Рабочая программа по русскому языку 5 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Аникеева Наталья Викторовна

Рабочая программа по русскому языку в 5  классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского – Москва «Просвещение», 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr_rus.yaz_5_kl.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Статус документа

 

 Рабочая программа по русскому языку в 5  классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского – Москва «Просвещение», 2011 г.

   Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. В. Беляевой, О. А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку, 5 класс». – Москва «ВАКО», 2007 г.   Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана  на 175 часов (из расчёта 5 уроков в неделю).

   В рабочей программе более полно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».

        Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

         Цели обучения:

        Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Общая характеристика учебного предмета

        Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

        Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

        Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

        Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

        Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

        Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

        Курс русского языка для V класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

        Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

        Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

        Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

         Место предмета в базисном учебном плане: 

 Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ преду      сматривает изучение русского языка в 5 классе в объёме 175 часов

В неделю – 5 часов.

          Форма организации образовательного процесса:

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты).  

      Формы контроля:

  • текущий контроль:  наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос,  опрос в парах, практикум, самопроверка и взаимопроверка, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты,  комплексный анализ текста,  устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
  • промежуточный контроль - диктанты, тематические тесты

  • итоговый контроль: диктант, контрольная работа

Формы и средства итогового  контроля

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Правила выделения орфограмм и пунктограмм в тексте. Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.

Диктант

Контрольный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.

Тестовая работа

Контрольная работа  по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Особенности образования гласных и согласных  звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми  и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Алгоритм выполнения фонетического разбора.

Диктант

Контрольное тестирование по теме «Лексика».

Различать в речи и на письме значение слова и его оттенки, подбирать синонимы и антонимы.

Тестовая работа

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг».

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем  тезис, доказательство, вывод.

Сочинение

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах.

Диктант

Р.р. Контрольное изложение-рассуждение «Слово – делом крепи!»

Последовательность работы над подробным изложением-рассуждением в соответствии с  планом.

Изложение

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.

Диктант

Контрольная работа  по теме «Глагол».

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Пользоваться изученными правилами на практике.

Диктант.

Контрольное тестирование по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе».

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Тест.

                   

                           


  Раздел 3

 Содержание программы учебного курса

Язык - важнейшее средство общения

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.

Повторение пройденного в 1 - 4 классах

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в  составе сложного  перед  союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

     Требования к уровню подготовки учащихся за курс  русского языка 5 кл.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

        понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

        владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

        прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

        доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

        подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи;  

 находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

        использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

        выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

        использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

        правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

        выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

        объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология: различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография: находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация: выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Личностные УУД:

 обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


  • Содержание
  • Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

  • Язык и общение.

1

-

-

  • Повторение изученного в начальных классах.

22

1

1

  • Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30

Диктант-1,

Проверочная работа-1

3

  • Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

13

1

2

  • Лексика. Культура речи.

9

Проверочная работа-1

1

  • Морфемика. Орфография.Культура речи.

22

1

1

  • Морфология. Орфография. Культура речи.
  • Имя существительное.
  • Имя прилагательное.
  • Глагол.

62

20

11

31

1

12

3

2

2

  • Повторение и систематизация изученного.

9

1

  • Резервные уроки

7

  • ИТОГО

175

10

16



Учебно-тематическое планирование по  русскому языку 175 часов

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

УУД

Формируются следующие УУД:

Л: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

К:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других (работа в парах и малых группах),

задавать вопросы,

Р:самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану,

корректировать свою деятельность;

определять степень успешности своей работы и работы других

1

Введение.

Язык и человек. Язык и речь.

1 час

Уметь применять изученные правила на письме,

П:Знать, что язык является средством общения; различия между языком и речью, между речью устной и письменной

2*

Повторение изученного в начальных классах.

РР Стили речи.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Уметь определять стиль текста

3

Состав слова.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Уметь производить морфемный разбор слова

4

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Уметь различать проверяемые и непроверяемые гласные в корне, правильно подбирать однокоренные слова

5*

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать способы проверки правильности написания согласных в корне слова

6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать способы проверки правильности написания согласных в корне слова

7

Буквы И,У,А после шипящих.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать правила написания гласных И, У, А после шипящих.

8

Разделительные Ъ и Ь.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать правило употребления Ъ и Ь

9*

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Уметь отличать в звучащей речи предлог от приставки, чтобы не ошибиться в написании

10*

РР Текст. Обучающее изложение по упр. 66.

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Знать основные признаки текста

11

Части речи

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Уметь выделять глагол среди других частей речи

12

Глагол.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Систематизировать знания о глаголе

13

 –ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Систематизировать знания о глаголе

14*

Личные окончания глаголов.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать личные окончания глаголов

15

Морфологический разбор глагола

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать морфологические признаки глагола

16

Имя существительное.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Уметь опознавать сущ. по морфологическим признакам

17

Имя прилагательное.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Уметь писать безударные окончания прилаг.

18

Местоимение.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать личные  местоимения, склонение личных местоимений

19*

Повторение и систематизация материала.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать изученный материал

20

Синтаксис. Пунктуация.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Уметь расставлять знаки препинания; связывать слова в предложении по смыслу; разграничивать знаки препинания по их функции

21

Словосочетание.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Уметь отличать словосочетание от слова и предложения.

22

Контрольный диктант

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:Уметь применять изученные правила на письме, находить грамматические основы,

23*

Анализ контрольного диктанта

1 час

Урок коррекции знаний, умений и навыков.

П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их

24

Синтаксис. Пунктуация.  Культура речи. Виды словосочетаний.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Уметь устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании.

25

Понятие о предложении как речевой единице.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Уметь отличать предложение от словосочетания; по интонации конца определять границы предложений

26*

РР Сжатое изложение (упр.137).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Знать способы сжатия текста

27

Виды предложений по цели высказывания.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Знать виды предложений по цели высказывания; особенности интонации таких предложений

28

Восклицательные предложения.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Знать понятие об интонации предложения; понятие о восклицательных предложениях

29*

Сочинение (упр. 153).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Знать особенности сочинения на свободную тему

30*

Главные члены предложения. Подлежащее.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Знать главные члены предложения, понятие о подлежащем; способы выражения подлежащего

31

Сказуемое.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Знать понятие о сказуемом; способы выражения сказуемого

32

Тире между подлежащим и сказуемым.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым

33*

Нераспространенные и распространенные предложения.

1 час

Урок усвоения новых знаний

П:Знать понятие о распространенности

34

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1 час

Комбинированный

П:Уметь находить дополнение в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение

35

Определение.

1 час

Урок повторения и систематизации комбинированный

П:Знать понятие об определении, способах его выражения, его роль в усилении выразительности худож. описания

36

Обстоятельство.

1 час

Урок повторения и систематизации комбинированный

П:Знать понятие об обстоятельстве, способах его выражения

37*

Второстепенные члены предложения

1 час

Урок закрепления изученного материала

П:Знать и уметь находить дополнения, определения, обстоятельства.

38*

Предложения с однородными членами.

1 час

Изучение нового материала

П:Знать понятие об однородных членах предложения

39*

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Знать понятие об однородных членах, о постановке запятой между однородными членами

40

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Знать понятие об обобщающем слове перед однородными членами

41

Предложения с обращениями.

1 час

Изучение нового материала, анализ языкового материала

П:Знать обращение, способы его выражения, роль в предложении

42*

РР Письмо.

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь писать письмо; определять, к какому стилю относится текст; уметь использовать обращения в письме

43*

Синтаксический разбор простого предложения.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения

44*

Сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Знать способы раскрытия ОМ в сочинении по картине

45

Проверочная работа.

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:Уметь различать сл/ соч и предложения, простые и сложные предложения, главные и второстепенные члены предложения

46

Простые и сложные предложения.

1 час

Изучение нового материала, анализ языкового материала

П:Уметь различать простые и сложные предложения в тексте, расставлять запятые между простыми предложениями в составе сложного

47*

Знаки препинания в сложном предложении.

1 час

Изучение нового материала, анализ языкового материала

П:Уметь различать простые и сложные предложения в тексте, расставлять запятые между простыми предложениями в составе сложного

48*

Синтаксический разбор сложного предложения.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения

49

Прямая речь.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь выделять прямую речь в тексте; разграничивать прямую речь и слова автора

50*

Диалог.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь правильно оформлять диалог на письме; отличать диалог от прямой речи; составлять диалог на заданную тему

51*

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать изученный материал

52

Контрольный диктант

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:Знать  изученный материал

53*

Анализ контрольного диктанта

1 час

Урок коррекции знаний, умений и навыков.

П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их

54*

Фонетика. Гласные звуки.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Знать понятие о фонетике как разделе языкознания, знать гласные звуки

55

Согласные звуки.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Знать согласные звуки, особенности каждого разряда согласных звуков

56

Позиционные чередования гласных и согласных.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Знать понятие о сильных и слабых позициях гласных и согласных; правила произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ

57*

РР Обучающее изложение с элементами описания (упр.275).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Знать структуру текста-повествования и роль описания в худож. повествовании

58*

Графика. Алфавит.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь правильно произносить названия букв алфавита

59

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

1 час

Урок изучения нового, выполнение упражнений

П:Уметь находить Ь в словах и употреблять Ь в своей речи для обозначения мягкости согласных

60*

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

1 час

Урок закрепления нового, выполнение упражнений

П:Уметь находить Ь в словах и употреблять Ь в своей речи для обозначения мягкости согласных

61*

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Знать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я

62

Фонетический разбор слова.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Знать порядок фонет. разбора

63*

Повторение изученного по теме «Фонетика».

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать изученный материал

64

Контрольная работа по теме «Фонетика»

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:Знать изученный материал

65*

Анализ контрольной работы.

1 час

Урок коррекции знаний, умений и навыков.

П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их

66*

Устное сочинение-описание картины И.М. «Натюрморт с маками и васильками»

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь составлять сочинение-описание по картине

67

Лексика. Лексическое значение слова.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Знать понятие о слове, о лексическом и грамматическом значении слова

68

Однозначные и многозначные слова.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь определять лексическое значение слова, многозначные и однозначные слова

69*

Прямое и переносное значение слов.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Знать понятие о прямом и переносном значении слов; знать, как используются слова в переносном значении в худож. текстах

70

Омонимы.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь различать слова-омонимы

71

Синонимы.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь подбирать синонимы к словам

72

Антонимы.

1 час

Урок изучения нового, выполнение упражнений

П:Умение подбирать антонимы к словам

73*

Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.358).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь использовать синонимы в речи (при описании изображенного на картине)

74*

Повторение по теме «Лексика»

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П: знать изученный материал

75

Проверочная работа по теме «Лексика»

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:знать изученный материал

76

Морфемика. Морфема. Изменение слов.

1 час

Урок изучения нового, выполнение упражнений

П:Знать понятие о морфеме как наименьшей части слова; понятие об изменении и образовании слов

77

Окончание и основа слова.

1 час

Урок изучения нового

П:Уметь выделять в слове окончание, основу; отличать слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончаний

78

Корень слова.

1 час

Урок изучения нового, выполнение тренировочных упражнений

П:Уметь выделять корень слова и подбирать однокоренные слова; разграничивать слова с корнями, совпадающими по звучанию, но разными по лексич. значению

79*

Рассуждение. Сочинение-рассуждение (упр. 389).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь составлять собственные тексты подобного типа

80

Суффикс.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь правильно выделять суффикс в слове, подбирать слова с указанными суффиксами, определять значения, выражаемые суффиксами

81

Приставка.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь выделять приставки в слове, подбирать слова с указанными приставками, понимать механизм образования слов с приставкой

82*

Чередование согласных звуков.

1 час

Урок изучения нового, выполнение упражнений

П:Уметь выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками

83

Беглые гласные.

1 час

П:Уметь выделять морфемы с беглыми гласными

84*

Варианты морфем.

1 час

Урок изучения нового, комбинир.

П:Уметь различать варианты морфем, определять в них чередующиеся гласные и согласные, подбирать слова с вариантами морфем

85*

Морфемный разбор.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Умение производить морфемный разбор слов разных частей речи

86

Правописание гласных и согласных в приставках.

1 час

Урок изучения нового, выполнение упражнений

П:Уметь писать приставки на основе графико-морфологического анализа слова

87

Буквы З и С на конце приставок.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на –З/ -С

88*

Буквы З и С на конце приставок.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на –З/ -С

89

Буквы О – А в корне –лаг- - -лож-.

1 час

Урок изучения нового, выполнение тренировочных упражнений

П:Знать написание слов с чередованием гласных в корне слова

90*

Буквы О – А в корне –-раст---рос-

1 час

Урок изучения нового, выполнение тренировочных упражнений

П:Знать написание слов с чередованием гласных в корне слова

91

Буквы Ё – О после шипящих в корне слова.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь орфографически правильно писать слова с буквами О-Ё после шипящих

92*

Буквы Ё – О после шипящих в корне слова.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь орфографически правильно писать слова с буквами О-Ё после шипящих

93

Буквы И – Ы после Ц.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь обосновывать выбор букв И-Ы после Ц

94*

 Правописание гласных после шипящих и Ц.

1 час

Урок закрепления, комбинированный.

П:Знать условия выбора написания гласной после шипящих и ц

95*

Повторение по теме «Слово-образование»

1 час

Урок повторения, выполнение упражнений

П:Уметь объяснять зависимость написания слова от его строения и значения

96

Контрольный диктант

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:Уметь производить грамматические разборы

97*

Анализ контрольного диктанта

1 час

Урок коррекции знаний, умений и навыков.

П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их

98*

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Умение классифицировать все части речи

99

Имя существительное как часть речи.

1 час

Урок изучения нового

П:Уметь определять, какую роль в предложении занимает имя сущ.

100

*

Сочинение –описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь создавать текст-описание мало-предметного натюрморта

101

Имена сущ. одушевленные и неодушевленные

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь определять, одушевленное имя сущ. или неодушевленное

102

Имена сущ. собственные и нарицательные.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь различать имена сущ. собственные и нарицательные

103

*

Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (упр.496).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь включать элементы рассуждения в повествование и кратко излагать предложенный текст

104

Род имен сущ.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Уметь определять родовую принадлежность имен сущ. и согласовывать сущ. с глаголами прош.вр.

105*

Имена сущ., которые имеют форму только мн.числа.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный.

П:Уметь находить сущ., имеющие только форму мн.ч. и соотносить их с определенной лексической группой

106*

Имена сущ., которые имеют форму только ед. числа.

1 час

Урок изучения нового, выполнение упражнений

П:Уметь находить сущ., имеющие только форму ед.ч. и соотносить их с определенной лексической группой

107

Падеж имен

сущ.

1 час

Урок изучения нового, выполнение упражнений

П:Уметь определять падеж имен сущ., находить и исправлять ошибки в определении падежей

108

Три склонения имен существительных.

1 час

Урок изучения нового, выполнение упражнений

П:Уметь распределять имена сущ. по склонениям; определять, к какому склонению относится то или иное имя сущ.

109

Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.числе.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях сущ. в ед.ч.

110

Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.числе.

1 час

Урок закрепления нового, анализ языкового материала

П:Уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях сущ. в ед.ч.

111

Морфологический разбор имени сущ.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Уметь производить морфологический разбор имени сущ.

112*

Изложение с изменением лица (упр. 546).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь писать изложение исходного текста с изменением лица

113

Множественное число имен сущ.

1 час

Урок изучения нового, выполнение упражнений

П:Уметь правильно склонять сущ. во мн.ч.

114

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Уметь грамотно писать гласные О – Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.

115*

Повторение и систематизация по теме «Имя сущ.»

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Уметь объяснять зависимость написания слова от его значения и строения

116

Контрольный диктант

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:Уметь применять на письме изученные правила, уметь делать морфологический разбор имени существительного.

117*

Анализ контрольного диктанта

1 час

Урок коррекции знаний, умений и навыков.

П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их

118

Имя прилагательное как часть речи.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Знать понятие об имени прилаг. как части речи, о категориях имени прилаг., о его роли в предложении

.

119

Правописание гласных в падежных окончаниях прилаг.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Знать правило написания гласных в падежных окончаниях прилаг., особенности падежных окончаний в форме муж.р.

.

120*

Правописание гласных в падежных окончаниях прилаг.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Знать правило написания гласных в падежных окончаниях прилаг., особенности падежных окончаний в форме муж.р.

.

121

*

Изложение (упр. 587)

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь писать изложение

122

Прилагательные полные и краткие.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Знать понятие об особенностях полных и кратких прилаг., о нормах их образования и употребления

123*

Прилагательные полные и краткие.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Знать понятие об особенностях полных и кратких прилаг., о нормах их образования и употребления

124

Морфологический разбор имени прилагательного

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Уметь производить морфологический разбор имен прилаг.

125

Сочинение «Как я испугался» (упр. 601).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь составлять собственный текст по указанному плану

126

*

Обобщение изученного о прилагательном

1 час

Урок обобщения, комбинированный

П:Знать сведения об имени прилаг., основные орфографические правила

127

Контрольный диктант

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:Уметь применять на письме изученные правила, уметь делать морфологический разбор имени прилагательного.

128

*

Анализ контрольного диктанта

1 час

Урок коррекции знаний, умений и навыков.

П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их

129

Глагол как часть речи.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Знать понятие о глаголе как части речи, грамматические категории глагола

130*

Глагол как часть речи.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Знать понятие о глаголе как части речи, грамматические категории глагола

131

Правописание НЕ с глаголами.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Знать о правописании НЕ с глаголами

132

*

РР Рассказ.

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь составлять устное высказывание по данному началу и составлять рассказ по сюжетным картинкам

133

Неопределенная форма глагола.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Уметь правильно употреблять и писать глаголы в неопр. ф.

134*

Правописание –тся и –ться в глаголах.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Уметь правильно выбирать окончание для глаголов

135

Правописание –тся и –ться в глаголах.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Уметь правильно выбирать окончание для глаголов

136

Виды глагола.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Знать понятие о глагольном виде, о способах определения вида глагола

137

*

Виды глагола.

1 час

Урок  закрепления нового, анализ языкового материала

П:Знать понятие о глагольном виде, о способах определения вида глагола

138

Буквы Е – И в корнях с чередованием.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь правильно писать буквы Е – И в корнях с чередованием

139*

Буквы Е – И в корнях с чередованием.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь правильно писать буквы Е – И в корнях с чередованием

140*

Невыдуманный рассказ (о себе).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Знать структуру устного рассказа и роль неязыковых (мимики, жестов) средств в нем

141*

Обобщение изученного о глаголе.

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Уметь определять вид глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме. Знать правила выбора чередующейся  гласной в корнях с чередованием.

142

Контрольный диктант

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:Уметь применять изученные правила.

143*

Анализ диктанта.

1 час

Урок коррекции знаний, умений и навыков.

П:Уметь делать работу над ошибками. Уметь определять время глагола, изменять глаголы в прош. вр. по числам и по родам

144

Время глагола. Прошедшее время.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь определять время глагола, изменять глаголы в прошедшем времени по числам и родам

145

Настоящее время.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь образовывать форму наст. вр. от указанных глаголов и изменять глаголы в наст. вр.

146

Будущее время.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь образовывать формы буд. вр. и употреблять их в речи

147

Спряжение глаголов.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь определять личные окончания глаголов

148

*

Спряжение глаголов.

1 час

Урок изучения нового, комбинированный

П:Уметь определять личные окончания глаголов

149

Безударное личное окончание глагола.

1 час

Урок изучения нового

П:Знать способы определения верного написания безударного личного окончания глагола

150*

Безударное личное окончание глагола.

Урок изучения нового

П:Знать способы определения верного написания безударного личного окончания глагола

151

Морфологический разбор глагола.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Уметь производить морфологический разбор глагола, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль

152

*

Сжатое изложение (упр.701).

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь писать сжатое изложение текста с изменением лица рассказчика

153

Ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Уметь правильно писать Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед.ч.

154*

Ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа.

1 час

Урок изучения нового, анализ языкового материала

П:Уметь правильно писать Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед.ч.

155*

Употребление времен.

1 час

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

П:Уметь употреблять формы наст. и буд. вр. глагола при сообщении о событиях прошлого

156

Повторение темы «Глагол».

1 час

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

П:Знать основные морфологические признаки глагола, уметь делать морфологический разбор глагола.

157

Контрольный диктант

1 час

Урок контроля знаний и умений

П:Уметь применять изученные правила, уметь делать морфологический разбор глагола.

158

Анализ контрольного диктанта.

1 час

Урок коррекции знаний, умений и навыков.

П:Уметь делать работу над ошибками.

159

Сочинение по рисунку «Не взяли на рыбалку»

1 час

Р.Р. Комбинированный

П:Уметь составлять текст по картине

160-161*

Повторение. Разделы науки о языке.

2 часа

Урок обобщения и систематизации знаний

П:Знать о назначении языка в обществе, разделы науки о языке и изучаемых в них единицах

162-163

Повторение. Орфограммы в приставках и корнях и суффиксах.

2 часа

Урок обобщения и систематизации знаний

П:Уметь применять орфографические правила при написании  приставок и корней.

164-165

Повторение. Орфограммы в окончаниях слов.

2 часа

Урок обобщения и систематизации знаний

П:Уметь применять орфографические правила при написании  окончаний слов.

166

Повторение. Правописание не с глаголами. Употребление Ъ и Ь. Раздельные написания.

1 час

Урок обобщения и систематизации знаний

П:Знать правила употребления Ь и Ъ знака

167

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1 час

Урок обобщения и систематизации знаний

П:Знать изученные пунктуационные правила

168

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1 час

Урок обобщения и систематизации знаний

П:Знать изученные пунктуационные правила

169- 175

Резервные уроки

7 часов

Уроки актуализации знаний и умений (урок повторения)


Раздел 5

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

1. Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2008.

3. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А..   Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов:  «Лицей», 2000.

5. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2010 .

6. Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.:  Айрис пресс, 2000.

7. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.

8. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.

Дополнительная учебная  литература

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 2001.

2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.

4. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.:  Айрис пресс, 2000.

6. Иоффе И.В. Тесты  по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.

7. Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.

8.  Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.:  « Сфера», 2011.

9.  Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

10. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.:  Просвещение, 2006.

11. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.

12. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.

13. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.

14. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!  – М.: Самовар, 2001.

15. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.

16. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006.

17. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.

18. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

19. Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

Справочные пособия

1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.

4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.

5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

6.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.– М.:  Международные отношения, 1994.

7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.

8. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учебное  пособие  для общеобразовательных  учебных  заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.  

9.  Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998.

10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....