Элективный курс по русскому языку " Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры"
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему

Даянова Наталья Владимировна

Элективный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование в количестве 35 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_8_klass.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по русскому языку

«Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры»

Составитель программы: Даянова Н.В.,

учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 43»

Тематическое планирование элективного курса

по русскому языку в 8 классе

Всего уроков                                                         Теоретическая часть                                      

Контрольных работ

35

31

 4

Нижневартовск 2013

Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 35 часов. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 8-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться: 

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 8-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Модуль 1

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть работы  ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

 — умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит  альтернативные творческие задания), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом.

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА.

Часть 1

3

Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4

 Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6

. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Часть 1

10

Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

11

 Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

12

 Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

 Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

13

 Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

14

 Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

15

16

 Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

 Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Модуль 2

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Часть 2

1

 Понимание текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

2

 Целостность текста.

Работа с тестом, заполнение бланков

3

 Извлечение информации.

Работа с тестом, заполнение бланков

4

 Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Работа с тестом, заполнение бланков

5

Лексическое значение слова.

Работа с тестом, заполнение бланков

6

 Повторение по теме «Морфология».

Работа с тестом, заполнение бланков

7

Стили речи.

Работа с тестом, заполнение бланков

8

Правописание корней.

Работа с тестом, заполнение бланков

9

 Правописание приставок.

Работа с тестом, заполнение бланков

10

 Правописание суффиксов.

Работа с тестом, заполнение бланков

11

 Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

12

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

13

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

14

 Словосочетание.

Работа с тестом, заполнение бланков

15

Грамматическая основа предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

16

 Простое осложненное предложение.

Работа с тестом, заполнение бланков

17

 Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

18

 Синтаксический анализ сложного предложения.

Работа с тестом, заполнение бланков

19

Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие.

Работа с тестом, заполнение бланков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку " Основы речевой культуры" 10 класс

Данная программа расчитана на повышение культуры речи школьников...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"

Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...

Программа элективных курсов "Основы речевой культуры"

Программа элективных курсов рассчитана на учащихся 10 классов...

Рабочая программа курса по русскому языку «Нормы русского языка» 11 класс

Курс «Нормы русского языка» имеет итоговый характер, по­скольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Его значение  ...

Технологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»

хнологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»...