Урок-игра "Заседание знатоков Фонетики"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Михайличенко Марина Сергеевна

Обобщающий урок по фонетике в форме "Своей игры". В игре участвую две команды и зрители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК - ИГРА

ЗАСЕДАНИЕ «КЛУБА ЗНАТОКОВ ФОНЕТИКИ»

5 КЛАСС

Презентация

Цель:

        обобщить, повторить и углубить знания, умения и навыки по теме: «Фонетика. Орфоэпия».

Описание хода игры.

Каждая команда по очереди выбирает вопрос. В том случае, если команда, выбравшая вопрос, на него не отвечает, то право ответа переходит другой команде.

Выигрывает та команда, которая правильно ответила на большинство вопросов. По окончании выдаётся диплом победителя. (Приложение № 2)

Для зрителей предлагаются свои задания. (Приложение №3)

Ключ для проверки заданий для зрителей даётся в приложении. (Приложение №4)

Среди зрителей также определяется победитель. (Приложение № 5)

Слайд №2. 

Пропорции

Сколько в мире

звуков?

Фонетический портрет

слова

Исправь ошибки

Виды разбора

Ударение!

Приготовление салата

Приготовление

компота

В магазине

Теория

Исчезновение

Равенство

Слайд №3

1. Решите пропорции

[ Д ] /[ Т ] =[ Б ] / [   ]

[ Г ] / [ К ] = [ Р ] / [   ]

[ Л’ ] / [ Л ]  = [   ] / [ Н ]

Ответ (Слайд №15)

[д]/[т]=[б]/[п]

[г]/[к]=[р]/[p]-(не имеет решения, так как у [р] нет пары по глухости)

[л’]/[л]=[н’]/[н]

Слайд №4

2 .Сколько раз встречается в предложении звук Ш ?

Не то хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Ответ (Слайд №16)

4 раза

Слайд №5

3. «Нарисуйте» фонетический портрет слова

Солью

Возьму

Леска

Просьба

Ответ (Слайд №17)

[сал’j’у]

[ваз’му]

[л’эска]

[проз’ба]

Слайд №6

4. Какие ошибки допущены в наименовании букв?

«б»

«эл»

«ш»

Ответ (Слайд 18)

 «бэ»

«эль»

«ша»

Слайд №7

5. В каких словах дан разбор по слогам, а в каких по морфемам(по частям слова)?

До-мик
Дом-ик

Ко-со-гор
Кос-о-гор

Ответ (Слайд №19)

До-мик- слоговой

        Дом-ик - морфемный

        Ко-со-гор – слоговой

        Кос-о-гор - морфемный

Слайд №8

6. Почему трудно поставить ударение в словах вне предложений?

Дорогой, сорок

Ответ (Слайд №20)

Дорогой  - Дорогой мой человек.

Дорогой – Я любовался дорогой.

Сорок – Сорок раз ему говорили.

Сорок – Я уже давно не видел сорок.

Слайд №9

7. Что означают слова?

Фонетика

Орфоэпия

Ответ (Слайд №21)

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.

Слайд №10

8. Почему исчез [т]. Проверьте его необходимость.

Прелес(?)ный

Прекрас(?)ный

Вкус(?)ный

Гиган(?)ский

Завис(?)ливый

Извес(?)ный

Ответ (Слайд №22)

Прелестный

Прекрасный

Вкусный

Гигантский

Завистливый

Известный

Слайд №11

9. В каких словах звуков столько же, сколько букв.

Ночь, въезд, ясень, лён, съёмка, известно, ёлка

Ответ (Слайд №23)

Ночь – 4 буквы, 3 звука [ноч’]

Въезд – 5 букв, 5 звуков [вj’эст]

 ясень – 5 букв, 5 звука [j’ас’эн’]

 лён – 3 буквы, 3 звука [л’он]

 съёмка – 6 букв, 6 звуков [сj’омка]

 известно – 8 букв, 7 звуков [изв’эсна]

 ёлка – 4 буквы, 5 звуков [j’олка]

Слайд №12

10. Приготовление салата

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,

2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких,

3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые,

4 - в слове 4 слога.

        Для приготовления салата хозяйка взяла …………, ………, ……….., ……...

Ответ (Слайд №24)

Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1 - в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь [маркоф’]),

2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец[п’эр’иц]),

3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук[лук]),

4 - в слове 4 слога (помидоры[памидоры])

                 Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

Слайд №13

11. Приготовление компота

В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, смородина, крыжовник.
        Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты:

        в названии плодов звуков больше, чем букв.

                Какие фрукты взяла хозяйка?

Ответ (Слайд №25)

Для приготовления компота хозяйка взяла яблоки [ j’аблак’и]

Слайд №14

12. В магазине

В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты.
        Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков?

Ответ  (Слайд №26)

Мама дочке купила пальто[пал’то]

 

Приложение №2.

Диплом

Награждается победитель игры по русскому языку «Заседание клуба знатоков фонетики» гимназист(ка)

5 класса_________________________

______________  20____ год

Приложение №3 Ф.И.__________________________________________________

Задания для зрителей

I. Вопросы, на которые следует ответить да или нет, и записать эти ответы под номером.

1. Есть ли в русской азбуке такие буквы, которые не обозначают никаких звуков?_____________
2. Можно ли говорить, что в слове
конь мягкий знак смягчает букву н?_______________

II. Какие буквы названы неверно? Отметьте.
а) «бэ»
б) «гэ»
в) «эл»
г) «сэ»

III. Вопросы, на которые нужно отвечать кратко, не объяснять свой ответ.

1. Каких звуков – звонких или глухих согласных больше в слове вкусный?
Запишите________________________
2. Сколько звуков в словах
елка, соль, Юля?
Запишите________________________

IV. 1. Запишите названия букв ч, ф, л, к.__________________________________
      2.Поставьте ударение в словах:
алфавит, звонит, километр, случай.

V. Подчеркните только те слова, произношение которых расходится с их написанием.
Скользкий, старушка, утка, местный, гладкий, глотка.

VI. Отметьте слова, в которых звуков столько же, сколько букв.
а) ночь

б) въезд
в) ясень
г) лён
д) съёмка
е) известно
ё) ёлка

VII. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся ы, ю, я.
Вставьте пропущенные буквы и подчеркните
только те слова, которые являются исключением из этого правила.
ч_ша, параш_т, ж_ть, площ_дь, ш_рма, ж_ри.

VIII. Укажите слово с ошибкой и исправьте её.
а) мужчина
б) женьщина
в) изящный
г) помощьник

д) печька
е) лучше

IX. Запишите только те слова, в которых нет звука [j’].
Суховей, веялка, белеть, люблю.

Приложение №4.

Ключ для проверки работы

I.

1. да;
2. да.

II. «эль»
    «эс»

III.

1.  звонких.
2.  5, 3, 4.

IV. 1. «че», «эф», «эл», «ка»;
     2. алфавит, звонит, километр, случай.

V. скользкий, местный, гладкий.

VI.

б) въезд
в) ясень
г) лён
д) съёмка

VII. парашют, жюри.

VIII.
б) женщина
г) помощник

д) печка

IX. Белеть, люблю.

Приложение №5.

Диплом

Награждается победитель зрительской игры по русскому языку «Заседание клуба знатоков фонетики» гимназист(ка)

5 класса_________________________

______________  20____ год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заседание «Клуба знатоков фонетики» язык знание

Слайд 2

Пропорции Сколько в мире звуков? Фонетический портрет слова Исправь ошибки Виды разбора Ударение! Приготовление салата Приготовление компота В магазине Теория Исчезновение Равенство

Слайд 3

Решите пропорции [ Д ] / [ Т ] = [ Б ] / [ ] [ Г ] / [ К ] = [ Р ] / [ ] [ Л ’ ] / [ Л ] = [ ] / [ Н ]

Слайд 4

Сколько раз встречается в предложении звук Ш ? Не то хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Слайд 5

«Нарисуйте» фонетический портрет слова Солью Возьму Леска Просьба

Слайд 6

Какие ошибки допущены в наименовании букв? «б» «эл» «ш»

Слайд 7

В каких словах дан разбор по слогам, а в каких по морфемам(по частям слова)? До-мик Дом-ик Ко-со-гор Кос-о-гор

Слайд 8

Почему трудно поставить ударение в словах вне предложений? Дорогой, сорок

Слайд 9

Что означают слова? Фонетика Орфоэпия

Слайд 10

Почему исчез [ т ] . Проверьте его необходимость. Прелес(?)ный Прекрас(?)ный Вкус(?)ный Гиган(?)ский Завис(?)ливый Извес(?)ный

Слайд 11

В каких словах звуков столько же, сколько букв? Ночь, въезд, ясень, лён, съёмка, известно, ёлка

Слайд 12

Приготовление салата В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков, 2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких, 3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые, 4 - в слове 4 слога. Для приготовления салата хозяйка взяла …………, ………, ……….., ……...

Слайд 13

Приготовление компота В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв. Какие фрукты взяла хозяйка?

Слайд 14

В магазине В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты. Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков?

Слайд 15

Пропорции [ д ] / [ т ] = [ б ] / [ п ] [ г ] / [ к ] = [ р ] / [p] -(не имеет решения, так как у [ р ] нет пары по глухости) [ л ’ ] / [ л ] = [ н ’ ] / [ н ]

Слайд 16

Сколько в мире звуков 4 раза

Слайд 17

Фонетический портрет слова [ сал ’ j ’ у ] [ ваз ’ му ] [ л ’ эска ] [ проз ’ ба ]

Слайд 18

Ошибки «бэ» «эль» «ша»

Слайд 19

Виды разбора До-мик- слоговой Дом-ик - морфемный Ко-со-гор – слоговой Кос-о-гор - морфемный

Слайд 20

Ударение Дорогой - Дорогой мой человек. Дорогой – Я любовался дорогой. Сорок – Сорок раз ему говорили. Сорок – Я уже давно не видел сорок.

Слайд 21

Теория Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.

Слайд 22

Исчезновение Прелестный Прекрасный Вкусный Гигантский Завистливый Известный

Слайд 23

Равенства Ночь – 4 буквы, 3 звука [ ноч ’ ] Въезд – 5 букв, 5 звуков [ в j ’эст ] ясень – 5 букв, 5 звука [j ’ас’эн’ ] лён – 3 буквы, 3 звука [ л ’он ] съёмка – 6 букв, 6 звуков [ с j ’омка ] известно – 8 букв, 7 звуков [ изв ’эсна ] ёлка – 4 буквы, 5 звуков [j ’олка ]

Слайд 24

Приготовление салата Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь [ маркоф ’ ] ), 2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец [ п ’эр’иц ] ), 3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук [ лук ] ), 4 - в слове 4 слога (помидоры [ памидоры ] ) Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук .

Слайд 25

Приготовление компота Для приготовления компота хозяйка взяла яблоки [ j ’аблак’и ] .

Слайд 26

В магазине Мама дочке купила пальто [ пал ’то ]

Слайд 27

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетика 5 класс

Обобщающий тест в 5 классе по теме "Фонетика"...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...