Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кузнецова Алла Леонидовна

 

Научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины , активизировать в речи детей слова колорит, композиция;

Развить навык составления рассказа, развить речь учащихся;

Воспитывать культуру речи, положительное отношение к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_sochineniyu_opyat_dvoyka.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Цели:

Научить учащихся особенностям построения рассказа  на основе картины , активизировать в речи детей слова колорит, композиция;

Развить навык составления рассказа, развить речь учащихся;

Воспитывать культуру речи, положительное отношение к учебе.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Ребята, у вас всех есть любимые и нелюбимые предметы в школе. И все ,конечно же, любят получать пятерки. Но они  ведь не всегда у вас бывают. И особенно тяжело тем, у кого двойки сыплются одна за другой.  Сегодня мы поговорим о таком мальчике, который «опять» получил двойку. Такого ученика изобразил на своей картине Ф.П. Решетников.

2.Индивидуальное сообщение ученика о художнике.

Какие интересные моменты жизни художника вам запомнились?

          Ф. П. Решетников- художник, академик, лауреат Государственных премий СССР.  Автор многих известных картин:  «На побывку», «Достали языка», «За мир», «Прибыл на каникулы». Он с юных лет увлекался рисованием. Федор Павлович Решетников родился в селе Русско-литовское (ныне Днепропетровская область, Украина) 15 (28) июля 1906 в семье иконописца. Рано осиротел. Еще студентом Московского художественного института  плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями- челюскинцами  был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись на Большую землю, написал несколько картин, посвященных Арктике. (сдайд2) Во время Великой Отечественной войны был на фронте, после войны,  перепробовав разные профессии, работал в клубе железнодорожников станции Гришино (в той же области), откуда был послан учиться на рабфак искусств в Москву. Вскоре поступил в Высшие художественно-технические мастерские. Жил в Москве. Умер Решетников в Москве 13 декабря 1988.

                3.История создания картины. Рассказ учителя.

Мысль  написать картину, с которой мы сегодня знакомимся , родилась у Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчика с двойкой дома. Многое вложил живописец в эту маленькую будничную сценку.  Он хорошо показал, что двойка- это не случайность, а результат неорганизованности, расхлябанности. Не выучил уроки- вот и приходится краснеть перед родными, особенно , наверное, стыдно перед мамой, которой не раз обещал хорошо учиться. Художник долго не мог найти натуру для главного героя. И вот однажды, когда он шел по двору, вдруг услышал веселые крики. Дети с увлечением играли в футбол. Художник подошел поближе и увидел в воротах мальчишку, который, растопырив руки и ноги, стоял в воротах. А рядом валялся портфель.  

Сначала художник решил, что на картине будут изображены мальчик  и мать, затем художник ввел еще одного героя – собаку. Потом подумал, что пусть еще будет сестра- отличница  . Затем на рисунке появился младший брат.  

4.Работа над картиной. Беседа.

С помощью каких средств художник показал, что ученик- главный герой картины? ( изображен на переднем плане, все смотрят на него).

Как вы думаете, сколько лет мальчику?( 9-10)

Посмотрите внимательно на его сестру. Что означает красный галстук на ней? ( она пионерка, если дети не знают, то объяснить)

Работа в группах.

Правила работы в группе

Прочитай задание и обсуди со всеми;

Работай коллективно, не мешай другим;

Оценка ставится всей группе, поэтому помогай товарищу при ответе.

Умей слушать других и помогать.

1 группа. Опишите мальчика с портфелем и собакой.(слайд 10)

На каком плане картины изображен мальчик? Почему?

Какими словами можно описать внешний облик мальчика?

О чем говорит поза мальчика?

О чем говорит его потрепанный портфель?

Опишите собаку.

2 группа. Опишите старшую сестру.

На каком плане картины изображена сестра? Хорошо ли ее видно?

Опишите ее внешний облик.

Обратите внимание на ее портфель, школьные принадлежности. Опишите их.

Опишите позу девочки. О чем она говорит?  Как она относится к очередной двойке брата?

3 группа. Опишите маму и младшего брата.

Расскажите о маме мальчика.

 Откуда мы узнаем, что она очень расстроена?

Почему художник изобразил маму в ярких цветах?

Опишите младшего брата. О чем говорит его взгляд?

Как ведет себя братишка? Почему он смеется?

4 группа. Описание обстановки квартиры.

Что из предметов к квартире привлекает большее внимание? Опишите эти предметы.

Опишите, что видно в дальней комнате.

Что можно сказать, глядя на квартиру , о тех, кто в ней живет?

5.Заслушивание и обсуждение ответов от группы.

6. Беседа по вопросам. Введение новых терминов.

Какова основная мысль картины?

Какими художественными средствами автор выразил основную мысль?

Расположение фигур на полотне имеет огромное значение и называется композиция.. Составьте словосочетания с этим словом.(строгая, четкая, удачная). Композиция картины хорошо продумана Решетниковым. Раскрытию замысла художника помогают и краски.  Колорит картины- это соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Здесь, на картине, он не яркий, а скромный.  Рассказывает о будничном дне в одной семье. Колорит имеет большое значение для раскрытия замысла художника.

Назовите на картине предметы в приглушенных тонах.

Представьте эту картину без красок. Что получилось?

7.Составление плана.

1. Описание внешности мальчика.

2. Встреча с родными.

3.Есть ли у героя картины возможность хорошо учиться?

8.Словарная работа. Описание героев картины.(опять группы)

Лицо: грустное, глаза опущены вниз, волосы светлые, уши оттопыренные, курносый нос, губы сомкнуты. Одет в пальто, в правой руке портфель, из-под него выглядывают коньки. Отвернулся от матери и сестры – стыдно.

Сестра: собралась делать уроки, опрятная и аккуратная, бережно относится к школьным вещам.

Мама: присела на стул, с укором смотрит на сына, лицо расстроенное.

Младший брат: сидит на велосипеде, смотрит радостно – не его ругают.

Четвероногий друг: радуется приходу хозяина.

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать сочинение по картине.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе...

Методическая разработка урока по теме Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"

Методическая разработка урока по теме: «Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка"

конспект урока, выступление учащегося....

Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....

«Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка" 5 класс

Тема: сочинение по картине «Опять двойка» Ф.П.Решетникова Цель: подготовиться к сочинению по картине Задачи: Познакомиться с творчеством Ф.П. Решетникова Обсудить первое впечатление от картины ...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

Цели: 1) раскрыть основную мысль картины; 2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас; 3) средствами урока воспитывать соз...