"Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема : Корень слова.
Цель :
- Продолжить наблюдение и закрепление знаний учащихся над однокоренными словами.
- Повторить и закрепить знания учащихся над однокоренными словами.
- Упражнять в подборе однокоренных родственных слов и определении корня в родственных словах.
| - Мы продолжаем путешествовать по грамматическому царству, орфографическому государству. - На прошлых уроках мы посетили страну Морфемику. И побывали на острове с названием «Окончание» - Что такое окончание? (Это изменяемая часть слова) - Свяжите слова, изменив окончание. К зелёный лесу В травинка У тропинка Печальный поляны. Пробираются луна. По зимний скучный дороге. - ну что ж с острова «Окончание» мы поедем, поплывём и побываем на самом главном. - Как вы думаете на каком? Корень слова.
- Корень, это слово многозначное? - Какие значения слова корень вы знаете? 1. То, без чего не может жить растение. 2. Корень зуба. 3. Корень волоса. У дерева всегда есть….(листья, тень, корень) (на выбор) - Что общего во всех значениях этого слова? (Они все обозначают важную часть чего-либо) - А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова? - Давайте узнаем об этом на острове, по которому мы сегодня путешествуем. - На этом острове растут сады Как-то много лет назад, Посадили странный сад. Не был сад фруктовым. Был он только словом. (На доске дерево в корне слово сад) - что нужно, чтобы корень вырос? (Однокоренные слова) - Подберите однокоренные слова, чтобы дерево-сад выросло: Садовник Садовничество Садовничий Садовничать Садовый Садовод Зоосад Детсад. - прочитаем только корень. - Нам понятно, что это слово обозначает? - А теперь закроем корень и прочитаем оставшуюся часть слова. - Ясен ли смысл? - Значит, что заключается в корне? (главный смысл) - Какая это часть слова? (Главная) - Так вот, дерево с корнем Сад мы посадили. Теперь каждый посадит дерево с корнем Лес Лесок Лесник Лесничий Лесничество Лесистый Перелесок Лесоведение Лесовод Лесовоз. (Прикрепляю слово Леса) - С чем не согласны? Почему? ( Это одно и то же слово, разное только окончание) (Вывод: Однокоренные слова отличаются составом и частью речи). (прикрепляю слово Лиса) - С чем не согласны? Почему? (Вывод: Однокоренные слова должны иметь одинаковый смысл) - но что это , ребята, наш остров начинает затапливать нас водой. - Давайте скорее подберём однокоренные слова с корнем –ВОД- Вода Водный Водяной Подводный Подводник. Водить Вывод Проводник Подводить Приводить. (Проверяем) - На острове не только деревья растут, но и жители есть. Вот одни из них. Сценка «Родственники» Кто вы такие? Я – гусь(машет руками) Я – гусыня. (машет руками) А это наши гусята (присидания) А я их тётя гусеница.(дети садятся) - ребята, вы согласны с тем, что услышали в сценке? (ответы детей.Вывод: Важно вдуматься в смысл слова) - А теперь посмотрим, какие сувениры с этого острова вы с собой заберёте? (работа в группах) - Выпишите только однокоренные слова: 1. моряки, морской, моржи. 2. корень, корневой, коржи. 3. холод холмик холодок. 4. смелому смелые осмелеть. 5. грязный грязного грязнуля. 6. семя, семечко, семья. 7. вдруг подруга друзья. - Проверяем по одной паре каждая группа. Оценим свою работу. - ну что ж возвращаемся домой, и посмотрим, чей корабль приплывёт с острова быстрее? (стр. 158, упр. 381.) - что же вы запомнили из нашего путешествия? - Какие воспоминания останутся с вами - Что такое корень? - какова роль корня? - Как выделяется корень? Сдаем билетики с синтаксическим заданием. Стр.158, упр. 382, выучить правило. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"
Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...
урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"
Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе. На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...
Корень слова. Однокоренные слова
Цели и задачи:учебно – познавательные: Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.интеллектуально – развивающие:Развивать умения нах...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Цель урока:ü создать условия для обобщения знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...
Корень слова,однокоренные слова.
Конспект урока "Корень слова"....