Фонетика. Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка с применением сингапурских структур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika_alfavit.rar | 187.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи и буквы. Алфавит». ( первый урок по теме) | |
Базовый учебник | В.В. Бабайцева . Русский язык. УМК для углубленного изучения. |
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по данным разделам лингвистики; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи. дать представление о смыслоразличительной роли звука, тренировать пятиклассников в умении отражать на письме звуковой облик слова
Задачи:
- обучающие :
научить распознавать буквы и звуки,
отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;
-развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных
звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над
формированием навыков грамотного письма.
-воспитательные : воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания
5. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
6.Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование
- Запись звуков природы.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация.
- Напечатанные задания..
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия.
III. Изучение нового материала.
На прошлом уроке мы познакомились с основными разделами науки о языке. Я предлагаю вспомнить их, выполнив задание «Верные и неверные утверждения»(если верно, ставим +, неверно ставим -).Запишите в тетрадях число, классная работа.
(слайд№3)
1.Языкознание (лингвистика) -это наука о языке.
2. «Морфология», «Синтаксис», «Морфемика» -это разделы «Грамматики».
3. «Лексикология» - словарный состав языка.
4. «Орфография» – правила произношения.
5.Правила написания слов изучает «Орфоэпия».
6. «Фонетика» изучает звуки.
Проверка. Молодцы, с заданием справились.
- А сейчас закройте глаза. Послушайте внимательно. (Раздаются звуки колокольчика) Что вы услышали? (Услышали звуки)
-Совершенно верно. Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас . Звуки бывают разные. Какие? (Шум, шорох, стук, приятные и неприятные).
-А как вы думаете, изучает ли эти звуки фонетика?( Подумайте.Обсудите этот вопрос с партнером по плечу в течение 30 сек.Начинает партнерА.).Участник №4 стол № 3скажите свой ответ. Участник №2 стол №1 вы согласны?(Структура таймд-пэа-шэа)
-Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? ( Подумайте.Обсудите этот вопрос с партнером по лицу в течение 30 сек.Начинает партнерБ.).Участник №3 стол № 2 скажите свой ответ. Участник №1 стол №3 вы согласны?(Структура таймд-пэа-шэа)
Какие звуки нам помогают общаться?( Подумайте. Обсудите этот вопрос с партнером по лицу в течение 30 сек.Начинает партнерБ.).Участник №3 стол № 2 скажите свой ответ. Участник №1 стол №3 вы согласны?(Структура таймд-пэа-шэа)
Правильно,. разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как ….Запишите тему урока. Давайте сформулируем цели нашего урока.
1.Что мы должны знать?( Предмет изучения фонетики (что изучает )
2.Что должны уметь различать? (Различать звук и букву).
(слайд № 4,5)
Да, верно. Фонетика-это раздел лингвистики, изучающий звуки речи.
Слово это пришло к нам из греческого языка «ФОНЕ»-звук. Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.( Каждый член команды берет 4 листочка, придумывает слово, проговаривает для всех членов команды и записывает на 1 листочке и кладет лицевой стороной вверх в центр стола.И так 4 раза. Джот Тотс).
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором)
Смартфон
Фонограф(можно от каждого стола прочитать по 4 слова. Следующий стол не повторяется).
.Встаньте, под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять.Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление.Подумайте.
- 1 вопрос. В русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).Ученики делятся со своими партнерами по 30 сек.Начинает тот, у кого глаза темнее. Поблагодарите своего партнера А теперь на этот вопрос ответит…
Звучит музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление.
2 вопрос. Что изучает фонетика? Звучит музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление. Подумайте. Начинает тот, у кого. Красивее почерк... Поблагодарите своего партнера. А теперь на этот вопрос ответит…
3 вопрос. Звук и буква в словах всегда совпадают? Звучит музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление Начинает тот, у кого хорошее настроение. Время!!! Поблагодарите своего партнера.А теперь на этот вопрос ответит…
4 вопрос .Чем звуки речи отличаются от всех других звуков? Звучит музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление Начинает тот, у кого Время!!! Поблагодарите своего партнера.А теперь на этот вопрос ответит…
-Хорошо, ребята, молодцы, пройдите на свои места.
Да, действительно из звуков речи образуются слова. Докажем это, выполнив следующие задания.
Задания в слайдах презентации.(№ 8,9,10).
Задание 1. Из каждого слова «выньте» по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.
Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран (Всласть-власть, Краска-каска,
Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран).
Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.( рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад,оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка
( ногти-когти, булка-будка, лапка-лавка, зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел - осел, норка-корка, клин-блин, тоска-доска, полено-колено, рамочка- дамочка).
-Ребята, к какому выводу мы пришли ,выполнив эту работу?(как много может сделать 1 звук, меняем один звук, получаем совсем другое слово.)каждый из звуков помогает различать слова по смыслу .Это звуки -смыслоразличители. Они и называются красиво-фонема (н).Конечно, если бы не было звуков, мы вряд ли смогли общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи –это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. А как на письме обозначаются звуки?(при помощи квадратных скобок).Как называется запись слова при помощи звуков?(транскрипция).
-Слайд 11.Откройте учебник на стр.107,выполните упр.236,237,238,239,240 (1 упражнение 1 стол). Проверка.
- Слайд 13.У вас на столах лежат листочки, на которых написано: «Песня из 2 букв» и « Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Откройте «Теорию» на стр.16-1,2 абзац 17 ..и опровергните или согласитесь с писателем, который так назвал свои рассказы. Объясните, почему.(Буквы петь нельзя, значит, песни из 2 букв быть не может, петь и произносить можно только звуки. Женя не выговаривал звук. Буквы мы видим и слышим,а звуки произносим).
Всегда ли(«Верно или неверно»): буква = звук или буква =/ звук.
- Ответить на этот вопрос нам поможет упр.241.,стр.107.Прочитайте.выполните в тетрадях. Почему эти слова рифмуются? Ведь буквы на конце разные?
Слайд № Где живут буквы? То. что вы видите на слайде ,можно назвать алфавитом? Почему? (конструктивный вопрос)
л | к | о |
а | ъ | п |
е | г | я |
ш | л | э |
х | ж | ы |
ы | у | ю |
ф | ц | и |
й | т | щ |
Ребята, какие трудности подстерегают нас при изучении звуков и букв? (неправильное название букв). В каких названиях букв алфавита часто встречаются ошибки? Как вы думаете почему?
Выполните упр.256
Работа с учебником. Прочитайте п.6.. Свяжите то, что вы знали, с тем ,что узнали сегодня.(коннект –экстэнд -челлендж).Устно.
знал | узнал | Какие трудности | ||
или |
Давайте обобщим все, о чем узнали на уроке, используя структуру Модель Фрейер.
Рефлексия.- Продолжите фразу
Сегодня я на уроке….
Итак, на этом, друзья, наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы научились отличать звук от буквы, правильно произносить звуки и называть буквы. Я убедилась, что вы много знаете о звуках русского языка. - Спасибо за урок!
_Оцените своих партнеров.(на листах контроля поставьте оценки).
Домашнее задание:1.составить сказку о звуках и буквах.
2.Кто затрудняется составить сказку, выполните упражнение № по заданию учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Алфавит" предназначена для учащихся 5 класса при повторении темы"Фонетика."
Данная презентация поможет учащимся раскрыть тайны возникновения письменности на Руси. Работа содержит много полезной информации о первых создателях алфавита.В ней также используется интересный краеве...
Конспект урока по русскому языку 5 класс «Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Тип урока: Урок изучения нового материала...
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Обобщающий урок "Фонетико - орфографическая характеристика слова" по теме: "Фонетика" в 5 классе.
Обобщающий урок по теме: "Фонетика" в 5 классе....
Обобщающий урок "Фонетико - орфографическая характеристика слова" по теме: "Фонетика" в 5 классе.
Обобщающий урок по теме: "Фонетика" в 5 классе....
Проверочная работа для 5 класса по теме Фонетика. Графика. Алфавит.
Проверочная работа по русскому языку для 5 класса составлена для диагностирования знаний обучающихся по теме "Фонетика. Графика. Алфавит. Работа включает в...
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите....