная | Самостоятельная работа | П. 119- 120, упр. 681, 686 | |
180-181 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 2 | Урок-практикум | Упражнения, практикум | Парная, индивидуальная | Работа с дидактическим материалом | Упр. 688 | |
182-183 | Правописание безударных личных окончаний глагола 3 лица множественного числа | 2 | Урок-практикум | Практикум | Парная, индивидуальная | Тест | Упр. 692, 696 | |
184-185 | Правописание безударных личных окончаний глагола 1 лица множественного числа | 2 | Урок-практикум | Практикум | Парная, индивидуальная | Работа с дидактическим материалом | Упр. 697 | |
186-187 | Морфологический разбор глагола | 2 | Урок изучения нового материала | Практикум | Коллективная, групповая индивидуальная | Тест, самостоятельная работа | П. 121, упр. 698 | |
188-189 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч. | 2 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, парная, индивидуальная | Проверочный диктант | П. 122, упр. 701, 703 | |
190 | Р.Р. Сжатое изложение по упр.699. | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом | Коллективная, индивидуальная | Изложение | Повторить правила | |
191 | Работа над ошибками.Употребление времён | 1 | Урок изучения нового материала | Упражнения | Коллективная, парная, индивидуальная | Текущий контроль | Упр. 710 | |
192 | Повторение изученного о глаголе | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Практикум | Коллективная, парная, индивидуальная | Предупредительный диктант | Упр. 713, Контрольные вопросы на с. 280 | |
193 | Тестирование по теме «Глагол» | 1 | Урок развития речи | Работа с иллюстрацией | Коллективная, индивидуальная | Сочинение | Повторить правила | |
194 | Контрольная работа (диктант) по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля знаний | Работа с текстом | Индивидуальная | Диктант с грамматическим заданием | Повторить правила | |
195 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции знаний | Упражнения | Коллективная | Работа над ошибками | Упр. 712 | |
7+2 | ||||||||
196 | Р.К. Разделы науки о языке | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Самостоятельная работа, предупредительный диктант | Повторить правила | |
197 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | Урок-практикум | Практикум | Групповая, парная | Практическая работа | Повторить правила | |
198 | Контрольный словарный диктант. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Практикум | Коллективная, парная, индивидуальная | Выборочный диктант | Повторить правила | |
199 | Употребление Ъ и Ь знаков. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Практикум | Коллективная, парная, индивидуальная | Словарный диктант | Повторить правила | |
200-201 | Р.К. Р.Р. Сочинение «Куда бы я хотел поехать летом» | 2 | Урок-практикум | Практикум | Индивидуальная | Самостоятельная работа | Повторить правила | |
202 | Анализ сочинения. Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | Урок-практикум | Практикум | Коллективная, парная, индивидуальная | Практическая работа, предупредительный диктант | Повторить правила | |
203 | Итоговая контрольная работа (диктант) за курс 5 класса | 1 | Урок контроля знаний | Работа с текстом | Индивидуальная | Диктант с грамматическим заданием | Повторить правила | |
204 | Работа над ошибками. Итоги года. | 1 | Урок контроля знаний | Работа с тестом | Индивидуальная | Тест |
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
К концу 5 класса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарям
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Критерии оценивания знаний
Таблица 1
Требования к тексту диктанта
Класс | Количество в диктанте | Количество слов в словарном диктанте | |||
Слов | Орфограмм | Пунктограмм | Слов с непроверяемыми орфограммами | ||
5 | 90 – 100 | 12 | 2 – 3 | 5 | 15 – 20 |
6 | 100 – 110 | 16 | 3 – 4 | 7 | 20 – 25 |
7 | 110 - 120 | 20 | 4 – 5 | 10 | 25 – 30 |
8 | 120 – 150 | 24 | 10 | 10 | 30 – 35 |
9 | 150 - 170 | 24 | 15 | 10 | 35 – 40 |
Таблица 2
Нормы оценивания диктантов
Нормы оценок (количество ошибок) | ||||
Вид диктанта | «5» | «4» | «3» | «2» |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная | - 2 орфографические + 2 пунктуационные; - 1 орфографическая + 3 пунктуационные; - 0 орфографических + 4 пунктуационные | - 4 орфографические + 4 пунктуационные; - 3 орфографические + 5 пунктуационные; - 0 орфографические + 7 пунктуационные; - 6 орфографические + 6 пунктуационные (если есть однотипные и негрубые орф. и пунк. ошибки) | - 7 орфографических + 7 пунктуационных; - 6 орфографических + 8 пунктуационных; - 5 орфографические + 9 пунктуационные; - 8 орфографические + 6 пунктуационные |
Словарный | 0 | 1 - 2 | 3 - 4 | до 7 |
Оценка | Основные критерии оценки сочинений и изложений | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
| Допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» |
| Допускаются: - 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические; - 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические; - 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические. |
«3» |
| Допускаются: - 0 орф. + 7 пунк.; - 1 орф. + 4-7 пунк. + 4 грам.; - 2 орф. + 3-6 пунк. + 4 грам.; - 3 орф. + 5 пунк. + 4 грам.; - 4 орф. + 4 пунк. + 4 грам. |
«2» |
| Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; - 8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических. |
«1» | Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Имеется по 7 и более разных ошибок |
- Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
- описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
- ошибка на правило, не изучаемое в школе;
- ошибка в переносе слова;
- ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
- ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
- в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различения не и ни;
- в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
- при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
- употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
- неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
- нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
- употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
- пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
- стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
- неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
- неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
- смешение лексики разных исторических эпох;
- употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
- бедность и однообразие синтаксических конструкций;
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
- стилистически неоправданное повторение слов;
- неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
- неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
- Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
- Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
- Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение обучающихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками
(орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.
Учебно-методический комплекс
1.Ладыженская Т.А., Баранов М. Г., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
2. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский Программа «Русский язык. 5-9 классы» (М., «Просвещение», 2010 год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....