"Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Самолетова Ольга Ивановна

Урок русского языка в 5 классе. Морфемика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_koren_slova.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Корень слова.

Цель :

  1. Продолжить наблюдение и закрепление знаний учащихся над однокоренными словами.
  2. Повторить и закрепить знания учащихся над однокоренными словами.
  3. Упражнять в подборе однокоренных родственных слов и определении корня в родственных словах.

  1. Оргмомент.
  2. Активизация знаний.

  1. Тема
  2. Цель.

  1. Объяснение нового материала.

  1. Физминутка.

  1. Закрепление.

  1. Итог.

  1. Оценивание
  2. Домашняя работа.

- Мы продолжаем путешествовать по грамматическому царству, орфографическому государству.

- На прошлых уроках мы посетили страну Морфемику. И побывали на острове с названием «Окончание»

 - Что такое окончание?

(Это изменяемая часть слова)

- Свяжите слова, изменив окончание.

К зелёный лесу

В травинка

У тропинка

Печальный поляны.

Пробираются луна.

По зимний скучный дороге.

- ну что ж с острова «Окончание» мы поедем, поплывём и побываем на самом главном.

 - Как вы думаете на каком?

Корень слова.

  1. Повторить понятие корня слова.
  2. Закрепить знания об однокоренных словах.
  3. Роль корня в слове.

- Корень, это слово многозначное?

 - Какие значения слова корень вы знаете?

1. То, без чего не может жить растение.

2. Корень зуба.

3. Корень волоса.

У дерева всегда есть….(листья, тень, корень)

(на выбор)

- Что общего во всех значениях этого слова?

(Они все обозначают важную часть чего-либо)

- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?

 - Давайте узнаем об этом на острове, по которому мы сегодня путешествуем.

- На этом острове растут сады

Как-то много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым.

Был он только словом.

(На доске дерево в корне слово сад)

 - что нужно, чтобы корень вырос?

(Однокоренные слова)

  - Подберите однокоренные слова, чтобы дерево-сад выросло:

Садовник

Садовничество

Садовничий

Садовничать

Садовый

Садовод

Зоосад

Детсад.

 - прочитаем только корень.

 - Нам понятно, что это слово обозначает?

 - А теперь закроем корень и прочитаем оставшуюся часть слова.

- Ясен ли смысл?

 - Значит, что заключается в корне?

(главный смысл)

 - Какая это часть слова?

 (Главная)

 - Так вот, дерево с корнем Сад мы посадили. Теперь каждый посадит дерево с корнем Лес 

Лесок

Лесник

Лесничий

Лесничество

Лесистый

Перелесок

Лесоведение

Лесовод

Лесовоз.

(Прикрепляю слово Леса)

 - С чем не согласны? Почему?

( Это одно и то же слово, разное только окончание)

(Вывод: Однокоренные слова отличаются составом и частью речи).

(прикрепляю слово  Лиса)

 - С чем не согласны? Почему?

(Вывод: Однокоренные слова должны иметь одинаковый смысл)

- но что это , ребята, наш остров начинает затапливать нас водой.

 - Давайте скорее подберём однокоренные слова с корнем –ВОД-

Вода

Водный

Водяной

Подводный

Подводник.

Водить

Вывод

Проводник

Подводить

Приводить.

(Проверяем)

 - На острове не только деревья растут, но и жители есть. Вот одни из них.

Сценка «Родственники»

Кто вы такие?

Я – гусь(машет руками)

Я – гусыня. (машет руками)

А это наши гусята (присидания)

А я их тётя гусеница.(дети садятся)

 - ребята, вы согласны с тем, что услышали в сценке?

(ответы детей.Вывод: Важно вдуматься в смысл слова)

- А теперь посмотрим, какие сувениры с этого острова вы с собой заберёте?

(работа в группах)

 - Выпишите только однокоренные слова:

1. моряки, морской, моржи.

2. корень, корневой, коржи.

3. холод холмик холодок.

4. смелому смелые осмелеть.

5. грязный грязного грязнуля.

6. семя, семечко, семья.

7. вдруг подруга друзья.

- Проверяем по одной паре каждая группа.

Оценим свою работу.

 - ну что ж возвращаемся домой, и посмотрим, чей корабль приплывёт с острова быстрее?

(стр. 158, упр. 381.)

- что же вы запомнили из нашего путешествия?

- Какие воспоминания останутся с вами

 - Что такое корень?

 - какова роль корня?

 - Как выделяется корень?

Сдаем билетики с синтаксическим заданием.

Стр.158, упр. 382, выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Корень слова. Однокоренные слова

Цели и задачи:учебно – познавательные: Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.интеллектуально – развивающие:Развивать умения нах...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Цель урока:ü создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...

Корень слова,однокоренные слова.

Конспект урока "Корень слова"....