Правописание корней с чередованием гласных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_korney.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ
I. ПОВТОРЕНИЕ.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
П. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.
На экране - таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.
1-я группа
Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный - по-разному: так, как слышится):
-гор- и -клон- только о: гореть и склонить; -зар- и -плав- только а: заря и поплавок.
Исключения: пловец, пловчиха, плывун.
Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются одноко-
ренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:
Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок..
2-я группа
Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:
-лаГ- - а, -лоЖ- — о: излагать -~ изложить;
-роС- - о, -раСТ-, -раЩ- - а: вырос -расту, выращу.
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.
рос
раст
ращ
росли
растение
выращены
Внимание!
Не путайте корень -рос- с приставкой рас-!
3-я группа
Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:
о-/-а: кос - кас: коснуться - касаться.
Фея коснулась тыквы.
Палочка касается тыквы.
Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс –а-, а окончание; кроме того, корни с чередованием кос-/ -кас- имеют значение «дотрагиваться».
-пер- - -пира-; запереть - запирать
-тер тира-: утереть –утирать
-блеет блиста-: блестеть - блистать
-стел- - -стила-: стелить – застилать
-жег жига-: зажег - зажигать
-чет- - -чита-; счет -считать
Исключения: сочетать, сочетание
В сочетаниях букв –има-, -ина- пишется –и-: снимать (снять), пожинать(пожать)
4-я группа
Написание гласной в корне зависит от значения слова
-равн- - -ровн-
-равн- - пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение. | -роен- - в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое: Разровняй складочки. |
2х* + 5у = 0 |
Исключения:
равнина (это ровное, а не равное чему-то место, но пишется -о-).
Равняйсь! (Команда в строю - встать ровно), уровень (отметка, равная какому-то значению), поровну (на равные доли).
-мак- - -мок-
-мак- - погружение в жидкость: обмакни кисточку
-мок- - все остальное: непромокаемый плащ; намокает под дождем-скак- - много раз или
долго:
скакать на лошади
-мак- - погружение в жидкость: обмакни кисточку
-скак- ----- -скач-
-скоч- - один раз или быстро: -скак- -- много раз или долго: скакать на лошади
проскочить через обруч
Исключение: скачок.
Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- - с -а-, -скоч- - с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание1. Объясните написание чередующих-
ся гласных в корне. Порядок действий следую-
щий: ....
В слове поставьте ударение;
выделите корень;
обоснуйте выбор гласной; пользуясь сведениями из таблицы;
подчеркните гласную в корне.
излагать - изложить | загорать |
запирать - запереть | непромокаемый |
. | (плащ) |
собирательный образ | (чуть) пригореть |
соберутся компанией | озаренный радостью |
блестеть на солнце | отворить ворота |
блистать в обществе | юные пловцы |
касаться проблем | хорошая плавучесть |
коснуться вопроса | непромокаемая обувь |
выращенный росток | обмакнуть в чернила |
выросли в деревне | уровень знаний |
предполагаемые планы | равноценные работники |
предположить худшее | поклониться знакомому |
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой
Выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.
Прил_ гаемые усилия | Непром_каемый тент |
легкое прик_сновение | р_весник века |
бл_стающий на балу | вьющееся р_стение |
вым_кший под дождем | затлеться от искры |
ур_внять в правах | зам_реть от восторга |
соч_тание звуков | разж_гать вражду |
отп_рать замок | зам_рать от страха |
приб_ру в квартире | бл_стеть на солнце |
уд_рать от хулигана | Прин_мать присягу |
бл_снула молния | прил_гать документ |
обг_ревшее дерево | соб_раться с друзьями |
заж_гать огонь | зап_реть дверь |
Корни с чередующимися гласными | От чего зависит написание | Выбор гласной | Примеры я исключения |
А/О -лаг-/-лож- | от последующей гласной | перед Г пишется А, перед Ж пишется О | излагать - изложить |
А/О -раст-/-рос-(-ращ-) | от последующей согласной | перед СТ и Щ пишется А, перед Е пишется О | растение выращенный выросли (нет -ст-, -щ-) |
Исключения: ростсок ростовщик Ростов Ростислав отрасль |
Е/И | от наличия или отсутствия суффикса -а- | если есть суффикс –а-, пишется И, если нет - пишется Е | собирать- соберу (нет –а-) |
Исключения: сочетать словосочетание |
А/О -кас-/-кос- | от наличия или отсутствия суффикса -а- | если есть суффикс -а-, пишется А, если нет- пишется О | касаться-коснуться (нет -а-) |
О/А -гор-/-гар--клон-/-клан--твор-/-твар- | от ударения | в безударном положении пишется О | загорелый поклониться творение |
Исключение: Утварь |
О/А -зор-/-зар--плов-/-плав- | от ударения | в безударном положении пишется А | озарение сплавлять |
Исключения: пловец пловчиха пловцы |
О/А -мок-/-мак- | от лексического значения ... . | МОК - в значении «пропускать жидкость». МАК - в значении «погружать в жидкость» | Непромокаемый, обмакнуть |
О/А -ровн-/-равн- | от лексического значения | РОВН - в значении «ровный, прямой, гладкий». РАВН - в значении «равный, одинаковый» | Сровняь,сравнять |
Исключение: равнина |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ I (для слабых учеников): неосложненное списывание
Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль, отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
ВАРИАНТ II: осложненное списывание
Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
* ■ i
Распол_житьея на отдых, соб_раться у друзей,
разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые
усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату,
уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать
изл_жение, заг_релась бумага, о6ж_гать пальцы,
отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду,
раст_рать ушиб, сг_реть от стада, выр_щенный
р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.
Йра очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отдирает всю грязь, ст_рает пыль, зап-рает шкафы, засылает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все блстит. Она не сч_та-ется с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему запреть шкаф, застлить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и блстело? Не ум_р бы, если бы поработал».
КОНТРОЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.
Нас_аждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, рас-пол_гать, уд_вление; б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»
Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
Подготовка к ГИА. Часть А5. Правописание корней с чередованием гласных.
Данную презентацю можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках...
Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "
Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...