Урок русского языка по теме: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Систематизировать изученное в 4 классе о существительном, углубить понятие о роли существительного в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении. |
Наблюдения; индивидуальная, групповая, фронтальная работа; игра |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efremova_e.l._imya_sushchestvitelnoe_5_klass.docx | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Тульская область, г. Новомосковск.
Тема урока:
«Имя существительное»
разработан учителем русского языка и литературы Ефремовой Еленой Львовной
Цель деятельности учителя | Систематизировать изученное в 4 классе о существительном, углубить понятие о роли существительного в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении. |
Методы и формы обучения | Наблюдения; индивидуальная, групповая, фронтальная работа; игра |
Образовательные задачи | Личностные: Уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание ценности русского языка. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта (приобретенная компетентность): Способность пользоваться словарями; справочной литературой; ресурсами Интернета; диски учебного назначения; извлекать информацию их различных источников. Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать: вопросы, на которые отвечает имя существительное; морфологические признаки существительного; Е-И в безударных окончаниях существительных в единственном числе; Ь знак после шипящих на конце существительных; находят имена существительные, определяют род, число. падеж, склонение; правильно употребляют Ь после шипящих на конце слова, выбирают написание Е-И в безударных падежных имен существительных в единственном числе; графически обозначают условия выбора правильных написаний; морфологически разбирают имя существительное. |
Образовательные ресурсы | http://www.som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://yandex.ru/yandsearch?text=учительский сайт http://multiurok.ru/ycuite http://nsportal.ru |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки |
Наглядно – демонстрационный материал | Презентация по теме «Имя существительное» (автор Ефремова Е.Л.) |
Основные понятия | Морфологические признаки, синтаксическая роль, грамматическое значение |
Тип урока | Урок систематизации знаний, умений и навыков. |
Ход урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодейст-вия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся | У.- «Здравствуйте!» | Слушаю учителя, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная работа | Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности. |
2.Определение темы, цели урока | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение. | (Презентация) У.- Посмотрите на ряд слов, какое слово лишнее, почему? Стол, веселый, компьютер, диск, стул, клавиатура. -Не подскажете тему урока? -А какие же цели мы будем преследовать на уроке? (Повторить знания об имени существительном) У.- Слово исследователям. (Ученик: Ученые установили, что имя существительное – самая представительная часть речи по количеству слов: примерно 40% всех слов в русском языке – имена существительные, то есть почти каждое второе слово в нашей речи). | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. | Групповая работа | Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: Выполняют учебные действия; осуществляют для постановки цели и темы урока анализ, сравнение, устанавливают связи. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают, высказываются, обосновывают точку зрения. |
3. Практическая деятельность. | Обучающая игра. Беседа. | Игра с мячом У.- Я называю слова, вы называете часть речи: матрос , пример, веселый, вязать, столб, высокий, смотреть, слева, слова, прекрасный, нежный, велосипед, кнопка, учебник. - Назовите имена существительные, которые я называла. -По каким морфологическим признакам вы, узнали, что это имена существительные? Игра «Кто больше?» -Составьте как можно больше словосочетаний с данными существительными. -Проверка. У.- Давайте составим кластер, который поможет нам вспомнить все, что мы знаем об имени существительном | Обдумывают ответы на вопросы, выполняют задание письменно | Фронтальная, индивидуальная работа | Личностные: Осознают свои возможности. Познавательные: Самостоятельно выполняют работу; осуществляют решение учебных задач. Регулятивные: Работают по плану. Коммуникативные: Формулируют свои мысли, обосновывают; планируют необходимые действия. |
4. Первичное закрепление материала | 1.Собственные и нарицательные имена существительные. У.- Цифровой диктант: 1-собственные; 2.-нарицательные. Газета, девочка, Мария, Байкал, Новомосковск, фамилия, город, Спар, гостиница, стадион, Иван Васильевич, поселок, река, Ключевка. Проверка: 2,2,1,1,1,2,1,2,1,1,2,1,1,2. У.- Какие же существительные относятся к собственным, нарицательным? Как они пишутся? 2.Одушевленные и неодушевленные имена существительные. У.-Запишите стихотворение С.Маршака, вставьте пропущенные орфограммы, укажите одушевленные и неодушевленные имена существительные: Т..кла, изв..валась, б..стела Река меж з..леных лугов, А стала недвижной и белой, Чуть-чуть г..лубее сн..гов. Лишь где-нибудь в проруб.. зыбко Игра..т и дыш..т в..да, И в ней красн..перая ры..ка Бл..снет чешуей иногда. 3.Род имен существительных. У.-У данных существительных, какие еще морфологические признаки можно определить (род, склонение, число, падеж) Учащиеся выполняют задание. Проверка | Формулируют мысли, выполняют задания, обосновывают точку зрения. Знакомятся с результатами работы товарищей; делают выводы | Индивидуальная, фронтальная работа | Личностные: Осознают трудности, стремятся к преодолению; проявляют активность к самооценке своих действий. Познавательные: Самостоятельно выполняют работу; осуществляют решение учебных задач. Регулятивные: Работают по плану. Коммуникативные: Формулируют свои мысли, обосновывают; планируют необходимые действия, строят высказывания. | |
5. | Физкультминутка (видео) | Видеоурок.net (сайт) | Выполняют упражнения вместе с героем видео. | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. | |
6. Самостоятель-ная работа с самопроверкой; повторение | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений | Морфологический разбор имени существительного. I.1.Земля не теряла тепла до рассвета, и багровая пелена день и ночь висела над горизонтом. 2.В сухом морозном воздухе сверкают на солнце блестки инея. 3.В воздухе чувствуется приближение зимы. Самостоятельное выполнение упражнений разной сложности. II. Тест (презентация) А1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения? 1) ловил сетью 3) маленькая лошадка 2) несколько яблонь 4) быстрый конь. А2. Какое из нарицательных существительных употребляется и как имя собственное? 1) холм 2) курган 3)гора 4) овраг. А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? 1) стояли в очеред…, радоваться радуг.. 2) ошибка в решени..,, дом у дорог.. 3) рисовал карандаш..м, не показывай пальц..м 4) мечта юнош.., сидит девица в темниц.. А.4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) урожай яблок 3) песни партизан 2) молодые офицера 4) пара носков А.5.Из данного предложения выпишите существительное (существительные) 3-го склонения, поставив его (их) в начальную форму. Маруся и Валек ели с жадностью, которая ясно показывала, что мясное блюдо было для них невиданной роскошью. А.6.На конце каких существительных пишется Ь знак. 1) помощ..; 3) врач..; 2) ноч…; 4) пейзаж… III.Кроссворд 1.Время, когда у предусмотрительного хозяина голова болит о санях (лето). 2.Деталь книги, куда не следует попадать (переплет). 3.Моральное качество, которое можно потерять, но нельзя найти (совесть). 4.Помещение для ума (палата). 5.Человеческое качество, которое может разыграться (аппетит), | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют, советуются | Индивидуальная работа; в парах. | Личностные: Понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: Извлекают нужную информацию; работа с учебником. Регулятивные: Контроль учебных действий. Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в парах. |
7. Домашнее задание | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений | 1.Письменно объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста В.Ветвицкого: «Существительное – дирижер грамматического оркестра»; 2. Тест «Имя существительное»; 3.Работа по карточкам. | Индивидуальная работа | Личностные: Понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: Извлекают нужную информацию; работа с учебником. Регулятивные: Контроль учебных действий. Коммуникативные: Формулируют свои мысли, обосновывают; планируют необходимые действия, строят высказывания. | |
8. Рефлексия. | Беседа по вопросам (Свободный микрофон) | Ребята по кругу передают микрофон, высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Отвечают на вопросы | Индивидуальная работа | Личностные: Приобретают умения мотивированно высказываться. Регулятивные: Оценивают свою работу. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: "Имя существительное"
Итоговый урок по теме....
Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".
Данный урок разработан к учебнику русского языка 6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...
Презентация к уроку русского языка по теме"Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация сделает увлекательным урок по русскому языку....
Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)
Урок русского языка "Несклоняемые существительные" в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания. ...
Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное"
Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное" позволят закрепить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, дают представление о правильном использовании существительн...
Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"
Рассмотреть имя существительное как часть речи. Проверить уровень усвоения учащимися основных морфологических признаков имени существительного. Изучение в самостоятельной исследовательской...
Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.
Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...