открытый урок по теме: "Тире в бессоюзном сложном предложении"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
методическая разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_tire_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении»
Цель: 1. Систематизация знаний учащихся о постановке тире в простом предложении.
2. формирование умений определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с тире; производить синонимическую замену предложений; правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида.
Ход урока.
- Распределимся на творческие рабочие группы, каждая группа имеет своего руководителя, моего помощника.
I группа | II группа | III группа |
Зорина А. | Буленкова Т. | Доманова И. |
Гришин А. | Файзуллин Р. | Петушков А. |
Ровников А. | Мочалов М. | Скопцов В. |
Ахтямов А. | Сабурова Д. |
1 задание. Приглашаются 3 участника (по одному) из команд. Они вставляют буквы в словарные слова. Команда готовит лексическое значение слова. (Каждый помощник по 1-2 предложения). (1 слайд)
1.группа
Газификация, электрификация – обеспечение газом (газовым топливом), электрической энергией.
Этимология – раздел языкознания, изучающий и объясняющий происхождение слов.
Клише – стандартные обороты речи.
2. группа
Автобиография – описание своей жизни.
Амфитеатр – 1. в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом. 2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером, а также так расположенные места в цирке, в лекционном зале.
Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения.
Экспрессивный – выразительный.
3 группа.
Дифференцировать – различать отдельное при рассмотрении, при изучении чего-нибудь.
Пессимист – тот, кто исполнен уныния, безнадежности, видит во всем дурное, неприятное.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Оптимист – человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный видеть во всем хорошее.
2 задание. Орфографическая разминка. Кто быстрее? (2 слайд)
1 группа Вставьте, где нужно, Ь после шипящих. Обозначьте наличие Ь цифрой 1, отсутствие – цифрой 2. Пряч…ся, пустош…, тягуч…, с крыш…, стелеш… | 2 группа Вставьте Н или НН в причастия и прилагательные. Обозначьте буквы цифрами: Н – 1, НН – 2. Плете…ый, плете..ая из ивовых прутьев корзина, ветре…ый, безветре…ый,ледя…ой. | 3 группа Вставьте Е или И в окончаниях глаголов. Обозначьте буквы цифрами: Е-1, И- 2. Верт…т, гор…т, тян…т, пиш..т, плач…т, ненавид…т |
11221 – 1 группа | 12121- 2 группа | 221112 – 3 группа |
Тема прошлого урока? Перечислить смысловые отношения, проанализировав предложение (слайд № 3)
- Переход к новому материалу.
- Анализ предложений. Определите, где поставлено тире.?(слайд № 4)
- Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад.
- Над Россиею – небо синее.
- Сухая, крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году.
- Светло не от утра – светло от луны.
- Воистину сладчайшая обуза – домой торжественно арбуз нести.
- На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.
- Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно.
- Морозный воздух чист – гляди насквозь.
- Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро!
- Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
- Тире в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения
- Тире после однородных членов перед обобщающим словом.
- Тире в бессоюзном сложном предложении.
1 | в |
2 | б |
3 | а |
4 | г |
5 | а |
6 | г |
7 | в |
8 | г |
9 | а |
10 | б |
- Проанализируйте предложения с точки зрения знаков препинания?
- Определите условие постановки тире в данных предложениях? (на листе – доска)
- Какие из перечисленных 4 условий Вам уже известны, а какие вызывают сомнения?
- Исходя из проанализированного сформулируйте тему урока.
- Как бы вы сформулировали цель нашей дальнейшей работы? (научиться определять смысловые отношения при постановке тире)
- Что для этого нужно? (знать смысловые отношения)
- Каким образом можно это узнать? (обратиться к учебнику, справочной литературе).
- Но мы попробуем сами определить смысловые отношения, не обращаясь к учебнику, проведя небольшое исследование.
- Сравни предложения. (Схемы записать в словарь-памятку) (слайд № 7)
Труд человека кормит – лень портит. Труд человека кормит, а лень портит.
Схема:
- - (противопоставление)
Так же анализируются следующие предложения.
Когда кончил дело, гуляй смело.
Кончил дело – гуляй смело.
- время - .
Если есть терпение, будет и умение.
Есть терпение – будет и умение.
- условие - .
Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны.
Земля кругла – на ней не скроешь тайны.
- - вывод.
Сыр выпал и с ним была плутовка такова.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- - . (быстрая смена событий)
Слайд № 8. Заполни таблицу.
№ п\п | Условие постановки тире, Схемы | Союзы | Пример |
1 | - (противопоставление) | А,НО | |
2 | время - | КОГДА | |
3 | условие - | ЕСЛИ | |
4 | -вывод. | ТАК ЧТО, ЗНАЧИТ | |
5 | - . (быстрая смена событий) | И |
- Пользуясь схемами, сформулируй правило о том, когда ставится тире.
- Как можно проверить значение предложений? *(подставить союзы)
- Чтение параграфа 17 с. 102, примечание (с карандашом в руках и делаем пометочки) (слайд № 9)
- Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
- Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
- Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
- Хоровое произношение (слайд № 10)
Тире можно поставить,
Коль нужно противопоставить.
Условие и время в первой части,
Тире и вывод в вашей власти.
- Закрепление. (слайд № 11)
- Задание. Прочитайте предложения соблюдая интонацию. Обоснуйте постановку знаков препинания. (укажите соответствующий номер схемы)
- Делу время – потехе час.
- Наступят каникулы – поедем на море.
- Солжешь сегодня – не поверят завтра.
- На стене ни одной иконы – дурной знак
- Зорина А., Буленкова Т., Доманова И. – творческая работа. Конструирование предложений.
Буленкова Т. упр. 230 (предложение 1,2)
Доманова И. упр. 231 с указанием смысловых отношений.
Зорина А. упр. 230 (предложение 3,4)
- Остальные выполняют тестирование.
Обоснуйте постановку тире в бессоюзном сложном предложении. (слайд № 12)
1 группа | 2 группа | 3 группа |
|
|
|
|
|
|
(слайд № 13)
1 группа
№ предложения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ ответа 1 группа | а | б\в | а | в | б | г\в |
№ ответа 2 группа | г | б | в | б | а | а |
№ ответа 3 группа | б | г | б | б\в | а | в |
Работа в парах: обмениваются тетрадями и сверяют с вариантами ответов, а помощники карандашом на листочках ставят оценку.
Помощники зачитывают выполненное конструирование предложений.
- Игра – аукцион: побеждает тот, кто продолжит больше пословиц с тире и укажет смысловое значение (слайд № 14)
Волков бояться – в лес не ходить.(3) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.(5) Кончил дело – гуляй смело.(3,4)Поспешишь – людей насмешишь.(3) Сказано – сделано.(4) Любишь кататься – люби и саночки возить.(3)
- Почему в пословицах чаще всего употребляются бессоюзные сложные предложения с тире?
- .- синтаксический разбор предложения, разбор по составу и фонетический разбор. Кто быстрее выполнит указанные разборы? (слайд № 16)
- Итоги урока в форме перестрелки между группами, перечисляя смысловые отношения постановки тире в БСП.(вернуться к слайду с таблицей) Оценки за урок: членам группы выставляют помощники, помощникам выставляет учитель
Д/з. таблица. Заполнить маркировочную таблицу.
- Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
- Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
- Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
- Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
Прочитайте параграф 17 и заполните маркировочную таблицу. Заполнить 3 колонку таблицы в тетради-памятке. Упражнение 236 (для руководителей групп) (слайд № 17)
«V» ЗНАЛ | «+» УЗНАЛ | « - » ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ | «?» ХОЧУ ЗНАТЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»
На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....
Презентация к уроку "Самостоятельная работа по теме "бессоюзное сложное предложение"
урок русского языка в 9 классе...
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....
Урок- практикум "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Повторение и обобщение изученного по теме бессоюзные сложные предложения в 9 классе. К уроку прилагается презентация,...
Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...
Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...
урок русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка. Тема: "Тире в бессоюзном сложном предложении". На уроке используется групповая работа. Учащиеся повторят постановку двоеточия в БСП (м...