Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок разработан к учебнику русского языка 6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изученного ранее по данной теме и изучении нового материала по приставочно-суффиксальному и бессуффиксному способам образования существительных. К методической разработке урока предложен большой иллюстративный материал: карточки, презентации, тренировочные упражнения с использованием SMART доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_temu_sloobrazovanie.rar | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6классе по теме «Словообразование имен существительных» по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова
Цель урока: 1)повторить сведения об основных способах образования имён существительных; 2)формировать представление о приставочно - суффиксальном и бессуффиксном способах образования имен существительных.
Задачи урока: углубление уровня понимания учебного материала, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание здоровьесберегающей среды, побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений, развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия), воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийное оборудование, доска SMART, учебник, раздаточный материал, презентации.
Ход урока
I.Орг.момент.
Работа с презентацией№1 ( слайды №1 и №2). Ребята записывают число, месяц, классная работа, а тему учитель предлагает записать позже, оставив для нее одну свободную линейку.
II. Орфографическая разминка (слайд№3)
Учитель диктует ранее изученные словарные слова, а на доске один из учеников записывает их, объясняя орфограммы.
Искусство, искусный, территория, терраса, расчет, рассчитать, шествовать, шефствовать, коллекция, количество, коллектив, извинение.
III. Интрига. (слайд№4)
Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок” (Карточка №1).
— Ребята, прочитайте внимательно отрывок из сказки.
— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)
– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)
– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)
— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования существительных”, запишем тему урока в тетрадь.
V. Повторение известных ребятам способов словообразования. (слайд№7).
1.-Назовите, какие способы образования существительных вы знаете? ( Суффиксальный, приставочный, сложение). Ребята могут назвать и приставочно-суффиксальный, так как ранее об этом способе упоминали.
-Молодцы.
2.-Проведем разминку-повторение по материалу нашего учебника. Распределим слова из упр.286, стр.128, в три столбика, выделяя словообразующую морфему (первый столбик-приставочный способ, второй столбик – суффиксальный способ, третий столбик – сложение).
3. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 22 учебника (стр. 128-130.).
4. Анализ “разминки” в форме беседы с учащимися.
-Какие трудности встретились вам? Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Эти ребята получают – «5», у кого одна -две ошибки – «4», а у кого больше ошибок, то предстоит еще потренироваться.
VI. Объяснение нового материала учителем (возвращение к слайду №7).
-Возьмите карточку №2 и попробуйте данные два слова распределить по нашим колонкам в тетрадях. (На карточке даны слова: подоконник, глубь, собеседник, выход) .
-Что у вас вызвало затруднение? (Ни к одной колонке данные слова не подходят, значит, эти слова образованы другими способами).
-Названия этих способов словообразования существительных мы видим на слайде (слайд №7). Слова подоконник и собеседник образованы приставочно-суффиксальным способом, а слова глубь, выход - бессуффиксным способом. Существительные бессуффиксным способом образуются только от прилагательных и глаголов. Давайте прочитаем теоретический материал учебника на стр.130(о приставочно-суффиксальном способе) и на стр.131-132( о бессуффиксном способе образования существительных).
Итак, мы теперь знаем еще два новых способа образования существительных. Назовите их(приставочно-суффиксальный и бессуффиксный).
VII. Закрепление изученного материала.
1.Работа с учебником - упр.292, стр.131. Устно ребята образуют слова приставочно-суффиксальным способом (учитель по цепочке спрашивает ребят).
2.Тренировочные упражнения с использованием SMART доски:
а) составление слов из предложенных морфем;
б )составление слов по графическим схемам;
в)выбор слов, образованных суффиксальным способом , из предложенной группы слов.( На каждый вид работы ребята выходят к доске по очереди, помогают друг другу, если не получается что-то).
3.Работа с тренажером по способам образования существительных. (Презентация №2)
VIII.Итоги урока
IX. Домашнее задание. Параграф 22,упр.294.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"
В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...
Презентация к уроку русского языка "Правописание сложных существительных,начинающихся с пол-"
В наглядной и доступной форме объяснение сложной орфограммы....
урок Русского языка Падежные окончания существительных
Конспект урока для коррекционной школы VIII вида...
урок Русского языка Падежные окончания существительных
Презентация к уроку "Падежные окончания существительных" для коррекционной школы VIII вида...
Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс
Урок русского языка «Употребление суффиксов существительных –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...
Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"
Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....