Урок русского языка на тему: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Итоговый урок по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_urok_po_imeni_sushch..doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи: 

  1. развивать умения сравнивать существительные по схеме: множественное-единственное число-род (склоняемые), неодушевленность (одушевленность) - род (несклоняемые);
  2. развивать умения находить и исправлять грамматические и речевые ошибки; обобщать знания студентов о морфологических признаках имени существительного (одушевленность, род, число);
  3. отрабатывать навыки по орфографии, орфоэпии, морфологии, культуре речи;
  4. воспитывать профессиональные навыки будущего учителя;
  5. прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: 

  1. запись упражнения для орфоэпической тренировки на доске;
  2. индивидуальные карточки с текстом для исправления грамматических ошибок.

Ход урока

Орфографический объяснительный диктант. Записать слово, объяснить орфограмм:

(слова диктуются для каждого ряда)

Пол-листа

Полвторого

Пол-одиннадцатого

Северокавказский

Древнерусский

Рабоче-крестьянский

Двухсотсемидесятиквартирный

Трехсотсорокадневный

Девяностолетний

Газификация

Авиалайнер

Агрикультура

Безынициативный

Межинститутский

Предыстория

Сверхъестественный

Межъюбилейный

Сэкономить

Щетка

Трещотка

Шепот

Галчонок

Волчонок

Собачонок

Назвать одушевленные существительные и доказать, что они являются одушевленными.

2. (Устно.) Исправить ошибки в образовании одушевленных существительных, называющих животных и птиц:

Бык - бычиха,

петух - петушиха,

индюк - индиха (индейка),

Баран - баранка,

селезень - селезенка,

медведь - медведиха,

Боров - боровка,

гусь - гуська,

волк - волкушка

3. Образовать единственное число мужского и женского рода от следующих существительных:

  1. Индейцы (индеец, индианка)
  2. Казахи (казах, казашка)
  3. Финны (финн, финка)
  4. Индийцы ( индиец, индианка)
  5. Французы (француз, француженка)
  6. Поляки (поляк, полька)
  7. Китайцы (китаец, китаянка)
  8. Австралийцы (австралиец, австралийка) 

4. Лексическая работа. Дать лексическое значение следующим словам, определить многозначное слово:

Досуг - свободное от работы время.

Квартал –

1) часть города, ограниченная пересекающимися улицами;

2) четвертая часть отчетного года.

Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики.

По лексическому значению определить слово:

  1. (Ходатайство) - Официальная просьба. 
  2. (Эксперт) - Специалист, дающий заключение при рассмотрении каких-нибудь вопросов. 

5. Орфоэпическая тренировка. Исправить речевые и грамматические ошибки. 

  1. Говорил он, между прочим:
  2. “Красивее, мы так хочем,
  3. Досуг, квартал, хвоя, щавель.
  4. Кремень, партер и шинель,
  5. Ходатайство посылаем,
  6. Эксперт звонит каждый день”.

6. Выписать из текста орфоэпической тренировки существительные, которые употребляются

только в ед. числе

только во множ. числе 

и в ед. и во множ. числе

досуг

квартал

хвоя

кремень

щавель

шинель

партер

день

ходатайство

Дополните столбики следующими словами: вермишель, макароны, щипцы, конфеты, торт, качели, консервы, молодёжь, прятки.

Образовать единственное число: валенки - валенок, туфли - туфля, ботинки - ботинок, манжеты -манжета, манжет, кеды - кед, коньки - конёк, кроссовки - кроссовка, бутсы - бутса.

Исправить грамматические ошибки; “Тот, кто живет в шкафу” (устно)(карточки с текстом лежат на столе)

Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнет в один присест.

Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок
И туфель на меху.

Он съел жилетку кунью,
И дедовский папах,
Персолем и шампунью,
Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
Но есть обжора Время –
Вот кто живет в шкафу.

8. Исправить речевые ошибки:

На прилавке лежало (и) 5 ножниц. Я приобрёл новую (ыв) тетрадь, пенал, ручку. Мать (на) одела на ребёнка новые кроссовки. Таня при встрече подала руку Евгению Яхнис (у).

9. Определить род существительных: Волга, Амур, Миссисипи, Таити, Осло, Сочи, Пенальти, ложь, .горечь, гуашь, сельдь,

тополь, эмаль, рояль, пианино, шампунь, домино, обезьяна, шимпанзе, пони, какаду, старикашка, Немченко, Гурвич, ателье, Саша, Даша, замарашка, кенгуру, Дюма.

Домашнее задание:образовать от неодушевленных собственных существительных нарицательные одушевленные существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа: Например, Москва - москвичи, москвич, москвичка,

Ижевск - ижевцы, ижевец, ижевчанка.Псков (псковичи, пскович, псковитянка), Томск (томичи, томич), Пенза (пензенцы, пензец, пензенка), Санкт-Петербург (петербуржцы, петербуржец, петербурженка).Архангельск (архангелогородцы, архангелородец, архангелородка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".

Данный урок разработан к учебнику русского языка  6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является  первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...

Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)

Урок русского языка "Несклоняемые существительные"  в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания.  ...

Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное"

Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное" позволят закрепить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, дают представление о правильном использовании существительн...

Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"

Рассмотреть имя существительное как часть речи. Проверить уровень усвоения  учащимися основных морфологических признаков имени существительного.  Изучение в самостоятельной исследовательской...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Урок русского языка по теме: "Имя существительное"

Систематизировать изученное в 4 классе о существительном, углубить понятие о роли существительного в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтакси...