Рабочая программа по русскому языку 5 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского – Москва «Просвещение», 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr_rus.yaz_5_kl.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского – Москва «Просвещение», 2011 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. В. Беляевой, О. А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку, 5 класс». – Москва «ВАКО», 2007 г. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 175 часов (из расчёта 5 уроков в неделю).
В рабочей программе более полно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ преду сматривает изучение русского языка в 5 классе в объёме 175 часов
В неделю – 5 часов.
Форма организации образовательного процесса:
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты).
Формы контроля:
- текущий контроль: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверка и взаимопроверка, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
- промежуточный контроль - диктанты, тематические тесты
- итоговый контроль: диктант, контрольная работа
Формы и средства итогового контроля
Тема | Кодификатор | Форма контроля |
Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Правила выделения орфограмм и пунктограмм в тексте. Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях. | Диктант |
Контрольный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. | Тестовая работа |
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Алгоритм выполнения фонетического разбора. | Диктант |
Контрольное тестирование по теме «Лексика». | Различать в речи и на письме значение слова и его оттенки, подбирать синонимы и антонимы. | Тестовая работа |
Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг». | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, вывод. | Сочинение |
Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах. | Диктант |
Р.р. Контрольное изложение-рассуждение «Слово – делом крепи!» | Последовательность работы над подробным изложением-рассуждением в соответствии с планом. | Изложение |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. | Диктант |
Контрольная работа по теме «Глагол». | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Пользоваться изученными правилами на практике. | Диктант. |
Контрольное тестирование по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе». | Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Тест. |
Раздел 3
Содержание программы учебного курса
Язык - важнейшее средство общения
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в составе сложного перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 кл.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология: различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография: находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация: выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Личностные УУД:
обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
|
| Кол-во контрольных | Развитие речи |
| 1 | - | - |
| 22 | 1 | 1 |
| 30 | Диктант-1, Проверочная работа-1 | 3 |
| 13 | 1 | 2 |
| 9 | Проверочная работа-1 | 1 |
| 22 | 1 | 1 |
| 62 20 11 31 | 1 12 | 3 2 2 |
| 9 | 1 | |
| 7 | ||
| 175 | 10 | 16 |
Учебно-тематическое планирование по русскому языку 175 часов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | УУД Формируются следующие УУД: Л: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, К:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других (работа в парах и малых группах), задавать вопросы, Р:самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы и работы других |
1 | Введение. Язык и человек. Язык и речь. | 1 час | Уметь применять изученные правила на письме, | П:Знать, что язык является средством общения; различия между языком и речью, между речью устной и письменной |
2* | Повторение изученного в начальных классах. РР Стили речи. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Уметь определять стиль текста |
3 | Состав слова. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Уметь производить морфемный разбор слова |
4 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Уметь различать проверяемые и непроверяемые гласные в корне, правильно подбирать однокоренные слова |
5* | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать способы проверки правильности написания согласных в корне слова |
6 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать способы проверки правильности написания согласных в корне слова |
7 | Буквы И,У,А после шипящих. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать правила написания гласных И, У, А после шипящих. |
8 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать правило употребления Ъ и Ь |
9* | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Уметь отличать в звучащей речи предлог от приставки, чтобы не ошибиться в написании |
10* | РР Текст. Обучающее изложение по упр. 66. | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Знать основные признаки текста |
11 | Части речи | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Уметь выделять глагол среди других частей речи |
12 | Глагол. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Систематизировать знания о глаголе |
13 | –ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Систематизировать знания о глаголе |
14* | Личные окончания глаголов. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать личные окончания глаголов |
15 | Морфологический разбор глагола | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать морфологические признаки глагола |
16 | Имя существительное. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Уметь опознавать сущ. по морфологическим признакам |
17 | Имя прилагательное. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Уметь писать безударные окончания прилаг. |
18 | Местоимение. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать личные местоимения, склонение личных местоимений |
19* | Повторение и систематизация материала. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать изученный материал |
20 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Уметь расставлять знаки препинания; связывать слова в предложении по смыслу; разграничивать знаки препинания по их функции |
21 | Словосочетание. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Уметь отличать словосочетание от слова и предложения. |
22 | Контрольный диктант | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:Уметь применять изученные правила на письме, находить грамматические основы, |
23* | Анализ контрольного диктанта | 1 час | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их |
24 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Виды словосочетаний. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Уметь устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании. |
25 | Понятие о предложении как речевой единице. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Уметь отличать предложение от словосочетания; по интонации конца определять границы предложений |
26* | РР Сжатое изложение (упр.137). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Знать способы сжатия текста |
27 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Знать виды предложений по цели высказывания; особенности интонации таких предложений |
28 | Восклицательные предложения. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Знать понятие об интонации предложения; понятие о восклицательных предложениях |
29* | Сочинение (упр. 153). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Знать особенности сочинения на свободную тему |
30* | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Знать главные члены предложения, понятие о подлежащем; способы выражения подлежащего |
31 | Сказуемое. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Знать понятие о сказуемом; способы выражения сказуемого |
32 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым |
33* | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | П:Знать понятие о распространенности |
34 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 час | Комбинированный | П:Уметь находить дополнение в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение |
35 | Определение. | 1 час | Урок повторения и систематизации комбинированный | П:Знать понятие об определении, способах его выражения, его роль в усилении выразительности худож. описания |
36 | Обстоятельство. | 1 час | Урок повторения и систематизации комбинированный | П:Знать понятие об обстоятельстве, способах его выражения |
37* | Второстепенные члены предложения | 1 час | Урок закрепления изученного материала | П:Знать и уметь находить дополнения, определения, обстоятельства. |
38* | Предложения с однородными членами. | 1 час | Изучение нового материала | П:Знать понятие об однородных членах предложения |
39* | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Знать понятие об однородных членах, о постановке запятой между однородными членами |
40 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Знать понятие об обобщающем слове перед однородными членами |
41 | Предложения с обращениями. | 1 час | Изучение нового материала, анализ языкового материала | П:Знать обращение, способы его выражения, роль в предложении |
42* | РР Письмо. | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь писать письмо; определять, к какому стилю относится текст; уметь использовать обращения в письме |
43* | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения |
44* | Сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Знать способы раскрытия ОМ в сочинении по картине |
45 | Проверочная работа. | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:Уметь различать сл/ соч и предложения, простые и сложные предложения, главные и второстепенные члены предложения |
46 | Простые и сложные предложения. | 1 час | Изучение нового материала, анализ языкового материала | П:Уметь различать простые и сложные предложения в тексте, расставлять запятые между простыми предложениями в составе сложного |
47* | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 час | Изучение нового материала, анализ языкового материала | П:Уметь различать простые и сложные предложения в тексте, расставлять запятые между простыми предложениями в составе сложного |
48* | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения |
49 | Прямая речь. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь выделять прямую речь в тексте; разграничивать прямую речь и слова автора |
50* | Диалог. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь правильно оформлять диалог на письме; отличать диалог от прямой речи; составлять диалог на заданную тему |
51* | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать изученный материал |
52 | Контрольный диктант | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:Знать изученный материал |
53* | Анализ контрольного диктанта | 1 час | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их |
54* | Фонетика. Гласные звуки. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Знать понятие о фонетике как разделе языкознания, знать гласные звуки |
55 | Согласные звуки. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Знать согласные звуки, особенности каждого разряда согласных звуков |
56 | Позиционные чередования гласных и согласных. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Знать понятие о сильных и слабых позициях гласных и согласных; правила произношения согласных на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ |
57* | РР Обучающее изложение с элементами описания (упр.275). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Знать структуру текста-повествования и роль описания в худож. повествовании |
58* | Графика. Алфавит. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь правильно произносить названия букв алфавита |
59 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение упражнений | П:Уметь находить Ь в словах и употреблять Ь в своей речи для обозначения мягкости согласных |
60* | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | 1 час | Урок закрепления нового, выполнение упражнений | П:Уметь находить Ь в словах и употреблять Ь в своей речи для обозначения мягкости согласных |
61* | Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Знать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я |
62 | Фонетический разбор слова. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Знать порядок фонет. разбора |
63* | Повторение изученного по теме «Фонетика». | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать изученный материал |
64 | Контрольная работа по теме «Фонетика» | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:Знать изученный материал |
65* | Анализ контрольной работы. | 1 час | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их |
66* | Устное сочинение-описание картины И.М. «Натюрморт с маками и васильками» | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь составлять сочинение-описание по картине |
67 | Лексика. Лексическое значение слова. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Знать понятие о слове, о лексическом и грамматическом значении слова |
68 | Однозначные и многозначные слова. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь определять лексическое значение слова, многозначные и однозначные слова |
69* | Прямое и переносное значение слов. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Знать понятие о прямом и переносном значении слов; знать, как используются слова в переносном значении в худож. текстах |
70 | Омонимы. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь различать слова-омонимы |
71 | Синонимы. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь подбирать синонимы к словам |
72 | Антонимы. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение упражнений | П:Умение подбирать антонимы к словам |
73* | Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.358). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь использовать синонимы в речи (при описании изображенного на картине) |
74* | Повторение по теме «Лексика» | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П: знать изученный материал |
75 | Проверочная работа по теме «Лексика» | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:знать изученный материал |
76 | Морфемика. Морфема. Изменение слов. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение упражнений | П:Знать понятие о морфеме как наименьшей части слова; понятие об изменении и образовании слов |
77 | Окончание и основа слова. | 1 час | Урок изучения нового | П:Уметь выделять в слове окончание, основу; отличать слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончаний |
78 | Корень слова. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение тренировочных упражнений | П:Уметь выделять корень слова и подбирать однокоренные слова; разграничивать слова с корнями, совпадающими по звучанию, но разными по лексич. значению |
79* | Рассуждение. Сочинение-рассуждение (упр. 389). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь составлять собственные тексты подобного типа |
80 | Суффикс. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь правильно выделять суффикс в слове, подбирать слова с указанными суффиксами, определять значения, выражаемые суффиксами |
81 | Приставка. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь выделять приставки в слове, подбирать слова с указанными приставками, понимать механизм образования слов с приставкой |
82* | Чередование согласных звуков. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение упражнений | П:Уметь выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками |
83 | Беглые гласные. | 1 час | П:Уметь выделять морфемы с беглыми гласными | |
84* | Варианты морфем. | 1 час | Урок изучения нового, комбинир. | П:Уметь различать варианты морфем, определять в них чередующиеся гласные и согласные, подбирать слова с вариантами морфем |
85* | Морфемный разбор. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Умение производить морфемный разбор слов разных частей речи |
86 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение упражнений | П:Уметь писать приставки на основе графико-морфологического анализа слова |
87 | Буквы З и С на конце приставок. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на –З/ -С |
88* | Буквы З и С на конце приставок. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающейся на –З/ -С |
89 | Буквы О – А в корне –лаг- - -лож-. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение тренировочных упражнений | П:Знать написание слов с чередованием гласных в корне слова |
90* | Буквы О – А в корне –-раст---рос- | 1 час | Урок изучения нового, выполнение тренировочных упражнений | П:Знать написание слов с чередованием гласных в корне слова |
91 | Буквы Ё – О после шипящих в корне слова. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь орфографически правильно писать слова с буквами О-Ё после шипящих |
92* | Буквы Ё – О после шипящих в корне слова. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь орфографически правильно писать слова с буквами О-Ё после шипящих |
93 | Буквы И – Ы после Ц. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь обосновывать выбор букв И-Ы после Ц |
94* | Правописание гласных после шипящих и Ц. | 1 час | Урок закрепления, комбинированный. | П:Знать условия выбора написания гласной после шипящих и ц |
95* | Повторение по теме «Слово-образование» | 1 час | Урок повторения, выполнение упражнений | П:Уметь объяснять зависимость написания слова от его строения и значения |
96 | Контрольный диктант | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:Уметь производить грамматические разборы |
97* | Анализ контрольного диктанта | 1 час | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их |
98* | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Умение классифицировать все части речи |
99 | Имя существительное как часть речи. | 1 час | Урок изучения нового | П:Уметь определять, какую роль в предложении занимает имя сущ. |
100 * | Сочинение –описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь создавать текст-описание мало-предметного натюрморта |
101 | Имена сущ. одушевленные и неодушевленные | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь определять, одушевленное имя сущ. или неодушевленное |
102 | Имена сущ. собственные и нарицательные. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь различать имена сущ. собственные и нарицательные |
103 * | Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (упр.496). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь включать элементы рассуждения в повествование и кратко излагать предложенный текст |
104 | Род имен сущ. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Уметь определять родовую принадлежность имен сущ. и согласовывать сущ. с глаголами прош.вр. |
105* | Имена сущ., которые имеют форму только мн.числа. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный. | П:Уметь находить сущ., имеющие только форму мн.ч. и соотносить их с определенной лексической группой |
106* | Имена сущ., которые имеют форму только ед. числа. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение упражнений | П:Уметь находить сущ., имеющие только форму ед.ч. и соотносить их с определенной лексической группой |
107 | Падеж имен сущ. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение упражнений | П:Уметь определять падеж имен сущ., находить и исправлять ошибки в определении падежей |
108 | Три склонения имен существительных. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение упражнений | П:Уметь распределять имена сущ. по склонениям; определять, к какому склонению относится то или иное имя сущ. |
109 | Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.числе. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях сущ. в ед.ч. |
110 | Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.числе. | 1 час | Урок закрепления нового, анализ языкового материала | П:Уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях сущ. в ед.ч. |
111 | Морфологический разбор имени сущ. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Уметь производить морфологический разбор имени сущ. |
112* | Изложение с изменением лица (упр. 546). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь писать изложение исходного текста с изменением лица |
113 | Множественное число имен сущ. | 1 час | Урок изучения нового, выполнение упражнений | П:Уметь правильно склонять сущ. во мн.ч. |
114 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Уметь грамотно писать гласные О – Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ. |
115* | Повторение и систематизация по теме «Имя сущ.» | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Уметь объяснять зависимость написания слова от его значения и строения |
116 | Контрольный диктант | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:Уметь применять на письме изученные правила, уметь делать морфологический разбор имени существительного. |
117* | Анализ контрольного диктанта | 1 час | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их |
118 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Знать понятие об имени прилаг. как части речи, о категориях имени прилаг., о его роли в предложении . |
119 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилаг. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Знать правило написания гласных в падежных окончаниях прилаг., особенности падежных окончаний в форме муж.р. . |
120* | Правописание гласных в падежных окончаниях прилаг. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Знать правило написания гласных в падежных окончаниях прилаг., особенности падежных окончаний в форме муж.р. . |
121 * | Изложение (упр. 587) | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь писать изложение |
122 | Прилагательные полные и краткие. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Знать понятие об особенностях полных и кратких прилаг., о нормах их образования и употребления |
123* | Прилагательные полные и краткие. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Знать понятие об особенностях полных и кратких прилаг., о нормах их образования и употребления |
124 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Уметь производить морфологический разбор имен прилаг. |
125 | Сочинение «Как я испугался» (упр. 601). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь составлять собственный текст по указанному плану |
126 * | Обобщение изученного о прилагательном | 1 час | Урок обобщения, комбинированный | П:Знать сведения об имени прилаг., основные орфографические правила |
127 | Контрольный диктант | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:Уметь применять на письме изученные правила, уметь делать морфологический разбор имени прилагательного. |
128 * | Анализ контрольного диктанта | 1 час | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | П:Уметь анализировать ошибки, исправлять их |
129 | Глагол как часть речи. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Знать понятие о глаголе как части речи, грамматические категории глагола |
130* | Глагол как часть речи. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Знать понятие о глаголе как части речи, грамматические категории глагола |
131 | Правописание НЕ с глаголами. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Знать о правописании НЕ с глаголами |
132 * | РР Рассказ. | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь составлять устное высказывание по данному началу и составлять рассказ по сюжетным картинкам |
133 | Неопределенная форма глагола. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Уметь правильно употреблять и писать глаголы в неопр. ф. |
134* | Правописание –тся и –ться в глаголах. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Уметь правильно выбирать окончание для глаголов |
135 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Уметь правильно выбирать окончание для глаголов |
136 | Виды глагола. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Знать понятие о глагольном виде, о способах определения вида глагола |
137 * | Виды глагола. | 1 час | Урок закрепления нового, анализ языкового материала | П:Знать понятие о глагольном виде, о способах определения вида глагола |
138 | Буквы Е – И в корнях с чередованием. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь правильно писать буквы Е – И в корнях с чередованием |
139* | Буквы Е – И в корнях с чередованием. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь правильно писать буквы Е – И в корнях с чередованием |
140* | Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Знать структуру устного рассказа и роль неязыковых (мимики, жестов) средств в нем |
141* | Обобщение изученного о глаголе. | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Уметь определять вид глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме. Знать правила выбора чередующейся гласной в корнях с чередованием. |
142 | Контрольный диктант | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:Уметь применять изученные правила. |
143* | Анализ диктанта. | 1 час | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | П:Уметь делать работу над ошибками. Уметь определять время глагола, изменять глаголы в прош. вр. по числам и по родам |
144 | Время глагола. Прошедшее время. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь определять время глагола, изменять глаголы в прошедшем времени по числам и родам |
145 | Настоящее время. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь образовывать форму наст. вр. от указанных глаголов и изменять глаголы в наст. вр. |
146 | Будущее время. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь образовывать формы буд. вр. и употреблять их в речи |
147 | Спряжение глаголов. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь определять личные окончания глаголов |
148 * | Спряжение глаголов. | 1 час | Урок изучения нового, комбинированный | П:Уметь определять личные окончания глаголов |
149 | Безударное личное окончание глагола. | 1 час | Урок изучения нового | П:Знать способы определения верного написания безударного личного окончания глагола |
150* | Безударное личное окончание глагола. | Урок изучения нового | П:Знать способы определения верного написания безударного личного окончания глагола | |
151 | Морфологический разбор глагола. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Уметь производить морфологический разбор глагола, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль |
152 * | Сжатое изложение (упр.701). | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь писать сжатое изложение текста с изменением лица рассказчика |
153 | Ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Уметь правильно писать Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед.ч. |
154* | Ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа. | 1 час | Урок изучения нового, анализ языкового материала | П:Уметь правильно писать Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед.ч. |
155* | Употребление времен. | 1 час | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | П:Уметь употреблять формы наст. и буд. вр. глагола при сообщении о событиях прошлого |
156 | Повторение темы «Глагол». | 1 час | Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | П:Знать основные морфологические признаки глагола, уметь делать морфологический разбор глагола. |
157 | Контрольный диктант | 1 час | Урок контроля знаний и умений | П:Уметь применять изученные правила, уметь делать морфологический разбор глагола. |
158 | Анализ контрольного диктанта. | 1 час | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | П:Уметь делать работу над ошибками. |
159 | Сочинение по рисунку «Не взяли на рыбалку» | 1 час | Р.Р. Комбинированный | П:Уметь составлять текст по картине |
160-161* | Повторение. Разделы науки о языке. | 2 часа | Урок обобщения и систематизации знаний | П:Знать о назначении языка в обществе, разделы науки о языке и изучаемых в них единицах |
162-163 | Повторение. Орфограммы в приставках и корнях и суффиксах. | 2 часа | Урок обобщения и систематизации знаний | П:Уметь применять орфографические правила при написании приставок и корней. |
164-165 | Повторение. Орфограммы в окончаниях слов. | 2 часа | Урок обобщения и систематизации знаний | П:Уметь применять орфографические правила при написании окончаний слов. |
166 | Повторение. Правописание не с глаголами. Употребление Ъ и Ь. Раздельные написания. | 1 час | Урок обобщения и систематизации знаний | П:Знать правила употребления Ь и Ъ знака |
167 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 час | Урок обобщения и систематизации знаний | П:Знать изученные пунктуационные правила |
168 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 час | Урок обобщения и систематизации знаний | П:Знать изученные пунктуационные правила |
169- 175 | Резервные уроки | 7 часов | Уроки актуализации знаний и умений (урок повторения) |
Раздел 5
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1. Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
3. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2000.
5. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2010 .
6. Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
7. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
8. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
Дополнительная учебная литература
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
4. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
6. Иоффе И.В. Тесты по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
7. Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.
8. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2011.
9. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
10. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 2006.
11. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
12. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
13. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
14. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001.
15. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
16. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
17. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
18. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
19. Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Справочные пособия
1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.
7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.
9. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....