Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Бахир Елена Юрьевна

Данный урок разработан к учебнику русского языка  6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является  первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изученного ранее  по данной теме  и изучении нового материала по приставочно-суффиксальному и бессуффиксному способам образования существительных.  К методической разработке урока предложен большой иллюстративный материал: карточки, презентации, тренировочные упражнения с использованием SMART доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_temu_sloobrazovanie.rar2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6классе по теме «Словообразование имен существительных» по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова

Цель урока: 1)повторить сведения об основных способах образования имён существительных; 2)формировать представление о приставочно - суффиксальном и бессуффиксном способах образования имен существительных.

Задачи урока: углубление уровня понимания учебного материала, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание здоровьесберегающей среды, побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений, развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия), воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.

          Тип урока: комбинированный

        Оборудование: мультимедийное оборудование, доска SMART, учебник, раздаточный материал, презентации.

Ход урока

I.Орг.момент.

Работа с презентацией№1 ( слайды №1 и №2). Ребята  записывают число, месяц, классная работа, а тему учитель предлагает записать позже, оставив для нее одну свободную линейку.

II. Орфографическая разминка (слайд№3)

Учитель диктует ранее изученные словарные слова, а на доске один из учеников записывает их, объясняя орфограммы.

Искусство, искусный, территория,  терраса, расчет, рассчитать, шествовать, шефствовать, коллекция, количество, коллектив, извинение.

III. Интрига. (слайд№4)

Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен  “Пеппи – Длинный чулок” (Карточка №1).          

    — Ребята, прочитайте внимательно отрывок из сказки.

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие…  Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное  слово  ничего не означает.)

– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)

– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования существительных”, запишем тему урока в тетрадь.

V. Повторение известных  ребятам  способов словообразования. (слайд№7).

1.-Назовите,  какие  способы образования  существительных  вы знаете? ( Суффиксальный, приставочный,  сложение). Ребята могут назвать и приставочно-суффиксальный, так как ранее об этом способе упоминали.

-Молодцы.

2.-Проведем разминку-повторение по материалу нашего учебника. Распределим слова из упр.286, стр.128, в три столбика, выделяя словообразующую морфему (первый столбик-приставочный способ, второй столбик – суффиксальный способ, третий столбик – сложение).

3. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 22 учебника (стр. 128-130.).

4. Анализ “разминки” в форме беседы с учащимися.

-Какие трудности  встретились вам?  Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Эти ребята получают – «5», у кого одна -две ошибки – «4», а у кого больше ошибок, то предстоит еще потренироваться.

VI. Объяснение нового материала учителем (возвращение к слайду  №7).

-Возьмите карточку №2  и попробуйте данные два слова распределить по нашим колонкам в тетрадях. (На карточке даны слова:  подоконник, глубь, собеседник, выход) .

-Что у вас вызвало затруднение?  (Ни к одной колонке данные слова не подходят, значит, эти слова образованы другими способами).

-Названия  этих  способов словообразования существительных мы видим на слайде (слайд №7). Слова подоконник и собеседник образованы приставочно-суффиксальным способом, а слова глубь, выход - бессуффиксным способом. Существительные бессуффиксным способом образуются только от прилагательных и глаголов. Давайте прочитаем теоретический материал учебника на стр.130(о приставочно-суффиксальном способе) и на стр.131-132( о бессуффиксном способе образования существительных).

Итак, мы теперь знаем еще два новых способа образования существительных. Назовите их(приставочно-суффиксальный и бессуффиксный).

VII. Закрепление изученного материала.

1.Работа с учебником - упр.292, стр.131. Устно ребята образуют слова приставочно-суффиксальным способом (учитель по цепочке спрашивает ребят).

2.Тренировочные упражнения с использованием  SMART доски:

а) составление слов из предложенных морфем;

б )составление слов по графическим схемам;

в)выбор слов, образованных суффиксальным способом , из предложенной группы слов.( На каждый вид работы ребята выходят к доске по очереди, помогают друг другу, если не получается что-то).

3.Работа с тренажером по способам образования существительных. (Презентация №2)

VIII.Итоги урока

IX. Домашнее задание. Параграф 22,упр.294.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Конспект урока  для коррекционной школы VIII вида...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Презентация к уроку "Падежные окончания существительных" для коррекционной школы VIII вида...

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс

Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...

Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"

Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....