рабочая программа по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_._7kl.docx | 51.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №___ От « » ___________201 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Токарёвской СОШ №1 _______________/__________ ФИО « »______________201 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Токарёвской СОШ №1 _____________/________ ФИО Приказ №____ от « »___________201___г. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык»
7 класс
МБОУ Токарёвской СОШ №1
на 2014-2015 учебный год
Учитель:И.А. Корнаухова,
учитель русского языка и литературы
Токарёвка, 2014 год
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского. М: «Просвещение», 2008 г., рассчитанной на 175ч. в год (Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженскоая, А.Т.Тростенцова, О.М. Александрова, А.Т. Григорян. 7-е изд.. – М: «Просвещение», 2010 г.) Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы Мурылевой Т.А. и рассчитана на реализацию за 175 часов в год, 5 часов в неделю.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Русский язык как развивающееся явление
Повторение пройденного в 5-6 классах (12 +2 р.р.)
Повторение синтаксиса, пунктуации, лексики, фразеологии, фонетики и морфологии.
Текст и стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология и орфография.
Культура речи. Введение (1ч)
Причастие (28+6р.р.)
1. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастия.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Не с причастием. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
3. Публицистический стиль и его языковые особенности.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10+2р.р.)
1. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастия. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
3. Рассказ по картине.
Наречие (24+8р.р)
1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
2. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (4+2р.р.)
1. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
2. Сжатое изложение с описанием природы.
Предлог (12ч +2р.р)
1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.
2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16+2р.р.)
1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в простом и сложном предложениях. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Написание изложения с элементами сочинения.
Частица (18+4р.р)
1.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
3.Рассказ по данному сюжету.
Междометие (5ч)
1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
3. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 5-7-классах (13+2р.р.)
1.Повторение изученного в 5-7классах.
2.Повторить признаки текста, стилей речи
Резервные уроки (2ч)
4.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА
1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2.К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7-ом классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7-ом классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания ( как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения -рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
5. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс – 7Б
Учитель – И.А. Корнаухова
Количество часов
Всего -175: в неделю - 5 часов.
Плановых контрольных уроков - 10, из них: диктант - 6, изложение - 2, сочинений - 2
Административных контрольных - 2
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанского. Просвещение»,2007 г.
Учебник: «Русский язык. 7 класс». Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, А.Т. Тростенцова, О.М. Александрова, А.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. – М.: «Просвещение», 2010г.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Поурочные разработки по русскому языку. Н.В. Егорова,
- Уроки русского языка в 7 классе. М.В. Федорова,
- Уроки русского языка в 7 классе поурочные планы. Н.О. Крамаренко
- Журналы « Русский язык в школе».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
Разделы, темы 7 класс | Количество часов | |
Рабочая программа | ||
1 2 3 4 5 6 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Русский язык как развивающееся явление Повторение пройденного в 5-6 классах Причастие Деепричастие Наречие Категория состояния Предлог Союз Частица Междометие Повторение и систематизация пройденного в 5-7 кл. Резервные уроки ИТОГО: | 1 12+2 р.р. 28+6 р.р. 10+2 р.р. 25+3р.р. 4+ 2 р.р. 12+2 р.р. 16+2 р.р. 18+4 р.р. 5 ч 16+2р.р 3 175ч. |
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примерные сроки изучения | Знать, понимать | Уметь | Примечание | |||||
По плану | Фактически | ||||||||||
Русский язык как развивающееся явление. | 1ч. | Знать группы славянских языков | Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живёт и развивается. | ||||||||
Повторение пройденного в 5-6 классах(12 часов+2 р.р.) | |||||||||||
Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Знать отличие словосочетаний от предложений. Находить грамматическую основу в простом предложении, границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения. | Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по схемам; Уметь распространять предложения | ||||||||
Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Знать знаки препинания в простых и сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. | Уметь составлять из простых предложений сложные. | ||||||||
Лексика и фразеология. | 1 | Знать различные виды словарей: толковый, иностранных слов, устар. слов, этимолог., синонимов, антонимов, фразеологизмов. | Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться различными видами словарей, подбирать примеры на изученные лексические понятия | ||||||||
5-6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 2 | Знать фонетический разбор слов. | Уметь подбирать примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием; производить фонетический разбор слов, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма. | |||||||
7 | Словообразование и орфография. | 1 | Знать все способы образования слов. | Уметь производить словообразовательный разбор слов; верно писать слова с орфограммами в корнях. | |||||||
8-9 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 2 | Знать определения всех морфем слова. | Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам образования, производить морфемный разбор слова. | |||||||
10-11 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 2 | Знать перечень самостоятельных и служебных частей речи, формы изменения глагола, общее и различное у склоняемых частей речи; знать о связи орфографии с морфологией. | Уметь производить морфологический разбор изученных самостоятельных частей речи. | |||||||
12 | Р.р. Текст как речевое произведение. | 1 | Знать определение текста, смысловые типы текстов; знать стили, их признаки, отличие друг от друга, знать жанры, характерные для различных стилей. | Уметь составлять текст из указанных предложений, определять тип текста, делить текст на абзацы, озаглавливать его, уметь определять стилевую принадлежность текста. | |||||||
13 | Р.р. Стили литературного языка | 1 | Знать стили русского языка и их особенности. | ||||||||
14 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6кл.» | 1 | |||||||||
15 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |||||||||
Причастие (28ч+6 ч р.р.) | |||||||||||
16 | Причастие как часть речи, его грамматические признаки. | 1 | Знать определение причастия как части речи, его отличительные признаки. | Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастия. | |||||||
17 | Р.р.Публицистический стиль. Основные особенности и жанры публицистического стиля. | 1 | Знать особенности публицистического стиля, его жанры. | Уметь определять признаки публицистического стиля в тексте, доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю. | |||||||
18-19 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 | Знать условия выбора окончаний в причастии. | Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий. | |||||||
20-21 | Понятие о причастном обороте. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 | Знать определение причастного оборота, место причастного оборота по отношению к определяемому слову. | Уметь строить предложения с причастным оборотом, находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом. | |||||||
22 | Р.р. Описание внешности человека. | 1 | Знать особенности построения описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности. | Уметь различать официально-деловой и художественный стили описания человека. | |||||||
23 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Знать определение действительных и страдательных причастий. | Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий. | |||||||
24 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Знать правильнуюпостановку ударения в полных и кратких страдательных причастиях. | Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении, | |||||||
25-26 | Действительные причастия настоящего времени. | 2 | Знать условия выбора правильных написаний ДПНВ. | Уметь образовывать ДПНВ, графически обозначать их. | |||||||
27 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Знать отличия ДПНВ от ДППВ. | Уметь образовывать ДППВ, в предложении заменять глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени. | |||||||
28 | Практикум. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. | 1 | |||||||||
29 | Р.р. Изложение с использованием причастий. | 1 | |||||||||
30 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | Знать условия выбора правильных написаний СПНВ. | Уметь образовывать СПНВ, графически обозначать их. | |||||||
31 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Знать условия выбора правильных написаний СППВ. | Уметь образовывать СППВ, находить СППВ, определять форму причастий. | |||||||
32 | Гласные перед одной и двумя буквами нн страдательных причастиях. | 1 | Знать условия выбора гласных перед одной и двумя буквами нв страдательных причастиях | Уметь правильно выбирать и писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. | |||||||
33-34 | Одна и две буквы н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | 2 | Знать правописание суффиксов –енн, -нн. | Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, | |||||||
35 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких отглагольных прилагательных. | 1 | Знать условия написания –н, и –нн в суффиксах кратких отглагольных прилагательных. | Уметь разграничивать краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать Н и НН в суффиксах кратких отглагольных прилагательных. | |||||||
36 | Р.р. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте. | 1 | |||||||||
37 | Р.р. Выборочное изложение по упр.130. | 1 | Знать особенности выборочного изложения. | Уметь выражать свое мнение, уметь определять основную мысль изложения, составлять план изложения, излагать подтему исходного текста | |||||||
38 | Практическая работа «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отлагательных прилагательных. | 1 | |||||||||
39 | Морфологический разбор причастий. | 1 | Знать порядок морфологического разбора причастий. | Уметь производить морфологический разбор причастия. | |||||||
40-41 | Контрольный диктант по теме «Причастие». Работа над ошибками | 2 | |||||||||
42-43 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. Практическая работа. | 2 | Знать правило правописания не с причастиями. | Уметь правильно писать не с причастиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разграничивать приставку не и частицу не с причастиями. | |||||||
44 | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах СП прошедшего времени. | 1 | Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Уметь правильно писать о-ё после шипящих в суффиксах СППВ, графически обозначать условия выбора правильных написаний. | |||||||
45 | Подготовка к сочинению описанию внешности человека (с использованием причастий). | 1 | |||||||||
46 | Обобщающий урок по теме «Причастие» | 1 | Знать материал по теме « Причастие». | Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила. | |||||||
47 | Проверочный тест. | 1 | |||||||||
48-49 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. | 2 | |||||||||
Деепричастие (10ч+2р.р.) | |||||||||||
50 | Деепричастие как часть речи. | 1 | Знать, какие грамматические признаки глагола есть у деепричастия. | Уметь находить деепричастия в тексте и определять их синтаксическую роль; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий. | |||||||
51 | Деепричастный оборот. Пунктуация при деепричастном обороте. | 1 | Знать правильную расстановку запятых при одиночном деепричастии и при деепричастном обороте. | Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; распространять предложения за счёт включения в них деепричастного оборота. | |||||||
52 | Практическая работа | 1 | |||||||||
53 | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | Знать правописание не с деепричастиями. | Уметь распознавать приставку не и частицу не у деепричастия. | |||||||
54 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. | Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида, заменять глаголы и причастия деепричастиями несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты. | |||||||
55 | Деепричастия совершенного вида | 1 | Знать способы образования деепричастий совершенного вида. | Уметь образовывать деепричастия совершенного вида, заменять глаголы и причастия деепричастиями совершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты. | |||||||
56 | Морфологический разбор деепричастий | 1 | Знать порядок морфологического разбора деепричастий, морфологические признаки деепричастий. | Уметь производить морфологический разбор деепричастия. | |||||||
57-58 | Р.р. Сочинение по картине С. Григорьева ««Вратарь» | 2 | Знать, какую роль играют деепричастия при описании действий. | Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания, на основе изображённого на картине от имени одного из действующих лиц картины. | |||||||
59 | Повторение по теме «Деепричастие». | 1 | Знать материал по теме « Деепричастие». | Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила. | |||||||
60-61 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. | 2 | |||||||||
Наречие (25часов+3ч р.р) | |||||||||||
62 | Наречие как часть речи. | 1 | Знать морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль. | Уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимся к различным частям речи; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. | |||||||
63-64 | Смысловые группы наречий. | 2 | Знать вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий. | Уметь определять лексико- синтаксические значения, выражаемые наречиями, группировать наречия по их значению. | |||||||
65 | Степени сравнения наречий, их образование. | 1 | Знать способы образования сравнительной и превосходной степеней наречий. | Уметь образовывать разные степени сравнения наречий, находить их в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени. | |||||||
66 | Морфологический разбор наречий. | 1 | Знать порядок морфологического разбора наречий. | Уметь производить морфологический разбор наречия. | |||||||
67 68 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е. | 2 | Знать правило правописания не с наречиями на о-е. | Уметь правильно писать не с наречиями на –о- и –е-; разграничивать приставку не и частицу не с наречиями, разграничивать краткие прилагательные с не и наречия с не. | |||||||
69 70 | Буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий. | 2 | Знать правило правописания е-и в приставках не-ни отрицательных наречий. | Уметь правильно выбирать и писать буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий, отрицательных местоимений; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | |||||||
71 72 | Одна и две буквы н в наречиях на о-е. | 2 | Знать правило правописанияодной и двух буквы н в наречиях на о-е. | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. | |||||||
73 74 | Контрольный диктант по теме «Наречие». Работа над ошибками | 2 | |||||||||
75 | Р.р. Описание действия. | 1 | Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности. | Уметь описывать действия и процессы труда. | |||||||
76 | Буквы о-е после шипящих на конце наречий. | 1 | Знать правило написания о-е после шипящих на конце наречий. | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. | |||||||
77 78 | Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до,с. | 2 | Знать правило написания о-а на конце наречий. | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. | |||||||
79 80 | Р.р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» | 2 | Уметь подбирать эпитеты и сравнения к изображенному на картине. | ||||||||
81 82 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. | ||||||||
83 84 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь правильно ставить ударения в наречиях, пользоваться орфографическим словарём. | ||||||||
85 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Знать условия выбора употребления мягкого знака на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова. | Уметь находить данную орфограмму. | |||||||
86 87 | Повторение темы ««Наречие». Практическая работа. | 2 | Знать материал по теме « Наречие». | Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила. | |||||||
88 89 | Подготовка к контрольному диктанту. Контрольный диктант. | 2 | |||||||||
Категория состояния ( 4 часа+2ч) | |||||||||||
90 | Категория состояния как часть речи. | 1 | Знать значение модальных слов и слов категории состояния, их признаки, синтаксическую роль. | Уметь разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте. | |||||||
91 | Слова категории состояния в художественной речи. | 1 | Знать значение слов категории состояния, их признаки. | Уметь разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте. | |||||||
92 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Знать порядок морфологического разбора слов категории состояния. | Уметь производить морфологический разбор слов категории состояния | |||||||
93 94 | Р.р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. | 2 | Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщёнными языковыми средствами. | ||||||||
95 | Повторение по теме «Категория состояния» | 1 | Уметь находить слова категории состояния в тексте | ||||||||
Предлог ( 12 часов+2ч р.р.) | |||||||||||
96 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Знать отличие служебных частей речи от самостоятельных частей речи. | Уметь классифицировать их и находить их в тексте. | |||||||
97 | Предлог как часть речи. | 1 | Знать определение предлога как служебной части речи. | Уметь составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога. | |||||||
98 | Употребление предлогов. | 1 | Уметь употреблять нужный падеж существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом. | ||||||||
99 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Уметь отличать производные предлоги от непроизводных, определять самостоятельные части речи, от которых образованы производные предлоги; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов. | ||||||||
100 101 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 2 | Знать порядок морфологического разбора предлога. | Уметь находить простые и составные предлоги. | |||||||
102-103 | Р.р. Подготовка к написанию репортажа на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина « Детская спортивная школа») | 2 | Знать особенности рассказа –репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека. | Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине. | |||||||
104 105 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы, различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных. | ||||||||
106 107 | Повторение по теме «Предлог». | 2 | |||||||||
108 109 | Контрольный диктант по теме «Предлог». Работа над ошибками | 2 | |||||||||
Союз ( 16 часов+2ч) | |||||||||||
110 | Союз как часть речи. | 1 | Знать определение союза как служебной части речи; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов. | Уметь пользоваться в речи союзами – синонимами. | |||||||
111 | Союзы простые и составные. | 1 | Уметь находить простые и составные союзы, составлять предложения с составными союзами. | ||||||||
112 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с данными видами союзов | ||||||||
113 | Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи. | 1 | |||||||||
114 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | Знать об употреблении запятой перед союзами в сложном предложении. | ||||||||
115 116 | Сочинительные союзы. | 2 | Знать группы сочинительных союзов по значению. | Уметь составлять предложение по схемам. Уметь употреблять запятую перед второй частью двойных союзов, употреблять запятую между однородными членами предложения; составлять простые и сложносочинённые предложения по схемам. | |||||||
117 118 | Подчинительные союзы. | 2 | Знать группы подчинительных союзов по значению. | Уметь составлять сложные предложения с подчинительными союзами по данным схемам. | |||||||
119 | Морфологический разбор союзов. | 1 | Знать порядок морфологического разбора союза. | Уметь производить морфологический разбор союза. | |||||||
120 121 | Р.р. Сочинение «Книга – наш друг и советчик» по упр.343 | 2 | Знать структуру текста – рассуждения, его языковые особенности. | Уметь подбирать материалы к сочинению на указанную тему; составлять текст-рассуждение на дискуссионную тему. | |||||||
122-123 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 2 | Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом. | ||||||||
124 | Обобщающий урок по теме «Союз» | 1 | Знать материал по теме « Союз». | Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила. | |||||||
125 | Контрольные уроки по темам «Союз» и «Предлог». | 1 | |||||||||
126 127 | Контрольный диктант. Его анализ. | 2 | |||||||||
Частица
| |||||||||||
128 | Частица как часть речи. | 1 | Знать определение частицы как части речи. | ||||||||
129 130 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | Знать перечень формообразующих частиц. | Уметь находить формообразующие и смысловые частицы. Уметь определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы. | |||||||
131 132 | Смысловые частицы. | 2 | Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; стили речи, в которых употребляются смысловые частицы. | Уметь употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях. | |||||||
133 134 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 | Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц. | Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм, | |||||||
135 136 | Р.р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» по упр.382 | 2 | |||||||||
137 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Уметь производить морфологический разбор частицы. | ||||||||
138 139 | Отрицательные частицы не и ни. | 2 | Знать значения, выражаемые частицами НЕ и НИ. | Уметь составлять предложения, в которых частица НИ служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания. | |||||||
140 | Различение частицы и приставки не | 1 | Уметь различать частицы не и приставку не-. | ||||||||
141 142 | Практическая работа по теме «Различение частицы не и приставки не- | 2 | |||||||||
143 144 | Р.р. Сочинение по данному сюжету | 2 | Уметь выстраивать схему текста-повествования | ||||||||
145 | Частица ни, союз ни-ни, приставка ни-. | 1 | Уметь различать на письме частицу ни, союз ни-ни, приставку ни; графически объяснять условия выбора правильных написаний | ||||||||
146 147 | Обобщение по теме «Частица». | 2 | Знать материал по теме « Частица». | Уметь применять изученные в данной теме орфографические правила. | |||||||
148 149 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. | 2 | |||||||||
Междометие ( 5 часов) | |||||||||||
150 | Междометие как часть речи | 1 | Знать определение междометия как особой части речи. | Уметь находить междометия в предложении, разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи. | |||||||
151 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях. | Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы. | |||||||
152 | Производные междометия. Междометия и другие части речи. | 1 | |||||||||
153 | Междометия в художественной части речи. | 1 | |||||||||
154 | Обобщение по теме «Междометия» | 1 | |||||||||
155 | Повторение. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 1 | |||||||||
156 157 | Р.р. Контрольное сочинение на темы: «Удивительное рядом», «Дело мастера боится». | 2 | |||||||||
158 159 | Фонетика. Графика. | 2 | Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке, порядок фонетического разбора слова | ||||||||
160 161 | Лексика и фразеология. | 2 | Уметь рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания; определять ЛЗ и ГЗ слов, составлять словосочетания с многозначными словами, находить диалектные слова и определять их значение. | ||||||||
162 163 | Морфемика. Словообразование. | 2 | Уметь рассказывать о строении и образовании слов, группировать слова по способам образования, обозначать состав слов и исходное слово, производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор. | ||||||||
164 165 166 167 | Морфология. Орфография. | 4 | Уметь определять части речи в предложении и синтаксическую роль данных частей речи, производить морфологический разбор слов. | ||||||||
168 169 170 | Синтаксис и пунктуация. | 3 | Знать назначение словосочетаний и предложений в языке, виды предложений, синтаксический разбор предложения. | Уметь правильно расставлять знаки препинания. | |||||||
171-172 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. | 2 | |||||||||
173-175 | Итоги учебного года. Резервные уроки. | 3 |
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная учебная литература
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова А.Т., Александрова О.М., Григорян А.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 7 класс. - Москва, «Просвещение»,2007 год.
Дополнительная учебная литература
- ВлодавскаяЕ.А.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Экзамен, 2004
- Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7-ом классе. – М.: «Просвещение», 2006
- Краузе Т.В. Сборник диктантов по пунктуации. – М., Просвещение, 1971
- Малюшкин А.Б.. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. - Москва, ТЦ Сфера, 2008
- Малюшкин А.Б.. Комплексный анализ текста. 7 класс. - Москва, ТЦ Сфера, 2008
- Текучева И.В. Тесты по русскому языку. 7 класс.- М.: Экзамен, 2007
Справочная литература
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М.,1986
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.- 10-е изд.- М., 2005.
- Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. – 2-е изд., дораб.- М.,1998.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов.- 8-е изд.- М.,2006.
- Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – 3-е изд., испр.идопол. – М.,1991.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд., перер.- М.,1991.
- Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – 41-е изд. – М.,1990.
- Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1975
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...