Обобщающий урок "Фонетико - орфографическая характеристика слова" по теме: "Фонетика" в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок
«Фонетико-орфографическая характеристика слова»
Цель: повторение сведений по фонетике, орфографии;
выявить умение ребят различать «звук – фонетика – буква»;
способствовать развитию в учащихся логического и образного мышления;
воспитывать любовь и уважение к слову, к русскому языку.
Ход урока.
I Организационный момент.
(Психологический настрой ребят).
Слово учителя.
- Ребята, мы с вами накануне большого события: прощание с учебником «Фонетика и письмо», добро пожаловать, «Лексика, словообразование, морфология».
Поэтому вы должны собраться с мыслями и настроить их на поисково-творческую волну.
II Запишите эпиграф урока
Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности (Н.М. Карамзин).
III Проблемы работы на урок:
(записать на доске)
- Что значит слово – единица речи? Почему единица, а не 1/2, 1/3?
- Слово – волны. Докажите.
- Формула слова.
- Основной закон русского письма.
- Что такое звук, фонема, буква?
- Что изучает фонетика? Орфография? Орфоэпия?
(Ребята рассуждают, дают научные определения слова).
На доске и в тетради записывают формулу слова:
Слово =
На доске записаны слова филология, лингвистика. Ребята объясняют, что это слова-термины, относятся к определению наука о языке. Они графически изображают слова-волны.
(5 –гласные 4 – сонорные; 3 – парные звонкие; 2 – парные глухие; 1- глухие)
Основной закон русского письма – обозначение буквами фонем по их сильной позиции.
Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков. На письме этот ряд обозначается одной буквой. Фонемы – не только строительный материал для звуковых оболочек слов и морфем, но и «смыслоразличительные» фонетические единицы языка. Звук - это «представитель» фонемы в слове, наименьшая фонетическая единица языка и речи.
Замена звуков в одной и той же морфеме, связанная с изменением условий их произношения, т. е. их фонетической позиции, называется позиционным чередованием звуков.
IV Практическая работа.
- Ребята, представьте поезд под названием «Языкознание». Три вагона поезда принадлежат учебнику «Фонетика. Письмо».
Кто пассажиры в этих вагонах?
(Звуки, буквы, фонемы)
Кого вы поселите в 1, 2, 3 вагоны в порядке очереди? Почему?
(1 – звук; 2 – фонема («паспорт» для буквы); 3 – буква)
2) Понаблюдайте, как ведут себя эти пассажиры в предложениях:
В русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
(К. Паустовский)
Наш язык певуч, богат, прекрасен.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.
(Ребята под диктовку записывают предложения. Задания: подчеркните грамматические основы. Определите, чем они выражены. В 1-м предложении подсчитайте количество лексических и фонетических слов).
- I, II варианты. Выписать из 1,2 предложений грамматические основы.
Запишите их фонетической транскрипцией
[й ,эст , множыство слоф и назван ,ий ,]
[й ,азык п ,ивуч , багат пр ,икрас , ин]
(2 ученика работают у доски, остальные в тетради)
4) Укажите, какие наблюдаются в словах законы орфоэпии?
Письмо, снег, рассказать, улыбаешься, синего, подсолнух.
5) Запишите в столбик слова
I в - “-“-“ орфография в корне;
II в - “-“-“ в суффиксе;
III в -“-“-“ в приставке.
Приехали, задираешься, росточек, разыграли, беззубый, собачка, инъекция, кемеровский, казацкий, субъект, рыбацкий, сваренный, ветреный, безветренный, сгорел, проложить, учитель, прадедушка, прикоснуться.
- Разминка (устная)
А) Назовите 4-е лишнее:
Коробка, дуб, пруд, молотьба
Б) На что заканчивается День и ночь?
В) Каких гласных не хватает в современном русском языке? (Ь – ерь Ъ –ер)
Г) В каком слове есть только твердые согласные звуки?
Мел, лось, тема, множитель, матч.
Д) В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Восемь, праздный, юла, тень, боюсь
Е) Укажите слово, в котором безударный гласный проверяется сильной позицией.
Распол*гаться, прик*сновение, р*скошный, предпол*жение, проб*раться.
Ё)название каких двух букв определяет целую эпоху?
(ЭР-А)
Ж)Сколько в русском языке гласных:
-букв;
-звуков;
-фонем?
Сколько в русском языке согласных:
-букв:
-звуков;
-фонем?
7) Ребята под музыку (Бетховен, «Лунная соната») письменно отвечают на вопросы.
Вариант А.
Язык – всем знаниям и всей природе ключ.
Укажи:
А) количество лексических и фонетических слов;
Б) количество шумных глухих;
В) количество мягких согласных;
Д) количество сонорных звуков;
Е) запиши предикат.
Вариант Б.
Язык мал, а великим делом ворочает.
(Задание то же, что и в варианте А)
Вариант В.
Язык – всем знаниям и всей природе ключ.
(Задание то же, что для варианта А)
Через 5 минут «таможенник» собирает письменные ответы ребят. Вместе со своим помощником он проверяет работы и подводит итоги выполнения заданий.
- Ребята, пользуясь репродукцией картины Грабаря «Февральская лазурь», личными наблюдениями, составляют «календарь» слов февраля.
С данными словами придумывают и записывают 2 сложных предложения, используя эпитеты и метафоры.
V Определение темы урока.
Ребята формулируют тему урока, записывая её в тетради. Они «делятся» впечатлениями от урока. Графически изображают своё настроение (в начале и в конце занятия) в тетрадке:
VI Подведение итогов урока.
VII Выставление оценок.
VIII Домашнее задание. Записать 3-4 пословицы или поговорки на тему «Февраль».
Подготовить извещения о составителях словарей В. И. Дале, С.И. Ожегове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Фонетика" 5 класс
Контрольная работа содержит 2 варианта, по десять заданий с разным уровнем сложности....
Интерактивные таблицы к урокам по теме "Фонетика", 5 класс
В презентации содержатся таблицы и схемы по теме "Фонетика": классификации гласных и согласных звуков, сильная и слабая позиции звуков, употребление букв Е, Ё, Ю, Я и т.д.. Представлен образец фонетич...
Тест по теме "Фонетика" 5 класс
Тестовая работа по теме "Фонетика" ,предсталенная в двух вариантах , позволяет проверить основные знания по теме, изучаемые в 5 классе....
Проверочная работа по теме "Фонетика (5 класс)
Материалы для проверки усвоения темы "Фонетика" в 5 классе...
проверочная работа по теме фонетика. 5 класс
Цель работы - выявить уровень освоения учащимися знаний по теме....
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 10 класс
Исследование по теме законы постоянного тока....
Тест проверочный по теме Фонетика 5 класс
проверочный тест...