Рабочая программа по русскому языку, 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Содержит календарно-тематическое планирование, УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_10_klass.docx | 43.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____/Соломина В.С. Протокол №_____от «___» _______2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова» ______/____________/ | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова» _______/Антонцева И.Г. Приказ №______от «___» ________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Карповой Ольги Николаевны,
учителя русского языка и литературы
I квалификационной категории,
по русскому языку в 10 классе
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы для средней (полной) школы (базовый уровень) А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой к учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. по русскому языку для 10-11 классов (М.: Просвещение, 2011).
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык». Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:
- речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение);
- умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы);
- умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (с элементами сочинения), подробное и сжатое изложение);
- умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров, реферат).
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 10
Учитель Карпова Ольга Николаевна
Количество часов всего _34_ часа; в неделю _1_ часа.
Планирование составлено на основе программы для средней (полной) школы (базовый уровень) А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова по русскому языку 10-11 класс (М.: Просвещение, 2011).
Учебник: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова; Российская академия образования, издательство «Просвещение» - М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература:
Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс: к учебнику
А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы»/ С.А.Алентикова, Н.И.Демидова, Е.С.Симакова.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс/ И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева.- М.: ВАКО, 2010.
Табличное представление учебно-тематического планирования
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Дата |
Общие сведения о языке (5 ч) | Язык и общество. Язык и культура. Роль языка в обществе. | 1 | Урок освоения знаний | Функции русского языка. Русский в современном мире. Заимствованные слова. Основные виды разбора. | Словарный диктант. | 02.09 | |
Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. | 1 | Урок усвоения знаний. | Культура речи. Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, эстетический). Лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка. Взаимосвязь языка и культуры. | Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм. | 09.09 | ||
История развития русского языка. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятия «язык», «речь», «слово», их сходство и различие. Лингвистические термины. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение). Виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Устная и письменная речь. Диалог и монолог. | Орфографический разбор слов. | 16.09 | ||
Периоды в истории развития русского языка. | 1 | Повторительно-обобщающие уроки. | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | Выразительное чтение текста с интонационным выделением слов и словосочетаний, передающих внутреннее состояние героев. | 23.09 | ||
Место и назначение русского языка в современном мире. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | Комплексный анализ текста | 30.09 | ||
Регулятивные универсальные учебные действия: - составлять план решаемой проблемы; - добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); Познавательные универсальные учебные действия: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; - применять методы информационного поиска, используя различные источники; - извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов. Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. - проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Личностные универсальные учебные действия: - осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа. | |||||||
Русский язык как система средств разных уровней (2 ч) | Единицы языка. Уровни языковой системы. Словари русского языка. Разделы науки о языке. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Звуки речи. Морфема. Слово. Предложение. Основные виды словарей (энциклопедические и лингвистические). | Комплексный анализ текста | 07.10 | |
Входной контрольный диктант | 1 | Урок контроля знаний. | Знать: теоретический материал по изученному разделу. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 14.10 | ||
Регулятивные универсальные учебные действия: - составлять план решаемой проблемы; - добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); - умение самостоятельно формулировать цели урока, - оценивание образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные универсальные учебные действия: - применять методы информационного поиска, используя различные источники; - извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов; - умение работать по таблице учебника; - самостоятельно усваивать новый материал, - проведение различных видов разборов и анализа текста, предложения, слова; - умение пользоваться словарями, справочниками, Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило; - умение работать с текстом, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных проблем, - слушать и слышать учителя. | |||||||
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч) | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Орфоэпия и орфография. Единицы языка. Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. Правописание гласных в корнях слов. | Выборочный диктант | 21.10 | |
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Фонема. Открытые и закрытые слоги. Логическое ударение. Роль ударений в стихотворной речи. Правописание согласных в корнях слов. Выразительные средства русской фонетики. | Анализ стихотворений Фета и Лермонтова | 04.11 | ||
Принципы русской орфографии. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Основные нормы произношения. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие. Звукопись как изобразительное средство. Правописание гласных после шипящих и Ц. | Тестовые задания | 11.11 | ||
Фонетический разбор. Проверочная работа «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать: о порядке фонетического разбора слова, о записи звукового состава слова, теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Фонетический разбор. Контрольная работа. | 18.11 | ||
Регулятивные универсальные учебные действия: - составлять план решаемой проблемы; - добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); - умение самостоятельно формулировать цели урока, - оценивание образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные универсальные учебные действия: - применять методы информационного поиска, используя различные источники; - извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов; - умение работать по таблице учебника; - самостоятельно усваивать новый материал, соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике; - умение пользоваться словарями, справочниками, Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило; - умение работать с текстом, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных проблем. | |||||||
Лексика и фразеология (6 ч) | Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Изобразительные средства лексики. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Лексика. Разграничение лексического и грамматического значений слова. Омонимы и синонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова). Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Градация. Антитеза. | Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм | 25.11 | |
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Русская лексика с точки зрения ее сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы, термины, арготизмы). Способы толкования слов. Группировка слов по тематическому признаку. | Письменная работа (Каковы истоки и основания русского литературного языка?) | 02.12 | ||
Активный и пассивный словарный запас. Лексические словари. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественном тексте. | Творческая работа (создание неологизмов по продуктивным моделям словообразования) | 09.12 | ||
Русская фразеология. Фразеологические словари. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Фразеология. Различение свободных и несвободных словосочетаний. Сходство фразеологизма и слова и различия между ними. Фразеологические единицы (идиомы, фразеологические сочетания, крылатые выражения). происхождение ФЕ, их стилистическая окраска, нормативное употребление. | Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм | 16.12 | ||
Словари русского языка. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Знать виды словарей и уметь ими пользоваться. | Самостоятельная работа. | 23.12 | ||
Повторение по теме: «Лексика и фразеология» | Повторительно-обобщающий урок. | Лексический разбор слов, стилистическая окраска фразеологизмов | Творческая работа | 13.01 | |||
Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» | 1 | Урок контроля знаний | Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учетом орфографических и пунктуационных норм русского языка. | Диктант с лексико-грамматическими заданиями | 20.01 | ||
Регулятивные универсальные учебные действия: - составлять план решаемой проблемы; - умение самостоятельно формулировать цели урока; - анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм. Познавательные универсальные учебные действия: - применять методы информационного поиска, используя различные источники; - извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов; - самостоятельно усваивать новый материал, соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике; - умение пользоваться словарями, справочниками, Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило; - умение работать с текстом, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных проблем | |||||||
19 | Морфемика и словообразование (4 ч) | Морфемика и словообразование. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Основные понятия морфемики и словообразования. Морфемы корневые и аффиксальные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфологический и неморфологический способы словообразования. | Тест | 27.01 |
20 | Способы словообразования. Словообразовательный разбор. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования | Орфографический и пунктуационный анализ текста | 03.02 | |
21 | Выразительные средства словообразования | 1 | Урок развития речи | Изобразительно-выразительные средства словообразования | Творческий диктант | 10.02 | |
22 | Обобщающее повторение частей речи. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение частей речи, способы словообразования и состав разных частей речи, правописание мягкого знака в разных частях речи. | Текущий контроль. | 17.02 | |
Регулятивные универсальные учебные действия: - составлять план решаемой проблемы; - умение самостоятельно формулировать цели урока; - анализировать и оценивать речевые высказывания. Познавательные универсальные учебные действия: - применять методы информационного поиска, используя различные источники; - извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов; - самостоятельно усваивать новый материал, анализировать состав слова; - умение пользоваться словарями, справочниками, Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило; - умение работать с текстом, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных проблем. | |||||||
23 | Морфология и орфография (6 ч) | Части речи | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Морфология. Классификация частей речи. Критерии выделения самостоятельных и служебных частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. | Орфографический и пунктуационный анализ текста | 24.02 |
24 | Трудные вопросы правописания –н- и –нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Орфографические нормы и их группировка на основе принципов написания. Орфограмма. Тип орфограмм. | Комментированное письмо | 03.03 | |
25. | Правописания –н- и нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Орфографические нормы и их группировка на основе принципов написания. Орфограмма. Тип орфограмм. | Тест | 10.03 | |
26. | Правописание не и ни с разными частями речи. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Орфографические нормы и их группировка на основе принципов написания. Орфограмма. Тип орфограмм. | Комментированное письмо | 17.03 | |
27. | Правописание наречий. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Орфографические нормы и их группировка на основе принципов написания. Орфограмма. Тип орфограмм. | Текущий контроль | 07.04 | |
28. | Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Орфографические нормы и их группировка на основе принципов написания. Орфограмма. Тип орфограмм. | Выборочный диктант | 14.04 | |
Регулятивные универсальные учебные действия: - составлять план решаемой проблемы; - умение самостоятельно формулировать цели урока; - анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Познавательные универсальные учебные действия: - применять методы информационного поиска, используя различные источники; - извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов; - самостоятельно усваивать новый материал, соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике; - умение пользоваться словарями, справочниками, Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило; - умение работать с текстом, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных проблем; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи. | |||||||
29. | Речь, функциональные стили речи (2 ч) | Текст, его строение, виды преобразования. | 1 | Уроки развития речи | Знать основные признаки текста; типы речи; понятия абзац, микротема, микротекст; виды преобразования текста (сокращение, план, тезисы). Уметь делать выписки из текста; составлять тематический конспект; писать реферат, рецензию; давать аннотацию. | Самостоятельная работа. Текущий контроль. | 21.04 |
30. | Функциональные стили речи | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Формы существования русского языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях) речи. Основные функциональные стили современного русского литературного языка (научный, о-д, публицистический, разговорный, художественный) | Определение стилистической принадлежности текста | 28.04 | |
Регулятивные универсальные учебные действия: - составлять план решаемой проблемы; - умение самостоятельно формулировать цели урока; - анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Познавательные универсальные учебные действия: - применять методы информационного поиска, используя различные источники; - извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов, редактировать собственные тексты; - самостоятельно усваивать новый материал; - умение пользоваться словарями, справочниками, Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило; - умение работать с текстом; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи, выступать перед аудиторией. | |||||||
31. | Стили речи. Научный стиль речи (4 ч) | Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Научный стиль. Стилевые признаки и разновидности (подстили). Лингвистический анализ научного текста. Жанровое разнообразие. | Комплексный анализ текста | 05.05 |
32. | Лексика научного стиля речи | 1 | Урок развития речи | Лексика научного стиля: нейтральная (межстилевая) общенаучная, специальная (терминологическая и профессиональная). Термин и терминология. Этимология слов-терминов | Тестовые задания | 12.05 | |
33. | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля | 1 | Урок развития речи | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи | Проверочный диктант | 19.05 | |
34. | Систематизация и обобщение изученного за год. | 1 | Уроки контроля знаний | Знать теоретический материал и уметь применять его на практике | Тест | ||
Регулятивные универсальные учебные действия: - составлять план решаемой проблемы; - умение самостоятельно формулировать цели урока; - распознавать тексты научного стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. Познавательные универсальные учебные действия: - применять методы информационного поиска, используя различные источники; - извлекать информацию из текста, владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов; - самостоятельно усваивать новый материал, анализировать научные тексты с точки зрения специфики использования в них различных средств, сопоставлять и сравнивать научные тексты и тексты других стилей; - умение пользоваться словарями, справочниками, Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сформулировать по схеме правило; - умение выработать внутренний план действии; - умение оформлять свои мысли в письменной форме; - умение осуществлять речевой контроль, оценивать уровень своих знаний. |
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса базового уровня
по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Список литературы:
- Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс: к учебнику А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы»/ С.А.Алентикова, Н.И.Демидова, Е.С.Симакова.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс/ И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева.- М.: ВАКО, 2010.
- Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Пособие для учителя/ Г.И. Блипо.- М.: Просвещение, 2001.
- Словообразование – занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 класса /С.И.Львова.- М.: Эксмо, 2007.
- Русский язык (9-11 классы): трудные случаи разбора предложения /И.А. Мартьянова.- М.: Эксмо, 2007.
- Русский язык: синтаксис в таблицах и заданиях (сложное предложение): пособие для учащихся/ Л.А.Поникарова.-М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....