Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Икрянникова Любовь Александровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_r.yaz_.9kl.docx84.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Раздел 1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы (автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009) и учебника для общеобразовательных учреждений: Львова С.И. Русский язык. 9 класс: в 2 частях (С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2010). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

        воспитание гражданственности  и патриотизма; любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

        развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому воздействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

        освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционирования  различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

        применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • на базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся  основной школы на разных ее этапах (V – VII, VIII – IX классы)

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение  знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

2. Общая характеристика предмета

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.

Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов.         

Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.

Отличительная особенность данного курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь.

Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

        Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности  русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Деятельно-системный  подход в обучении, направленность на трёхсторонний анализ  языкового

факта (с точки зрения его смысловой наполняемости,  формы  и  функционального назначения) пронизывает весь курс обучения родному языку

Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Запланировано 67 часов. Не запланирован урок 1 мая, т. к. этот день является праздничным днем в соответствии с ТК РФ.

Раздел 4.  Содержание учебного предмета

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:

  • освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение основными нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Содержание тем учебного курса

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения. Вопрос о тексте как единице языка и речи.

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

Научный стиль речи, его особенности: цель высказывания (передача научной информации), сфера применения в устной (лекции, доклады, научные сообщения) и письменной (учебники, словари, научные книги, энциклопедии) речи.

План и конспект как форма передачи содержания научного текста.

Научно-популярные книги о русском языке как разновидность научного стиля речи.

Словарная статья как разновидность текста научного стиля.

Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение).

Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. Цитата в конспекте научного стиля. Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля.

Текст и его комплексный анализ.

Комплексный анализ текста, предусматривающий проведение орфографического и пунктуационного разбора, тексто-ведческого и языкового анализа текста и его фрагментов.

Чтение и изложение текста (подробное и сжатое).

Основные этапы подготовки и написания изложения прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста.

Сочинение. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА

Сложное предложение

как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, знаменательные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

Смысловые отношения между его частями и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность; соединительные союзы ц, также, тоже, да); противительные отношения (противоположность, несовместимость; противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение; разделительные союзы либо, или, то... то, не то... не то).

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины, следствия, условия, уступки). Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-соотносительными.

Сложные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения:

1)        со значением перечисления;

2)   со значением причины, пояснения, дополнения;

3) со значением условия, следствия, противопоставления и др.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурные особенности . сложного предложения с разными видами связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи:

1)        сочинительная и подчинительная;

2)        подчинительная и бессоюзная;

3)        сочинительная и бессоюзная;

4)        сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ  РЕЧЬЮ

Основные способы передачи чужой речи:

1)        предложения с прямой речью;

2)        сложноподчиненные предложения с косвенной речью;

3)        простые предложения с дополнением, называющимтему чужой речи (говорить о тебе);

4)        предложения с вводными конструкциями (по словам родителей).

Прямая и косвенная речь.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Раздел 5. Тематическое планирование

Количество контрольных работ

(с указанием вида):

12 контрольных работ, из них:

3  – диктант с языковым анализом;

2 – сочинение (классное и домашнее)

2 – диагностический тест;

3 – изложение;

2 – контрольные работы

 

Содержание тем учебного курса

Количество часов

Русский литературный язык. Культура речи

3

Повторение изученного в 5-8 классах

8

Текстоведение

7

Синтаксис и пунктуация

44

Повторение и обобщение изученного

4

ИТОГО

66

Перечень контрольных работ:

  1. Диагностическая работа. Диктант с грамматическим заданием
  2. Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». Диктант с грамматическим заданием
  3. Р/Р Сжатое изложение (по  упр. 154)
  4. Р/Р Контрольное   изложениес творческим заданием (упр. 191)  
  5. Р/Р  Сжатое изложение (по упр.  241)
  6. Административный контроль Контрольная работа по типу ОГЭ
  7. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Два портрета» (упражнение 391)
  8. Контрольная работа   по теме «Сложноподчинён-ное предложение» (тест)
  9. Контрольная работа   по теме «Бессоюзное сложное предложение». Диктант с грамматическим заданием
  10. Контрольная работа по теме «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи» (тест)
  11. Р/Р Классное  сочинение «Два портрета» (упражнение 645)
  12. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

Характеристика основных видов деятельности:

Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике, исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т.п.

Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытие памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  • коллективный способ обучения  
  • технология критического мышления
  • системно-деятельностный подход

Формы организации учебной деятельности:

- урок

-урок-практикум

-развитие речи

- работа в парах

- групповая работа

- индивидуальная работа

-самостоятельная работа

Раздел 6. Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип  урока

Требования к результатам

Основные виды учебной деятельности  

Контроль

Практика

Домашнее задание

Русский литературный язык (3)

1

02.09

 Русский литературный язык

Вводный урок

дать понятие о содержании курса русского языка 9-го класса;

формировать представление о русском языке как о национальном языке русского народа

Словесный, наглядный

 

 Репродуктивное составление вопросов, фронтальный и индивидуальный опрос

Орфографическое списывание, работа с памятками

задание 1 на с. 3 (повторение); упр. 1, с. 4

2-3

05.09

09.09

Р/Р Культура речи как раздел лингвистики. Нормы русского литературного языка

Урок развития речи

формировать представление о культуре речи как разделе лингвистики, об основных задачах этого раздела

Проблемный, словесный

П, Л, К

Самостоятельная работа с индивидуальной помощью учителя

Синтаксическая разминка, проверка домашнего задания

упр. 17 с. 14; индивид. задание: упр. 8 (2)

Повторение изученного в 5 – 8 классах (8)

4

16.09

Фонетика, словообразование, лексика 

 

 

Повторительно-обобщающий

повторить сведения о фонетике, словообразовании, лексики как разделе лингвистики;

развивать умение учащихся проводить фонетический анализ слов, морфемно-словообразовательный разбор слов.

Проблемный, словесный

К, П

Текст, письменный

Лингвистическая разминка, комплексный анализ текста

упр. 23 (разбор слова поездка) с. 17;

упр. 27 с. 18;

упр. 37, с. 21

5

12.09

Диагностическая работа. Диктант с грамматическим заданием

Повторительно-обобщающий

повторить и систематизировать сведения о частях речи в русском языке

Проблемный, поисковый

К, П

Письменный, устный

 Работа с таблицами, определение значений слов, предупреждение грамматических ошибок, сочинение- миниатюра

упр. 64 (1 и 4), 66, с. 29-31 - сочинение-миниатюра

6

19.09

 Грамматика: морфология  и синтаксис

Повторительно-обобщающий

формировать представление о словосочетании и предложении как основных единицах синтаксиса;

формировать представление об основных видах связи между словами в словосочетании

Практический, поисковый

Р, П

 Письменный, самостоятель-ная работа

Морфологическая разминка, исследование языкового материала, актуализация знаний, закрепление и контроль усвоения

упр. 93, с. 39-40

7

23.09

 Грамматика: морфология  и синтаксис

Повторительно-обобщающий

повторить и систематизировать сведения об основных правилах русской орфографии; повторить сведения о правописании гласных в корнях слов и тренировать учащихся в выборе правильного написания; развивать умение выбирать слитное и раздельное написание слов

Проблемный

Л, П, Р

Письменный, самоконтроль

Синтаксическая разминка, проверка домашнего задания, диктант «Проверяю себя»

упр. 109 (2, 3), с. 46-47 -   сочинение-миниатюра

8-9

26.09

30.09

Орфография. Пунктуация

Повторительно-обобщающий

повторить и систематизировать сведения об элементах, осложняющих структуру и семантику простого предложения, и пунктуационном оформлении простого осложнённого предложения;

развивать умение учащихся правильно оформлять на письме простые осложнённые предложения

Проблемный, поисковый

П, К

Письменный

Обобщение орфографических знаний, выборочный диктант

упр. 123, с. 52, упр. 130 (1), с. 55-56;

10

03.10

 Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». Диктант с грамматическим заданием

Урок контроля                

контроль сформированности как орфографических, пунктуационных, так и грамматических навыков по различным разделам русского языка

Практический

Р, П

Письменный

Чтение диктанта, запись в тетради, выполнение грамматического задания

упр. 123 повторить;

упр. 124 (1 и 3), с. 52-53

11

07.10

Анализ контрольного диктанта

Повторительно-обобщающий

провести анализ и коррекцию ошибок, допущенных в диктанте

Метод самостоятельной работы

Л, Р

Индивидуаль-

ная работа

Объяснительный диктант

упр. 139 (1-4), с. 59

Текстоведение (7)

12

10.10

Р/Р Текст и его признаки

Урок развития речи

повторить и обобщить сведения об основных признаках текста; развивать умение учащихся проводить композиционно-смысловой анализ художественного текста

Под руководством учителя

К, П

Письменный, работа в группах

Проверка домашнего задания, языковой анализ типовых фрагментов текста, краткий пересказ

последнее задание на с. 62 (повторение), упр. 143 (повторение)

13

14.10

Р/Р Основные средства связи предложений в тексте

Урок развития речи

уметь определять основные средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные)

Наглядный, практический

П, Р

Письменный, самоконтроль

Выборочный диктант, анализ текста

упр. 144 (3) - сочинение-миниатюра

14

17.10

Р/Р Сжатое изложение (по  упр. 154)

Урок развития речи

уметь сжато излагать основные микротемы текста

Контрольный

Л, Р

Самостоятель-

ная работа

Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста

знать правило, упр.147 - сочинение-миниатюра

15

21.10

Работа над ошибками

Р/Р Рассуждение как тип речи

Урок развития речи

повторить и систематизировать сведения о типах речи;

расширить и углубить представление учащихся о рассуждении как типе речи,

о его видах; формировать умение учащихся проводить структурно-смысловой анализ текстов-рассуждений

Практический

П, Р, К

Письменный

Чтение и слушание текста, записи в тетради, выявление микротем и ключевых слов

упр. 165, с. 75 (повторить);   рассказать о рассуждении как типе речи (текст на с. 76);   упр. 173 - сочинение-миниатюра

16

24.10

Р/Р Рецензия как речевой жанр

Урок развития речи

формировать представление учащихся о рецензии как речевом жанре; формировать умение составлять рецензию на ученическое сочинение и на художественное произведение

Проблемный, словесный

П, Р

Письменный, устный

Повторение о жанре рецензия, чтение конспекта, написание

упр. 179, с. 87-88;  упр. 142, с. 61

17

31.10

Р/Р Публичная речь

Урок развития речи

формировать представление учащихся о публичной речи как о разновидности устной речи, обращённой к аудитории, рассчитанной на публику, и об основных требованиях, предъявляемых к публичной речи; формировать умение учащихся создавать текст выступления и произносить его перед аудиторией

Наглядный, практический

П, Р, К

Письменный, самоконтроль

Повторение теории о публичной речи, запись в тетради, выполнение грамматического задания

С. 89-90 читать, упр. 190, с. 94-95

18

28.10

Р/Р Контрольное   изложение

с творческим заданием (упр. 191) 

Урок развития речи

проверить умение учащихся письменно излагать содержание прослушанного текста;

проверить умение учащихся создавать текст определённого готовым текстом стиля и типа речи; проверить умение учащихся оформлять текст в соответствии с требованиями орфографии и пунктуации

Контрольный

Л, П                

Самостоятельная работа

Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста

упр. 194, с. 96

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (44)

Сложное предложение как единица синтаксиса (2)

19

11.11

Cложное предложение как единица синтаксиса

Формирование новых знаний

уметь разграничивать простые и сложные предложения

Частично-поисковый

П, Р, К

 Письменный

Синтаксическая разминка, тренировочные упражнения, закрепление

упр. 197, с. 99, упр. 199, с. 100

20

14.11

Типы сложных предложений и средства связи между частями

Формирование новых знаний

различать видов сложных предложений: бессоюзных и союзных (сочинительных и подчинительных)

Наглядный, словесный, проблемный

П, Р, К

Письменный, творческое задание

Устное высказывание, синтаксический анализ предложений

знать правило, упр.162, с. 74 - сочинение-миниатюра 

Сложносочинённое предложение (6)

 21

18.11

Понятие о сложносочинённом предложении

Комбинирован-

ный

формирование умения отличать сложносочинённые предложения и давать им характеристику. Формирование умения ставить знаки препинания в ССП

Проблемный, словесный

К, П, Р

Самостоятель-

ная работа

Проверка домашнего задания, изучение нового материала, тренировочные упражнения, закрепление

§ 10 правило, с. 101-102, упр. 205, с. 103

22

21.11

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Формирование новых знаний

формирование умения ставить знаки препинания в ССП

Наглядный, словесный, проблемный

П, Р, К

Письменный, творческое задание

Синтаксическая «пятиминутка»: учимся отличать ССП от других предложений, творческое задание на основе изученного

С. 75-76 повторить, упр. 172, с. 79-80

23

25.11

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Формирование новых знаний

формирование умения ставить знаки препинания в ССП

Наглядный, словесный, проблемный

П, Р, К

Письменный, самоконтроль

Проверка домашнего задания, изучение нового материала, тренировочные упражнения, закрепление

Упр.

24

28.11

Виды сложносочинённых предложений

Комбинирован-ный

формирование умения употреблять в речи ССП; формировать умения различать ССП и простые предложения с союзом И

Проблемный

П, Л

Письменный, самоконтроль

Исследовательская работа, подведение итогов работ

§ 11 правило, с. 114-115, упр. 193, с. 96 - сочинение-миниатюра

25

02.12

Р/Р  Сжатое изложение 

(по упр.  241)

Урок развития речи                                         

уметь сжато излагать   микротемы текста

Контрольный

П, Л, Р

Самостоятель-ная работа

Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста

Памятки 1-6 изучить, повторить приёмы сжатия текста

26

05.12

Анализ ошибок, допущенных в изложении

Повторительно-обобщающий                                 

провести анализ и коррекцию ошибок, допущенных в изложении

Метод самостоятельной работы

Л, Р

Индивидуаль-ная работа

Объяснительный диктант

повторить орфографи-ческий минимум по упр. 243, с. 121-122

Сложноподчинённое  предложение (16)

27

09.12

Понятие о сложноподчинён-ном предложении

 

Комбинирован-ный

повторение и углубление сведений о сложном предложении;

формирование умения различения союзов и союзных слов, главной и зависимых частей

Проблемный

П, Р

Тест

Орфографическая «пятиминутка», создание лингвистического текста, исследование теоретического материала и сопоставление синтаксических конструкций

§ 12 правило, с. 123-126, упр. 202, с. 102

28

12.12

Виды сложноподчинён-ных предложений

Формирование новых знаний

приобретение учащимися знаний о классификации СПП;

формирование умения отличать СПП от других видов предложений

Под руководством учителя

П,  Р

Письменный, самоконтроль

Орфографическая «пятиминутка», проверка домашнего задания, изучение новой темы, тренировочные упражнения, закрепление

 § 13, с. 132-136, 138-139, 141 выучить виды придаточных предложений с примерами

29

16.12

Сложноподчинён-ные предложения с придаточным определительным

Формирование новых знаний

формирование умения определять, характеризовать СПП с придаточными определительными; закрепление навыка постановки знаков препинания в СПП

Проблемный

П, Л, Р

 Письменный, устный

Речевая разминка, изучение нового материала, конструирование предложений, закрепление

§ 14, с. 144 , 152, упр. 238, с. 119

30

19.12

Сложноподчинён-ные предложения с придаточными изъяснительными

Формирование новых знаний

знание особенностей СПП с придаточным изъяснительным;

формирование умения находить их в тексте, характеризовать;

формирование умения сжимать текст

Проблемный, объяснительно-иллюстратив-ный

П, Р

Письменный, индивидуаль-ный

Проверка домашнего задания, изучение нового материала, тренировочные упражнения, самостоятельная работа

§ 15, с. 4-5, 10, упр. 255, с. 129 (часть 1)

упр. 271, с. 140 (часть 1)

31

26.12

Сложноподчинён-ные предложения с придаточными обстоятельственны-ми. Сложноподчинён-ные предложения с придаточным места Работа над ошибками

Формирование новых знаний

знание особенностей СПП с придаточным обстоятельственным;

знание особенностей СПП с придаточным места; формирование умения конструировать предложения данного вида

Проблемный

П, Р, Л

Письменный, самостоятель-ная работа

Синтаксическая разминка, изучение нового материала, тренировочные упражнения

§ 16 (1), с. 17-18, упр. 274, с. 141 (часть 1)

32

23.12

Административный контроль Контрольная работа по типу ОГЭ

Урок развития речи                                         

уметь сжато излагать   микротемы текста

Контрольный

П, Р

Самостоятель-ная работа

Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста

Повторить приёмы сжатия текста

33

13.01

Сложноподчинён-ные предложения с придаточным времени

Комбинирован-ный

приобретение учащимися знания особенностей СПП с придаточным времени;

формирование умения конструировать предложения данного вида

Частично-поисковый

П, Р, К

Письменный

Синтаксическая разминка, актуализация знаний, творческое задание, закрепление

§ 16 (2), упр. 284, с. 146 (часть1) – сочинение-миниатюра

34

16.01

Сложноподчинён-ные предложения с придаточным  сравнения

Формирование новых знаний

формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным сравнительным, постановки знаков препинания

Проблемный

П, К, Р

Устный

Проверка домашнего задания, актуализация знаний, закрепление изученного

§ 16 (3), упр. 289, с. 148 (часть1)

35

20.01

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Два портрета» (упражнение 391)

Урок развития речи                                

творческое задание к изложению

Словесный, практический

Р, К

Самостоятель-ная работа

Составление плана, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли  

упр. 391, с. 38-39 (написать сочинение), памятка № 4

36

23.01

Сложноподчинён-ные предложения с придаточным образа действия, меры  и степени

Формирование новых знаний

приобретение учащимися знаний особенностей СПП образа действия и степени;

формирование умения конструировать данные СПП

Частично-поисковый

П, Р

Работа по карточкам

Устный опрос, закрепление изученного, контроль усвоения

§ 16 (4), упр. 310 (1), с. 156-157 (часть 1)

37

27.01

Работа над ошибками

Сложноподчинён-ные предложения с придаточным цели и условия

Комбинирован-ный

формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным цели и условия;

закрепление навыка постановки запятой между частями СПП

Под руководством учителя

П, Л, Р

Комплексный анализ текста

Вступительная беседа, проверка домашнего задания, изучение нового материала, обобщение знаний

§16 (5-6), упр. 319, с. 7

38

30.01

Сложноподчинён-ные предложения с придаточными причины и следствия

Формирование новых знаний

закрепление навыка постановки запятой между частями СПП;

контроль сформированности навыка постановки запятой в СПП

Проблемный

П, Р

Самостоятель-ная работа

Орфографическая разминка, проверка домашнего задания, изучение нового материала, самостоятельная работа

§16 (7), стр. 16-17, упр. 340

39

03.02

Сложноподчинён-ные предложения с придаточным уступительным

Формирование новых знаний

обобщение изученного по теме.  Закрепление умения стилистического разбора предложений

Проблемный

П, Р

Письменный, работа в парах

Проверка домашнего задания, изучение и закрепление новой темы, орфографический и пунктуационный анализ текста, работа с творческим заданием

§16 (8), упр. 359 (3 и 5), с. 24

40

06.02

Знаки препинания в сложноподчинён-ных предложениях с несколькими придаточными

Применение полученных знаний

контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания, умения конструировать предложения по схемам

Практический

Р, К

Письменный, устный

Задания по уровням и вариантам

§17-18, упр. 475 (1, 2), с. 74, выучить схему№ 5

41

10.02

Знаки препинания в сложноподчинён-ных предложениях с несколькими придаточными

Применение полученных знаний

контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания, умения конструировать предложения по схемам

Практический

Р, К

Письменный, устный

Задания по уровням и вариантам

§17-18, упр. 494 (1), с. 84-85, схема № 7

42

13.02

Контрольная работа   по теме «Сложноподчинён-ное предложение» (тест)

Контрольный

контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания, умения конструировать предложения по схемам

Практический

К, Р

Письменный

Выполнение теста, запись в тетради, выполнение грамматического задания

Упр. 490, с. 79

Бессоюзное сложное предложение (7) 

43

17.02

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Формирование новых знаний

сообщение учащимся признаков бессоюзного сложного предложения и формирование умения распознавать их в тексте

 Под руководством учителя

П, Р

Письменный

Орфографическая разминка, изучение нового материала, тренировочные упражнения

§ 19 правило, упр. 432, с. 55

упр. 423, с.52

44

20.02

Виды бессоюзных сложных предложений

Формирование новых знаний

знать виды бессоюзных сложных предложений;

Уметь находить их в тексте

Метод самостоятельной работы, частично-поисковый

П, Л, Р

Письменный, самоконтроль, работа в парах

Работа с таблицей, выборочный диктант, работа со словарем, исследовательская работа

§ 20 правило, упр. 440, с. 59

45

24.02

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Применение полученных знаний

формирование умения постановки знаков препинания в БСП

Проблемный

П, Р

Письменный, групповая работа

Изучение нового материал, орфографическое и пунктуационное закрепление, творческое задание

 §21, схема № 9, упр. 547, с. 112, упр. 549, с. 113

46

27.02

Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Применение полученных знаний

Формирование умения постановки тире и двоеточия в БСП

Проблемный

П, Р

Индивидуальные карточки

Лингвистическая разминка,    изучение нового материала, практикум, обобщение изученного

 стр. 111-112 выучить,  упр.457, с. 64-65

47

03.03

Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Применение полученных знаний

Закрепление знаний и умений по теме

Проблемный

П, Р

Тестирование, групповая работа

Проверка домашнего задания, обобщение изученного, тест «Проверяю себя»

тестовые задания

48

06.03

Контрольная работа   по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Диктант с грамматическим заданием

Контрольный

Проверка знаний  по пройденной теме

Письменный

Чтение диктанта, запись в тетради, выполнение грамматического задания

упр. 471, с. 73

49

10.03

Анализ контрольного диктанта

Повторительно-обобщающий

провести анализ и коррекцию ошибок, допущенных в диктанте

Метод самостоятельной работы

П, Р, Л

Индивидуаль-ная работа

Объяснительный диктант

подобные задания

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (7)

50

13.03

Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи  

 

Формирование новых знаний

ставить знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи; закрепление  умения анализа сложного предложения при помощи схем

Проблемный

П, Р, К

 Устный, письменный

Анализ синтаксической конструкции, закрепление материала

§22 читать, упр. 473, с. 73

51

17.03

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Формирование новых знаний

ставить знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи; закрепление  умения анализа сложного предложения при помощи схем

Проблемный

П, Р, К

Устный, письменный

Анализ синтаксической конструкции, закрепление материала

§22, упр. 474 на с. 73

52

20.03

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Повторительно-обобщающий

закрепление умения постановки знаков препинания в сложных предложениях различной степени сложности;

формирование умения самоанализа, самоконтроля

Частично-поисковый

П, Р, К

Творческое задание

Устный, письменный

упр. 489, с. 79 - сочинение

53

03.04

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Повторительно-обобщающий

закрепление умения постановки знаков препинания в сложных предложениях различной степени сложности;

формирование умения самоанализа, самоконтроля

Частично-поисковый

П, Р, К

Устный, письменный

Устный, письменный

Упр.

54

07.04

Период как особая форма организации сложных предложений

Применение полученных знаний

формирование умения самоанализа, самоконтроля

Практический

Р, К

Письменный, устный

Проверка домашнего задания, анализ синтаксических конструкций и их орфографии

стр. 133 правило, упр. 493, с. 84

55

10.04

Культура речи Правильное употребление в речи сложных предложений

Применение полученных знаний

формирование умения использовать в речи сложных предложений

Работа с таблицей, анализ ошибок, редактирование

§ 23, упр. 502, с. 87

56

14.04

Контрольная работа по теме «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи» (тест)

Урок контроля

контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания

Практический

П, Р, К

Письменный

Выполнение теста, запись в тетради

упр. 505, с. 88

Синтаксические конструкции с чужой речью (6)

57

17.04

Способы передачи чужой речи

Применение полученных знаний

знать способы передачи чужой речи

Частично-поисковый

П, Р, К

Письменный

Составление таблицы, схем предложений, конструирование предложений

§ 24, с. 140-144, упр. 509, с. 90

58

21.04

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Применение полученных знаний

соблюдать грамматические нормы в предложениях с прямой речью, при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот

Частично-поисковый, практический

П, Р, К

Индивидуаль-ный, работа в парах

Работа с художественной литературой, устное высказывание, конструирование предложений

§ 25 – выучить,  упр. 512 с. 92

59

24.04

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Применение полученных знаний

соблюдать грамматические нормы в предложениях с прямой речью, при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот

Частично-поисковый, практический

П, Р, К

Письменный

Работа с художественной литературой, устное высказывание, конструирование предложений

§ 25, упр. 631 (диалог) с. 152, упр. 624 (7-10) с. 149

60

28.04

Цитаты и способы цитирования

Формирование новых знаний

соблюдать основные требования к цитированию

Практический

К, Р

Тестирование, групповая работа

Работа с таблицей

§ 26, упр. 526 (3-4) на с. 103-104

61

05.05

Обобщение материала

Применение полученных знаний

соблюдать грамматические нормы в предложениях с прямой речью, при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот

Практический

К, Р

Тестирование, групповая работа

Работа с художественной литературой, устное высказывание, конструирование предложений

Упр.

62

08.05

Р/Р Классное  сочинение «Два портрета» (упражнение 645)

Урок развития речи                                

творческое задание к изложению

Словесный, практический

К, Р

Самостоятельная работа

Составление плана, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли  

словарные слова, упр. 647 с. 160

Повторение изученного (4)

63

12.05

Работа над ошибками

Повторение по теме «Фонетика, словообразование, лексика»

Применение полученных знаний

обобщение изученного по теме «Фонетика, словообразование, лексика»

Проблемный

П, Р, К

Письменный

Подготовка к выпускному экзамену

фонетический разбор, упр.550, с. 113-114

64

15.05

Повторение по теме «Грамматика: морфология и синтаксис»

Применение полученных знаний

обобщение изученного по теме «Грамматика: морфология и синтаксис»

Проблемный

П, Р, К

Письменный

Подготовка к выпускному экзамену

упр. 563 с. 118

65

22.05

Работа над ошибками

Повторение по теме «Культура речи»

Применение полученных знаний

обобщение изученного по теме «Культура речи»

Проблемный

П, Р, К

Письменный

Подготовка к выпускному экзамену

упр.568 с. 119

66

19.05

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

 

Контрольный

Проверка ЗУН

Практический

П, Р

Индивидуаль-ный

Контрольный, самостоятельная работа

упр. 598 с. 135

 

Раздел 7. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

  1. Государственный стандарт по русскому языку. Сборник нормативных документов. Русский язык/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.
  2. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/С.И. Львова, В.В. Львов, – М.: Мнемозина, 2012.
  3. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/[авт.-сост. С.И. Львов].-М., Мнемозина, 2008.
  4. В.И.Даль Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. М.: Астрель, 2008.
  5. Д.Н.Ушаков Орфографический словарь русского языка. М.: Альта-Пресс, 2005.
  6. С.И.Ожегов Словарь русского языка. М.: ОНИКС Мир и Образование, 2007.
  7. Орфографический словарь русского языка. Под ред. Н.В.Соловьева. М.: Астрель, 2008.
  8. Словарь правильной русской речи. Под ред. Н.В.Соловьева. М.: Астрель, 2008.
  9. Орфоэпический словарь русского языка. (Произношение. Ударение). Под ред. И.Л.Резниченко. М.: Астрель, 2008.
  10. Русский язык. Подготовка к итоговой аттестации. 9 класс. Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

Рекомендуемая литература для учащихся.

  1. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2010.
  2. Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями: пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2011.
  3. Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника: пособие для учащихся 5-11 классов. – М.: Мнемозина, 2011.
  4. Львова С.И. Русская орфография. Самоучитель: пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2011.
  5. Львова С.И. Секреты русского словообразования: учебное пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Мнемозина, 2011.
  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  7. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
  8. Русский язык. Рабочая тетрадь: 9 класс / Под ред. Цыбулько. М.: Национальное образование, 2012.
  9. Павлова Т.И., Раннеева Н.А.. Сочинение-рассуждение на экзамене. 8-9 классы. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

Раздел 8. Результаты освоения предмета

Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку:

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен знать:

  • изученные разделы науки о языке;
  • смысл понятий речь устная и письменная;
  • монолог, диалог и их виды;
  • сфера и ситуация речевого общения;
  • функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры;
  • текст, его функционально-смысловые типы;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка

ученик должен уметь:

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • адекватно понимать информацию устного сообщения;
  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность);
  • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • извлекать информацию из различных источников;
  • свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения);
  • соблюдать:
  • этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  • основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • основные правила орфографии и пунктуации;

  Критерии оценивания уровня подготовки учащихся

Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка в 9 классе.

Устно: устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц.

Письменно: свободный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочно-распределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами, подробное и сжатое изложение, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, сочинения-миниатюры на лингвистические темы.

 Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
  2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
  3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка сочинений и изложений.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....