Коммуникативная направленность в преподавании русского языка
статья по русскому языку на тему
Коммуникативная направленность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_napravlennost_v_prepodavanii_russkogo_yazyka.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативная направленность на современном этапе преподавания русского языка.
Учитель: Лукьяненко Татьяна Николаевна, МБОУ СОШ № 62
х.Павловского Крымского района Краснодарского края
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.
Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т.е. официальное признание и описание норм в грамматиках, словарях, справочниках. И пока словарь или грамматика отмечают ту или иную форму, только она считается верной. Любые отклонения от нормы являются речевой ошибкой. Знакомить детей с нормами, зафиксированными в словарях русского языка, развивать у них умение осознанно и правильно эти нормы применять - одна из задач учителя-словесника.
Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. Последнее время учителя русского языка и литературы уделяют этой работе особое внимание.
Правильность речи - это фундамент языковой культуры. Без нее нет ни литературного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.
Безусловно, каждый учитель-словесник стремится воспитать в своих учениках умение правильно, логично, последовательно излагать свои мысли в связной форме; каждый желает развить живой дар слова у детей. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, русского ученого, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.
Развитие речевой культуры интересовало русских ученых: Ожегова, Виноградова, академика Щербу, Пешковского и других. Их труды помогают сохранить важнейшую закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.
Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В том числе формировании его общей культуры.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.
Основной задачей культуры речи является кодификация языка, т.е. официальное признание и описание норм в грамматиках, словарях, справочниках. И пока словарь или грамматика отмечают ту или иную форму, только она считается верной. Любые отклонения от нормы являются речевой ошибкой. Орфоэпические нормы фиксируются в орфоэпических словарях и на них учитель должен опираться в своей работе по формированию правильных произносительных норм.
Особое значение эта работа имеет в младших классах, где дети искажают слоговой состав слова. Здесь же начинается работа по формированию орфоэпической компетентности детей, которую учитель-словесник продолжает затем в среднем звене.
Здесь следует отметить и тот факт, что долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка. Но это понятие несколько шире.
Учитель должен знать, что культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач
Формирование культуры речи учащихся включает в себя:
· качественное повышение уровня речевой культуры;
· формирование коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения).
· расширение культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства;
· формированию умений оценивать речевое поведение.
Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность В настоящее время уже можно говорить о формировании методической системы коммуникативного обучения русскому языку. Появляются исследования, обосновывающие принципы, категории, понятия, новые для методики преподавания русского языка, создаются новые поколения учебников и учебных пособий, реализующих данный подход. Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации, куда входят и орфоэпические нормы. Особенность коммуникативно-ориентированного преподавания русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель - формирование навыков общения. Путь к этой цели - практическое пользование языком. Таким образом, практическая речевая направленность - это не только цель, но и средство. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности. В процессе общения и орфоэпическая грамотность учащихся будет формироваться быстрее. Утверждение принципа коммуникативной направленности связано с поисками путей организации учебного материала в разделе «Развитие речи». В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. А вот орфоэпике языка уделяется недостаточно внимания. Интерес у учащихся к изучению языка в школе в целом снизился. А это также затрудняет усвоение ими языковых норм, мешает развитию правильной речевой компетенции Важную роль в том, чтобы интерес к языку у детей оставался на прежнем уровне, играет личность учителя. Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведет, часто отожествляются: личность учителя, интересная сама по себе. Выдающийся русский педагог второй половины ХIХ - начала ХХ вв. П. Ф. Каптерев писал: «Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место... Учащиеся многое переймут от своего учителя или учительницы совершенно невольно. Речь, интонацию…». Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1982. С. 365.
Мне представляется, что об этом не стоит забывать особенно сейчас, когда при новом подходе к уроку меняется задача учителя – он отказывается от роли носителя и транслятора готового и единственно правильного знания, предоставляет возможность ученикам самим формулировать обобщения, проверять свои знания и знания друг друга. Главным становится создание соответствующей обстановки в классе о и организация мыслительной и коммуникативной деятельности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная направленность в преподавании русского языка и литературы
Особенность системы среднего профессионального образования при обучении рабочим профессиям заключается, в первую очередь, в том, что важнее всего является обучение именно профессии, ...
"Современные образовательные технологии и новые направления в преподавании русского языка и литературы"
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы....
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выступление на Темниковских чтениях...
Круглый стол «Развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы»
Выступление на региональной конференции учителей русского языка и литературы....
Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся старшей школы в процессе преподавания русского языка и литературы.
Статья содержит теоретическое обоснование необходимости совершенствования коммуникативной компетенции старшеклассников, формы и методы работы, приёмы по совершенствованию владения разными видами чтени...
Коммуникативная методика преподавания русского языка
Преподавание – сложная, многокомпонентная мобильная система, которая перестраивается в зависимости от того, кого, чему, для чего необходимо учить. Это система, которая требует синтеза всех теоре...
Технология коммуникативно - ориетированного обучения в преподавании русского языка.
Аннотация: В статье ставится задача – раскрыть суть коммуникативно- ориентированной технологии и методические приемы применения её в процессе преподавания русского языка. Особое внимание уделяет...