Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_7_klass_2014_3.docx | 47.57 КБ |
ktp_russkiy_7_klass_2.doc | 236 КБ |
normi_oceniv.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 5
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Предмет русский язык
Класс 7
Образовательная область филология
Методическое объединение гуманитарное
Учебный год 2014-2015
Учитель ________________
«Согласовано» Руководитель МО Косарева Е.В. Протокол № ___ от «_____» __________________201___г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ лицея №5 Грошева А.А. «__»________________201___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ лицея №5 Гайдукова С.П. Приказ № ___ от «__»_______________200___г. |
г. Каменск – Шахтинский
2014-2015 г.
1. Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку; программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Авторы программы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова; Дрофа; Москва, 2011г.). Программно-методические материалы: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Русский язык/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-10-е изд., М.:Дрофа,2009г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в 7 классе основной школы содержание обучения русскому языку.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: формировать навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, учить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. В соответствии с целью усиливается речевая направленность курса.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий: признаки текста; стили речи; функционально-смысловые типы речи.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя. Предусматривается систематическая работа над орфоэпической грамотностью речи.
Помимо указанных особенностей курса следует отметить следующее: 7 класс имеет морфолого-орфографическую направленность.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка, особое место отводится морфемной семантике.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особое внимание уделяется эстетической функции родного языка, знакомству с изобразительно-выразительными возможностями изучаемых единиц языка.
Год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
Согласно образовательной программе на изучение русского языка в 7 классе выделяется 170 часов, но согласно Базисному учебному плану 2004 г. - 140 ч., т.о. сокращение 30 часов.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
3.О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Концепция модернизации образовательной политики РФ.
4.Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку(5-9класс) под редакцией М.М.Разумовской.; Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов;-4-е изд.,перераб. и доп..-М.,:Дрофа,2009.
5.Порграмма по русскому языку. Региональный компонент. МУ «Управление образования администрации г.Ростов-на-Дону»,МОУ Методический центр образования г.Ростов-на-Дону. 2000.
6.Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету
«Русский язык» (Приказ МО РФ от 14.05.1998г. №1236).
7.Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования ( Приказ МО РФ от 05.03.2004 №108).
8.Проект стандарта регионального компонента основного общего образования по русскому языку. МО Ростовской области.
2. Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели изучения курса.
1 | Развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию. |
2. | Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам. |
3. | Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами |
4. | Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку. |
5. | Приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения. |
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися основ компетентности в сфере русского языка и речевого общения.
1. | Речевая компетентность | Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных данного возраста сферах и ситуациях общения. |
2. | Языковая (лингвистическая) компетентность | Овладение основами науки о языке. Основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка. |
3. | Социокультурная компетентность | Овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом |
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно образовательной программе на изучение русского языка в 7 классе выделяется 170 часов, но согласно Базисному учебному плану 2004 г. - 140 ч., т.о. сокращение 30 часов.
4. Содержание учебного предмета (140 ч)
О языке
Язык как развивающееся явление.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.
Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.
Омонимия слов разных частей речи
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
ПОВТОРЕНИЕ
5. Тематическое планирование.
Структура курса.
№ | модуль | Количество | ||
Рабочая пр. | программа | разница | ||
1. | Язык как развивающееся явление. Этимология. | 1 час | 1час | |
2. | Закрепление и углубление изученного в 6 классе. Фонетика, словообразование, орфография | 32 часов | 25 час | + 7 |
3. | Морфология. Наречие | 33 часов | 25 часов | + 8 |
4. | Служебные части речи. Предлог | 6 часов | 11 часов | - 5 часа |
5. | Союз | 9 часов | 12 часов | - 3 часа |
6. | Частица | 11 часов | 22 часа | - 11 часов |
7 | Междометия и звукоподражательные слова | 3 часа | 4 часа | -1 |
8. | Омонимия | 2 часа | 1 | +1 |
8. | Служебные части речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений Повторение и обобщение | 13 часа | 27 часов | - 14 часов |
10. | Развитие речи | 30 часов | 42часа | - 12часов |
140 | 170 | 30 |
Контроль реализации программы
Перечень проверочных работ
Урок | Вид контроля | Форма контроля |
6 | Стартовая диагностика | диктант с грамматич/ заданием |
12 | Кр. «Фонетика. Словообразование» | диктант с грамматич/ заданием |
15-16 | Полное изложение | изложение |
27 | Кр. «Правописание морфем» | диктант с грамматич/ заданием |
35 | Рр Сочинение в жанре заметки в газету | сочинение |
40 | Кр. «Орфография и пунктуация. Повторение» | диктант с грамматич\ заданием |
53 | Кр «Наречие» | диктант +тестовое задание |
60 | Кр. «Правописание наречий» | диктант + тестовое задание |
70-71 | Рр. Сочинение по картине | сочинение |
76 | Рр. Сжатое изложение | изложение |
79 | Кр. «Наречие» | диктант с грамматич\ заданием |
84 | Рр Изложение | изложение |
99 | Кр "Правописание предлогов и союзов" | Диктант с грамматическим заданием |
1154 | Кр. «Частица» или админ. кон раб | тест |
123/124 | Рр. Сжатое изложение | изложение |
132 | Кр. Итоговая | Комплексная работа с текстом +тест |
Стартовый контроль
Вариан1. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Тузик.
Подошел месяц август. Я прогуливался с Тузиком, напустив на свое лицо вечернюю дачную улыбку. Тузик – обманщик, на прогулках прикидывался воспитанным и любезным псом, вежливо поглядывая по сторонам, горделиво топорща брови, как генерал – майор. Встречались нам дачники с собаками – с ирландскими сеттерами, борзыми, изогнутыми, как скрипичный ключ. Издали, завидев нас, они переходили на другую сторону шоссе, не желая приближаться.
Тузику на шоссе было неинтересно, и я отводил его подальше в лес, отстегивая поводок. Тузик не помнил себя от счастья. Некоторое время он стремительно носился вокруг и, совершив эти круги восторга, мчался куда- то изо всех сил, сшибая пеньки. Мигом скрывался он за кустами, а я бежал нарочно в другую сторону и прятался в папоротниках. Он призывно лаял и носился по лесу, разыскивая меня (120 слов).
Вариант 2. Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии. См. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля 7 класс; Учебно-методическое пособие; издательство «Легион», Ростов -на Дону, 2009г
Контрольная работа на конец года.
См. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля 7 класс; Учебно-методическое пособие; Н.А. Сенина, С.В.Гармаш и др./ под редакцией Н.А.Сениной; издательство «Легион», Ростов -на Дону, 2009г.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для ученика: Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательный учреждений по/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 13-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.
Для учителя:
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1996. – 207с.
Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М.М. Разумовской). / Составитель О.А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2003.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. .
Русский язык. Тесты для промежуточного контроля 7 класс; Учебно-методическое пособие; Н.А. Сенина, С.В.Гармаш и др./ под редакцией Н.А.Сениной; издательство «Легион», Ростов -на Дону, 2009г.
Н.Г.Ткаченко.Тесты по грамматике русского языка ( часть1,2), М.Айрис-прес, 2006
Н.Г.Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы.М. Айрис-прес, 2006
Журнал «Русский язык в школе»
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Уроки русского языка 7 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
7. Результаты освоения учебного курса.
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные | 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики; 5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка; 6) опознавание и анализ основных единиц языка; 7) проведение различных видов анализа слова 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка. |
Учащиеся должны знать определение основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны уметь:
1. Владеть всеми видами речевой деятельности:
Чтение и аудирование:
- адекватно понимать содержание информации, воспринимаемой на слух и зрительно;
- выразительно читать тексты публицистического стиля;
- извлекать информацию из различных источников; фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Говорение:
- определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной речи;
- подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;
- сохранять в пересказе, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
- создавать устные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей.
Письмо:
- подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;
- сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
- уметь видеть проявление физического и психологического состояния человека во внешности людей и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица;
- создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;
- писать сочинения-описания внешности и состояния человека; сочинения повествовательного характера; сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного;
- писать заметки в газету, рекламные аннотации.
2. Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать русский язык как средство получения знаний по другим предметам.
3. Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты:
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
• по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
• по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
• по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
• по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
• по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.
Предварительный просмотр:
8. Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса по программе М.М.Разумовской 140 ч
№ урока | Дата | Тема | Тип урока | Основное содержание | Развитие речи | Примечания | |||
О языке (1 ч) | |||||||||
1 | Изменяется ли язык с течением времени. §1 | Комбинированный | Язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет Чтение и рассуждение на лингвистическую тему. Работа над правописание слов на основе этимологии ЗСП-1 | Основная мысль текста. Составление текста-рассуждения на тему | |||||
Язык и речь. Правописание. Культура речи. Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах (32+8 ч р.р.) | |||||||||
2 | Р/р. Что мы знаем о стилях речи. §2 | Урок развития речи. | Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, деловой; язык художественной литературы Работа со схемами. Их чтение. | Стили речи. Переносное значение. | |||||
3 | Р/р. Что мы знаем о типах речи. §3 | Урок развития речи. | Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура. Работа со схемами. Их чтение. | Типы речи. Переносное значение. | |||||
4 | Фонетика и орфоэпия. §4 | Повторительно-обобщающий | Систематизация знаний по теме на основе схем учебника. Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма. | Выразительное чтение Рассуждение на лингвистическую тему. Выполнение тренировочных упражнений с целью формирования навыков устной речи | |||||
5 | Фонетика и орфоэпия. Понятие звукописи и фонетического значения. §4 | Комбинированный | Орфоэпическая норма. Звукопись. Фонетический разбор. Нормы орфоэпии. | Выразительное чтение | |||||
6 | Стартовая диагностика | Контрольный | Проверить уровень усвоения программы за 5-6 класс, выявить пробелы в знаниях с целью дальнейшего их разбора и закрепления | ||||||
7 8 9 10 11 | Словообразование знаменательных частей речи. §5 | Повторительно-обобщающий | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Словообразовательные цепочки. Словообразовательные гнёзда. Морфемный (по составу) разбор слова. Морфемы. Части речи. Орфограммы в корнях и приставках. Сложные слова. Сложносокращённые слова. ЗСП-2,3 | Составление предложений. Обогащение словарного запаса учащихся. | |||||
12 | Контрольная работа по теме «Словообразование. Морфемика. Фонетика. Орфоэпия» пр ат №1 | Контрольный | Выполнение контрольной работы из 5 заданий. Проверить знания по фонетике и словообразованию; формировать умения правильного фонетического, словообразовательного разборов и разбора слов по составу. | ||||||
13 | Р/р. Способы связи предложений в тексте. §6 | Урок развития речи. | Знакомство со способами и средствами связи предложений в тексте, со схемами параллельного и последовательного соединения предложений в тексте; повторение изученного о тексте. Анализ выполнения контрольной работы. Способы связи предложений в тексте. Языковые средства выразительности. | Устный пересказ текста. | |||||
14 | Правописание: орфография и пунктуация. §7 | Повторительно-обобщающий | Повторение вопросов правописания, повторение понятий терминов «орфография», «пунктуация», «орфограмма», «правописание», «знаки препинания»; учить различать дефис и тире по изображению на письме и по существу. Орфографический анализ. Правописание морфем. | Письменный ответ на вопрос. Конструирование предложений. | |||||
15 | Р/р. Подготовка к изложению по отрывку из рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс» | Уроки развития речи. | Обучение написанию изложения, воспринятого на слух; проведение диагностики сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности; осуществление орфографического и пунктуационного контроля изученного. | Пересказ текста. Языковые средства. | |||||
16 | Р/р. Изложение по отрывку из рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс» пр ат №2 | ||||||||
17 | Правописание: орфография и пунктуация. Разделительные Ъ и Ь. §7 | Повторительно-обобщающий | Повторение правил правописания разделительных Ъ и Ь; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера. Практикум: повторение теоретического материала | Составление предложений | |||||
18 | Правописание: орфография и пунктуация. Буква Ь для обозначения мягкости согласного. Буква Ь как показатель грамматической формы. §7 | Повторительно-обобщающий | Повторение правил употребления и правописания Ь как показателя мягкости согласного и грамматической формы. Безошибочное написание слов с данными орфограммами. | Составление предложений | |||||
19 | Р/р. Публицистический стиль речи. §10 | Урок развития речи. | Специфика и особенности публицистического стиля; формирование умений видеть эти особенности в тексте. Исследование текстов публицистического стиля. | Стиль речи. Тип речи. | |||||
20 | Правописание: орфография и пунктуация. Буквы О и Ё после шипящих и Ц. §7 | Повторительно-обобщающий | Правила правописания буквы О и Ё после шипящих и Ц. Безошибочное написание слов с данными орфограммами. Морфемы. Морфемный разбор. | Составление предложений | |||||
21 22 | Правописание: орфография и пунктуация. Правописание приставок. §7 | Повторительно-обобщающий | Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. Повторение трех групп и правила их написания в словах. Разбор по составу. ЗСП-4 | ||||||
23 24 | Правописание: орфография и пунктуация. Правописание корней слов. §7 | Повторительно-обобщающий | Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание корней с чередованием, о-е после шипящих, ы-и после ц. | Озаглавливание текста. Основная мысль текста. | |||||
25 26 | Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов. §7 | Повторительно-обобщающий | Правописание суффиксов в словах разных частей речи. Практикум: написание суффиксов -ек, -ик, суффиксов причастий и прилагательных. | Впечатление от пейзажа, изображённого на картине | |||||
27 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней, приставок, суффиксов» пр ат №3 | Контрольный | Проверка умения воспринимать текст на слух, безошибочно писать его под диктовку. Определить уровень знаний учащихся по повторенным темам | ||||||
28 | Р/р. Языковые средства публицистического стиля речи. §10 | Урок развития речи. | Знакомство с языковыми средствами выразительности публицистического стиля; формирование навыка анализа текста . Анализ написания диктанта и выполнения заданий. | Стиль речи. Тип речи. Исследование текстов публицистического стиля. | |||||
29 30 | Правописание: орфография и пунктуация. Правописание окончаний. §7 | Повторительно-обобщающий | Правила написания безударной гласной в в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме. Теоретическое обоснование правописания окончаний слов. Практикум. ЗСП-5 | ||||||
31 32 | Правописание: орфография и пунктуация. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. §7 | Повторительно-обобщающий | Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм. Обобщение и систематизация теории в таблицах. Практикум. Морфемный разбор слова. | Составление предложений по теме. | |||||
33 | Правописание: орфография и пунктуация. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. §7 | Повторительно-обобщающий | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Практикум. Морфологический разбор местоимения. | Составление предложений по теме. | |||||
34 | Правописание: орфография и пунктуация. Употребление дефиса. §7 | Повторительно-обобщающий | Употребление дефиса в сложных словах и в местоимениях. Анализ таблицы. Практикум. ЗСП-6 | ||||||
35 | Р/р. Заметка в газету. §11 Пр ат № 4 | Урок развития речи. | Обобщение знаний о публицистическом стиле; знакомство с одним из жанров – заметка в газету; обучение написанию сочинения данного жанра. Оформление работы при необходимом редактировании. | Стили речи. | |||||
36 37 | Словарное богатство русского языка. §8 | Повторительно-обобщающий | Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала. Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова. Работа со статьей о Д.Н.Ушакове. Рассуждения на лингвистические темы. | Составление предложений. Выразительное чтение текстов. Пересказ текста. | |||||
38 39 | Грамматика: морфология и синтаксис. §9 | Повторительно-обобщающий | Повторение сведений об изученных частях речи; закрепление навыка разграничения частей речи, определения их грамматических признаков. Работа по таблице. Рассуждение на лингвистические темы. ЗСП-7 | Стиль и тип речи. Озаглавливание текста. | |||||
40 | Контрольный диктант по теме «Правописание: орфография и пунктуация» пр ат №5 | Контрольный | Написание текста, выполнение заданий | ||||||
41 | Анализ контрольного диктанта | Урок анализа работы | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками. Повторение: знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. | ||||||
Наречие 39 ч (33+6 р.р.) | |||||||||
42 | Какие слова являются наречиями. §12 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о наречии как части речи. Формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от других словоформ Знакомство с теоретическим материалом. Исследование текста с целью «узнавания» наречий. | ||||||
43 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. §13 | Урок изучения нового материала | Наречие и созвучные формы других частей речи. Способы отличия наречий от других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия. Сопоставление и различие наречий и омонимичных форм. Статья об А.Н. Гвоздеве. | Сложное предложение. Деепричастный оборот. | |||||
44 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. §13 | Уроки закрепления изученного | Наречие и созвучные формы других частей речи. Способы отличия наречий от других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия. Сопоставление и различие наречий и омонимичных форм. Статья об А.Н. Гвоздеве. Сопоставление и различие наречий и омонимичных форм. | Сложное предложение. Деепричастный оборот. | |||||
45 | Разряды наречий по значению. §14 | Урок изучения нового материала | Разряды наречий по значению. Работа с таблицей. «Узнавание» наречий разных разрядов». | Составление предложений | |||||
46 | Разряды наречий по значению. §14 | Комбинированный | Слова категории состояния, их значение и употребление |
| |||||
47 | Степени сравнения наречий. Словарный диктант. §15 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о степенях сравнения наречий; формировать умение находить степени сравнения наречий, отличать эти формы от степеней сравнения имен прилагательных. Чтение лингвистического текста. Разбор наречий по составу. | Составление словосочетаний с использованием наречий по репродукции картины В.К. Нечитайло «Материнство» | |||||
48 | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. §15 | Комбинированный | Закрепление способов образования сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий; знакомство с порядком выполнения морфологического разбора наречия. Анализ словосочетаний. Морфологический разбор наречия. | Выразительное чтение текста. Описание репродукции картины В.К. Нечитайло «Материнство» | |||||
49 | Степени сравнения наречий. §15 | Уроки закрепления изученного Урок-игра, путешествие | Обобщение знаний о морфологических особенностях наречий; формировать навык морфологического разбора наречий. Выполнение практических заданий в форме путешествия команд по «станциям»: нахождение в тексте наречий, образование степеней сравнения наречий, морфемный и морфологический разбор наречий, определение синтаксической роли наречий, употребление наречий-паронимов и наречий в составе фразеологизмов. | Употребление наречий. Паронимы. Фразеологизмы. | |||||
50 | Словообразование наречий. §16 | Урок изучения нового материала | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Чтение и анализ примеров на основные способы словообразования наречий. Морфемный анализ наречий. | ||||||
51 52 | Словообразование наречий. §16 | Уроки закрепления изученного | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Морфемный анализ наречий. Составление словообразовательных цепочек. Рассуждения на лингвистические темы. | Описание репродукции картины В.Е. Маковского «Свидание» | |||||
53 | Контрольная работа по теме «Наречие» Пр ат №6 | Контрольный | Выполнение заданий: определение разрядов наречий; определение способа образования наречий; нахождение в тексте наречий, степеней сравнения наречий, слов категории состояния; повторение синтаксической роли наречий. | ||||||
54 55 | Правописание наречий, образованных от имён существительных. §17 | Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного | Анализ выполнения контрольной работы. Правила слитно-раздельного написания наречий. Различие наречий и омонимичных словоформ. Обобщение материала в виде таблицы. Знакомство с содержанием рубрики «Возьмите на заметку!» | Составление предложений | |||||
56 | Правописание наречий на -о и -е. НЕ в наречиях на -о и -е. §18 | Комбинированный | Знакомство с правилом написания НЕ в наречиях на -о и –е; закрепление умения писать наречия слитно, раздельно; различать омонимичные формы. Обобщение изученного о написании НЕ с разными частями речи. Практикум. | Составление предложений | |||||
57 58 | Правописание наречий на -о и -е. Буквы Н, НН в наречиях на -о и –е. §18 | Урок изучения нового материала Уроки закрепления изученного | Формирование навыка написания букв Н, НН в наречиях на -о и –е; закрепление умения различать написание букв Н, НН в суффиксах различных частей речи. Чтение правила. Письменная отработка написания букв Н, НН на основе словосочетаний и текстов. Разряды наречий. | Рассуждение на лингвистическую тему. Озаглавливание текста. | |||||
59 | Правописание наречий на -о и -е. буквы о, е в конце наречий после шипящих. §18 | Комбинированный | Повторение материала, изученного по теме «Правописание о, е после шипящих»; закрепление навыка правописания о, е в наречиях и других частях речи. Чтение правила. Письменная отработка написания букв о, е на основе словосочетаний и текстов. | ||||||
60 | Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» пр ат № 7 (или администр контр) | Контрольный | Проверить уровень усвоенности материала по изученным орфограммам при написании наречий | ||||||
61 | Анализ контрольного диктанта | Урок анализа работы | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками. Практикум | ||||||
62 | Буквы о, а в конце наречий. §20 | Комбинированный | -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом . Практикум. Наречия в составе словосочетаний | ||||||
63 | Р/р. Рассуждение-размышление. §19 | Урок развития речи. | Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения. Чтение сведений о рассуждениях различного типа, пересказ текста. Работа с фрагментами текстов, представляющими разновидности рассуждения. | Стиль речи. Языковые средства. Тип речи. | |||||
64 | Р/р. Рассуждение-размышление. §19 | Урок развития речи. | Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста. Уметь создавать тексты: пользоваться вопросами-размышлениями с союзом и, аргументировать тезисы, приводить убедительные примеры, делать выводы. Создание небольшого текста-рассуждения Написание работы по данному началу с выполнением заданий к выбранному упражнению. | Рассуждение. | |||||
65-66 | Дефис в наречиях. §21 | Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного | Словообразовательные приставки наречий, которые пишутся через дефис. Правило дефисного написания наречий; уметь безошибочно писать наречия. Образование наречий по образцу. Отличие наречий от омонимичных форм. | Составление словосочетаний и предложений. | |||||
67 | Р/р. Описание состояния человека. §26 | Урок развития речи. | Построение типового фрагмента текста со значением «описание состояния человека»; языковые средства, помогающие передать состояние человека. Рассуждение на лингвистическую тему. Поиск описания состояния человека в текстах упражнений. | «Новое» и «данное». Тип речи. Рассказ на лингвистическую тему. | |||||
68 | Не и ни в отрицательных наречиях.§22 | Комбинированный | Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях. Практикум. | ||||||
69 | Буква Ь на конце наречий после шипящих. §23 | Комбинированный | Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. Практикум. | ||||||
70 | Р/р. Описание состояния человека. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» | Урок развития речи. | Обучение написанию сочинению по картине с описанием состояния человека. Написание сочинения по совместно составленному плану. | ||||||
71 | Р/р. Описание состояния человека. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» пр ат № 8 | Урок развития речи. | |||||||
72 | Употребление наречий в речи. §24 | Урок изучения нового материала | Знать определительные и обстоятельственные наречия, понимать разницу между этими наречиями, употреблять наречия для связи слов в предложении Роль наречий в текстах разных стилей. | Устное описание картины. | |||||
73 | Употребление наречий в речи. Употребление наречий в поэтических текстах. | Урок закрепления изученного Урок-игра | Употребление наречий в речи. Понимать роль наречий в художественном и научном тексте, Роль наречий в текстах разных стилей. Работа с текстами песен В. Высоцкого | Составление словосочетаний и предложений. | |||||
74-75 | Произношение наречий. §25 | Комбинированный | Произношение наречий. Работа с орфоэпическим словарем. Тренировочные упражнения. Разбор наречия как части речи. | Составление предложений. | |||||
76 | Р/р. Сжатое изложение. Пр ат №9 | Урок развития речи. | Работа с текстом упр. 312. текст. План текста. Типы речи. Композиция. | ||||||
77-78 | Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие» | Повторительно-обобщающий | Практикум. Творческое списывание. | ||||||
79 | Контрольный диктант по теме «Наречие» пр ат № 10 | Контрольный | Написание текста, выполнение грамматических заданий | ||||||
80 | Анализ письменных работ | Урок анализа работы | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками. Практикум | ||||||
Служебные части речи. Предлог 9 ч (6+3 р.р.) | |||||||||
81 | Служебные части речи. Предлог как часть речи. Разряды предлогов. §27 | Урок изучения нового материала | Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Исследование языкового материала | Составление предложений. Работа со словарем. | |||||
82 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога. §27 | Урок закрепления изученного | Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога | Составление предложений. Работа со словарем | |||||
83 | Р/р. Подготовка к написанию изложения «Поговорим о бабушках» | Урок развития речи. | Обучение написанию изложения, воспринятого на слух; проведение диагностики сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности; осуществление орфографического и пунктуационного контроля изученного. («Методические рекомендации», с.149-150) | ||||||
84 | Р/р. Написание изложения «Поговорим о бабушках» Пр ат № 11 | Урок развития речи. | |||||||
85-86 | Правописание предлогов. §28 | Комбинированный | Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. Чтение и анализ текста. Размышление на лингвистическую тему. | Составление предложений. | |||||
87-88 | Употребление предлогов в речи. §29 | Комбинированный | Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами. Устная работа по употреблению предлогов. | Озаглавливание. Тропы | |||||
89 | Р/р. Порядок слов в простой монологической речи. §30 | Урок развития речи. | Дать понятие о порядке слов в предложении; формировать умение видеть расположение слов в предложении и тексте. | Конструирование предложений. Озаглавливание текста. | |||||
Союз 11 ч (9+2 р.р.) | |||||||||
90 | Союз как часть речи. Разряды союзов. §32 | Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного | Сведения о союзе как части речи. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Союзы в предложении. Схемы предложения и их грамотное оформление на письме. Рассуждение на лингвистическую тему. Работа со схемами. | Составление предложений. Озаглавливание текста. | |||||
91 | Союз как часть речи. Разряды союзов. Морфологический разбор союза. §32 | Комбинированный | Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Союзы в предложении. Рассуждение на лингвистическую тему. Работа со схемами. План морфологического разбора союза. | Составление предложений. Озаглавливание текста. | |||||
92 | Р/р. Порядок слов в простой спокойной монологической речи. §30 | Урок развития речи. | Порядок слов в спокойной монологической речи. Зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора. Знакомство с нерасчленёнными предложениями. Перестройка предложений | Составление вопросов | |||||
93-94 | Правописание союзов. §33 | Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного | Формировать умение правильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова . Исследование материала таблицы учебника. Изучение омонимичных норм. Практикум. | ||||||
95-96 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. §34 | Комбинированный | Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Тренировочные письменные задания | Рассказ на лингвистическую тему. Основная мысль текста. | |||||
97 | Р/р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. §31 | Урок развития речи. | Знакомство с обратным порядком слов и его ролью Практикум | Стили речи. Типы речи | |||||
98 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. §34 | Урок закрепления изученного | Закрепить умение правильно писать союзы; формировать умение правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; формировать умение определять роль союзов в предложениях. Тренировочные письменные задания | Рассказ на лингвистическую тему. Основная мысль текста. | |||||
99 | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и союзов» Пр ат №12 | Контрольный | Написание текста, выполнение грамматических заданий | ||||||
100 | Анализ контрольного диктанта | Урок анализа работы | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками. Практикум | ||||||
Частица 16 ч (11+5 р.р.) | |||||||||
101 | Частица как часть речи. Разряды частиц. §36 | Урок изучения нового материала | Представление о частице как служебной части речи; формировать умение находить частицы и определять их разряд. Тренировка в правильном интонировании предложений с частицами. | Рассказ на лингвистическую тему. Основная мысль текста. | |||||
102 | Частица как часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частицы. §36 | Урок закрепления изученного | Знакомство с планом морфологического разбора частицы; формировать умение находить частицы и определять их разряд. Тренировка в правильном интонировании предложений с частицами. | Рассказ на лингвистическую тему. Основная мысль текста. | |||||
103 | Р/р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. §31 Р/р. Описание внешности человека. §35 | Урок развития речи. | Формирование умения использовать обратный порядок слов в предложениях. Определение места данного и нового в тренировочных упражнениях Знакомство с описанием человека – деловым и художественным. Анализ фрагментов текстов, включающих описание внешности человека. Чтение и пересказ материала учебника. | Исправление и пересказ текста. Дополнение текста описанием внешности. | |||||
104 | Промежуточная аттестация(адм.кон.раб) | Контрольный | Написание текста, выполнение грамматических заданий | . | |||||
105 | Правописание частиц. §37 | Урок изучения нового материала | Частиц бы, ли, же, -то, -ка, -таки. Раздельное и дефисное написание. Знакомство с написанием частиц. Тренировочные упражнения. | ||||||
106-107 | Правописание частиц. §37 | Комбинированный | Отрицательные частицы не и ни. Различение их на письме. Знакомство с написанием частиц. Тренировочные упражнения. Решение орфографических задач: не или ни? | Составление предложений. | |||||
108 | Р/р. Описание внешности человека. §35 | Урок развития речи. | Уметь выявлять из текста «говорящие» детали внешности героев, использовать их при устном ответе, сочинять свои «говорящие» детали для создания портрета героя. Анализ фрагментов текстов, включающих описание внешности человека. Игра в портреты. | Работа над репродукцией портрета И.С.Тургенева. Словесный портрет писателя. | |||||
109-110 | Употребление частиц в речи. §38 | Комбинированный | Формировать умение видеть частицы, понимать их роль в тексте, употреблять частицы в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Практикум. Сочинение-описание по репродукции картины И.И.Левитана «Берёзовая роща». Словесное описание берёзок на переднем плане. | Частицы в художественных текстах. Языковые средства выразительности. | |||||
111 | Р/р. Описание внешности человека. §35 | Урок развития речи. | Формирование умения создавать словесный портрет, обращать внимание на те детали, которые позволяют предположить профессию человека, род занятий, его характер, настроение. Словесное описание портретов героев репродукций картин А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина | Словесный портрет заинтересовавшего учеников человека. | |||||
112 | Р/р. Написание сочинения-миниатюры «Человек, который мне нравится (не нравится)» | Урок развития речи. | Обучение написанию сочинения данного типа. Рекомендации к упр.441, 442 | ||||||
113 | Произношение предлогов, союзов, частиц. §39 | Повторительно-обобщающий | Формирование умения правильного произношения предлогов, союзов, частиц; закрепление орфоэпических умений школьников. Фонетический, орфоэпический, морфологический разборы. Работа с орфоэпическим словариком. | Составление предложений | |||||
114 | Контрольная работа по теме «Частица» или (админ конт раб) пр ат №13 | Контрольный | Выполнение заданий | ||||||
115 | Анализ письменных работ | Урок анализа работы | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками Работа над ошибками. Практикум | ||||||
116 | Р/р. Характеристика человека. §42 | Урок развития речи. | Уметь анализировать тексты, создавать сжатую деловую характеристику на основе художественного текста Составление текста-характеристики. Выполнение заданий. | Типы речи. Обратный порядок слов. | |||||
Междометия и звукоподражательные слова 4 ч (3+1 р.р.) | |||||||||
117 118 | Междометия и звукоподражательные слова. §40 | Урок изучения нового материала | Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. | Языковые средства. Составление предложений. Рассуждение на лингвистическую тему | |||||
Урок закрепления изученного | |||||||||
119 | Междометия и звукоподражательные слова. §40 | Комбинированный | Практикум | Диалог на тему. | |||||
120 | Р/р. Характеристика человека. §42 | Урок развития речи. | Закрепление умения создавать характеристику на примере самостоятельно составленной характеристики товарища. Чтение текстов и определение того, какие черты характера автора написанного можно увидеть за строчками | Развернутые устные характеристики людей. | |||||
Омонимия слов разных частей речи 4 ч (2+2 р.р.) | |||||||||
121-122 | Омонимия слов разных частей речи. §41 | Комбинированный | Показать взаимосвязь слов различных частей речи; формировать умение различать омонимичные формы и правильно их писать. | ||||||
123 | Р/р. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» | Урок развития речи. | Обучение написанию текста данного типа, формирование умения выделять в тексте главное и второстепенное. Работа с текстом упр. 522 («Методические рекомендации», с.153-154) | ||||||
124 | Р/р. Написание сжатого изложения по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» пр ат № 14 | Урок развития речи. | |||||||
Повторение 16 ч (13+3 р.р.) | |||||||||
125 | Фонетика. Орфоэпия. | Повторительно-обобщающий | Формирование умения правильно произносить слова изученных частей речи, производить орфоэпический и фонетический разборы, соотносить звуки и буквы. | Основная мысль текста | |||||
126 | Состав слова и словообразование. | Повторительно-обобщающий | Формирование умений объяснять значения слов, их написание, грамматическое значение. Работа с этимологическим словариком, разбор слова по составу; составление словообразовательных моделей | Составление предложений. Рассуждение на лингвистическую тему. | |||||
127 | Лексика и фразеология. | Повторительно-обобщающий | Обобщение и повторение изученного по теме. Работа с толковым, этимологическим, фразеологическим словариками. Лексические нормы | Составление связного текста на тему «Летний вечер» (упр.552) | |||||
128-129 | Грамматика: морфология и синтаксис. | Повторительно-обобщающий | Обобщение и повторение изученного по теме. Морфологические признаки частей речи: разборы слов и предложений. Морфологические и синтаксические нормы. | Озаглавливание. | |||||
130-131 | Орфография. Пунктуация. | Повторительно-обобщающий | Обобщение и повторение изученного по теме. Характеристика изученных орфограмм, объяснение их правописания. Правильная постановка знаков препинания в предложениях. Орфографические и пунктуационные нормы. | Рассказ на лингвистическую тему. Языковые средства. | |||||
132 | Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация изученного в 7 классе» пр ат № 15 | Контрольный | Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учеников к концу 7 класса | ||||||
133 | Промежуточная ат( адм конт) | Контрольный | Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учеников к концу 7 класса | ||||||
134 | Р/р. Повторение и обобщение по теме «Характеристика человека». Сочинение «Что за человек был (а) …?» или «Я». | Урок развития речи. Повторительно-обобщающий | Закрепление умения писать сочинение на основе личных впечатлений. Написание сочинения, в одном тексте которого соединены характеристика человека и описание его внешности. (упр.525, 526) | Описание портрета | |||||
135 | Анализ письменных работ | Урок анализа работы | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками | ||||||
136-137 | Р/р. Стили и типы речи. | Урок развития речи. Повторительно-обобщающий | Повторить, обобщить и систематизировать материал, изученный в 7 классе; закрепить полученные учащимися базовые навыки по разделу «Речь» | Языковые средства | |||||
138 139 140 | Обобщающее повторение | Повторительно-обобщающий | Повторить, обобщить и систематизировать материал, изученный в 7 классе |
Предварительный просмотр:
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс | Количество в контрольном диктанте | Кол-во слов в словарном диктанте | |||
слов (самостоятельных и служебных)1 | орфограмм2 | пунктограмм | слов с непроверяемыми орфограммами3 | ||
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | 10 | 25-30 |
Нормы оценивания диктанта
Вид диктанта | оценка/количество ошибок | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка. | 2 орф. - 2 пункт. или 1 орф.- 3 пункт. или 0 орф. – 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. | 4 орф. - 4 пункт. или 3 орф. - 5 пункт. или 0 орф. - 7 пункт. *в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт. *при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. | 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. - 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. |
Словарный | 0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | до 7 ошибок |
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс | Объем текста для | |
подробного изложения1 | классного сочинения | |
7 | 200-250 слов | 1,5 – 2,0 страницы |
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной
мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Основные критерии оценки | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется болев 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Отметкой «1»
Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....