Урок русского языка в 5 классе по теме "Простые и сложные предложения".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Втророй урок по теме "Простые и сложные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_i_slozhnye_predl.docx | 32.59 КБ |
prostye_i_slozhnoe_predlozhenie.ppt | 691.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Простые и сложные предложения"
Цель урока: закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений.
Задачи:
Научить отличать простые предложения от сложного;
Формировать умение определять границы простых предложений в составе сложного;
Научить расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
Средства обучения: учебник русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Но вы не волнуйтесь
Я верю всё у вас получится
Удачным будет этот день
Преодолеем все мы трудности
Лишь было бы учиться всем не лень.
Итак, ребята на этом уроке мы с вами продолжим изучение сложных предложений.
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
Ребята как мы пишем? Красиво, разборчиво, без ошибок.
На предыдущих уроках мы работали с простыми предложениями, познакомились со сложными предложениями. Сегодня у нас урок повторения и закрепления знаний. Давайте определим цели урока. Что мы должны повторить, закрепить на практике
(Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 2)
(Повторить простое предложение, сложное предложение, виды сложных предложений, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, отработать умения различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания)
2. Актуализация знаний
1)Найти соответствие, записать предложения. (индивидуальное задание, оранжевые листочки).Дети заполняют свои таблицы и комментируют свои ответы (Слайд 3)
Словосочетание | Мама, пойдём в музей. |
Тире между подлежащим и сказуемым | Синие, розовые и голубые шары висели в зале. |
Простое нераспространенное предложение | Берёза – красивое дерево. |
Простое распространенное предложение | Проглянуло солнце. |
Предложение с однородными членами | Зимний день |
Предложение с обобщающим словом | Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. |
Предложение с обращением | Звезды усеяли ночное небо. |
Сложное предложение | В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима. |
2)Разбор предложений у доски. Подчеркнуть грамматическую основу расставить запятые. Сделать схемы предложений.
Сад тихонько зашумел листвой и замер.
Пришла осенняя пора, и солнышко показывается редко.
Берег начинался там,где небо соприкасалось с морем.
– Какие члены предложения называются однородными?
– Расскажите о знаках препинания при однородных членах.
– Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и?
3) Задание для самостоятельной работы. (Слайд № 4) Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы предложений, составить схемы.
Выразительно прочитать предложения. Три ученика работают у доски.
З...мля намокла потому что был сильный дождь.
Ул...тели птицы и лес опустел.
Подул х..лодныйв..терок и оборвал последний листок.
Проверка выполнения работы (по одному ученику у доски, повторение орфограмм, определение вида предложения, выразительное чтение предложения).
4) Повторение теоретического материала на примере предложений:
(Слайд № 5)
- Дать определение сложного предложения.
– Какие виды сложных предложений вы знаете?
– Дать определение простого предложения.
– Чем осложнено 3 предложение?
4. Работа с текстом. Работают в группе.(Слайд № 6)
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.
(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло.(5)Иногда раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.
(6)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.(7)Они пересекали степь по всем направлениям.
(8)Близко под обрывом журчала речка.
(9)Прибрежные камыши её служили прекрасным приютом дикой птице.(10)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречаются рыболовы.
(11)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.
Найдите в тексте сложное (-ые) предложения. Напишите его (их) номер (-а).
________________________________
Найдите в тексте предложение (-я) с однородными членами. Напишите его (их) номер (-а).
_______________________________
Найдите в тексте нераспространённое предложение. Напишите его номер.
_______________________________
Среди предложений 1,3,4 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.
_____________________________
После, выполнения дети комментируют свои ответы, по два вопроса с каждой группы.
5. Работа с текстом. Работают в парах.(Слайд №7)желтые листочки.
Учитель. Следующее задание вы будете выполнять в паре. Карточка на парте. (Работа с раздаточным материалом. ). Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся)
(Надоподобрать предложение к схеме). Задание выполняйте на карточке.
1.Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
2.Наступила осень.
3. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
4.Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
5.Птицы улетают в теплые края.
Схема | Номер предложения |
[= -]. | |
[– =]. | |
[– =], и [= -]. | |
[– =], [= -]. | |
(Когда – =), [– =]. |
Ответ: 1.2; 2.5; 3.1; 4.4; 5.3.
Учитель: Давайте проверим. (Ученики выразительно читают). Есть варианты? Ответ на Слайде. (Слайд № 8 ).
Можно назвать эти предложения текстом? (Слайд № 9)Озаглавьте текст, определите тему. (Осень.Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? (чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).
Молодцы, ребята, всё повторили. А теперь проверим знания – выполним тест. Задание выполняем в тетради.
6. Проверочная работа по вариантам. Тест (Раздаточный материал. Слайд №10)
Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.
1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.
3.Листья потемнели и шуршат при ветре.
2вариант
Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.
1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.
2.Листья лежали на дороге на крышах домов.
3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.
7. Проверка выполнения теста. (Слайд № 11)
Учитель: Проверьте свои ответы. Кто себе поставил – “5”, “4”, “3”?
8. Рефлексия. (Слайд № 12 )
9. Д/з. (Слайд 13)
Составить задание на карточке по теме “Простые и сложные предложения”
Учитель: Урок окончен, всем спасибо за работу.
Мама, пойдём в музей. Синие, розовые и голубые шары висели в зале. Берёза – красивое дерево. Проглянуло солнце. Зимний день Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Звезды усеяли ночное небо. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима. | Мама, пойдём в музей. Синие, розовые и голубые шары висели в зале. Берёза – красивое дерево. Проглянуло солнце. Зимний день Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Звезды усеяли ночное небо. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима. |
Мама, пойдём в музей. Синие, розовые и голубые шары висели в зале. Берёза – красивое дерево. Проглянуло солнце. Зимний день Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Звезды усеяли ночное небо. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима. | Мама, пойдём в музей. Синие, розовые и голубые шары висели в зале. Берёза – красивое дерево. Проглянуло солнце. Зимний день Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Звезды усеяли ночное небо. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима. |
Мама, пойдём в музей. Синие, розовые и голубые шары висели в зале. Берёза – красивое дерево. Проглянуло солнце. Зимний день Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Звезды усеяли ночное небо. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима. | Мама, пойдём в музей. Синие, розовые и голубые шары висели в зале. Берёза – красивое дерево. Проглянуло солнце. Зимний день Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Звезды усеяли ночное небо. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима. |
1вариант
Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.
1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.
3.Листья потемнели и шуршат при ветре.
2вариант
Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.
1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.
2.Листья лежали на дороге на крышах домов.
3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.
1вариант
Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.
1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.
3.Листья потемнели и шуршат при ветре.
2вариант
Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.
1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.
2.Листья лежали на дороге на крышах домов.
3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.
1вариант
Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.
1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.
3.Листья потемнели и шуршат при ветре.
2вариант
Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.
1.Наступила осень и птицы потянулись к югу.
2.Листья лежали на дороге на крышах домов.
3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.
(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.
(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло.(5)Иногда раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.
(6)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.(7)Они пересекали степь по всем направлениям.
(8)Близко под обрывом журчала речка.
(9)Прибрежные камыши её служили прекрасным приютом дикой птице.(10)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречаются рыболовы.
(11)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.
Найдите в тексте сложное (-ые) предложения. Напишите его (их) номер (-а).
________________________________
Найдите в тексте предложение (-я) с однородными членами. Напишите его (их) номер (-а).
_______________________________
Найдите в тексте нераспространённое предложение. Напишите его номер.
_______________________________
Среди предложений 1,3,4 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.
______________________________
Схема | Номер предложения |
[= -]. | |
[– =]. | |
[– =], и [= -]. | |
[– =], [= -]. | |
(Когда – =), [– =]. |
Схема | Номер предложения |
[= -]. | |
[– =]. | |
[– =], и [= -]. | |
[– =], [= -]. | |
(Когда – =), [– =]. |
Схема | Номер предложения |
[= -]. | |
[– =]. | |
[– =], и [= -]. | |
[– =], [= -]. | |
(Когда – =), [– =]. |
Схема | Номер предложения |
[= -]. | |
[– =]. | |
[– =], и [= -]. | |
[– =], [= -]. | |
(Когда – =), [– =]. |
Схема | Номер предложения |
[= -]. | |
[– =]. | |
[– =], и [= -]. | |
[– =], [= -]. | |
(Когда – =), [– =]. |
Схема | Номер предложения |
[= -]. | |
[– =]. | |
[– =], и [= -]. | |
[– =], [= -]. | |
(Когда – =), [– =]. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений. Задачи: Научиться отличать простое предложения от сложного; Уметь определять границы простых предложений в составе сложного; Научиться расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.
НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ. Словосочетание Тире между подлежащим и сказуемым Простое нераспространенное предложение Простое распространенное предложение Предложение с однородными членами Предложение с обобщающим словом Предложение с обращением Сложное предложение Мама, пойдём в музей. Синие, розовые и голубые шары висели в зале. Берёза – красивое дерево. Проглянуло солнце. Зимний день Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Звезды усеяли ночное небо. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.
ЗАДАНИЕ: СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ПОДЧЕРКНУТЬ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОСТАВИТЬ СХЕМЫ. ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ. 1. З..МЛЯ НАМОКЛА ПОТОМУ ЧТО БЫЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ. [ ― ═ ] , (ПОТОМУ ЧТО ═ ― ). ( СЛОЖНОЕ) 2. УЛ..ТЕЛИ ПТИЦЫ И ЛЕС ОПУСТЕЛ. 3.ПОДУЛ Х..ЛОДНЫЙ В..ТЕРОК И ОБОРВАЛ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТОК. [ ═ ― ] , и [ ― ═ ] . ( сложное) [ ═ ― и ═ ] . ( простое)
ЗАДАНИЕ: СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ПОДЧЕРКНУТЬ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОСТАВИТЬ СХЕМЫ. ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ. 1. З Е МЛЯ НАМОКЛА, ПОТОМУ ЧТО БЫЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ. [ ― ═ ] , (ПОТОМУ ЧТО ═ ― ) ( СЛОЖНОЕ) 2. УЛ Е ТЕЛИ ПТИЦЫ, И ЛЕС ОПУСТЕЛ. 3.ПОДУЛ Х О ЛОДНЫЙ В Е ТЕРОК И ОБОРВАЛ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТОК. [ ═ ― ] , и [ ― ═ ] ( сложное) [ ═ ― и ═ ] ( простое)
Прочитайте текст и выполните задания 1-4. (1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.(2)Далеко расстилалась бесконечная степь. (3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло.(5)Иногда раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка. (6)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.(7)Они пересекали степь по всем направлениям. (8)Близко под обрывом журчала речка. (9)Прибрежные камыши её служили прекрасным приютом дикой птице.(10)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречаются рыболовы. (11)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба. 1.Найдите в тексте сложное (-ые) предложения. Напишите его (их) номер (-а). ________________________________ 2.Найдите в тексте предложение (-я) с однородными членами. Напишите его (их) номер(-а). _______________________________ 3.Найдите в тексте нераспространённое предложение. Напишите его номер. _______________________________ 4.Среди предложений 1,3,4 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер. _____________________________ 1 .10; 2 .1,11; 3 .4; 4 .1;
1. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. 2. Наступила осень. 3. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются. 4. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. 5. Птицы улетают в теплые края. 1. [ ═ ― ] . 2. [― ═ ] . 3. [― ═ ] , и [ ═ ― ] . 4. [― ═ ] , [ ═ ― ] . 5. ( Когда ═ ― ) , [― ═ ] .
Схема Номер предложения [= -]. 2 [– =]. 5 [– =], и [= -]. 1 [– =], [= -]. 4 (Когда – =), [– =]. 3
Наступила осень. Птицы улетают в теплые края. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
1вариант Выписать номера простых предложений . Знаки препинания не расставлены. 1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту. 2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев. 3.Листья потемнели и шуршат при ветре. 2вариант Выписать номера сложных предложений . Знаки препинания не расставлены. 1.Наступила осень и птицы потянулись к югу. 2.Листья лежали на дороге на крышах домов. 3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.
ТЕСТ 1В – 2,3 2В – 1,3
Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Я понял, что… Теперь я могу… Урок мне показался… Мне было легко (трудно)… Какие задачи ты ставил? Удалось ли добиться, что получилось? Что еще сделать , чтобы получилось лучше?
Домашнее задание Составить на карточке 1-2 задания для соседа по парте по теме «Простые и сложные предложения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении
Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»
Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...
Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения
Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...
Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"
На уроке отрабатывается алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка" урока - дидактический материал подобран из книги В.Губарева...