Урок русского языка на тему: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Задачи:
- развивать умения сравнивать существительные по схеме: множественное-единственное число-род (склоняемые), неодушевленность (одушевленность) - род (несклоняемые);
- развивать умения находить и исправлять грамматические и речевые ошибки; обобщать знания студентов о морфологических признаках имени существительного (одушевленность, род, число);
- отрабатывать навыки по орфографии, орфоэпии, морфологии, культуре речи;
- воспитывать профессиональные навыки будущего учителя;
- прививать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- запись упражнения для орфоэпической тренировки на доске;
- индивидуальные карточки с текстом для исправления грамматических ошибок.
Ход урока
Орфографический объяснительный диктант. Записать слово, объяснить орфограмм:
(слова диктуются для каждого ряда)
Пол-листа | Полвторого | Пол-одиннадцатого |
Северокавказский | Древнерусский | Рабоче-крестьянский |
Двухсотсемидесятиквартирный | Трехсотсорокадневный | Девяностолетний |
Газификация | Авиалайнер | Агрикультура |
Безынициативный | Межинститутский | Предыстория |
Сверхъестественный | Межъюбилейный | Сэкономить |
Щетка | Трещотка | Шепот |
Галчонок | Волчонок | Собачонок |
Назвать одушевленные существительные и доказать, что они являются одушевленными.
2. (Устно.) Исправить ошибки в образовании одушевленных существительных, называющих животных и птиц:
Бык - бычиха, | петух - петушиха, | индюк - индиха (индейка), |
Баран - баранка, | селезень - селезенка, | медведь - медведиха, |
Боров - боровка, | гусь - гуська, | волк - волкушка |
3. Образовать единственное число мужского и женского рода от следующих существительных:
- Индейцы (индеец, индианка)
- Казахи (казах, казашка)
- Финны (финн, финка)
- Индийцы ( индиец, индианка)
- Французы (француз, француженка)
- Поляки (поляк, полька)
- Китайцы (китаец, китаянка)
- Австралийцы (австралиец, австралийка)
4. Лексическая работа. Дать лексическое значение следующим словам, определить многозначное слово:
Досуг - свободное от работы время.
Квартал –
1) часть города, ограниченная пересекающимися улицами;
2) четвертая часть отчетного года.
Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
По лексическому значению определить слово:
- (Ходатайство) - Официальная просьба.
- (Эксперт) - Специалист, дающий заключение при рассмотрении каких-нибудь вопросов.
5. Орфоэпическая тренировка. Исправить речевые и грамматические ошибки.
- Говорил он, между прочим:
- “Красивее, мы так хочем,
- Досуг, квартал, хвоя, щавель.
- Кремень, партер и шинель,
- Ходатайство посылаем,
- Эксперт звонит каждый день”.
6. Выписать из текста орфоэпической тренировки существительные, которые употребляются
только в ед. числе | только во множ. числе | и в ед. и во множ. числе |
досуг | квартал | |
хвоя | кремень | |
щавель | шинель | |
партер | день | |
ходатайство |
Дополните столбики следующими словами: вермишель, макароны, щипцы, конфеты, торт, качели, консервы, молодёжь, прятки.
Образовать единственное число: валенки - валенок, туфли - туфля, ботинки - ботинок, манжеты -манжета, манжет, кеды - кед, коньки - конёк, кроссовки - кроссовка, бутсы - бутса.
Исправить грамматические ошибки; “Тот, кто живет в шкафу” (устно)(карточки с текстом лежат на столе)
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнет в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок
И туфель на меху.
Он съел жилетку кунью,
И дедовский папах,
Персолем и шампунью,
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
Но есть обжора Время –
Вот кто живет в шкафу.
8. Исправить речевые ошибки:
На прилавке лежало (и) 5 ножниц. Я приобрёл новую (ыв) тетрадь, пенал, ручку. Мать (на) одела на ребёнка новые кроссовки. Таня при встрече подала руку Евгению Яхнис (у).
9. Определить род существительных: Волга, Амур, Миссисипи, Таити, Осло, Сочи, Пенальти, ложь, .горечь, гуашь, сельдь,
тополь, эмаль, рояль, пианино, шампунь, домино, обезьяна, шимпанзе, пони, какаду, старикашка, Немченко, Гурвич, ателье, Саша, Даша, замарашка, кенгуру, Дюма.
Домашнее задание:образовать от неодушевленных собственных существительных нарицательные одушевленные существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа: Например, Москва - москвичи, москвич, москвичка,
Ижевск - ижевцы, ижевец, ижевчанка.Псков (псковичи, пскович, псковитянка), Томск (томичи, томич), Пенза (пензенцы, пензец, пензенка), Санкт-Петербург (петербуржцы, петербуржец, петербурженка).Архангельск (архангелогородцы, архангелородец, архангелородка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Словообразование существительных".
Данный урок разработан к учебнику русского языка 6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является первым в системе уроков по теме "Словообразование существительных", строится на повторение изуче...
Презентация к уроку русского языка по теме"Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация сделает увлекательным урок по русскому языку....
Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)
Урок русского языка "Несклоняемые существительные" в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания. ...
Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное"
Материалы к урокам русского языка по теме "Имя существительное" позволят закрепить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, дают представление о правильном использовании существительн...
Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"
Рассмотреть имя существительное как часть речи. Проверить уровень усвоения учащимися основных морфологических признаков имени существительного. Изучение в самостоятельной исследовательской...
Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.
Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...
Урок русского языка по теме: "Имя существительное"
Систематизировать изученное в 4 классе о существительном, углубить понятие о роли существительного в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтакси...