Круглый стол «Развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы»
учебно-методический материал по литературе
Выступление на региональной конференции учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_regionalnoy_konferentsii_prepodavateley_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол: «Современные подходы к контролю освоения студентами образовательного процесса»
Тема: «Развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы»
Подготовил преподаватель русского языка и литературы Пенькова Е.А.
Ноябрь 2017г.
Развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей [7,c.56]. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Целью нашего исследования является формирование у учащихся навыков коммуникативной компетентности в процессе преподавания русского языка.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся[5, c.71].
Из опыта своей работы можно сказать, что учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Они допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности будущих педагогов физического воспитания. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.
Наиболее эффективной формой в данном направлении считаем работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды [2, с.115]. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Работая с текстом на уроках русского языка как средством формирования коммуникативной компетенции учащихся, использовали положения ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков. Так через все труды Ф.И.Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры [1,c.312]. Он считал, что цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ) [4,с.214] . Нужно согласиться с мнением А.Д. Дейкиной, что «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации личности» [3, с.26].
В работе используем синтез классической методической традиции и современных новаций и в первую очередь, рекомендации Т.М.Пахновой[4] и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина [2].
В работе с текстом на этапе ориентирования, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом.Далее анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного.
Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется с использованием системы обучения связной речи на основе коммуникативных умений учащихся по русскому языку.
Для формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом мы применили схему:
Схема
Последовательность формирования коммуникативной компетенции
Решение по данной схема осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом в нашем учебном заведении:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
В работе особое внимание уделяем такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов, они должны быть интересны учащимся с футбольной тематикой, т.к. в нашем училище олимпийского резерва одаренные дети -футболисты. Например, используем тексты серий: «Спорт как спорт», «Великие футболисты», «Знаменитые вратари», «Страницы олимпийских игр» и т.д. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Также используем текстовые фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах здоровье сбережения т. п.[12]
Работа с текстом происходит по примерному плану:
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты.
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли». Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений. Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление)[6]. В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии [11], которые мы применяем в работе.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению[9].
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.
Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
2. Красную речь хорошо и слушать.
3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею. Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки,которые мы используем в работе для развития коммуникативных компетенций учащихся. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников[7].
Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование ( школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
• дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы. Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением .
На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель, ученик - ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности.
Систематическая работа с текстом на уроках русского языка эффективно сказывается на подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ. Анализ результатов экзаменационных работ показывает высокий уровень качества знаний учащихся по предмету (рис.1).
Рис.1 Качество знаний учащихся.
Тестовая деятельность способствует развитию общения учащихся, которое становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности. Одно из важных условий применения данного опыта - переход от традиционного обучения к личностно – ориентированному.
Данный метод работы применяем не только на уроках, но и на занятиях с учащимися во внеурочное время. Систематически на предметных неделях привлекаем учащихся к участию в литературных вечерах по творчеству известных русских писателей и поэтов: Сергея Есенина, А.П. Чехова, А.Крылова, Д. Фонвизина. Хочется отметить, что ребята с желанием инсценируют сценки. Например: по творчеству С. Есенина учащиеся показали сценку из поэмы «Анна Снегина», по творчеству А. Чехова - сценки из рассказов «Пересолил» «Толстый и тонкий», по творчеству Д. Фонвизина сценку из комедии «Недоросль». Читают авторские письма поэтов, их стихи, басни по ролям, исполняют песни на стихи Есенина. В прошлом году проходил творческий вечер, посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Учащиеся читали стихи, оды Ломоносова, показывали сценки из жизни юного ученого.
Данные мероприятия помогают учащимся расширить их знания, пробудить интерес к чтению художественных текстов, заставляют «видеть и слышать» и переживать художественное слово.
Внеурочная деятельность способствует углубленному восприятию учениками художественного воспроизведения, воспитывает у них художественную наблюдательность, эстетическую восприимчивость, эмоциональную отзывчивость, развивает творческие и интонационные навыки. Тем самым прививается любовь к родному слову, к изучению русского языка, а также формируются коммуникативные компетенции.
Таким образом, в практике развития современной школы ведется непрерывный поиск эффективных путей внедрения различных новшеств. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения. Воспитанники – будущие педагоги (педагог физического воспитания), и им необходимо уметь правильно строить свою речь, выражать мысли, грамотно и последовательно высказывать своё мнение, а разнообразные формы и методы работы по развитию коммуникативной компетенции, которые применяем по данному направлению, помогают нам в решении поставленных задач.
Список литературы:
1. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. –М.: Просвещение. Т.1.-2, 1998.-562с.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.:Высшая школа, 2001. -273с.
3. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Просвещение, 2006.- 325с.
5. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М.:Просвещение, 1998. -312с.
6. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М.:Владос, 1998.-261с.
7. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М.:Высшая школа, 2004. -263с.
8. Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.:Академия, 2000. -273с.
9. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов/ под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М., 2008.
10. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143
11. Сиденко А.С. Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения// Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.-№4.-С.76-89.
12. Тараканова В.В. Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности учреждений образования. // Информационные проекты в образовании, 2010. -№6. –С.59-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».
Уровень опыта по степени новизны состоит в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»
главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...
Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...
Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся старшей школы в процессе преподавания русского языка и литературы.
Статья содержит теоретическое обоснование необходимости совершенствования коммуникативной компетенции старшеклассников, формы и методы работы, приёмы по совершенствованию владения разными видами чтени...