Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина" в рамках элективного курса "Родное Подмосковье"
план-конспект занятия по географии (6 класс) по теме

Углова Елена Александровна

Урок является завершающимся в элективном курсе. Содержит понятия Родина, малая Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия52 КБ
Файл Презентация к занятию2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 20

Имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина

Научно-практический семинар

«Духовно-нравственное воспитание как залог развития личности обучающегося»

Тема внеурочного занятия «Моя малая родина»

(элективный курс в 6 классе «Родное Подмосковье»)

Учитель географии:

Углова Елена Александровна

14 декабря 2014 г

Тема «Моя малая родина»

Цели:

личностные:

 - формирование познавательного интереса учащихся к изучению родного края;

 - расширение их кругозора;

 - формирование мировоззрения;

 - воспитание гражданской идентичности и личностной культуры.

метапредметные:

- изучать исторические сведения и предполагать возможные пути развития своего города;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию, делая выводы;

- работать в группе и  в парах, обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися.

предметные:

- формировать представление у учащихся о малой родине, её составляющей и о роли семьи.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы для проведения занятий:

на доске:  Физическая карта России;

на столах учащихся:

- Атлас Московской области,

- цветные карандаши и лист белой бумаги.

Ход занятия.

  1. Подготовительный  этап.

Учитель на фоне китайской музыки  «Медитация» читает притчу «Сказка о родном крае»

СЛАЙД 1.


Давным-давно, когда калмыки жили ещё в Китае, привезли китайскому императору в подарок необыкновенную птицу. Она так пела, что солнце в высшей точке неба замедляло свой ход, заслушиваясь её песней.
Приказал император сделать для птицы золотую клетку, постелить ей пух молодого лебедя, кормить её из императорской кухни. Первого своего министра император назначил главным по уходу за птицей. Он сказал своему первому министру:

- Пусть птица здесь чувствует себя так хорошо, как нигде и никогда не чувствовала. И пусть она услаждает наш слух, жаждущий прекрасного. Всё было сделано согласно приказу грозного повелителя.
Каждое утро император ждал пения птицы. Но она молчала. 'Видимо, птице, привыкшей к вольному воздуху, душно во дворце', - подумал император и велел вынести клетку в сад.
Сад императора был единственным в мире по красоте. Могучие деревья шелестели прозрачно-зелеными резными листьями, живительно благоухали редчайшие цветы, земля играла всеми своими красками. Но птица по-прежнему молчала. 'Чего же теперь ей недостаёт? - думал император.- Разве ей плохо у меня? Отчего же она не поёт?'
Император пригласил всех своих мудрецов, чтобы выслушать их высокоучёные суждения. Одни говорили,  что, может быть, птица заболела и лишилась голоса, другие - что птица не та, третьи - что, вероятно, она вообще не пела. Самый почтенный столетний мудрец предположил, что воздух, выдыхаемый людьми, угнетает птицу и поэтому она не поёт. Внимательно выслушав всех, император повелел вывезти клетку в девственный лес.
Однако и в лесу птица продолжала молчать. Крылья опущены до самого пола, из глаз катятся жемчужинки слёз.
Тогда император приказал привести пленного мудреца.
- Если ты нам дашь хороший совет, и птица запоёт, получишь свободу, - сказал ему император.
Неделю думал пленный мудрец и доложил:
- Возите птицу по стране... Может быть, запоёт. Три года кочевал император с птицей по своим владениям. Наконец достигли они одного болотца. Вокруг него рос чахлый кустарник, а дальше простирались унылые жёлтые пески. Смрадные испарения поднимались из болот, роем летела назойливая мошкара. Повесили клетку на сухую ветвь саксаула. Поставили караульного, и все легли спать.
Когда загорелась на небе ясная утренняя заря,  и багрянец её стал разливаться всё шире и шире, птица вдруг встрепенулась, расправила крылья, торопливо стала чистить клювом каждое пёрышко.
Заметив необычайное поведение птицы, караульный разбудил императора.
А когда вековечное светило показало свой алый гребень, птица стремительно взлетела, ударилась о золотые прутья клетки и упала на пол. Она грустно огляделась вокруг и тихо запела. Сто восемь песен печали пропела она, а когда начала песню радости, тысячи таких же птиц, как она, слетелись со всех сторон и подхватили её песню. Показалось людям, что это не птицы поют под струны лучей восходящего солнца, а поют их души, тоскующие по прекрасному.
- Вот откуда наша птица, это её родной край, - задумчиво промолвил император и вспомнил свой несравненный Пекин, где он не был три года.
- Откройте дверцы клетки и выпустите птицу, - повелел он.

И тогда запели все птицы тысячу песен хвалы родному краю, тысячу и одну песню хвалы свободе.
Вот что значит родная земля и свобода, петь можно лишь там, где ты обрёл жизнь.

Учитель:  Ребята, как вы думаете, о чём эта притча?

- Нет человеку ничего дороже места, где он родился, края, где он вырос, неба, под которым он жил. Да и не только человек - звери и птицы, всё живое под солнцем тоскует по родной земле.
- Назовите тему сегодняшнего занятия.

- На нашем занятии мы будем говорить о малой родине.

  1. Создание проблемной ситуации.

СЛАЙД 2.

Учитель: Вы родились в стране, которая называется Россией.  

Вы – россияне!

Россия – огромная страна.  Привольно  раскинулась она  от снегов и льдов Крайнего Севера -  до Черного и Азовского морей на юге.  

Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

СЛАЙД 3.

- А что для вас означают слова «Моя малая родина»?

 Задание: написать на листе цветными карандашами, что означают эти слова для каждого из вас. (2-3 мин.)

  1. Исследовательская работа:

 

- А что вы знаете о городе Люберцы, который называете  малой родиной?

Задание: найти свой город на карте России  (один учащийся у доски).

Работа в парах: работа с атласами – найти информацию о Люберцах читая карты атласа Московской области (рельеф, полезные ископаемые, растительность и животный мир, промышленность.)

В ходе работы оцениваем перспективы развития города и экологическую ситуацию, ищем возможные пути решения проблем.

Учитель:  Своей родословной – долголетием, знатностью – Люберцы могли бы поспорить если не со столицей, то со многими городами и поселками. Санкт-Петербург основан в 1703 году, Омск – в 1716, Екатеринбург – в 1723. Красноармейск, Октябрьский, Комсомольск-на-Амуре своими названиями говорят о более позднем возникновении. Люберцы же дебютировали на подмосковной сцене в 1623 году, будучи еще деревней.

СЛАЙД 4.

Задание: рассказать об истории образования города,  гипотезы происхождения названия города «Люберцы», все исторические сведения о городе и  персоналии, о которых  им известно.

СЛАЙД 5-7.

Учитель: У города есть своя символика.                                                                          Остриё - символ вершины, ускорения стремления вперёд. 
Кайма острия составляет литеру "Л" - заглавную в названии города. 
Голубой  цвет - символ чести, духовности, возвышенных устремлений, небесных просторов усиливает символику главной фигуры герба. 
Красный цвет - символ трудолюбия, силы, мужества, красоты и праздника. 
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.                                                                                                                            Золото - символ творчества и интеллекта, богатства, стабильности, солнечного света.

Учитель: Вспомните начало урока. О какой стране шла речь в притче?

СЛАЙД 8. (пословицы о родном крае)

Учитель:                                                                                                                      - Можно ли применить русские народные  пословицы  для каждого человека в мире, не зависимо от его национальности, религии и т.д.?                                             - В чём смысл пословиц?                                                                                                     - А легко ли жить на чужбине?                                                                                           - Что чувствует человек вынужденный по разным причинам покинуть родину?                                                                                                                                              - Есть ли среди вас такие люди? Что бы вы могли для них сделать?

Учитель читает притчу  «О людях»:

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: "Что за люди живут в этом городе?"

- "А кто живет там, откуда ты пришел?" - спрашивает мудрец.

- "Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные"

- "Здесь, то же самое", - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе.

- "А кто живет там, откуда ты пришел?" - спросил мудрец.

- "Прекрасные люди, добрые и отзывчивые", - ответил путник.

- "Здесь ты найдешь таких же", - сказал мудрец.
- "Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому - что здесь живут хорошие люди?" - спросил мудреца ученик.

Учитель: Как вы думаете, что ответил мудрец ученику?

СЛАЙД 9.

Учитель:  - "Везде есть и хорошие люди, и плохие, - ответил ему мудрец. - Просто каждый находит только то, что умеет искать"

Учитель:  

- Почему, по вашему мнению,  на этом слайде я поместила  ромашку?  Что она символизирует?

(Семью, любовь, верность, дружбу …)

- Где человек учится всему – в том числе, и любить родину?

СЛАЙД  10. (семья)

Задание в группах:

  1.  Нарисовать плакат «Моя малая родина»
  2. Составить слова – синонимы, ассоциации  на тему «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».

  1.  Рефлексия:

Учитель: Обратите внимание на цвета, которые вы применяли при работе в начале урока.  Яркий, красочный цвет карандаша  – говорит о вашем позитивном настроении и готовности обсуждать заданную тему. Мрачные цвета (коричневый, чёрный, синий),  наоборот, говорят о вашем некомфортном настроении. Пожалуйста, возьмите в руки карандаш цвета вашего настроения и впечатления от сегодняшнего урока…

- Наше занятие окончено. Спасибо за работу и внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное занятие «Моя малая родина» Учитель географии: Углова Елена Александровна МОУ гимназия № 20 г. Люберцы

Слайд 2

Нет человеку ничего дороже места, где он родился, края, где он вырос, неба, под которым он жил. Да и не только человек – звери и птицы, всё живое под солнцем тоскует по родной земле…

Слайд 5

«Моя малая родина» - Что значат эти слова для каждого из вас?

Слайд 6

СИМВОЛИКА ГОРОДА ЛЮБЕРЦЫ - Взлетающая звезда - символизирует полет в космос Юрия Алексеевича Гагарина, начавшего свой трудовой путь на люберецкой земле; - звезда отражает безграничность научной мысли: образование и наука составляют основную часть производственного потенциала городского поселения; звезда, устремленная ввысь, также указывает на зарождение и развитие в Люберцах вертолетостроения. Острие - символ вершины, ускорения, стремления вперед. Кайма острия составляет литеру "Л" - заглавную в названии города. Голубой цвет - символ чести, духовности, возвышенных устремлений, небесных просторов. Красный цвет - символ трудолюбия, силы, мужества, красоты и праздника. Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Золото - символ творчества и интеллекта, богатства, стабильности, солнечного света. Герб Люберец Флаг города Люберцы

Слайд 7

Своей родословной – долголетием, знатностью – Люберцы могли бы поспорить если не со столицей, то со многими городами и поселками. Санкт-Петербург основан в 1703 году, Омск – в 1716, Екатеринбург – в 1723. Люберцы же дебютировали на подмосковной сцене в 1623 году, будучи еще деревней.

Слайд 8

Памятные места города Люберцы

Слайд 9

От Люберец берёт разбег Москва. Крыло её – наш вечно юный город, Мы имя «Люберчане» носим гордо – Во все края о нас идёт молва. Она ликует радугой ковров, Взмывает ввысь на грозных винтокрылах… Исполнен град наш и красы, и силы - Гнездо борцов, творцов и мастеров.

Слайд 10

На чужбине родная землица во сне снится. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Всякому мила своя сторона.

Слайд 11

"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Что? Где? Когда?" в рамках предметной недели "Сахалин - моя малая родина"

Формирование познавательных интересов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование активных форм и методов обучения (викторина)...

Элективный курс "Литературное наследие малой родины"

Программа элективного курса в 5 классе...

Элективный курс «Моя малая родина-Кузбасс».

Настоящий элективный курс разработан  в связи с внедрением краеведческого направления в изучение школьных предметов. Рассчитан на 17 часов, для учащихся 9х классов (возможно использование в 8 кла...

Исследовательская деятельность учащихся «Топонимы и микротопонимы с. Бородаевка» в рамках проекта «Моя милая малая Родина»

Цель работы - исследовать топонимы и микротопонимы родного краяс. Бородаевка Марксовского района Саратовской области.Задачи: - изучить литературу по топонимике, в том числе Саратовского края,- р...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Работа с учащимися 5 «Б» класса по созданию проекта «Поэтический голос моей малой родины» в рамках реализации национально-регионального компонента

  Материалы представлены учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Мироновой Валентиной Геннадиевной.       Сначала несколько слов о том...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...