«Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)
«Правописание чередующихся гласных о и а
в корне - рос -, -раст -, -ращ - »
Смирнова Виктория Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ «Технический лицей»
города Обнинска Калужской области
Тема урока: Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.
Цели урока:
Личностные: прививать любовь к родному языку, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать; способствовать развитию устной и письменной речи
Регулятивные: учить постановке цели работы, учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: научить учащихся определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях;
выработать умение распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст-,
-ращ-, -рос-; обосновывать выбор гласных в этих корнях;
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.
Метапердметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.
Ожидаемые результаты: создать условия для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык. 5 класс» (Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова) – М.: «Просвещение» 2015 год.
- компьютер;
- мультимедийная презентация: «Корни -раст-, -ращ-, -рос-»;
- тетради-справочники, перфокарты, карточки со словами.
Тип урока: открытие нового знания
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||||||||
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |||||||||||||||
- Доброе утро, ребята! На столах у вас смайлик, дорисуйте его в соответствии с вашим настроением. Спасибо! Взаимопроверка домашнего задания. -От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- - -лож- | Рисуют смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | |||||||||||||
II. Вступление в урок. Интрига. Взгляните на эти необычные цветы.(СЛАЙД ). Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень. - Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня). - Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким. Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень. -Почему? ( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое). | Рефлексия, вывод | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |||||||||||||
III. Актуализация знаний - Предлагаю вам выполнить следующее задание: вставьте пропущенные буквы (устно):
Уч…ники выр…щивали уд…вительные цветы. Р…стения выр…сли на клумбе и долго радовали нас. (СЛАЙД ) - Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). -Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-.) - Как думаете, какова тема урока? (СЛАЙД ) - Давайте подумаем, какова цель урока? - А что мы должны уметь в конце урока? | Анализируют задание. Распределяют слова. Дают ответы на вопросы. Работают в группе по заданию. Формулируют тему урока (Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.) Формулируют цель (научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-). | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |||||||||||||
IV. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- - Обратите внимание на выделенные буквы, и вы узнаете, когда в корне –раст- - -рос- пишется в безударном положении а, а когда - о (СЛАЙД ) -От чего зависит выбор гласной в этих корнях? Выведем закономерность в наших наблюдениях. Какие гласные чередуются? Когда пишется А, когда О. Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма: выделить корень; подчеркнуть согласные корня: перед «СТ», «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О», т. е. написание гласной в корне зависит от последующих согласных).
Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Откройте, пожалуйста, учебник на стр.34-35. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Рифмованное правило (СЛАЙД ) -Раст- , -ращ-, -рос-? Простой вопрос! Перед ст и щ Пиши букву А. Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно). Работа со словами-исключениями, толкование их лексического значения (обращение к толковым словарям). (СЛАЙДЫ ) К большому сожаленью, Существуют исключенья. Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил Где-то на вокзале.
Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности. Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня. Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты. Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России. Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава). | Анализируют языковое явление, учатся применять правило на практике, выполняя различые типы заданий | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |||||||||||||
V. Первичное закрепление (этап усвоения новых знаний) Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. 1) Лингвистическая физминутка. (СЛАЙД 8) «Хлопок». Слово с О – хлопок. Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко. Подр..стешь – свое наживешь. Играйте же, дети, р..стите на воле. (Н. Некрасов.) Три гордые пальмы высоко р..сли. (М.Лермонтов.) Зар..сли кустарника образовали непроходимую чащу. Рис р..стет на болотистых местах. Берег моря покрыт водор..слями. 2) Объяснительный диктант, с графическим обозначением орфограммы. Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша. 3) Выполнение упражнения на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- и осуществляют взаимопроверку (упр.437) 4) Игра «Угадай-ка» (СЛАЙД ) - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова. Молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (отрасль); частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли) ;бессосудистые споровые растения (водоросли) 5) Работа с текстом Ребята, так как мы сегодня проходим корни жизни, я хочу поговорить с вами об окружающей нас природе. Давайте прочитаем текст, который написан у вас на карточках. Ваша задача определить тему и придумать название. Мне исполнилось одиннадцать лет. Вполне солидный возр..ст! На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р..стение, которое в нашем климате почти не р..стет. «Когда он выр…стет, на нем появится удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами. Если сумеешь его выр..стить, то ты герой!»- сказала бабушка. Взял я этот р..сточек и стал его выр..щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р..ст пошел, дал отр..стки и как начал р..сти-подр..стать! Я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр..с, что выше меня стал, через две выр..с больше папы! А через три так разр..сся, что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор..стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек мой скоро так разр..стется, что нам всем от этой р..стительности в доме места не останется! Как можно сформулировать тему этого текста? (тема природы). Как вы озаглавите этот текст? (Природа в нашей жизни. Природа в жизни человека. Бешеный росточек) Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.
6)Выборочный диктант. Посмотрим, какие пословицы есть, упоминающие растения. Я читаю пословицы, вы записываете слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-. 1)Растения тянутся к свету, а народы к миру. 2)Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы. 3)И камень лежа мохом обрастает. 4) Где сосна взросла, там она и красна. Проверяем по цепочке, комментируем написание. 5. Этап закрепления новых знаний. Самостоятельная работа -Чтобы проверить, как вы усвоили материал, надо поработать самостоятельно. Буквенный диктант «Проверяю себя» 1 2 3 _ 4 _ 5 6 _ 7 _ 8 _ 9 _ 10 а о о а о а а о о а
Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль. | Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Работают в парах. Работают в группах Оценивают свою работу. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). | |||||||||||||
VI. Рефлексия деятельности (итог урока). Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями -рос-, -раст-, -ращ- - Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить (СЛАЙД 11).
Подводя итоги нашего урока, мы можем сказать, что прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно. А если научишься быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком. | Дают ответы на вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) | |||||||||||||
VII. Домашнее задание по выбору 1. Выполнить упражнение № 456. 2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях); 3. Написать небольшой рассказ «Мой любимый уголок природы», употребляя слова и словосочетания слова корнями -раст-, -ращ-, -рос. | Записывают домашнее задание | Самоанализ, самооценка (Р) | |||||||||||||
|
| Оценка |
| ||||||||||||
| 1.Знание теоретического материала. |
|
| ||||||||||||
| 2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. |
|
| ||||||||||||
| 3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
| ||||||||||||
| 4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
| ||||||||||||
| 5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
| ||||||||||||
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. |
|
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. |
|
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. |
|
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. |
|
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. |
|
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - » | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правописание чередующихся гласных о и а
в корне - рос -, -раст -, -ращ - »
Смирнова Виктория Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ «Технический лицей»
города Обнинска Калужской области
Тема урока: Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.
Цели урока:
Личностные: прививать любовь к родному языку, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать; способствовать развитию устной и письменной речи
Регулятивные: учить постановке цели работы, учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: научить учащихся определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях;
выработать умение распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст-,
-ращ-, -рос-; обосновывать выбор гласных в этих корнях;
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.
Метапердметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.
Ожидаемые результаты: создать условия для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык. 5 класс» (Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова) – М.: «Просвещение» 2015 год.
- компьютер;
- мультимедийная презентация: «Корни -раст-, -ращ-, -рос-»;
- тетради-справочники, перфокарты, карточки со словами.
Тип урока: открытие нового знания
Технологическая карта урока
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. | |
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. | |
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. | |
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. | |
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
| Оценка |
1.Знание теоретического материала. |
|
2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. | |
3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,-ращ-, -рос. |
|
4. Умение определять слово по его лексическому значению. |
|
5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...
"Правописание чередующихся гласных А и О в корнях –раст-//-ращ-//-рос-"
Конспект урока. проведённого в 5 классе. Учебник - Т.А.Ладыженской....
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»
1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...
конспект урока по теме: « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»
Конспект урока по русскому языку для 5 класса по по теме « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)» , презентация к уроку...
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема «Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »
Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »Тема урока: Правописание чередующихся глас...