Правописание корней с чередованием гласных е-и.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_po_fgos_v_5_klasse.docx | 13.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС В 5 КЛАССЕ.
Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).
Тема: “Правописание корней с чередованием гласных е-и”.
Урок открытия нового знания
Цели и задачи:
- Узнать условия написания букв е-и в корнях;
- Научиться применять полученные знания на практике;
- Закрепить умение отличать корни с чередованием от корней с проверяемыми гласными;
- Научиться записывать правила графически;
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки;
- Выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление.
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой, А.П.Еремеевой .Русский язык. Практика.5 класс.
УУД:
- Постановка перед собой цели и адекватное оценивание результатов деятельности;
- Участие в коллективном обсуждении проблем;
- Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- Поиск и выделение необходимой информации;
- Анализ объектов с целью выделения признаков;
- Преобразование текстового материала в графический;
- Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- Установление причинно-следственных связей;
- Самооценка и рефлексия.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. (1-2 минуты) | Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, провесит проверить готовность к уроку. | Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя. |
Актуализация знаний. (5-7 минут) | Задаёт учащимся вопросы, которые помогают освежить в памяти ранее полученные знания, далее предлагается проблемное задание, которое выводит детей к определению темы урока. - Какая наука изучает значимые части слова? - Вспомните порядок морфемного разбора. - Почему порядок именно такой? - Какая морфема является “фундаментом” слова? - Всегда ли в родственных словах будет одинаковый корень? С чем это связано? - Какие корни с чередованием гласных мы уже изучили? - Среди предложенных словосочетаний найдите и выпишите лишние. По какому признаку вы их выделили? Излагать мысли, уютный полог, блестеть на солнце, жадный ростовщик, прикоснуться к истории, вырастить ребенка, блистать на сцене, подгоревшая пища, внезапное озарение. - Почему эти словосочетания будут лишними? | Вспоминают ранее изученный материал, постепенно готовятся к определению темы и открытию новых знаний. - Морфемика. - Окончание - основа - корень - приставка - суффикс. - Окончание помогает найти основу, в основе находятся все словообразующие морфемы, сначала ищем корень, чтобы, отталкиваясь от этого, найти приставки и суффиксы. - Корень. - Нет. Это связано с развитием языка. - Корни с чередованием гласных а-о: раст-ращ-рос, лаг-лож, скак-скоч; зар-зор, гар-гор; кас-кос. Работа с раздаточным материалом. - Блестеть на солнце, блистать на сцене. - В корнях слов блестеть и блистать чередуются буквы Е и И, мы с ними ещё не знакомы. Формулируют тему урока. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1-2 минуты) | Анализирует знания учащихся. | Ставят перед собой цели. Выясняют, какие знания им необходимо получить, чтобы решить поставленную проблему. |
Первичное усвоение новых знаний. (10-12 минут) | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. - Чтобы понять, в каком же случае писать букву е, а в каком - и, давайте с вами постараемся проследить закономерность и сделать из наших наблюдений вывод. На доске записаны однокоренные слова (попарно): замереть - умирать уберу - собирать выжегший - прижигать запереть - отпирать подстелить - застилать выдернуть - раздирать вычет - вычитать утереть - вытирать - Что же общее есть у всех слов в правом столбике, чего нет у слов в левом? *Если дети не догадались сами, предложить им выделить в словах морфемы. - Какой вывод можно сделать? - Попробуйте записать правило графически, чтобы было проще запомнить, но отразив в нём всё необходимое. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию. Наблюдают за словами на доске. - Суффикс а. - Если после корня есть суффикс а, то в корне будет писаться буква И, если суффикса а нет, в корне будет писаться буква Е. Дети записывают правило графически. |
Первичная проверка понимания. (5-7 минут) | Устанавливает осознанность восприятия. - Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму. 1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит. *Фронтальная проверка. | Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Выборочный диктант (работа с раздаточным материалом). Выписывают в тетрадь слова с чередованием гласных е-и в корнях. Ответ: Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает. *Дети сами себя оценивают: 0 ош. = 5; 1-2 ош. = 4; 3-5 ош. = 3; >5 ош. = 2. |
Первичное закрепление. (10-12 минут) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. - Спишите, объясните графически орфограмму. Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал». | Работа с раздаточным материалом. Самостоятельно выполняют задание, учатся графически обозначать орфограмму. *Проверка 1-2 учениками на оценку. 0 ош. = 5; 1-2 ош. = 4; 3-5 ош. = 3; >5 ош. = 2. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1-2 минуты) | Инструктирует учащихся | Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы, если что-то не было понятно. |
Рефлексия. (1-2 минуты) | Организует рефлексию. - Добились ли мы целей, поставленных в начале урока? - С какими корнями познакомились? - От чего же зависит написание букв е-и в этих корнях? - Что было самым сложным на уроке? - Что было интересно? - Как бы вы оценили свою работу сегодня? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»
Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...
Правописание корней с чередованием гласных
Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
Подготовка к ГИА. Часть А5. Правописание корней с чередованием гласных.
Данную презентацю можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках...
Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...