Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 х.Маяк
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом школы. Протокол №1 от 30.08.2013г. . | Согласовано с заместителем директора по учебно-воспитательной работе ___________Тишина Т.В. | Утверждено приказом МБОУ СОШ №1 х.Маяк №158 от 30.08.2013г. Директор школы ______________Бочаров В |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Савченко Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основании государственной программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы –составители : Г.А.Богданова, Е.М.Виноградова. М. Русское Слово.2012г.) Учебный материал двух содержательных блоков – «Язык» и «Речь» - изучается комплексно. В 10 классе изучаются разделы «Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи», «Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи» и «Морфология. Орфография. Культура речи» . На развитие навыков речевой деятельности отводится 10 часов. Государственная программа профильного уровня рассчитана на 102 часа в год, но в соответствии с учебным планом школы на изучение курса русского языка в 10 классе отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю, вследствие чего сокращено количество часов на изучение следующих тем:
1. Введение в науку о языке – 4 часа
1. «Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи» - 8 часов
2. «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи» - 7 часов
3. « Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи» - 3 часа
4. «Морфология. Орфография. Культура речи» - 10 часов.
Таким образом, на раздел «Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи» отводится 7 часов ; на раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи»- 7 часов; на раздел « Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи»-5 часов; на раздел «Морфология. Орфография. Культура речи» -40 часов из них 6 часов на развитие речевой деятельности; на повторение и обобщение материала курса русского языка в 10 классе отводится 10 часов, из них 2 часа на развитие речевой деятельности.
В 2014-2015 учебном году на изучение курса русского языка в 10 классе отводится 69 часов.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов и психолого-педагогической дифференциации и реализует системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, в соответствии с которым воспитание и развитие качеств личности, отвечающих запросам общества на современном этапе, осуществляется на основе социального проектирования и освоения универсальных учебных действий, активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося, его
готовности к саморазвитию и самообразованию.
Цель обучения русскому языку на профильном уровне в старших классах средней (полной) общеобразовательной школы предполагает не только обобщение и систематизацию, но и расширение и углубление знаний по предмету, по сравнению с базовым уровнем, закрепление и обогащение предметных умений и навыков, повышение мотивации к продолжению образования по выбранному профилю, овладение некоторыми профессионально ориентированными компетенциями.
В связи с этим программа предполагает решение следующих
задач:
— обобщение и углубление представления о русском языке как культурной ценности народа, о его роли в жизни человека и современном мире, связи с национальной и мировой культурой;
— обогащение знаний о сферах гуманитарной культуры и науки, в том числе о лингвистике и русистике как гуманитарных дисциплинах за счет сведений, выходящих за пределы базового уровня;
— систематизация, закрепление и углубление знаний по русском языке как особой знаковой системе и о единицах разных его уровней — с учетом разнообразия функций языка и различия сфер его использования;
— закрепление и обогащение знаний о стилистических сферах русского литературного языка и речи, о лингвистических нормах (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных, нормах
речевого поведения в различных ситуациях общения);
— формирование устойчивого владения навыками уст-
ной и письменной речевой коммуникации (восприятие, понимание, ретрансляция, продуцирование);
— развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции на основе наблюдения за собственной речью и речью других;
— развитие навыков работы с разными источниками(словарями и справочной литературой, дополнительными материалами, в том числе Интернет-ресурсами); формами предъявления знаний — такими, как связный текст, структурированный перечень, таблицы, схемы, презентации и др.особами переработки текстовой информации (план, пересказ, конспект, аннотация, реферат и др.);
— развитие умения выбирать способ чтения текста (просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее); совершенствование навыков критической оценки и переработки информации;
— развитие навыков аналитической деятельности в лингвистической и общегуманитарной сфере: выявление, анализ, квалификация языковых единиц разных уровней, сопоставление фактов языка и речи, подбор материалов, взятых из жизни и художественных произведений,
для построения аргументированного суждения на гуманитарную тему; планирование познавательной деятельности; выстраивание
логики высказывания; посильный исторический комментарий отдельных фактов языка и речи;
оценка лингвистических явлений с точки зрения языковой нормы, коммуникативной целесообразности, тенденций духовной культуры; развитие навыков проведения лингвистических наблюдений, исследований, экспериментов;
— развитие навыков квалификации (текстоведение)- и лингвистического анализа текста в единстве языковой формы и выражаемого содержания, в том числе с учетом эстетической функции художественной речи; развитие
навыка выявления в тексте основной и второстепенной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
— обогащение знаний об экспрессивно-изобразительных возможностях языка; развитие навыков выявления и квалификации средств, приемов выразительности в текстах и употребления их в собственных высказываниях;
— совершенствование навыка редактирования текста.
.
Основные требования к уровню подготовки:
1.Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования. Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста; определять позицию автора; формулировать свою точку зрения, извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, использовать Интернет-ресурсы.
2. Создание устного и письменного речевого высказывания. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; формулировать основную мысль своего высказывания, убедительно аргументировать свою точку зрения, вытраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения.
3. Анализ текста и языковых единиц. Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, анализировать тексты различных функциональных стилей.
4.Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения. Применять на практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы речи; соблюдать нормы речевого поведения.
Учебно-наглядные пособия
Учебник «Русский язык 10 класс» под редакцией Г.А.Богдановой, Е.М.Виноградовой. М. «Русское слово 2012г»
Г.А.Богданова. «Уроки русского языка в 9 классе»
Л.Г.Ларионов. «Изучение орфографических правил в средней школе: методика и опыт»
«Русский язык». Методическая газета для учителей-словесников. Издания 2010-2014гг.
«Русский язык и литература для школьников». Научно-популярный журнал. Издания 2010-2014гг.
«Русская словесность» Научно-методический журнал. Издания 2010-2014гг.
Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ под редакцией И.П. Цыбулько.
Л.И.Мальцева, Н.М. Смерчинская. «Русский язык. ЕГЭ 2014.» Учебно-методическое пособие.
Д.Э. Розенталь. «Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы
Г.В.Цветкова. «Русский язык. 11 класс. Проектная деятельность»
Поурочные разработки по русскому языку в 10 классе под редакцией И.В.Золотарёвой и Л.П.Дмитриевой.
Словари, синонимов, антонимов, омонимов. Лингвистический словарь русского языка
CD диски «Приложение к методической газете для учителей-словесников. «Русский язык». Издания 2010-2014гг.
Компьютер, проектор, интерактивна доска.
Таблицы «Правописание наречий».
Таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым
Таблицы «Правописание суффиксов прилагательных»
Таблицы «Правописание корней»
Таблицы «Различение НЕ и НИ»»
Таблицы «Правописание букв Ы и И»
Таблицы «Слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи»
Таблицы «Правописание морфем»
Таблицы « Правописание суффиксов причастий»
Таблицы «Правописание суффиксов существительных
Таблицы «Знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложении»
Таблица «Изобразительно-выразительные средства»
Стенд «Основные способы образования слов в русском языке»
Стенд «Типы речи»
Стенд «Части речи в русском языке»
Стенд «Слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи»
Стенд Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных»
Стенд «Нормы оценок по русскому языку»
Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
п\п | Содержание учебного материала | К-во часов | Сроки | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Контроль |
1 | Русский язык как общественное явление | 1 | 2.09 | Повторение общих сведений о языке .Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Источники развития языка. | ||
2 | Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи | 7 | 5.09-26.09 | Слово как основная единица языка. Омонимия и паронимия. Виды синонимов и антонимов. Русская фразеология. Лексические нормы речи. Лексические средства выразительности. | Знать: лексическое и грамматическое значение слова, виды синонимов и антонимов, омонимия и паронимия как отражение многозначности слов, лексические нормы речи, лексические средства выразительности. Уметь: определять виды фразеологических единиц, различать значения многозначных слов (омонимы, паронимы, синонимы, антонимы), различать лексические средства выразительности. | Тестирование |
3 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 7 | 30.09-21.10 | Классификация звуков русского языка. Орфоэпические нормы. Русская графика. Соотношение буквы и звука. Правописание гласных и согласных в приставках. Изобразительно-выразительные средства фонетики. | Знать: Классификацию звуков; принципы русской графики и орфографии. Уметь: соблюдать правописание гласных и согласных в приставках, орфоэпические нормы; различать фонетические средства выразительности русского языка в тексте. | |
4 | Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. | 5 | 24.10-14.11 | Виды и варианты морфем. Словообразование в русском языке. Система способов словообразования. Словообразовательный анализ. | Знать: Омонимичные морфемы, виды морфем, систему способов словообразования, словообразовательные нормы. Уметь: производить морфемный, сопоставительный и словообразовательный анализ слова, определять способы образования слов. | Тематический контроль посредством тестирования. |
5 | Морфология. Орфография. Культура речи. | 36+6р.р. | 18.11-05.05 | Система частей речи русского языка. Признаки слова как части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические и орфографические нормы. Морфологические средства выразительности речи | Знать: грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи; знать орфографические правила, связанные с правописанием самостоятельных и служебных частей речи. Уметь: различать в тексте части речи, правильно употреблять их в речи; применять правила правописания самостоятельных и служебных частей речи. | Контрольное тестирование |
6 | Повторение и систематизация материала | 5+2р.р. | 08.05-29.05 | Повторение и обобщение материала, изученного за курс 10 класс | Тестирование |
Итого - 69 часов. К.Р – 4
Поурочное планирование уроков русского языка в 10 классе
№п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Введение | 1 | 02.09. |
2 | Слово как основная единица языка | 1 | 04.09 |
3 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | 09.09 |
4 | Омонимы и паронимы | 1 | 11.09 |
5 | Синонимия и паронимия. Антонимия. | 1 | 16.09 |
6 | Лексика активного и пассивного употребления | 1 | 18.09 |
7 | Русская фразеология | 1 | 23.09 |
8 | Проверочное тестирование по теме «Лексикология. Фразеология» | 1 | 25.09 |
9 | Фонетическая система русского языка. Гласные и согласные звуки | 1 | 30.09 |
10 | Фонетическая система русского языка. Гласные и согласные звуки | 1 | 02.10 |
11 | Русская графика. Орфография как наука | 1 | 07.10 |
12 | Правописание гласных и согласных в корне | 1 | 09.10 |
13 | Буквы И-Ы в начале корня после приставок | 1 | 14.10 |
14 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | 16.10 |
15 | Урок обобщения | 1 | 21.10 |
16 | Морфема как единица языка | 1 | 23.10 |
17 | Словообразование в русском языке | 1 | 28.10 |
18 | Правописание сложных слов | 1 | 30.10 |
19 | Морфемные и словообразовательные средства выразительности речи | 1 | 11.01 |
20 | Контрольное тестирование по темам «Лексика», «Орфография», «Морфемика» | 1 | 13.11 |
21 | Морфология. Система частей речи русского языка. | 1 | 18.11 |
22 | Роль имён существительных в речи | 1 | 20.11 |
23 | Образование, изменение и правописание имён существительных | 1 | 25.11 |
24 | Роль имён прилагательных в речи | 1 | 27.11 |
25 | Имя прилагательное как часть речи. Образование имён прилагательных | 1 | 02.12 |
26 | Правописание имён прилагательных | 1 | 04.12 |
27 | Имя прилагательное в художественной речи | 1 | 09.12 |
28 | Имя числительное как часть речи | 1 | 11.12 |
29 | Образование и правописание имён числительных | 1 | 16.12 |
30 | Контрольное тестирование | 1 | 18.12 |
31 | Анализ контрольного тестирования. Работа над ошибками | 23.12 | |
32 | . Местоимение как часть речи | 1 | 25.12 |
32 | Образование, изменение и правописание местоимений | 1 | 13.01 |
33 | Глагол как часть речи | 1 | 15.01 |
34 | Вид и переходность глагола | 1 | 20.01 |
35 | Наклонение, время и спряжение глагола | 1 | 22.01 |
36 | Правописание глаголов | 1 | 27.01 |
37 | Причастие как особая форма глагола | 1 | 29.01 |
38 | Правописание причастий | 1 | 03.02 |
39 | Р.Р. Комплексный анализ текста (упр.№333) | 1 | 05.02 |
40 | Деепричастие как особая форма глагола | 1 | 10.02 |
41 | Образование и правописание деепричастий | 1 | 12.02 |
42 | Наречие как часть речи | 1 | 17.02 |
43 | Разряды наречий по значению | 1 | 19.02 |
44 | Степени сравнения наречий | 1 | 24.02 |
45 | Образование и правописание наречий | 1 | 26.02 |
46-47 | Правописание Н и НН в разных частях речи | 2 | 03.03 05.03 |
48 | Р.Р. Анализ текста (упр.384) Работа над сочинением-миниатюрой с использованием разных типов речи | 1 | 10.03 |
49 | Служебные части речи | 1 | 12.03 |
50 | Предлог. Производные и непроизводные предлоги | 1 | 17.03 |
51 | Союз. Сочинительные и подчинительные союзы | 1 | 19.03 |
52 | Частица. Разряды частиц | 1 | 02.04 |
53 | Употребление и правописание частиц НЕ и НИ | 1 | 07.04 |
54-55 | Правописание НЕ с разными частями речи | 2 | 09.04 14.04 |
56 | Урок обобщения материала по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» | 1 | 16.04 |
57 | Контрольное тестирование по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» | 1 | 21.04 |
58 | Анализ контрольного тестирования | 1 | 23.04 |
59 | Р.Р. Знакомство со структурой сочинения части «С» ЕГЭ | 1 | 25.04 |
60-61 | Р.Р. Изобразительно-выразительные средства художественного текста | 2 | 28.04 30.04 |
62 | Междометие как часть речи | 1 | 05.05 |
63-64 | Комплексное повторение материала 10 класса | 2 | 07.05 12.05 |
65-66 | Работа над частью «С» по материалам ЕГЭ | 2 | 14.05 19.05 |
67-68 | Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ (тестирование) | 2 | 22.05 26.05 |
69 | Анализ итогового тестирования | 1 | 28.05 |
Контрольно-измерительные материалы:
В качестве контрольно-измерительных материалов используется :
- Учебное пособие «Русский язык. Всё для ЕГЭ 2014» под редакцией Л.И.Мальцевой и Н.М.Смеречинской. М. «Народное образование»2014 в двух частях.
- Материалы ФИПИ «ЕГЭ 2014. Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П.Цибулько
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...