Урок-игра по фонетике 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
5-й класс
Ведущие. Учат роли и готовят себе костюмы.
В сценарии участвуют:
Фонетика, королева страны звуков речи (королеве, разумеется, полагается корона);
Орфоэпия, канцлер (у него с собой всегда толстая папка со сводом законов);
Ударение, вице-канцлер, правая рука Орфоэпии;
Графика, принцесса, младшая сестра Фонетики (она волшебница, и у нее есть волшебная палочка);
Орфография, фрейлина Графики (строгая придворная дама в красивом платье).
Команды. Две команды по 6 человек придумывают название и выбирают капитана.
Члены жюри. Готовят необходимые принадлежности для подсчета баллов.
Проведение конкурса
Часть заданий выполняется коллективно всеми членами команды, часть – в форме аукциона по принципу «Кто быстрее даст верный ответ». В целях соблюдения порядка можно предусмотреть штрафные баллы – за нарушение очередности и т.д.
Главный эксперт – учитель русского языка, который проверяет задания, выполненные командами в письменной форме. Если результаты задания нельзя сообщить сразу, то они объявляются позднее.
Перед началом конкурса учитель произносит вступительное слово, представляет жюри и команды и передает бразды правления ведущим – персонифицированным разделам науки о языке.
Часть первая
ЗВУКИ РЕЧИ
Фонетика. Здравствуйте, дорогие друзья. Я – королева Фонетика. Мое полное имя Фонетика Русского Языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. Я хочу доказать это. Итак, начинаем испытания. Для выполнения первого задания приглашаются капитаны команд.
Задание. Попробуйте передать информацию, не используя звуков речи. Цена задания – 1 балл.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
(А.Пушкин)
(Комментарий к заданию. Капитанам выдаются карточки с одним и тем же текстом, но ни капитанам, ни командам об этом не сообщается. Используя жесты, мимику, но не произнося ни звука, они по очереди пытаются передать содержание текста, после чего команды объясняют, что они поняли. Это задание изначально выполнить невозможно, поэтому оцениваем его исходя из того, чей ответ хотя бы отдаленно напоминает содержание исходного текста. Например, у нас одна команда решила, что текст представляет собой приглашение в гости, а другая увидела в аналогичных размахиваниях рук своего капитана «елочки», поэтому 1 балл мы присудили этой второй команде.)
Фонетика. А вот какой текст был дан капитанам (читает). Вот видите. Без моих подданных – звуков речи – не обойтись. Но дело в том, что жители моей чудесной страны – невидимки. Все могут их слышать, но никто никогда не видел. Моя младшая сестра принцесса Графика изобрела для звуков удивительные, волшебные костюмы, надев которые звуки преображаются. Эти костюмы самых разных моделей. Среди них есть даже такие широкие плащи и накидки, которыми могут укрыться не один, а два звука. А некоторые звуки, особенно мягкие, любят использовать к основному костюму дополнительные аксессуары. Вы догадались, как называются костюмы для звуков, изобретенные волшебницей Графикой? (Буквы.)
(Комментарий к заданию. 1 балл команде, которая первой подняла руку и дала правильный ответ.)
Задание. Определите, какие звуки скрываются за буквами в предложенной фразе. Сколько раз встречаются в ней те или иные звуки?
«Родной язык надо любить, как мать, как музыку...» (М.Горький) Сколько раз встречаются в этой фразе звуки [к], [л], [л’], [j], [у], [о]? |
(Комментарий к заданию. Команды выполняют задание одновременно в течение 1 минуты, записывают ответы на выданных карточках под указанными звуками. После проверки объявляются баллы. Цена задания – 6 баллов, по 1 баллу за каждый верно указанный звук: [к] встречается 6 раз, [л] – 0, [л’] – 1, [j] – 2, [у] – 3, [о] – 1. Пока эксперт проверяет работы, конкурс продолжается.)
Фонетика. Мои подданные – очень важные персоны. Если они хоть на минутку отлучатся со своей работы или поменяются друг с другом местами, произойдет непоправимое: слово перестанет быть словом или превратится в другое слово. Вот, например:
Маляр повесил кисть на гвоздь,
Глядит: пред ним
Не кисть,
А кость.
В ведре
Не сурик,
А сурок.
В углу
Не веник,
А венок2 .
Задание. Образуйте новые слова, произнося звуки предложенных слов в обратном порядке. Превратите
слово ток – в домашнее животное...
слово лён – в цифру...
слово лей – в дерево...
слово люк – в большой мешок...
слово шёл – в неправду...
(Комментарий к заданию. Задание выполняется по принципу «Кто быстрее даст верный ответ». За каждое слово – 1 балл. Ответы: ток – кот, лён – ноль, лей – ель, люк – куль, шёл – ложь. После этого эксперт объявляет результаты выполнения предыдущего задания.)
Фонетика. Молодцы, вы справились с моими заданиями. А теперь я вас познакомлю со своим канцлером. Он очень-очень строгий. Догадайтесь, как его зовут, если известно, что он следит за тем, чтобы все звуки речи употреблялись людьми правильно, в соответствии с законами нашего королевства. (Орфоэпия.)
(Комментарий к заданию. 1 балл команде, которая первой подняла руку и дала правильный ответ.)
Орфоэпия и ударение. Здравствуйте, уважаемые языкознайки.
Орфоэпия. Я и мой вице-канцлер Ударение хотим проверить, знаете ли вы наши законы, которые должен соблюдать каждый говорящий на русском языке. Задание, которое мы вам предлагаем, очень дорогое. За него можно заработать 30 баллов. Но заметьте, что за каждое неправильно произнесенное слово из этой суммы будет вычитаться 1 балл. Итак, я приглашаю по одному игроку от каждой команды. Каждый участник от той и другой команды читает по одному предложению по очереди.
Задание. Прочитайте правильно слова в предложениях.
∙ Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер.
∙ По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн.
∙ Когда позвонит помощник Анны Фоминичны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн.
∙ В кулинарии большой выбор тортов с кремом и бутербродов.
∙ На завтрак были яичница и кофе, на обед – пюре с тефтелями.
∙ Она любит грейпфруты, щавель, свеклу и морковь.
(Комментарий к заданию. Командам вручается по карточке с шестью предложениями – по числу участников в каждой команде. К ведущему по очереди выходят все шесть игроков каждой команды и читают по одному предложению. Цена задания – 30 баллов. После чтения каждого предложения соревнующиеся игроки от обеих команд оценивают правильность речи и высчитывают предварительный результат: отнимают по одному баллу за неправильно произнесенное слово. Оставшееся от 30 количество баллов прибавляют к общему счету команды. Ответ: Мальчик баловался и наро[ш]но положил ракушку на компью[т]ер. По средам сестра играет в [т]е[н’]ис и, коне[ш]но, ходит в ба[с’]ейн. Когда позвонит помо[ш]ник Анны Фомини[ш]ны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн. В кулинарии большой выбор тортов с к[р’]емом и бу[т]ербродов. На завтрак были [j’иэ]и[ш]ница3 и ко[ф’]е, на обед – пю[р]е с тефтелями. Она любит грейпфруты, щ[иэ]вель, свёклу и морко[ф’].)
Орфоэпия. Ну что ж, вы неплохо справились с заданием. Но знаете ли вы, как страдают слова, когда их произносят неправильно? Вот послушайте:
Свекольные страдания
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла4.
Ребята, пожалуйста, никогда не мучайте слова. Произносите их правильно. Правильно ставьте в словах ударение! А если не знаете точно, как слово произносится, обращайтесь к орфоэпическому словарю.
Ударение. А вы знаете, друзья, что неправильное ударение может даже изменить смысл слова или исказить его? Посмотрите сценку и убедитесь в этом сами.
Орфоэпия. Пи, пи, пи...
Ударение. Что случилось? Почему ты пищишь?
Орфоэпия. Я лекарство выпил. А здесь написано: три раза в день по столовой ложке. После приема пищи.
Ударение. Ах ты глупенький! Ты же неверно прочел. После приема пищи!5
Ударение. Вот видите, что может произойти из-за неверного ударения! А теперь отгадайте мои загадки.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)
Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас – атлас)
Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
В нас другое ударенье –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами!6 (Козлы – козлы)
(Комментарий к заданию. Задание выполняется по принципу «кто быстрее даст верный ответ». За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.)
Для справок.
Орфоэпический словарь русского языка под ред. Р.И. Аванесова (М.: Рус. яз., 1997) допускает варианты произношения в словах: ракушка, по средам, кулинария, тефтели; к[рэ]м, ба[сэ/се]йн.
Ударение. Знаете ли вы еще такие слова – омографы?
Задание. Кто сможет больше вспомнить омографов.
(Комментарий к заданию. Команды поочередно называют омографы. За каждое слово – 1 балл. Могут быть названы слова: замок, молодец, мука, орган, пироги, полы, полки, трусы, парит, чудно, пили, берегу, вертел, пропасть и др.)
Орфоэпия. Итак, ребята, если вы будете соблюдать наши законы, жизнь вам покажется чудесной, ведь
Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь ее волшебных чар.
Ударение.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар7 .
Фонетика. Ну вот, друзья мои, на этом первый этап испытаний, посвященный фонетике и орфоэпии, завершился. Подведем промежуточные итоги.
Часть вторая
БУКВЫ
Графика. Я – принцесса Графика, младшая сестра королевы Фонетики. Фонетика правит звуками речи, а в моем ведении буквы – особые волшебные костюмы для звуков-невидимок. Я и моя фрейлина Орфография определяем, когда звуки должны надевать те или иные свои костюмы.
Задание. Блицопрос.
1. Сколько букв в русском языке? (33.)
2. Чего больше – звуков или букв? (Звуков.)
3. Какую ошибку допустил писатель Е.Чарушин в названии своего произведения «Как мальчик Женя научился говорить букву р»? (Не букву, а звук.)
4. Почему алфавит называется по-другому «азбука»? (От старых названий первых букв «аз» и «буки».)
5. Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий.)
6. Какие буквы устарели и ушли из русского алфавита? (Например: s – зело, i – и десятиричное, l – ять, Е – кси, Ж – пси, И – фита, К –ижица.)
7. Какие буквы в русском алфавите появились позднее других? (ё, й.)
8. Какие буквы алфавита употребляются реже всех других? (Ф – в среднем 2 буквы на каждую тысячу, щ и э – по 3, ц – 4, ш и ю – по 6, х – 9, ч – 12.)
9. Какие буквы употребляются чаще других? (О – 90 букв на каждую тысячу, е (ё) – 72, а и и – по 62, н и т – по 53, с – 45, р – 40 .)
10. Какие слова начинаются на букву й? (Йог, йога, йогурт, йод, йот, Йошкар-Ола, Йемен и др.)
(Комментарий к заданию. За каждый ответ начисляется по одному баллу; за ответы на вопросы 6 – 10 можно получить сразу несколько баллов.)
Графика. Молодцы. А теперь я передаю слово моей главной помощнице – фрейлине Орфография.
Орфография. Здравствуйте, дорогие языкознайки. Меня часто называют слишком строгой. Но я просто люблю порядок. Ведь всем бывает удобно, когда каждая вещь находится на своем определенном месте. Это же касается и письменной речи. Каждая буква должна находиться на своем месте. Если это должна быть прописная буква, ни в коем случае нельзя заменять ее строчной! Это будет так безобразно смотреться! Ну а уж если написание слов должно быть раздельным, то соединять их в одно или пользоваться дефисом просто отвратительно! Я повторяю: во всем должен быть порядок! А сегодня я особенно взволнована, потому что мне в руки попала ужасно безграмотная запись... Разве можно так писать, скажите, пожалуйста?!
Задание. Исправьте ошибки в тексте.
ЖАЛОБА
Дядя, прашу тибя, памаги
Тваей плимянице оле,
А то небудет ее наги
Вэтой пративной школе.
Мне вчира за дектант на слава
Учитиль поставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прачетать.
Папраси его, дядя, ис править двойку
И паставить мне пять .
(Комментарий к заданию. Команды получают по карточке с текстом. Задание выполняется коллективно в течение минуты. За каждую исправленную ошибку начисляется по одному баллу.)
Орфография. Ну как вам это понравилось?! Теперь вы представляете, что было бы, если бы люди не соблюдали законов орфографии? А еще говорите, что я очень строгая!
Графика. Да, ребята, моя фрейлина Орфография занимается очень важным делом – следит за порядком в письменной речи. Без нее нам было бы очень трудно. Следуйте ее советам – и все будет хорошо. Но я спешу вам сообщить, что закончилась вторая часть испытаний. В заключение конкурса мы предлагаем вам придумать клятву юных языкознаек. Оценивать клятву будет не жюри, а мы сами: королева Фонетика, канцлер Орфоэпия, вице-канцлер Ударение, я, принцесса Графика, и моя фрейлина Орфография.
(Комментарий к заданию. Клятва оценивается по пятибалльной системе. Заслушав клятвы, ведущие совещаются и аргументируют оценки за это задание. Пока команды придумывают клятвы юных языкознаек, подсчитывается общий счет, к которому затем прибавляются баллы за клятву.)
Подведение итогов конкурса
Желающие делятся своими впечатлениями. Учитель подводит итоги конкурса. Победители награждаются символическими призами.
1 Занимаемся по учебно-методическому комплексу (УМК) под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
2 Из стихотворения Я.Козловского.
3 Под знаком [иэ] подразумевается знак «и с призвуком э».
4 Стихотворение П.Синявского.
5 С.И. Львова. За страницами школьного учебника: Русск. яз.: 5: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1998. С. 47.
6 А.Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку.: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1995. С. 19—20.
7 Из стихотворения Ф.Кривина «Песенка об орфоэпии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Заседание знатоков Фонетики"
Обобщающий урок по фонетике в форме "Своей игры". В игре участвую две команды и зрители....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.
Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.Цель:1. В занимательной форме провести контроль знаний у...
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А
АННОТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А...
Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"
Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными" Тип урока. Урок применений знаний и умений.Цели урока.Образовательная.Закрепить умение решать системы ...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....