Союз как часть речи.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (7 класс) на тему
Презентация может быть использована на уроках изучения союза как части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Союз как часть речи. | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Познакомить учащихся с союзом как частью речи.
Объяснительный диктант . На небе разг..рается з..ря. Я проб..раюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья к..саются лица и будто соб..раются удержать меня. Из пр..дорожных зар..слей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи. Подн..мается солнце, и его лучи осв..щают д..лекие поля, пр..брежные кусты возле речки. Она ярко бл..стит на солнце. Вот и лес. Я предпол..гал собрать здесь много ягод и от..скать грибы. Мои предпол..жения оправдались. Ягоды буквально уст..лали лесные поляны. Стоило пр..сесть — вид..шь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. Долго бр..дил по лесу. С трудом дот..щил я до дома полную корзину пр..сладких ягод. За день мое лицо и руки заг..рели. После такой прогулки хорошо выкупаться и пр..лечь отдохнуть на свеж..м сене. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание. Какова роль союзов в предложениях?
Работа в конспектах. 1. Союз – это служебная часть речи, которая связывает - однородные члены; - части сложного предложения; - предложения в тексте. 2. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.
Сложносочиненные предложения- это сложные предложения, части которых связаны интонацией и сочинительными союзами.
Группы сочинительных союзов:
Запятая между однородными членами предложения ставится 1. Между однородными членами, не соединенными союзами: В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась. [ O , O , O , O и O]
Запятая между однородными членами предложения ставится 2. Перед противительными союзами: Не от росы урожай, а от поту. [ O, а O ]
3. Перед повторяющимися союзами: И туман, и непогоды осень поздняя несет. [ и O, и O ] А вокруг были дым, и бой, и смерть [O, и O , и O]
4. Перед второй частью двойных союзов: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. [… не только O, но и O … ]
Парное соединение: Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами (внутри таких пар запятая не ставится): Я слышал разговоры – пьяные и трезвые, робкие и отчаянные, полные покорности и злобы, – всякие разговоры. [ O и O , O и O , O и O ].
Запятая между однородными членами предложения не ставится 1. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (= и ), разделительными союзами или, либо: Сведения об успехе или неудаче быстро разносились. [ O или O]
2. Внутри фразеологизма: день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и этак, и туда и сюда, ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни да ни нет, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни за что ни про что, ни конца ни края, ни много ни мало, ни пава ни ворона, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни себе ни людям, ни слуху ни духу
Морфологический разбор союза. Каштанка оглянулась и ³ увидела, что ³ по улице прямо на нее шел полк солдат. И – союз I . O и O II . Морф. призн: соч., соед., прост. Что – союз I . [ ], ﴾ что… ﴿ II . Морф. призн: подч., изъясн., прост.
Слитное написание союзов. (орфограмма №67) Союз. Омонимичная часть речи. Все народы хотят, чтобы (бы нельзя опустить, союз присоединяет придаточное изъяснительное) не было войны. Дверь была открыта, чтобы в комнаты вошел прохладный воздух. (чтобы = для того чтобы, цель) Что бы мне почитать о космосе? (бы можно убрать или переставить, что является вопросительным местоимением, бы – частица. Что мне почитать о космосе?) 2) Наш класс тоже пойдет в музей. (Же нельзя опустить. Союз тоже можно заменить союзом также или союзом И , который нужно поставить в начало предложения. Ср., И наш класс пойдет в музей) Мы обнаружили в горах то же озеро, что и геологи. ( ЖЕ можно убрать. Мы обнаружили в горах то озеро, что и геологи) 3) Я также буду учиться в вузе . (ЖЕ нельзя опустить. Также = тоже = и. И я буду учиться в вузе.) Я сделал это (как?) так же, как и он. (же можно убрать. И еще: дальше идет как и) 4) Мал золотник, зато дорог. (зато = но; Мал золотник, но дорог.) Я спрятался за то дерево. (За – предлог, то – местоимение) 5) Союзы причем и притом близки по значению к выражению «вместе с тем». Ученикам раздали листочки с задачами и притом предупредили, что на их решение дается два часа. При том заявлении приложены и необходимые документы. При чем же ты останешься? 6) Союз итак (в значении вводного слова «следовательно» ) пишется слитно. Итак , все кончено. И так кончается каждый раз.
Контрольные вопросы: 1 . Что такое союз? 2. Какие союзы называются простыми, составными? 3. Какова роль сочинительных, подчинительных союзов? 4. Назовите группы сочинительных союзов. 5. Назовите группы подчинительных союзов .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Союз как часть речи"
Презентацию можно использовать на уроке по теме "Союзы"...
Союз как часть речи
Справочно-теоретический материал с практическими заданиями...
"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....
Союз как часть речи.
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской М.М....
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы». Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...