Формирование гражданско - патриотических качеств личности через реализацию курса краеведения "Моя малая Родина"
статья по географии (7 класс) на тему
Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города, области.
Отличительной чертой нашей программы является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, население, образы города, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Коряжма во всем ее многообразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_programmy_po_kraevedeniyu.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«СОШ № 2» г. Коряжма, Архангельской области
Чудинова Надежда Анатольевна,
учитель географии I категории.
Формирование
гражданско - патриотических качеств личности
через реализацию курса краеведения
"Моя малая Родина"
И с гордостью скажу родному краю:
"Люблю и знаю, знаю и люблю
и тем полней люблю, чем глубже знаю!”
Ефремов Ю.К.
Малая Родина – это окружающее человека пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как "свое” - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения.
Слайд
Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города.
Отличительной чертой нашей программы является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, население, образы города, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Коряжма во всем ее многообразии.
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своей области и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего города.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему городу, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: презентации, самостоятельно составленные вопросы для интеллектуально-познавательных игр, кроссворды, различные карточки с заданиями, участие в проектной деятельности, интеллектуальных играх и т.д.
Работа ведется по следующим направлениям:
«Наш город» Темы:
- Из истории основания города, где мы познакомились с историей родного города – от первых поселенцев до современности.
- Адрес Коряжмы. Учащиеся знакомились с изображением территории города на различных картах: России, Архангельской области, а также с картой самого города.
- Официальные символы города: герб, гимн, флаг.
- Население Коряжмы
- Улицы города
- Моя школа, мой дом.
- Культура и быт горожан
- Памятники и мемориальные доски Коряжмы
- Знаменитые жители города
Итогом изучения этого раздела были:
- открытый урок «Путешествие по городу» с выставкой детских рисунков «Мой любимый город»,
- интеллектуальная игра «Знатоки родного города».
Следующий блок программы «Архангельская область» по темам:
- «Край на перекрестке континентов и судеб».
- Официальные символы области: герб, гимн, флаг.
- История заселения и освоения
- Загадочный мир названий
- Геология и рельеф нашего края
- Климат
- Природа родного края
Результатом работы стали презентации учащихся, участие в конкурсе проектов с темой «Подготовка дидактического материала по изучению Архангельской области».
Для реализации программы использовались различные формы работы:
- урок-конференция,
- конкурс творческих литературных работ,
- урок - практикум
- просмотр фильма,
- экскурсии,
- встречи с творческими людьми,
- подготовка и защита проектов,
- создание презентаций и др.
Так же большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей – родителей. Поэтому мы активно стараемся подключить семью к процессу воспитания. В классе проводятся различные мероприятия, участие в которых принимают не только дети, но и их родители. Например,
- История моей фамилии. Моя родословная
- «Старая фотография рассказала…» по материалам семейных архивов
- Семейная гостиная «Моя семья – моя радость» с участием родителей и детей, девизом которой служили следующие слова: Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их Семьей и Родиной» У. Фоскало
- «Законы жизни семьи, законы жизни класса» совместно с родителями за круглым столом выявили законы семьи и класса:
- Конкурсная семейная программа «Когда все вместе»
Мы работаем по данной программе второй год.
Мероприятия патриотического направления,
проводимые в школе.
В нашей школе существует традиция проведения мероприятий патриотическтого направления: февральский военно – патриотический месячник; Вахта памяти, посвященная Дню Победы, ежегодно проводятся: «Зарница», «Вперед, мальчишки», «Песни, военных лет», «День памяти Алексея Воскресенского», «Поздравительные открытки ветеранам войны»
Совместно с обучающимися подготовили классные часы на темы: «С чего начинается Родина?», «Конституция – основной Закон страны», «Я – человек, Я – гражданин», «День народного единства», «Если б я был Президентом страны», «Люблю тебя, моя Россия!».
Кадеты участвуют в спортивной, художественной жизни класса и школы: праздник Дня здоровья «Золотая осень», первенство школы по футболу, баскетболу, городские и школьные лыжные соревнования и др.
Диагностика
уровня патриотического воспитания среди кадетов.
Мы решили выяснить среди обучащихся: что означает слово «патриотизм».
Самым востребованным оказался вариант
- «Патриотизм – это любовь к Родине» - это наиболее распространенное смысловое выражение.
- Любовь к своей семье, родным, близким – на втором месте.
Далее предпочтения распределились так:
- «любовь к родному городу» - третье место,
- а на четвертом месте «любовь к русской культуре».
- «любовь к школе»,
- «стремление к социальной справедливости».
Сложившееся распределение ответов имеет свою логику. Для большинства учащихся слово «патриотизм», в первую очередь, отождествляется с «малой Родиной» - семьей, родными, городом, домом.
Среди кадетов нашего класса ежегодно проводится «оценка уровня сформированности осознанного отношения к гражданско-правовому образованию».
Основные показатели
эффективности реализации программы
- высокий уровень мотивации учащихся к познавательной деятельности;
- творческая самореализация учащихся, участие в реализации различных проектов, связанных с краеведением.
Будем надеяться, что выпускники нашей школы будут трудиться в различных сферах общественной жизни честно, по свободному выбору. А в случае необходимости встанут на защиту нашей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково
Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково...
Возможности краеведческого компонента в формировании гражданско-патриотических качеств личности как составляющей духовности.
Материал рассказывает об особенностях формирования патриотических и гражданских качеств через краеведческий материал, приводятся примеры из педагогической деятельности, приемы использования краеведчес...
Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
Творческая работа...
Методическая работа «Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны» (с применением личностно-ориентированных методов)
Воспитание старших школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны...
Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»
1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...
Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ.
Материал по самообразованию:«Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ»...
«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....