Элективный курс для 9 класса "Топонимика малой родины"
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс) на тему
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Он знакомит учащихся с топонимикой родного края, формирует нравственные ценности. Географические названия - это история. Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Данная программа способствует формированию у школьников русского самосознания, приобщает их к национальной русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 300.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Пояснительная записка стр. 3-4
- Учебно-тематический план стр. 5-6
- Программа курса стр. 7-8
- Литература………………………………………………………………стр. 9
Пояснительная записка.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Он знакомит учащихся с топонимикой родного края, формирует нравственные ценности и приобщает к национальной культуре. Невозможно изучение русского языка и литературы без знания своей Родины, большой и малой. Край родной интересен. Им можно и нужно гордиться, но при условии: его надо знать.
Объектом изучения являются географические названия Тулунского района.
Актуальность темы заключается в том, что при современном состоянии общества дети мало знают свои истоки и корни. Федеральная программа "Русский язык" в качестве одной из основных задач выдвигает воспитание сознательного отношения к языку как национально- культурной ценности.
Ученики не осведомлены о значении столь родных и привычных с детства названий (хотя часто интересуются). Важно, чтобы учащиеся получили представление о своих корнях. Географические названия - это история. Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Данная программа способствует формированию у школьников русского самосознания, приобщает их к национальной русской культуре.
Программа элективного курса «Топонимика малой родины» не дублирует содержание государственного стандарта по русскому языку. В этом ее новизна, так как учащиеся всегда с неподдельным интересом спрашивают: «А почему так называется?»
Цель элективного курса - познакомить с этимологией географических названий Тулунского района; развивать языковую, информационную, культурологическую компетентности; воспитывать нравственные качества.
Задачи:
- углубить понятие этимологии;
- формировать умения работы со справочной литературой (словари, географические карты и справочники, энциклопедии, Интернет);
- формировать навыки коммуникативного взаимодействия;
- приобщить к духовному, нравственному, философскому опыту человечества;
- формировать осознанное отношение к языку как к форме выражения национальной культуры;
- воспитывать чувство гордости и ответственности за свой край.
Процесс обучения базируется на следующих содержательных принципах: гражданственности, научности, связи обучения с жизнью. Для непосредственной организации обучения большое значение имеют организационно-методические принципы: соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, последовательности и систематичности, единства группового и индивидуального обучения, сознательности и творческой активности, доступности, наглядности.
Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: работа со справочной литературой, интервьюирование, работа в музее с архивом, беседа, моделирование текста, игра.
Формы контроля: презентация работы, творческая работа (речетворчество), публичное выступление, реферат, конспектирование, создание буклета.
Учащиеся, изучающие данный курс, должны знать:
- определение ономастики, топонимики;
- топонимы и их виды;
- символику Тулунского района;
- исторических предков (буряты, эвенки, тофалары);
- этимологию топонимов: Ишидей, Галдун, Едогон, Петровск, Перфилово, Аршан, Манут и др.;
- заброшенные деревни.
Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:
- вести беседу, публично высказываться;
- сотрудничать, работать в группе;
- работать со справочной литературой, в Интернете;
- создавать собственный текст (речетворчество);
- обобщать материал в виде буклетов, презентаций.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Деятель Деятельность уч-ся | Форма | Виды контроля |
1 | Введение. | 1 | Составление плана лекции, работа с картой, с символами г. Тулуна | Конспект лекции | Воспроизведение содержания лекции по плану |
2 | «В земле твоей корни» | 1 | Аудирование, беседа | Экскурсия в краеведческий музей г. Тулуна | Творческая работа |
3 | История района в названиях улиц (Тулун, Икей) | 1 | Самостоятельная работа в музее, в Интернете, со справочной литературой. | Семинар | Выступление с сообщением или рефератом |
4 | Историческ ие предки. Кто дал название? | 1 | Работа с книгой; интервью с жителями- старожилами своего села | Интервьюирова ние, беседа, работа в группах | Сочинение «О чем поведали старожилы?» |
5 | Почему так называется? | 1 | Работа с книгой М. Н. Мельхеева «Происхожде ние географически х названий Иркутской области», Иркутск, 1964г. | Исследование, работа в группе | Выпуск буклетов |
6 | Этимология рек и целебных источников | 1 | Работа в музее с материалами Гущина П. Ф., Баландина Ю. И. | Конспект статьи | Воспроизведение содержания конспекта статьи |
7 | «Саянские горы синеют вдали...» | 1 | Конкурс стихов, рисунков; просмотр видеофильма или выезд на природу | Конкурс на лоне природы | Подведение итогов конкурса, создание буклета |
8 | Заброшенные деревни. | 1 | Работа с материалами музея, беседа с участниками поискового отряда | Практическое занятие | Творческая работа (индивидуально); Презентация материала (группой) |
9 | Итоговое занятие | 1 | Работа с заданиями викторины | Игровая | Презентация альбома «Имя дома твоего» |
Программа курса
- Введение.
Знакомство с целями и задачами элективного курса. Определение понятий ономастика, топонимика «topos -место, onuma - имя - имена мест». Виды топонимов.
- «В земле твоей корни».
Символика Тулунского района. Экскурсия в музей. Образование Икея. Значение топонимов «Тулун», «Икей».
- История района в названиях улиц (Тулун, Икей).
г. Тулун - ул. Ленина, с. Икей - ул. Степанова, Гагарина, Коммуны, Мартовского Восстания, Мира.
- Исторические предки. Кто дал название?
Исторические предки: буряты, эвенки, тофалары. Обычаи, традиции, переданные в наследство. Какие названия получены от исторических предков? Беседа со старожилами села.
- Почему так называется? Этимология топонимов: Ишидей, Галдун, Едогон, Петровск, Перфилово, Аршан, Манут и др.
- Этимология рек и целебных источников. Икейка, Ия, Натка.
- «Саянские горы синеют вдали...» Просмотр видеофильма. Этимология данного топонима. Конкурс творческих работ.
- Заброшенные деревни: Черный Ключ, Гарьен (правый, левый, средний), Кольцовая Степь, Тальяны, Козухом. История заброшенных деревень: причины и последствия. Этимология «заброшенных» топонимов.
- Итоговое занятие. Повторение материала курса в игровой форме. Создание альбома «Имя дома твоего» и его презентация
Литература
Для учащихся:
- Архив музея МОУ «Икейская СОШ».
- Косых А. П. История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области / А. П. Косых, 3. И. Рабецкая, Г. И. Сверлик. - Иркутск: Символ, 2002.
- Мельхеев М. Н. Происхождение географических названий Иркутской области. - Иркутск, 1964г.
- Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. - М.: Просвещение, 1988.
Для учителя (использованная при составлении элективного курса):
- Архив музея МОУ «Икейская СОШ».
- Барашков В.Ф. А как у вас говорят? - М.: Просвещение, 1986.
- Тулунское районное отделение педагогического общества РСФСР. Страницы истории Земли тулунской. - Тулун, 1991.
- Успенский JI.B. Загадки топонимики. - М.: Молодая гвардия, 1969.
- Успенский J1.B. Ты и твое имя - Имя дома твоего. - Л.: Лениздат, 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Литературное наследие малой родины"
Программа элективного курса в 5 классе...
Элективный курс «Моя малая родина-Кузбасс».
Настоящий элективный курс разработан в связи с внедрением краеведческого направления в изучение школьных предметов. Рассчитан на 17 часов, для учащихся 9х классов (возможно использование в 8 кла...
Программа элективного курса по географии «Моя малая родина», 9 класс
Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить уча...
Путешествие по родному городу в курсе краеведения "Моя малая Родина"
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существ...
Формирование гражданско - патриотических качеств личности через реализацию курса краеведения "Моя малая Родина"
Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города, области.Отличительной чертой нашей программы явля...
Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина" в рамках элективного курса "Родное Подмосковье"
Урок является завершающимся в элективном курсе. Содержит понятия Родина, малая Родина....
Курс по выбору «Малая Родина – Пермский край»
Цель курса – сориентировать учащихся на эколого -краеведческий профиль. Программа будет интересна тем учащимся, которые хотят жить в Пермском крае и трудиться на благо края....