Правописание чередующихся гласных о и а в корне
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.doc | 81 КБ |
pravopisanie_chereduyushchihsya_glasnyh_o_i_a_v_korne.ppt | 491.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.
Цели урока:
Регулятивные: учить постановке цели работы, учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: научить учащихся определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях;
выработать умение распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст-,
-ращ-, -рос-; обосновывать выбор гласных в этих корнях;
Личностные: прививать любовь к родному языку, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать; способствовать развитию устной и письменной речи.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.
Метапердметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.
Ожидаемые результаты: создать условия для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык. 5 класс» (Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова) – М.: «Просвещение» 2012год.
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- мультимедийная презентация: «Корни -раст-, -ращ-, -рос-»;
Тип урока: открытие нового знания
Технологическая карта урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы С…довник, р…стение, р…сточек, прил…жить, изл...гать, выр...щенный, в...дяной, выр...с.
Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст- , -ращ- .
Наблюдение: Обратите внимание, перед какими согласными в данных корнях стоят буквы А , а перед какими – О ? -рА ст-, -рА щ-, -рО с ??? Можно ли сделать вывод о правописании гласных в данных корнях?
-раст-, -ращ-, но - рос- — Простой вопрос. Легко запомнить: -раст-, -ращ-, но - рос- А — в -раст-, -ращ-, О — только в - рос-
ЗАПОМНИТЕ: Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности. Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.
Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты. Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России. Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).
Лингвистическая физминутка Задание. Ч итаем предложения. Если встречаем слово с корнем -рос- , хлопаем в ладоши. Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко. Каково дерево, такова и отр..сль. Подр..стешь – свое наживешь. Играйте же, дети, р..стите на воле. (Н. Некрасов.) Три гордые пальмы высоко р..сли. (М.Лермонтов.) Зар..сли кустарника образовали непроходимую чащу. Рис р..стет на болотистых местах. Берег моря покрыт водор..слями.
Игра «Угадай-ка» Молодой лес (поросль) ; отдельная область производства, науки (отрасль) ; частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли) .
Корень Правило Пример 1. лож/лаг О перед ж , А перед г Искл.: полог пол о жить — пол а гать А , если суффикс -а-. 2. рос/раст (ращ) О перед с , А перед ст(щ). Искл.: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав. пор о сль — р а сти, выр а щенный ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
РЕФЛЕКСИЯ Оценка 1.Знание теоретического материала. 2.Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. 3.Умение правильно писать слова корнями -раст-, -ращ-, -рос. 4. Умение определять слово по его лексическому значению. 5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило.
Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника. 2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях). 3. Написать небольшой рассказ «Мой любимый уголок природы», употребляя слова и словосочетания с корнями -раст-, -ращ-, -рос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица "Правописание чередующихся гласных в корне слова"
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку....
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а – о в корнях - лаг\\-лож- .
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод....
Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.
Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...
"Правописание чередующихся гласных А и О в корнях –раст-//-ращ-//-рос-"
Конспект урока. проведённого в 5 классе. Учебник - Т.А.Ладыженской....
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема «Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »
Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »Тема урока: Правописание чередующихся глас...
«Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »
laquo;Правописание чередующихся гласных о и ав корне - рос -, -раст -, -ращ - » ...