Конспект урока: "Фразеологическое богатство русского языка", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
В данном уроке использованы такие методики коллективного способа обучения: взаимотренаж, методика обучающего словарного диктанта, взаимообмен заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.55 КБ |
![]() | 604.5 КБ |
![]() | 16.53 КБ |
![]() | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Фразеологизмы в нашей речи.
Класс: 5
Цели:
Образовательная
Заинтересовать учеников темой урока. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Способствовать развитию у учащихся культуры речи.
Обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников. Способствовать умению самостоятельно применять знания, развитию логического мышления, интереса к предмету, творческой активности. Способствовать развитию работы в парах сменного состава, умению учащихся работать в группах. Способствовать развитию умения аргументировать.
Воспитательная
Воспитывать интерес к русскому языку. Способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, взаимопомощи.
В данном уроке использованы такие методики коллективного способа обучения: взаимотренаж, методика обучающего словарного диктанта, взаимообмен заданиями.
Оргмомент | Здравствуйте! Давайте начнём наш урок…. Открываем тетради, записываем число, классная работа. |
Сегодня мы будем говорить О «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений | |
О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Фразеология. | |
Проверка д/з Взаимообучение: «учитель-ученик». Один ученик диктует другому, потом меняются и поверяют по шаблону (сосед по парте) | Прежде, чем продолжим разговор о фразеологизмах, обратимся к домашнему заданию. Вам нужно было самостоятельно составить орфографический минимум на изученные орфограммы. Итак, задание такое «учитель-ученик»: каждый из вас сейчас выступит в роли и ученика, и учителя. Каждый из вас диктует своему соседу по парте 7 любых слов на изученные орфограммы из вами составленного словарного диктанта, проверяет и оценивает. На проведение этого задания 10 минут. Итак, давайте обсудим результаты взаимообучения. ……., доволен ты своими результатами? почему? В чём трудность? на что надо обратить внимание? Какие орфограммы западают? |
Эмоц.настрой на урок | Да, сейчас многие из вас поработали в поте лица, но у кого не всё получилось не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! Сегодня вам придётся работать засучив рукава. Итак, вопрос первый: о каких устойчивых оборотах речи, которые имеют переносное значение, я только что говорила. фразеологизмы |
2. Взаимотренаж Работа в парах (поворачиваются назад к однокласснику) Оценивание | А что мы уже знаем о фразеологизмах? Перечислите, что мы с вами изучали на прошлом уроке? …………………. Молодцы, а теперь проверим свои знания по теории. Итак, берём зачётный листок №4. Подписываем листочки. Напомните, пожалуйста, правила проведения теоретического зачёта. Время выполнения 8 минут (1вопрос -1 минута):
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто на все вопросы ответил правильно? Что именно помогло тебе безошибочно справиться с работой? |
Совместное формулирование темы и цели | Да, действительно, о фразеологизмах мы знаем уже не мало, но ещё многое предстоит узнать. Что же именно? Например, иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – не всегда можно выразить с помощью простых слов, этого бывает недостаточно. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны и знакомы с детства. О чём мы ещё не говорили, что ещё не узнали о фразеологизмах? Давайте попробуем сформулировать тему урока сегодня. ТЕМА: Роль фразеологизмов в нашей речи. Что что мы сегодня с вами должны узнать, выяснить по теме урока? ЦЕЛЬ: Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова роль фразеологических оборотов в нашей речи? |
взаимопроверка по типу «Хронологический футбол») Ребёнок показывает картинку и называет имя того, кто должен дать толкование | Тема определена, цель поставлена. И следующее что мы с вами будем делать - проверим творческую часть д/з. Задание было такое: нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы. Один человек показывает – другие отгадывают и по картинке определяют значение фразеологизма (10 человек). |
3. Взаимопроверка (по диагонали) по шаблону | Оценка человека с помощью фразеологизмов: отрицательная и Положительная Да, молодцы. Всё вы знаете: Катя – ходячая энциклопедия, Софья на вес золота, да и Миша лицом в грязь не ударит. С помощью фразеологических оборотов я попыталась дать характеристику некоторым из вас. Как вы думаете, у меня получилось это сделать? Почему? Да, фразеологизмы очень метко (чётко) подчеркивают черты характера человека. А всегда ли о человеке можно судить только с положительной стороны? Задание такое: соотнесите фразеологизм и его значение. Время выполнения 6 минут. 1 карточка
2 карточка
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто на все вопросы ответил правильно? А теперь поднимите руки те, кто встретился с новыми фразеологизмами. Какие именно? А к тебе можно отнести данный фразеологизм? Почему? А давайте попробуем себя охарактеризовать с помощью фразеологизмов. Вы уже достаточно много знаете их. Задание такое: охарактеризуйте себя с + и с – стороны (если, конечно, есть) Например, я всегда работаю засучив рукава, но… Молодцы, объективное оценивание. |
Дополнительно (если позволяет время) Работа в группе | С помощью фразеологизмов восстановите рассказ Язык чрезвычайно важен для человека. С помощью языка мы можем говорить, общаться друг с другом. Но если человек болтлив, то говорят, что у него язык … . Если же этот болтун любит рассказывать чужие секреты, то значит, что у него слишком …. язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он почаще … язык …. , а то и вовсе язык …. Ну а если болтун не исправляется, то тогда язык ему можно и … . Но бывает, что человека никак не удается разговорить, и тогда про него скажут: «Молчит, словно язык …». Отчаиваться не стоит, может быть, язык у него еще … . (Фразеологизмы: язык без костей, длинный язык, держать язык за зубами, язык прикусить, укоротить язык, язык проглотить, развязать язык.) Текст восстановили, определите тему (в тексте говорится о важности и значимости языка для человека) Определите идею текста (в разговоре нужно учитывать речевую ситуацию: думать, что говоришь) |
Итог урока | Вернёмся к цели нашего урока. Давайте вспомним её. Ребята, зачем же нам нужны фразеологизмы? Может быть, можно обойтись и без них? Фразеологизмы нужны в речи, чтобы
Да, фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Речь – это способ общения между людьми. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие лексические приемы, в том числе и фразеологизмы. |
Рефлексия. | Молодцы, подошёл к концу урок. Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке, а попробуйте сами оценить свою работу с помощью фразеологизмов. Начните свой ответ с фразы: «Сегодня на уроке я работал …» |
Интерактивное упражнение «Четыре предложения» | Нас много, а фразеологизмов мало. Давайте расширим наши односложные ответы. Составьте высказывание на основе четырёх предложений.
|
д/з | Да, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица! А теперь домашнее задание. Обязательно для всех:
На выбор учащегося:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фразеологизмы в нашей речи Тема Цель урока Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова роль фразеологических оборотов в нашей речи?
Вывод Фразеологизмы позволяют быстро и кратко донести мысль сделать её более образной сделать её более эмоционально-окрашенной Фразеологизмы нужны в речи, чтобы…
Оцени свою работу. «Сегодня на уроке я работал…»
• На уроке мне было интересно... • У меня получилось... • Мне было трудно… • Я хочу сказать спасибо однокласснику…, потому что… Интерактивное упражнение «Четыре предложения»
Домашнее задание Обязательно для всех: 1. Упр 508 На выбор учащегося: Рисунок Составить план и написать связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя фразеологизмы.
Предварительный просмотр:
Зачёт №4 по теме «Лексика и фразеология»
Карточка №1 ___________________________
Ответы
5. переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.
6. Устойчивое сочетание слов с близким значением
7. является чаще всего обстоятельством, но может быть и сказуемым.
8. Употребляются в переносном значении
Зачёт №4 по теме «Лексика и фразеология»
Карточка №2 ________________________
Ответы
- В разделе «Лексика».
- Устойчивое сочетание слов с переносным значением
- Устойчивое сочетание слов с противоположным значением.
- антонимы придают нашей речи лёгкость, выразительность, образность, синонимы помогают избежать ненужного повторения слов, речевых недочетов, делают речь более яркой и выразительной
Вопросы:
- В каком разделе языкознания изучается фразеология?
- Что является фразеологизмом?
- Что такое фразеологизмы-антонимы?
- Какова роль синонимов и антонимов в нашей речи?
Оценивание:
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 |
результат |
Проверял: _____________________________
Вопросы:
- Что значит переносное значение слова?
- Что такое фразеологизмы-синонимы?
- Каким членом предложения является фразеологический оборот?
- В каком значении (прямом или переносном) употребляются фразеологизмы
Оценивание:
Вопрос | 5 | 6 | 7 | 8 |
результат |
Проверял: ________________________________
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Урок русского языка в 6 классе "Богатство русского языка".
Творческая мастерская. Урок русского языка в 6 классе. Тема: Богатство русского языка....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"
Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...

Методическая разработка по русскому языку "Лексика. Словарное богатство русского языка"
Урок посвящен теме лексики русского языка....