Урок "Сложные предложения с союзами" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Даётся понятие сложного предложения; отрабатывается умение находить количество основ в сложном предложении, отличать простое предложение от сложного;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_predlozheniya.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сложные предложения с союзами
Цели:
1) дать понятие сложного предложения;
отрабатывать умение находить количество основ в сложном предложении,
отличать простое предложение от сложного;
2) развивать логическое мышление, формировать умение осуществлять мыслительные операции (сравнение), развивать речь;
3) вызвать у обучающихся радость познания,
развивать эстетическое восприятие действительности.
1.Организационный момент.
2.Этап всесторонней проверки знаний.
Индивидуальные задания.
- Сгруппировать слова – лингвистические термины (написаны на карточках).
- Установить порядок разбора простого предложения.
- Нарисовать схемы предложений с однородными членами, которые показывают, когда запятая между однородными членами ставится, а когда не ставится.
Все разбирают синтаксически предложение, записанное на доске (экране). Слабые ученики получают карточки с порядком разбора простого предложения.
Ночью х..лодный, ре..кий ветер принес первые сн..жинки.
Проверка выполнения заданий.
3. Этап подготовки обучающихся к усвоению нового материала.
- Найдите четвёртое «лишнее»:
а) стол из дуба, корзинка из прутьев, посылка из города, платье из шёлка;
б) читаю книгу, пишу письмо, я рисую, увижу друга;
в) хорошая девочка, синего платка, прибиваю к доске, большого медведя.
- А теперь сами составьте различные словосочетания, используя данные слова: снег, сугробы.
- Что можно сделать с этими словосочетаниями?
4.Этап усвоения новых знаний.
- Составьте предложения или связный рассказ на тему «Зимний лес». (3-4 предложения)
- Чьи предложения (рассказ) вам понравились?
-Запишем их на доске. (Заготовка: Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берез.)
-Можно ли из этих предложений составить одно?
-Какое предложение получилось?
-Как вы думаете, какие предложения называются сложными?
-А теперь откройте учебники и прочитайте сведения о сложных предложениях.
-Правильно мы сделали вывод?
- Какие предложения называются сложными?
-Что ещё вы узнали о сложных предложениях?
Вывешивается таблица со схемами сложных предложений (или показывается на экране).
-Как соединяются простые предложения в сложном?
-Как разделяются на письме?
А теперь сравните схемы сложных предложений и простых предложений с однородными членами.
Вывод: таким образом, мы должны научиться отличать простое предложение с однородными членами, связанными союзом И от сложного предложения, в котором простые связаны с помощью союза И.
5. Этап проверки понимания обучающимися нового материала.
-Итак, какие предложения называются сложными?
-Как связаны простые предложения в составе сложного?
-Как соединяются…?
-Как разделяются..?
6. Закрепление нового материала.
- Как определить, простое предложение или сложное?
-В учебнике прочитаем образец рассуждения.
Тренировочные упражнения.
- Запишите предложение. Определите, простое это предложение или сложное.
а) Разозлилась зима и посылает мороз за морозом.
б) Смотрю я в стекляшку зелёного цвета, и сразу зима превращается в лето.
2) Выполним упражнение в учебнике.
Прочитайте задание. Что будем делать сначала? Что потом?
а)Обучающиеся по одному выходят к доске, записывают предложения, доказывают, что они сложные.
б)Самостоятельно запишите простые предложения с однородными членами. Однородные члены подчеркните как члены предложения.
Проверка.
3)Читаю предложения. Запишите номера сложных предложений.
1.Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз.
2.Ночью ветер злится и стучит в окно.
3.Ветер не давал снежинкам опуститься на землю.
4.Замерзли реки и озера, а рыба вся вглубь ушла.
5.Прозрачный день один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
6.Целый день ребята сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая.
7.Стали дни коротки, солнце светит мало.
7. Домашнее задание.
8. Итоги урока.
Приложение. Карточки, расположенные вразброс, ученики прикрепляют к доске магнитиками. Получается соответствие.
Словосочетание | Главное слово Зависимое слово |
Подлежащее | Главный член предложения |
Грамматическая основа | Подлежащее и сказуемое |
Дополнение | Второстепенный член предложения |
Определение | Отвечает на вопрос какой? |
Порядок синтаксического разбора.
По цели высказывания |
По интонации |
Грамматическая основа |
По наличию второстепенных членов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Сложное предложение" в 5 классе
Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Сложное предложение" проводится в игровой форме. Содержание урока включает материал по краеведению. Данная форма урока легко переносится на другой м...
Простое предложение.Тест 5 класс
В ресурсе содержится дидактический материал для закрепления темы и 12 тестовых заданий для проверки знаний по теме....
Урок закрепления по теме "Сложноподчиненное предложение" в 9 классе.
Урок для закрепления основных признаков сложноподчиненного предложения, содержит материал для подготовки к ГИА в 9 классе в новой форме. Сопровождается мультимедийной презентацией....
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.
Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Проверочная работа по теме "Союз И при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении" для 5 класса
Проверочная работа по теме "Союз И при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении" для 5 класса...
Предложение, порядок слов в предложении, интонация (8 класс)
1. Предложение как единица синтаксиса2. Виды предложений по цели высказывания3. Порядок слов в предложении4. Особенности интонации в предложении...