Разработка урока по теме "Деепричастие совершенного вида"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Деепричастия в русском и татарском языках совпадают по своим основным грамматическим признакам. Однако русские деепричастия воспринимаются с большим трудом., т.к. они обладают категорией вида, возвратными и невозвратными формами, сохраняют глагольные формы. Учащиеся - татары иногда допускают ошибки, дословно переводя на русский язык придаточное со сказуемым - деепричастием татарского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_deeprichastie_7_klass.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Деепричастия совершенного вида.
Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к русскому языку и культуре речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками;
Задачи урока:
Образовательные: формировать комплекс умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в образовании деепричастий и определении их видов; знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием (познавательные и регулятивные УУД); формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;
развивающие: способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием (познавательные УУД); способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);
воспитательные: способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД); способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).
Тип урока: изучение нового материала
Метод обучения: частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: Учебник для 7 класса общеобразов. учреждений.
Ход урока.
I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.
II. Систематизация известной информации о деепричастии. Откроем тетради, запишем число
- Орфографическая работа. Вставьте пропущенные буквы.
Праз..ник, в…ршины, веч…рами, ап…етит, тер…итория, пр…открыть, на ре…ке, леч…щий, бе…полезный, месс…ность, ж…знь, зам…реть от восторга. Слайд 1
Проверка ПразДник, вЕршины, вечЕрами, апПетит, терРитория, прИоткрыть, на реЧке, лечАщий, беСполезный, месТность, жИзнь, замЕреть от восторга
- Прочитайте слово получившееся из вставленных букв (деепричастие). Итак, ребята, мы продолжаем путешествие по стране Деепричастие.
2 задание «Игра на внимание»
- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.
1. Деепричастие - неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и поясняет глагол-сказуемое;
2. Деепричастие имеет признаки прилагательного и существительн; (а признаки, каких частей речи?)
3. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом;
4. Деепричастный оборот выделяется на письме запятыми.
5. Деепричастия бывают действительными и страдательными? (несовершенного и совершенного вида)
6.Деепричастия в предложении являются определением;( а чем?- обстоятельством)
7. Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффикса –а (-я)
8. Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
9. Деепричастие не изменяется
Оценивание разминки
- Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами сегодня на уроке?
(уметь образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид)
III. Изучение нового материала. Слайд Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
Перед вами таблица по теме урока.
Деепричастие.
Несовершенный вид | Совершенный вид |
Что делая? | Что сделав? |
-а (я), -учи | -в. –вши, -ши, -а (я) |
гляд - ят - глядя | выскочи - ть - выскочив |
крич - ат - крича | услыша - ть – услышав |
улыба - ются - улыбаясь | расцвес - ти – расцветши |
быть – буд - ут - будучи | прочт - ут - прочтя |
(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)
Анализ материала, помещенного в таблице
- От глаголов какого вида образуются деепричастия совершенного вида?
- В какой форме стоят исходные глаголы?
- При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Делаем выводы.
- Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа. Работа с учебником страница 156, параграф 48
- Наши выводы совпадают с материалом учебника?
- Молодцы!
– Однако в образовании деепричастий встречаются трудности. Обратимся к записи на доске: Слайд
Увидеть – увидев
– Где деепричастие?
– Как вы его нашли?
– Какого оно вида?
– Почему в деепричастии пишется гласная Е ?
Продолжим объяснение дальше. Запишем деепричастия от следующих глаголов
Услышать – услыш…в
Подклеить – подкле…в
Засеять – засе…в
Сделаем вывод: – От чего зависит выбор гласной в деепричастии? (Пишем ту же гласную, что и в основе глагола неопределённой формы перед ТЬ)
3. Записать под диктовку. Графически объяснить написание гласной перед суффиксами причастий и деепричастий. Определить вид деепричастий.
Затопав ногами, не растаяв на солнце, неоттаявшая земля, услышанный шорох, не рассеяв сомнений.
Физминутка (звучит музыка) Учитель: Мой голос будет сопровождать вас.
- Утром вы проснулись, потянулись, улыбнулись.
- Покажите, как вы это делали?
- Приложите руки туда, где стучит сердце. Успокойте его, чтобы оно билось не так сильно.
- Протяните руки друг к другу. Успокойте друг друга.
- Шепните друг другу ласковое слово.
IV. Закрепление изученного.
- Выполнить упражнения 342 Образуйте от данных глаголов деепричастия совершенного вида
- Найти предложения с деепричастиями 1 группа - совершенного и 2 группа – несовершенного вида
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Выборочно-распределительный диктант – Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия..
Подняв головы, хлопая крыльями, отражаясь в воде, сдержав шаг, прижимаясь к земле, устремив взгляд, извиваясь, услышав.
Деепричастия совершенного вида | Деепричастия несовершенного вида |
Проверка Слайд
Деепричастия совершенного вида | Деепричастия несовершенного вида |
подняв головы | хлопая крыльями |
сдержав шаг | отражаясь в воде |
устремив взгляд | прижимаясь к земле |
услышав | извиваясь |
V. Домашнее задание
Параграф 48 Упражнение 344 (составить связный текст, употребляя дееприч и дееприч обороты на тему «На лыжах в лес» )
V.Подведение итогов урока - Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?
- Справились ли мы с поставленной задачей?
Оценки. Анализ работы
VI. Рефлексия (1)
Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши.
- Я усвоил материал
- Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока
- Я доволен своей работой на уроке
- Я благодарен ребятам, которые работали со мной в группе
Спасибо за работу. До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Бутерброды и их виды"
Цели. задачи, ход урока...
Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы
Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани....
разработка урока по иностранному языку "Виды сварки"
Разработка урока по английскому языку для учащихся НПО 2 курса по профессии "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"...
разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока"
Разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока" представлена в виде методологической таблицы, приложений с раздаточным материалом.Це...
Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"
Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....
Разработка урока по теме "НЕОБЫЧНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА".
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ "НЕОБЫЧНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА".Цели урока:Образовательные: развитие умений аудирования и говорения; приобретение знаний о необычных видах транспорта; развитие лексических навыков...
Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика"
Технология - девочки. 7 класс разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика" по ФГОС с презентацией....