Урок "Сложные предложения с союзами" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 

 Даётся  понятие сложного предложения; отрабатывается  умение находить количество основ в  сложном предложении, отличать простое предложение от сложного;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_predlozheniya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложные предложения с союзами

Цели:

1) дать понятие сложного предложения;

 отрабатывать умение находить количество основ в  сложном предложении,

 отличать простое предложение от сложного;

2) развивать логическое мышление, формировать умение осуществлять мыслительные операции (сравнение), развивать речь;

3) вызвать у обучающихся радость познания,

развивать эстетическое восприятие действительности.

1.Организационный момент.

2.Этап всесторонней проверки знаний.

Индивидуальные задания.

  1. Сгруппировать слова – лингвистические термины (написаны на карточках).
  2. Установить порядок разбора простого предложения.
  3. Нарисовать схемы предложений с однородными членами, которые показывают, когда запятая между однородными членами ставится, а когда не ставится.

Все разбирают синтаксически предложение, записанное на доске (экране). Слабые ученики получают карточки с порядком разбора простого предложения.

Ночью  х..лодный,  ре..кий  ветер  принес  первые  сн..жинки.

Проверка выполнения заданий.

3. Этап подготовки обучающихся к усвоению нового материала.

  1. Найдите четвёртое «лишнее»:

а) стол из дуба, корзинка из прутьев, посылка из города, платье из шёлка;

б) читаю книгу, пишу письмо, я рисую, увижу друга;

в) хорошая девочка, синего платка, прибиваю к доске, большого медведя.

  1. А теперь сами составьте различные словосочетания, используя данные слова: снег, сугробы.

- Что можно сделать с этими словосочетаниями?

4.Этап усвоения новых знаний.

-  Составьте предложения или связный рассказ на тему «Зимний лес». (3-4 предложения)

- Чьи предложения (рассказ) вам понравились?

-Запишем их на доске. (Заготовка: Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Кружевными белыми арками согнулись стволы молодых берез.)

-Можно ли из этих предложений составить одно?

-Какое предложение получилось?

-Как вы думаете, какие предложения называются сложными?

-А теперь откройте учебники и прочитайте сведения о сложных предложениях.

-Правильно мы сделали вывод?

- Какие предложения называются сложными?

-Что ещё вы узнали о сложных предложениях?

Вывешивается таблица со схемами сложных предложений (или показывается на экране).

-Как соединяются простые предложения в сложном?

-Как разделяются на письме?

А теперь сравните схемы сложных предложений и простых предложений с однородными членами.

Вывод: таким образом, мы должны научиться отличать простое предложение с однородными членами, связанными союзом И от сложного предложения, в котором простые связаны с помощью союза И.

5. Этап проверки понимания обучающимися нового материала.

-Итак, какие предложения называются сложными?

-Как связаны простые предложения в составе сложного?

-Как соединяются…?

-Как разделяются..?

6. Закрепление нового материала.

- Как определить, простое предложение или сложное?

-В учебнике прочитаем образец рассуждения.

Тренировочные упражнения.

  1. Запишите предложение. Определите, простое это предложение или сложное.

а) Разозлилась зима и посылает мороз за морозом.

б) Смотрю я в стекляшку зелёного цвета, и сразу зима превращается в лето.

          2)  Выполним упражнение в учебнике.

                Прочитайте задание. Что будем делать сначала? Что потом?

 а)Обучающиеся по одному выходят к доске, записывают                    предложения, доказывают, что они сложные.

б)Самостоятельно запишите простые предложения с однородными членами. Однородные члены подчеркните как члены предложения.

Проверка.

3)Читаю предложения. Запишите номера сложных предложений.

1.Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз.

2.Ночью ветер злится и стучит в окно.

3.Ветер не давал снежинкам опуститься на землю.

4.Замерзли реки и озера, а рыба вся вглубь ушла.

5.Прозрачный день один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

6.Целый день ребята сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая.

7.Стали дни коротки, солнце светит мало.

7. Домашнее задание.

8. Итоги урока.

Приложение.  Карточки, расположенные вразброс, ученики прикрепляют к доске магнитиками. Получается соответствие.

Словосочетание

Главное слово

Зависимое слово

Подлежащее

Главный член предложения

Грамматическая основа

Подлежащее и сказуемое

Дополнение

Второстепенный член предложения

Определение

Отвечает на вопрос какой?

 Порядок синтаксического разбора.

По цели высказывания

По интонации

Грамматическая основа

По наличию второстепенных членов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Сложное предложение" в 5 классе

Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Сложное предложение" проводится в игровой форме. Содержание урока включает материал по краеведению. Данная форма урока легко переносится на другой м...

Простое предложение.Тест 5 класс

В ресурсе содержится дидактический материал для закрепления темы и  12  тестовых заданий для проверки знаний по теме....

Урок закрепления по теме "Сложноподчиненное предложение" в 9 классе.

Урок для закрепления основных признаков  сложноподчиненного  предложения,  содержит материал для подготовки к ГИА в 9 классе в новой форме. Сопровождается мультимедийной презентацией....

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Проверочная работа по теме "Союз И при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении" для 5 класса

Проверочная работа по теме "Союз И при однородных членах предложения и в сложносочиненном предложении" для 5 класса...

Предложение, порядок слов в предложении, интонация (8 класс)

1. Предложение как единица синтаксиса2. Виды предложений по цели высказывания3. Порядок слов в предложении4. Особенности интонации в предложении...