Тире в бессоюзном предложении
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Тире в бессоюзном предложении» 9 класс
Тип урока: О Н З
Цели:
образовательная: познакомить с основными случаями постановки тире в бессоюзном предложении; формировать навык постановки знаков препинания в сложном бессоюзном предложении; закрепить умение различать бессоюзные предложения с тире;
работать над правильной интонацией, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложении; воспитательная: воспитать любовь, интерес к родному слову и полезному труду;
развивающая: развивать навыки самостоятельной деятельности и умения работать в должном темпе; совершенствовать коммуникативные способности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
1)сравнение, анализ, обобщение;
2)продолжить работу над развитием познавательных процессов: внимание, память, мышление.
Ход урока:
1 Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивация к учебной деятельности на уроке посредством работы над высказыванием (пословица);
2) определить содержательные рамки урока (бессоюзные предложения и знаки препинания в них).
Организация учебного процесса на 1 этапе.
Ребята, сегодня наша работа на уроке будет проходить под девизом: Не трудиться – так и хлеба не добиться.
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Где можно применить эту пословицу в жизни?
(Без труда в жизни нельзя добиться ничего, даже самого необходимого)
И результаты нашего урока будут зависеть от того, как мы сегодня с вами потрудимся, чтобы добиться своего «хлеба» -- знаний.
Надеюсь, что совместно мы сможем преодолеть все трудности, решить все проблемы, которые могут возникнуть в ходе нашего урока.
Что же будет предметом нашего разговора сегодня на уроке? (Бессоюзное сложное предложение)
Что изучали на прошлых уроках? (Знаки препинания в бессоюзном предложении)
Но сложное предложение таит в себе много загадок, и нам сегодня предстоит открыт еще одну: нельзя оставаться на достигнутом, нужно все время стремиться идти вперед. Изучим новое, повторив старое.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель:
1) проверить теоретические знания по разделу: « Бессоюзные предложения, постановка знаков препинания»;
2) тренировка мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез;
3) актуализировать способность расставлять знаки препинания в бессоюзном предложении;
4 )организовать затруднение в индивидуальной деятельности учащихся.
Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании
Расставьте пропущенные знаки препинания.
Мартышка вздумала трудиться
Нашла чурбан и ну над ним возиться
Хлопот Мартышке полон рот
Чурбан она то поднесет
То так то сяк его обхватит
То поволочит то покатит
Рекой с бедняжки льется пот
И наконец она пыхтя насилу дышит
А все ни от кого похвал себе не слышит.
И не диковинка мой свет!
Трудишься много ты да пользы в этом нет.
Кто автор этих строк? (Крылов)
О чем эта басня? ( О бесполезном труде)
Объясните знаки препинания в бессоюзном предложении.
Когда еще ставиться двоеточие в бессоюзном предложении ?
[ ]: [причина]
[ ]: [пояснение]
[ ]: [дополнение]
Как расставим знаки препинания в данном предложении?
Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить. ( Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать- в Россию можно только верить. )
Все ли знаки в этом предложении мы можем объяснить?( Нет )
Что помогло вам поставить тире? (Интонация)
3. Выявление причин затруднения и постановка учебной задачи (цели деятельности).
Цель:
1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на 3 этапе.
Почему у нас возникло затруднение? (Не знаем случаи постановки тире)
Значит, чему нам надо научиться?
Какова цель нашей работы? ( Выяснить случаи постановки тире в бессоюзном предложении)
Постараемся сформулировать и записать тему урока.
« Тире в бессоюзном предложении»
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) уточнить способ постановки тире в бессоюзном предложении;
2) зафиксировать новый способ в вербальной форме и в виде алгоритма.
Какой принцип положен в основу постановки знаков препинания в бессоюзном предложении? ( Смысловые отношения между частями сложного предложения)
Установите смысловые отношения между частями сложного предложения.
1) Кончил дело – гуляй смело
2) Есть терпение – будет и умение
3) Труд человека кормит – лень портит
4) Земля круглая – на ней не скроешь тайны
Постарайтесь сформулировать, при каких условиях между частями бессоюзного предложения ставится тире?
Познакомимся с теоретическим материалом учебника на странице 133.Совпадают ли наши выводы с положениями правила?
Какая информация оказалась для вас новой?
Дополним наши выводы.
Обратимся к нашему случаю.
Почему же нам нужно было поставить тире в анализируемом предложении? (отношения следствия)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на 5 этапе.
Объясните постановку тире в бессоюзных сложных предложениях, пользуясь образцами рассуждений, данными в правиле на странице 134 учебника. (Работа в парах)
1)Вчера просилась спать – отказ
2) Хочу к нему – вы тащите с собой
3) Вот о себе задумал он высоко – охота странствовать напала на него
4) Пофилософствуй – ум вскружиться
5) Сказала что-то я – он начал хохотать
6) Совру – простят
7)Проголодаешься — хлеба достать догадаешься
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель: проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления образца для самопроверки.
Организация учебного процесса на 6 этапе.
Мы потренировались в постановке знаков препинания, а теперь проверим, насколько вы хорошо поняли новую тему. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
Списать, вставить буквы, расставить знаки препинания, построить схемы.
- (Не) помуч…ш…ся (не) научиш…ся [условие]-[ ]
- Наступит ра (сс, с) вет оз…рит всё кругом. [когда]-[]
- Хотел кричать язык бе (з,зз )вучен и( не) подвижен стал.
- Молв…т слово соловей п…ёт. [ ] [сравнение]
- Вдруг мужики с т…п…рами явились лес зазв…нел заст…нал затр…щал.
- Хвалы пр…манчивы как их (не) пож…лать?
7)Смелые поб…ждают трусливые погибают.
8) (Не)было (ни)какой возможности уйти (не)заметно он вышел открыто будто идет во двор и шмыгнул в огород.
Проверка. Поставьте +, если справились, ? – затруднились.
1 Не помучишься – не научишься. [условие] – []
2Наступит рассвет – озарит все кругом.[время-[]
3Хотел кричать – язык беззвучен и неподвижен стал.[]-[противопоставление]
4 Молвит слово – соловей поет.[]-[сравнение]
5 Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, затрещал, застонал.[]-[быстрая смена событий]
6 Хвалы приманчивы – как их не пожелать.[]-[следствие]
7 Смелые побеждают – трусливые погибают.[]-[противопоставление]
8 Не было никакой возможности уйти незаметно- он вышел открыто, будто идет во двор, и шмыгнул в огород.[]-[следствие]
Кто справится без ошибок ?
У кого возникли затруднения ?
Какие затруднения возникли ? С чем это связанно ?
Значит надо нам еще потрудиться, чтобы добиться прочных знаний.
7. Включение в систему знаний и повторения.
Цель: повторить правописание слов на изученные орфограммы и повторить постановку знаков препинания в простом и сложном предложении.
Где наши знания могут нам пригодиться ?
Использование в речи предложений с бессоюзной конструкцией делает наше высказывание наиболее понятным, убедительным и более доступным в речевом восприятии.
Определите, есть ли в тексте диктанта предложения, в которых ставится тире, и объясните его постановку.
Объяснительный диктант
Нет человека – и красота не может отразиться в нём, в его сознании, и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она?
Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, добрый или восхищённый созерцатель, ведь ощущение – это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное вызывает у нас желание жить.
Красота связана с жизнью, жизнь – с любовью, любовь – с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе.
Определите тему текста.
Вспомним еще случаи постановки тире в предложении.
(Предложения с прямой речью, с обобщающими словами при однородных членах предложения, с приложением )
Составьте предложения к данным случаям .
Проверка работ учащихся.
8. Рефлексия.
Цель:
- зафиксировать в речи новый способ действия, изученный на уроке: пунктуация в бессоюзном предложении, постановка тире;
- зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- согласовать Д/З.
9. Организация учебного процесса.
Возвращение к девизу урока.
Потрудившись на уроке, сумели ли мы с вами добыть свой «хлеб» - знания?
Что нового мы узнали сегодня?
Достигли ли мы цели?
Какие трудности встретились?
Удалось ли нам их преодолеть?
Над чем необходимо еще поработать, чтобы преодолеть оставшиеся трудности?
Как вы планируете это сделать?
А помогут нам в этом задания домашней работы.
Упр. 200, 201 ( на выбор ), учебник параграф 35
Оцените свою работу на уроке с помощью разноцветных магнитов.
Красный – успешно, все понято;
Жёлтый – испытывал затруднение;
Зелёный – не понял.
Оценивание работы учащихся.
Спасибо за урок.
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Цель: Познакомить с ролью мягкого знака для обозначения мягкости предыдущего согласного, написанием сочетаний букв чк, чн, нч, нщ, рщ, сформировать умение выбирать, находить орфограмму для обозначения, мягкости согласного на письме, формирование навыка оперативного самоконтроля при проверке орфограмм, правописание Ь, обучение мыслительным операциям сравнения и обобщения, продолжить работу над развитием, воспитанием любви и уважения к русскому слову, повторить знаки препинания при однородных членах предложения и прямой речи.
I Разминка ( способствует развитию быстроты реакции, внимания, памяти, наблюдательности, скорости, гибкости мышления, быстроты включиться в нужный темп работы) .
- И тот, кто ничего не слышит и звук «п» (глухой) .
- И свежий хлеб, и звук [с] в слове село (мягкий) .
- В названии популярной русской сказки о путешествии хлебобулочного изделия первый и последний звук какой ? [к]
- Какие две гласные в алфавите идут одна за другой ?
- Какие буквы алфавита никогда не стоят в начале слова ? Ъ, Ь, Ы
- Назовите 3 слова начинающиеся с й: йод, йогурт, йог.
- Как можно склонять голову, не опуская ее вниз ( по падежам ).
- Закончите предложение так, чтобы с точки зрения грамматики оно было правильным. «Я идет …» (Я идет после ю)
II Запись домашнего задания 59, упр. 299.
III Запись числа и темы урока
Исходя из темы урока, постарайтесь сформулировать цель нашего урока. (познакомиться с ролью Ь знака для обозначения мягкости на письме)
Что можно будет повторить? (Разделительный Ъ и Ь знаки и правописание Ь после шипящих) Повторим пунктуацию при однородных членах предложения и прямой речи.
IV На доске даны группы слов, найдите в данных группах «третье лишнее»
- Пьеса, вьюга режьте – разделительный
- Воробьи, тишь, мышь – указывает на форму слова
- Резьба , дельфин, семья- означает мягкость
Вот последнюю функцию Ь знака мы сегодня и постараемся отработать.
Оформление доски
Домашнее задание 59, упр 299.
Третье лишнее
Словарные слова
- Обаятельный очаровательный, полн. о. – притягательная сила
- Раньше
- Лучше
- Интерьер – внутреннее помещение в здании.
- Вестибюль – помещение перед входом во внутренние части чего-нибудь дания
е, ё, ю, я
чк, чн, щн, нч, нщ, рщ мягкий знак не пишется
-щик- фонарь, камень, носить, баня;
-к- река, свеча, печь
-чик- карман, вагон, сарафан.
На могучем тополе дружно почки лопнули.
А из каждой почки вылезли листочки.
Развернули трубочки, распустили юбочки,
оглянулись, улыбнулись
и сказали: «Мы проснулись».
1+
2+
3-
4+
5-
6+
7-
8+
9+
10-
V Словарная работа
На доске даны слова
а) На листочках укажите цифры соответствующие словам, затем проверим.
1. Обаятельный
2. Раньше
3. Лучшие
4. Интерьер
5. Вестибюль
б)
-только ли Ь дает букве мягкость?
- в слове вестибюль назовите еще мягкие буквы [в], [т] вывод: мягкость согласного может обозначаться при помощи [и,е,ё,ю,я]
VI Как словарные слова связаны с темой нашего урока? (беседа)
- В словах обязательный, раньше, интерьер, вестибюль пишется мягкий знак.
- Где же может писаться в слове Ь, чтобы он обозначал мягкость?
- рассмотрим таблицу о правописании Ь знака для обозначения Ь. Обобщим наши знания.
- Когда пишется Ь для обозначения мягкости?
1-фонарь вестибюль
2-обаятельный раньше
3-
4- лучше
VII Распределительный диктант
Апельсин(2), просьба(3), винтик(4), тоньше(2), лентяй(4), возьмем(3), портфель
VIII Почему в слове лучше не пишется Ь знак?
(потому что Ч всегда мягкий). А какой звук еще всегда мягкий(щ)?
Вот поэтому в сочетаниях букв ЧК, ЧН, НЩ, НЧ, НЩ, РЩ мягкий знак никогда не пишется.
IX Упр. 297 по 1 примеру 6 слов
Доска
Образовать слова, обозначить сочетания
-щик- фонарь, камень, носить, баня
-к- река, свеча, печь
-чик- карман, вагон, сарафан
Проверка работы.
Вывод: В каких буквенных сочетания не пишется Ь?
X Объяснительный диктант.
На могучем тополе дружно точки лопнули.
А из каждой точки вылезли листочки.
Развернулись трубочки, распутались юбочки,
Оглянулись, улыбнулись
И сказали: «Мы проснулись».
Объяснить пунктограммы, найти орфограммы, с которыми работали на уроке(Взаимопроверка с доской)
- О каком времени года идет речь в данном стихотворении?( Весна)
- Как стало это важно? Какие художественно-выразительный средства языка использует автор, чтобы у нас читателей возник образ весны? (тропы) (метафоры, эпитеты, олицетворения)
- каким должен быть человек, который с такой любовью описывает природу?
XI Работа с текстом.
Прочитайте текст. Докажите, что это текст. Какова тема, основная мысль текста? (Стиль- художественная литература)
Какие задания можно сформулировать при работе с данным текстом? (Списать, вставить пропущенные буквы, составить знаки препинания) Найти орфограммы, с которым работали на уроке, записать эти слова. Объяснить устно данные орфограммы. Записать схему предложения с пропущенными знаками препинания. Продолжить текст 2-3 предложения, что произойдет дальше. Однажды товарищ отца подарил мне на День рождение белку. Мы позн..комили звер…ка с нашим псом Джексом и котом Иванычем. Он встретили нового члена сем..и друж…любно. К..залось, белка (не) собирает..ся созд..вать нам никаких пр..блем. Первое время она в самом деле в..ла себя прилич..но. Но потом!! … Перед Новым годом мы н..рядили елку и ушли. Я в..рнулся ран..ше всех загл..нул в комнату и ост..лбенел . На п..лу (под) елкой в..лялись игрушки. А по веткам прыгала наша проказница и бр..сала на пол елоч..ные укр..шения.
Зверька, прилично, раньше, елочные.
Запись предложения.
Контроль графический диктант или сигналы
- Якорь +
- Раньше +
- Дочка –
- Серенькая +
- Нянчить –
- Деньги
- Спорщик –
- Письменный +
- Вскользь +
- Барабанщик –
Вывод: Что узнали нового? Когда мягкий знак пишется? (Для обозначения мягкости) Когда не пишется, в каких сочетаниях букв?
Домашнее задание комментируем, оценки
Как вы себя чувствовали на уроке?
+ хорошо, уверено
- неуютно, трудно
+- не все понятно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Помещённый материал включает презентацию урока, план-конспект, задания для учеников, которые разработаны с целью подготовки к ГИА....
открытый урок по русскому языку по теме"Тире в бессоюзном сложном предложении"
Методическая разработка урока в 9 классе с презентацией...
открытый урок по теме: "Тире в бессоюзном сложном предложении"
методическая разработка урока...
Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.
Закрепление знаниий учащихся о разделительных знаках препинания в БСП....
Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях.
Цели:1. отрабатывать навыки грамотного письма;2. вырабатывать умение определять смысловые значения простых предложений в составе БСП....
Разработка урока на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении».
Урок на тему «Тире в бессоюзном сложном предложении». Использованы современные образовательные технологии....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...