открытый урок по теме: "Тире в бессоюзном сложном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

методическая разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении»

Цель: 1. Систематизация знаний учащихся о постановке тире в простом предложении.

2. формирование умений определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с тире; производить синонимическую замену предложений; правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида.

Ход урока.

  1. Распределимся на творческие рабочие группы, каждая группа имеет своего руководителя, моего помощника.

I группа

II группа

III группа

Зорина А.

Буленкова Т.

Доманова И.

Гришин А.

Файзуллин Р.

Петушков А.

Ровников А.

Мочалов М.

Скопцов В.

Ахтямов А.

Сабурова Д.

1 задание. Приглашаются 3 участника (по одному) из команд. Они вставляют буквы в  словарные слова. Команда готовит лексическое значение слова. (Каждый помощник по 1-2 предложения). (1 слайд)

1.группа 

Газификация, электрификация – обеспечение газом (газовым топливом), электрической энергией.

Этимология – раздел языкознания, изучающий и объясняющий происхождение слов.

Клише – стандартные обороты речи.

2. группа 

 Автобиография – описание своей жизни.

Амфитеатр – 1. в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом. 2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером, а также так расположенные места в цирке, в лекционном зале.

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения.

Экспрессивный – выразительный.

3 группа. 

Дифференцировать – различать отдельное при рассмотрении, при изучении чего-нибудь.

Пессимист – тот, кто исполнен уныния, безнадежности, видит во всем дурное, неприятное.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Оптимист – человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный видеть во всем хорошее.

2 задание. Орфографическая разминка. Кто быстрее? (2 слайд)

1 группа

Вставьте, где нужно, Ь после шипящих. Обозначьте наличие Ь цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.

Пряч…ся, пустош…, тягуч…, с крыш…, стелеш…

2 группа

Вставьте Н или НН в причастия и прилагательные. Обозначьте буквы цифрами: Н – 1, НН – 2.

Плете…ый, плете..ая из ивовых прутьев корзина, ветре…ый, безветре…ый,ледя…ой.

3 группа

Вставьте Е или И в окончаниях глаголов. Обозначьте буквы цифрами: Е-1, И- 2.

Верт…т, гор…т, тян…т, пиш..т, плач…т, ненавид…т

11221 – 1 группа

12121- 2 группа

221112 – 3 группа

Тема прошлого урока? Перечислить смысловые отношения, проанализировав предложение (слайд № 3)

  1. Переход к новому материалу.
  1. Анализ предложений. Определите, где поставлено тире.?(слайд № 4)
  1. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад.
  2. Над Россиею – небо синее.
  3. Сухая, крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году.
  4. Светло не от утра – светло от луны.
  5. Воистину сладчайшая обуза – домой торжественно арбуз нести.
  6. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.
  7. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно.
  8. Морозный воздух чист – гляди насквозь.
  9. Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро!
  10. Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту.
  1. Тире между подлежащим и сказуемым.
  2. Тире в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения
  3. Тире после однородных членов перед обобщающим словом.
  4. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

в

2

б

3

а

4

г

5

а

6

г

7

в

8

г

9

а

10

б

  1. Проанализируйте предложения с точки зрения знаков препинания?
  2. Определите условие постановки тире в данных предложениях? (на листе – доска)
  3. Какие из перечисленных 4 условий Вам уже известны, а какие вызывают сомнения?
  4. Исходя из проанализированного сформулируйте тему урока.
  5.  Как бы вы сформулировали цель нашей дальнейшей работы? (научиться определять смысловые отношения при постановке тире)
  6. Что для этого нужно? (знать смысловые отношения)
  7. Каким образом можно это узнать? (обратиться к учебнику, справочной литературе).
  8. Но мы попробуем сами определить смысловые отношения, не обращаясь к учебнику, проведя небольшое исследование.
  1. Сравни предложения. (Схемы записать в словарь-памятку) (слайд № 7)

Труд человека кормит – лень портит. Труд человека кормит, а лень портит.

Схема:

  1.                  -                (противопоставление)

Так же анализируются следующие предложения.

Когда кончил дело, гуляй смело.

Кончил дело – гуляй смело.

  1.  время -             .

Если есть терпение, будет и умение.

Есть терпение – будет и умение.

  1. условие -              .

Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны.

Земля кругла – на ней не скроешь тайны.

  1.              - вывод.

Сыр выпал и с ним была плутовка такова.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

  1.        -            . (быстрая смена событий)

Слайд № 8. Заполни таблицу.

№ п\п

Условие постановки тире, Схемы

Союзы

Пример

1

                -                (противопоставление)

А,НО

2

 время -        

КОГДА

3

условие -      

ЕСЛИ

4

          -вывод.

ТАК ЧТО, ЗНАЧИТ

5

       -            . (быстрая смена событий)

И

  1. Пользуясь схемами, сформулируй правило о том, когда ставится тире.
  2. Как можно проверить значение предложений? *(подставить союзы)
  1. Чтение параграфа 17 с. 102, примечание (с карандашом в руках и делаем пометочки) (слайд № 9)
  1. Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
  2. Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
  3. Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
  1. Хоровое произношение (слайд № 10)

Тире можно поставить,

Коль нужно противопоставить.

Условие и время в первой части,

Тире и вывод в вашей власти.

  1. Закрепление. (слайд № 11)
  1. Задание. Прочитайте предложения соблюдая интонацию. Обоснуйте постановку знаков препинания. (укажите соответствующий номер схемы)
  1. Делу время – потехе час.
  2. Наступят каникулы – поедем на море.
  3. Солжешь сегодня – не поверят завтра.
  4. На стене ни одной иконы – дурной знак
  1. Зорина А., Буленкова Т., Доманова И. – творческая работа. Конструирование предложений.

Буленкова Т. упр. 230 (предложение 1,2)

Доманова И. упр. 231 с указанием смысловых отношений.

Зорина А. упр. 230 (предложение 3,4)

  1. Остальные выполняют тестирование.

Обоснуйте постановку тире в бессоюзном сложном предложении. (слайд № 12)

1 группа

2 группа

3 группа

  1. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.
  2. Жить бесполезно – лучше уж не жить.
  3. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают.
  4. Земля кругла – на ней не скроешь тайны.
  5. Берешься делать дело – делай, но непременно до конца.
  6. Чуть проглянет солнце – все становится так прозрачно, ясно, так млеет в радости
  1. Хотел я встать – передо мной все закружилось с быстротой.
  2. Хочешь быть счастливым - силы не жалей.
  3. Назвался груздем – полезай в кузов.
  4. Зацветут заливные луга – не надышишься.
  5. Не веток ледышки стучат – песни весенней коленца звучат.
  6. Расчищали сугробы – их наметало снова.

  1. Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая тревожная весна.
  2. Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки.
  3. Идешь гулять над речкою – на город наш взгляни.
  4. Затерялись в полях гармони – их до зорьки не отыскать.
  5. Не снег кружится в чистом поле – пух одуванчиков летит.
  6. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

  1. Резкое противопоставление частей
  2. Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй
  3. Вторая часть предложения заключает вывод
  4. Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий

  1. Резкое противопоставление частей
  2. Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй
  3. Вторая часть предложения заключает вывод
  4. Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий

  1. Резкое противопоставление частей
  2. Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй
  3. Вторая часть предложения заключает вывод
  4. Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий

(слайд № 13)

1 группа

№ предложения

1

2

3

4

5

6

№ ответа 1 группа

а

б\в

а

в

б

г\в

№ ответа 2 группа

г

б

в

б

а

а

№ ответа 3 группа

б

г

б

б\в

а

в

Работа в парах: обмениваются тетрадями и сверяют с вариантами ответов, а  помощники карандашом на листочках ставят оценку.

Помощники зачитывают выполненное конструирование предложений.

  1. Игра – аукцион: побеждает тот, кто продолжит больше пословиц с тире и укажет смысловое значение (слайд № 14)

Волков бояться – в лес не ходить.(3) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.(5) Кончил дело – гуляй смело.(3,4)Поспешишь – людей насмешишь.(3) Сказано – сделано.(4) Любишь кататься – люби и саночки возить.(3)

  1. Почему в пословицах чаще всего употребляются бессоюзные сложные предложения с тире?
  2. .- синтаксический разбор предложения, разбор по составу и фонетический разбор. Кто быстрее выполнит указанные разборы? (слайд № 16)
  1. Итоги урока в форме перестрелки между группами, перечисляя смысловые отношения постановки тире в БСП.(вернуться к слайду с таблицей) Оценки за урок: членам группы выставляют помощники, помощникам выставляет учитель

Д/з. таблица. Заполнить маркировочную таблицу.

  1. Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
  2. Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
  3. Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
  4. Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.

Прочитайте параграф 17 и заполните маркировочную таблицу. Заполнить 3 колонку таблицы в тетради-памятке. Упражнение 236 (для руководителей групп) (слайд № 17)

«V» ЗНАЛ

«+» УЗНАЛ

« - » ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

«?» ХОЧУ ЗНАТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»

На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Урок- практикум "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Повторение и обобщение изученного по теме бессоюзные сложные предложения в 9 классе. К уроку прилагается презентация,...

Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс

Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...

Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...

урок русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка. Тема: "Тире в бессоюзном сложном предложении". На уроке используется групповая работа. Учащиеся повторят постановку двоеточия в БСП (м...