ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Выступление на Темниковских чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_temnikovskikh_chteniakh.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ

В ПРЕПОДАВАНИИ  РУССКОГО ЯЗЫКА

(выступление на  Темниковских чтениях)

                                                                                   Максимова Т.С.

Сегодня мы снова собрались, чтобы почтить память замечательного человека, Учителя с большой буквы. Общение с Темниковой Екатериной Александровной доставляло только удовольствие, основанное на любви к русскому языку и литературе. Она была требовательным и в то же время понимающим и справедливым педагогом.  Она стала наставником для многих учителей района.

      В основе методики Темниковой  Е.А. – формирование активной жизненной позиции ученика, развитие познавательного интереса к предмету, органическое сочетание традиционных и новых методик и технологий обучения, позволяющих создавать развивающую среду на уроках русского языка и литературы, направленных на развитие способностей каждого школьника, на формирование умений и навыков учебного труда, прежде всего - общения  с книгой, на воспитание потребности и умения пополнять и обновлять свои знания.  

В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной  жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общественной речи. Язык всегда движется, развивается вместе с обществом. В системе образования учебная дисциплина «Русский язык» занимает не последнее место. Сегодня обучение русскому языку и культуре речи происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованиями.

         Со всей очевидностью встает необходимость борьбы  за чистоту, точность и правильность языка. В современных условиях неизмеримо возрастает ответственность нас, педагогов, за чистоту русского языка, его правильность, за его точность и выразительность. «Надо вдумываться в речь, в слова», - говорил А.П.Чехов. «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке», - убеждал А.М.Горький.

Нередко из уст школьника можно слышать: «Зачем изучать русский язык?» В этом «зачем» порой кроется и его нежелание учиться, и непонимание им конечной цели обучения.

Передо мной  встает много вопросов, и не всегда я нахожу на них ответы. За годы работы в школе  я создала для себя определенную систему преподавания русского языка и литературы, ведущими принципами которой являются следующие: практическая направленность, тесная связь уроков русского языка и литературы, единство и взаимосвязь разделов курса.

 Наша школа часто является школой памяти, а не развития, а ученик вынужден озвучивать учебник, поскольку умные, но чужие мысли так и не стали его мыслями.

Активность, интерес школьников к нашему предмету основывается в большей мере на постоянной практической деятельности, направленной на овладение языком. Практическая направленность в преподавании – это прежде всего формирование разнообразных речевых умений и навыков, необходимых для жизни, для практической деятельности.

Условия для сознательного, осмысленного, а не формального усвоения знаний обеспечивает коммуникативная направленность преподавания русского языка. Она способствует более тесной связи учебного предмета и жизни.

Особенность коммуникативно ориентированного преподавания русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель – формирование навыков общения. Очень важно, что путь к этой цели – практическое пользование языком. Иначе говоря, практическая речевая направленность – это не только цель, но и средство. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём.

В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН  (кстати, честно, стали очень редкими), зачет, семинар, кроссворд.  При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную, самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари), тестирование в старших классах. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. 

Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.

        Каждый из педагогов считает своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства. Много внимания уделяется культуре речи. Основной принцип работы  – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.

Темникова Е.А. уделяла большое внимание работе  со словом, эта работа была всесторонней. Такому бережному отношению к слову она учила не только своих учеников, но и нас, педагогов района.

 Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Я нашла для себя путь решения этой проблемы – это проектно- исследовательская деятельность. Причём я использую этот метод в любом классе. Хочу отметить, что проектно-исследовательская работа оправдывается на все 100%. Все ученики с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что, по моему мнению, является очень хорошим воспитательным моментом. 

Чтобы научить своих учеников любить слово, я  отвожу достаточно времени  работе со справочным материалом. Работа с книгой, словарем, деловой и художественной литературой, со всевозможной справочной литературой способствуют практической направленности обучения.  Такие задания конкретны и  посильны для учеников.

Сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей информацией, которая стала доступной благодаря информационно-коммуникационным технологиям. Задача школы заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. 

 Необходимо себе и учащимся внушить: « Дорогу осилит идущий!»

Так устроен человек, что, познавая что-либо, он ощущает потребность поделиться своими открытиями с другими людьми.  Сама жизнь ставит перед учителем определённую цель: научить школьников владеть родным языком на коммуникативном уровне, т. е. уметь общаться на языке с разными людьми, в разных ситуациях и не стыдиться своей речи. В этом случае речь каждого ребёнка востребована. Чтобы научиться вести диалог, чтобы он был успешным, приносил удовлетворение общающимся сторонам, необходимо овладеть всеми видами речевой деятельности. А поскольку речевая деятельность - это процесс, необходимо, чтобы он был непрерывным.

И ещё: хорошо бы ребята сами хотели учиться и говорить, и слушать, и читать, и писать.

Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении русского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...