«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание корней с чередованием гласныхе-и, о-а.»

Цель: закрепить правила написания чередующихся гласных е-и, о-а в корне слова.

Задачи:научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о родном городе, чуткое отношение к родному слову.

Оборудование:
раздаточный материал, таблица, проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационно-психологический момент. (5 мин.)

Звенит звонок веселый
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор.

- Добрый день, ребята.

II. Вступление в урок. Интрига.

Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

- Игра «Четвертое лишнее». На доске записаны слова:

Излагать, росток, роскошный, расти.

- Прочитайте их, выделите корни, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.

- Давайте обобщим пройденный материал о правописании корней с чередованием гласных о-а.

- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)

- А что мы должны уметь в конце урока?

III. Работа по теме. Обобщение и повторение материала.

1. Но прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание. Дома составляли предложения по рисункам (упр.650) и повторяли фонетический разбор слов (слово люблю) (4 мин.)

2. Новая тема.

1). Презентация:

     А) Начинаем с 3 слайда: включаю и читаю его.

     Б) Слайд 4: включаю и читаю его.

     В) Ребята, давайте заглянем в сундук с орфограммами. Где же он? Может, в учебнике? Работа с теоретическим материалом учебника п.113. Делаем вывод по правилу и читаем рассуждение. Работа с таблицей. А где же сундук?

     Г) Слайд 5: мы уже правило прочитали, сделали выводы. Белочка говорит, что мы молодцы.

   Д) Ребята, давайте еще раз назовем корни с чередованием гласных е-и. Включаю слайд 6  Тренировка: упр. 636 (устно)

   Е) Молодцы. Вы, ребята, заметили, что белочка нас хвалит, а сова, такая строгая, только задает вопросы. Она для нас и задание подготовила: «Поспешишь – людей насмешишь». Слайд 7. Выполняем задание на отдельных листах.

   Ж) Давайте проверим, как мы справились с заданием тетушки совы. Слайд 8.

   З) Следующее задание совы вам знакомо.  Она приготовила для нас тест. Слайд 9.

   И) Проверим тест? Будет нас белочка хвалить или нет? Слайд 10.

   К) Ребята, вы молодцы. Я с белочкой согласна. Но сова нам отдыхать не дает. Она задает нам следующий вопрос. Что такое ГИА? Что вы об этом слышали? Говорю сама, что это такое и включаю слайд 11, читаю его. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типуГИА. (Упомянуть об экзамене в 4 и 5 классе, подготовке к экзамену).

   Л) Слайды 12-16 включать только после выполнения заданий на листах, так как там есть ответы.

   М) Ребята, а из каких сказок Г. К. Андерсена были взяты предложения выполненных заданий?  Слайд 17 пропускаю, так как там есть ответы, а включаю слайды 18-22, отвечаем на вопросы по картинкам. Затем возвращаемся к слайду 17, чтобы подтвердить наши ответы.

3. Ребята, утомила вас сова? Давайте отдохнем? Физкультминутка.

4. Наша работа не закончена. На следующих уроках мы продолжим изучение корней с чередованием гласных.  Ваши одноклассники приготовили для нас сценку. Посмотрим? Сценка.

5. А какие же командиры управляют гласными в корнях с чередованием? От каких условий зависит написание той или иной гласной в корне?

6. Поведем итоги. Рефлексия.

-Над какой орфограммой мы работали?

-Чему научились?

-Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке сами. Слайд 23 (Поднять руки)

7. Д/З: Написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, упр.    , п.113. или составить отдельные предложения по этой теме.

8.-Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.

Ведь
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.

Перед вами панорама нашего любимого села, это наша родина, наши исторические корни.

Я читаю текст, послушайте его внимательно. (Звучит красивая музыка)

Над нашим селом разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие тополя поклонились солнцу. Ветвистые лозы, расположившиеся по берегам великой реки Дон, загорелись теплым светом. Луг за рекой, озаренный солнцем, представлял собой удивительное сочетание красок.

- О чем этот текст? (О красоте нашего села)

6. (5 мин.) Лингвистический эксперимент.

-Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов и пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок)

Выразительно его прочитайте.

Наслаждаешься просторами земли Донской и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.

Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.

( Ученик читает свой вариант, объясняя пунктуацию при однородных членах предложения, ответ оценивается)

Наслаждаешься просторами земли Донской и преклоняешься перед величием и красотой родного края. Душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.

- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

(На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова)

- А как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

1. Написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, или придумать отдельные предложения по данной теме.

2. Придумать рифмовки по данной орфограмме.

(Лучшие работы будут напечатаны в газете школы № 17 и 135).

V. Итог урока. Рефлексия.(2 мин.)

- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

- Чему научились?

- Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке сами, приклеивая на древо познания нужного цвета кружок.

-Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.

Ведь
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

Подготовка к ГИА. Часть А5. Правописание корней с чередованием гласных.

Данную презентацю можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках...

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...