Сложное предложение с хамелеоном Паскалем в 6 классе
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_s_paskalem_.docx | 98.37 КБ |
russkiy_yazyk_s_paskalem_.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Составитель: Жикулина К. П.
Класс: 5
Тема: Сложное предложение
Подтема: Знаки препинания в сложном предложении
Примечание: Данный урок предназначен для индивидуальных занятий или занятий в малых группах.
Паскаль направляет ребёнка и не даёт ему заскучать. Читаем за персонажа его слова:
« Привет! Меня зовут Паскаль.
Я - хамелеон. Люблю русский язык
и буду помогать тебе
изучать его вместе со мной.
Давай дружить!»
- Повторение / Вспоминаем
Ребенок должен ответить на вопрос:
Ты помнишь что такое сложное предложение?
Вместе повторяем и записываем:
- Сложное предложение – это предложение, которое имеет две или более грамматические основы.
Отвечаем на второй вопрос:
Что такое грамматическая основа?
Вместе повторяем и записываем:
- Грамматическая основа предложения – это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них.
Раздаём отдельно на листах четыре предложения. Ученик должен рядом написать какое оно? Сложное или простое.
- Сегодня я читал книгу целый день. (простое предл.)
- Сегодня утром зашумели машины, взрослые пошли на работу, дети пошли учиться. (сложное предл.)
- Моя подруга вошла в комнату, когда я делал домашнее задание. (сложное предл.)
- Я всегда помогаю другим, если они просят меня об этом. (сложное предл.)
После того, как ученик проставит на листе ответы, сравниваем результаты со слайдом.
Читаем за персонажа Паскаля:
«Какой ты молодец!
А ты можешь придумать два своих сложных предложения?
Давай попробуем.»
Ученики выполняют задание хамелеона Паскаля (устно).
Если у учителя есть желание выполнить задание письменно, то ученики записывают свои предложения в тетрадь, потом зачитывают.
Учитель читает за Паскаля:
«Ух ты! Что-то новое?
Давай прочитаем правило, а потом потренируемся?»
Сначала ученики читают правило самостоятельно, потом разбирают его вместе с учителем.
Правило:
В сложном предложении две и более грамматические основы. В составе сложного предложения могут находиться два простых, которые соединены с помощью союзов.
Например: Улетают журавли, и осенние облака заволакивают небо.
Союзы в сложных предложениях делятся на две группы:
Сочинительные Подчинительные
и, а, но если, что, чтобы,
когда, потому что
После подробного ознакомления с правилом, преступаем к тренировке.
Записываем информацию о каждом союзе и пример, под каждым союзом ученики записывают в тетрадь свои примеры.
Сочинительные союзы:
- Союз и
В сложном предложении перед союзом и всегда ставится запятая.
Например: Жара меня утомила, и я заснул мертвым сном.
- Союз но
Перед союзом но всегда ставится запятая.
Например: Я долго звонил своему другу, но никто мне не ответил.
- Выделите грамматические основы в примере.
- Придумайте свой пример с союзом но.
- Союз а
Перед союзом а всегда ставится запятая.
Например: Ветер сильно дул, а трава колыхалась.
- Выделите грамматические основы в примере.
- Придумайте свой пример с союзом а.
Подчинительные союзы:
- Союз если
Перед союзом если всегда ставится запятая.
Например: Я пойду гулять, если погода будет хорошая.
- Выделите грамматические основы в примере.
- Придумайте свой пример с союзом если.
- Союз когда
Перед союзом когда всегда ставится запятая.
Например: Мне захотелось спать, когда я смотрел скучный фильм.
- Выделите грамматические основы в примере.
- Придумайте свой пример с союзом когда.
- Союз что
Перед союзом что всегда ставится запятая.
Например: Мы знаем, что зимой всегда идёт снег.
- Выделите грамматические основы в примере.
- Придумайте свой пример с союзом что.
- Союз чтобы
Перед союзом чтобы всегда ставится запятая.
Например: Я позвонил маме из кино, чтобы она не волновалась.
- Выделите грамматические основы в примере.
Придумайте свой пример с союзом чтобы.
- Союз потому что
Перед союзом потому что (перед словом потому) всегда ставится запятая.
Например: Моя подруга не пьёт кофе, потому что она его не любит.
- Выделите грамматические основы в примере.
- Придумайте свой пример с союзом потому что.
После тренировки и отработки правила, записываем домашнее задание.
Учитель читает слова Паскаля:
«Как много нового мы узнали, правда?
Теперь нужно это всё выучить и запомнить,
а поможет нам в этом домашнее задание.»
Домашнее задание записывают в тетрадь вместе с примером выполнения:
- Написать 8 сложных предложений с разными союзами, которые мы сегодня изучали. Подписать напротив каждого предложения название союза: сочинительный или подчинительный. Выделить в предложениях грамматическую основу.
Пример:
Я люблю русский язык, потому что он помогает мне быть грамотным. (подчинительный союз)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок первый Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
Привет! Меня зовут Паскаль. Я – хамелеон. Люблю русский язык и буду помогать тебе изучать его вместе со мной. Давай дружить. Ты помнишь что такое сложное предложение? Сложное предложение – это предложение, которое имеет две или более грамматические основы. Что такое грамматическая основа? Грамматическая основа предложения – это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них. П О В Т О Р Е Н И Е
Найди среди примеров сложные предложения. 1) Сегодня я читал книгу целый день. (Простое предл .) 2) Сегодня утром зашумели машины, взрослые пошли на работу, дети пошли учиться. (Сложное предл .) 3) Моя подруга вошла в комнату, когда я делал домашнее задание. (Сложное предл .) 4) Я всегда помогаю другим, если они просят меня об этом. (Сложное предл .) Какой ты молодец! А ты можешь придумать два своих сложных предложения? Давай попробуем.
Правило Ух ты! Что-то новое? Давай прочитаем правило, а потом потренируемся? В сложном предложении две и более грамматические основы. В составе сложного предложения могут находиться два простых, которые соединены с помощью союзов. Например: Улетают журавли, и осенние облака заволакивают небо. Союзы в сложных предложениях делятся на две группы Сочинительные Подчинительные и, а, но если, что, чтобы, когда, потому что
Сочинительные союзы Союз и В сложном предложении перед союзом и всегда ставится запятая. Например: Жара меня утомила, и я заснул мертвым сном. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом и . Союз но Перед союзом но всегда ставится запятая. Например: Я долго звонил своему другу, но никто мне не ответил. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом но. Союз а Перед союзом а всегда ставится запятая. Например: Ветер сильно дул, а трава колыхалась. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом а.
Подчинительные союзы Союз если Перед союзом если всегда ставится запятая. Например: Я пойду гулять, если погода будет хорошая. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом если . Союз когда Перед союзом когда всегда ставится запятая. Например: Мне захотелось спать, когда я смотрел скучный фильм. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом когда.
Союз что Перед союзом что всегда ставится запятая. Например: Мы знаем, что зимой всегда идёт снег. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом что . Союз чтобы Перед союзом чтобы всегда ставится запятая. Например: Я позвонил маме из кино, чтобы она не волновалась. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом чтобы . Союз потому что Перед союзом потому что (перед словом потому ) всегда ставится запятая. Например: Моя подруга не пьёт кофе, потому что она его не любит. Выделите грамматические основы в примере. Придумайте свой пример с союзом потому что .
Как много нового мы узнали, правда? Теперь нужно это всё выучить и запомнить, а поможет нам в этом – домашнее задание. Домашнее задание Написать 8 сложных предложений с разными союзами, которые мы сегодня изучали. Подписать напротив каждого предложения название союза: сочинительный или подчинительный. Выделить в предложениях грамматическую основу. Пример: Я люблю русский язык, потому что он помогает мне быть грамотным. (подчинительный союз)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)
Метод проекта использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире в БСП. 9 класс
Урок с использованием ЭОР....
Урок "Сложные предложения с союзами" в 5 классе
Даётся понятие сложного предложения; отрабатывается умение находить количество основ в сложном предложении, отличать простое предложение от сложного...
«Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)
Повторительно-обобщающий урок по БСП с презентацией и приложениями...
Задание к уроку ,,Бессоюзное сложное предложение” (по материалам литературы 9 класса).
Подобраны предложения, в которых необходимо расставить знаки препинаний. Ниже даны варианты предложений со знаками препинаний для проверки....
Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...
Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 – 6 классов (Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)
Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 - 6 классов. Материал составлен на основе произведения Ф.А. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". Карточки помогут закрепить знан...