Рабочая программа по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана на основе программы Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_r7.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
- Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г),
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку
- Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов ( Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др. Издательство «Дрофа», 2008 г.)
Программа реализуется в адресованном учащимся 5—9 классов комплексе:
1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Учебник. — М.: Дрофа, 2011
2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник под редакцией С.Н. Пименовой. — М.: Дрофа, 2011
3. Никитина Е.М. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. — М.: Дрофа, 2009.
Основные цели данной программы: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
- формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».
Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов Общее количество контрольных работ: диктантов-2, тестирований-2, сочинений- 2, изложений-2
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.
чтение:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста делить текст на части и т.п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
- с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
- определять способы образования слов разных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря, комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте:
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
1. | Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость. | 1ч. | |||
Повторение изученного в 5-6 классах. | |||||
2,3 | Морфология, морфемика, орфография | 2 | |||
4 | Синтаксис. Словосочетание. | 1 | |||
5,6 | Синтаксис и пунктуация. Простое и сложное предложение | 1 | |||
7-8 | Морфология и орфография | 2 | |||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 | |||
10 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | |||
11 | РР.Что такое текст | 1 | |||
12 | РР. Заглавие – один из признаков текста | 1 | |||
Причастие | |||||
13 | Повторение изученного о глаголе | 1 | |||
14 15 | Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки | 2 | |||
16 | Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам | 1 | |||
Признаки прилагательного у причастия: согласование с существительным | |||||
17 | Признаки прилагательного у причастия: наличие полной и краткой форм, их роль в предложении | 1 | |||
18 | Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего) | 1 | |||
19,20 | РР. Сочинение по картине К.С.Петрова – Водкина «Утренний натюрморт»№1 | 2 | |||
21, 22 | Причастный оборот | 2 | |||
23, 24 | Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова | 2 | |||
25 | РР. Описание общего вида местности | 1 | |||
26, 27 | Правописание не с причастиями | 2 | |||
28, 29 | Действительные и страдательные причастия. | 2 | |||
30, 31 | РР. Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова «Золотая осень» | 2 | |||
32 | Словообразование действительных причастий | 1 | |||
33 34 | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | |||
35 | Правописание гласных перед суффиксами – ВШ- и –Ш- | 1 | |||
36 | Образование и правописание страдательных причастий | 1 | |||
37 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | |||
38 | Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | |||
39 | Правописание е – ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | |||
40 41 | Правописание гласных в причастиях перед нн и н | 2 | |||
42 43 | Правописание н в кратких формах страдательных причастий | 2 | |||
44 45 | Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных | 2 | |||
46 | РР. Описание действий | 1 | |||
47 | Морфологический разбор причастий | 1 | |||
48 49 | Повторение изученного в разделе «Причастие» | 2 | |||
50 | Тестирование по теме «Причастие» №1 | 1 | |||
51 | РР. Описание спортивных действий | 1 | |||
Деепричастие | |||||
52 53 | Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки | 2 | |||
54 55 | Признаки глагола и наречия у деепричастия | 2 | |||
56 | РР. Рассказ на основе услышанного | 1 | |||
57 | Правописание не с деепричастиями | 1 | |||
58 | Деепричастный оборот | 1 | |||
59 60 | Выделение запятыми деепричастного оборота | 2 | |||
61 | РР. Рассказ на основе услышанного | 1 | |||
62 | Словообразование деепричастий совершенного и несовершенного вида | 1 | |||
63 | Повторение изученного в разделе «Деепричастие» | 1 | |||
64 | Контрольный диктант №2 по теме «Деепричастие» | 1 | |||
65,66 | Сочинение – описание по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта» | 2 | |||
67 | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | 1 | |||
68, 69 | Повторим орфографию | 2 | |||
70 | Повторим пунктуацию | 1 | |||
71 | РР. Как создавать киносценарий в разных формах | 1 | |||
Служебные части речи | |||||
72 | Общее понятие о служебных частях речи | 1 | |||
Предлог | |||||
73 | Понятие о предлоге | 1 | |||
74 | Назначение предлогов в речи | 1 | |||
75 | Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов | 1 | |||
76 | РР. Как создавать киносценарий в разных формах | 1 | |||
77 | Группы предлогов по происхождению: производные и непроизводные | 1 | |||
78 | Простые и составные предлоги | 1 | |||
79 | Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.) | 1 | |||
80 | Раздельное написание производных предлогов | 1 | |||
81 | РР.Отзыв о книге | 1 | |||
82 | Слитное написание производных предлогов | 1 | |||
83 | Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие | 1 | |||
84 | Повторение изученного в разделе «Предлог» | 1 | |||
85 86 | РР.Контрольное изложение, близкое к тексту №1 | 2 | |||
Союз | |||||
87 | Понятие о союзе | 1 | |||
88 | Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста | 1 | |||
89 | Простые и составные союзы | 1 | |||
90 | Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению | 1 | |||
91 | РР.Отзыв о книге | 1 | |||
92 | Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненный предложениях | 1 | |||
93 | Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато | 1 | |||
94 | Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении | 1 | |||
95 | Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению | 1 | |||
96 | Правописание составных подчинительных союзов | 1 | |||
97 | Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами) | 1 | |||
98 | РР. Характеристика литературного героя | 1 | |||
99 100 | Повторение темы «Союз» | 2 | |||
101 | РР. Публицистический стиль | 1 | |||
102 103 | Повторим орфографию | 2 | |||
104 | Повторим пунктуацию | 1 | |||
105 | РР.Интервью – жанр публицистики | 1 | |||
Частица | |||||
106 | Понятие о частице как служебной части речи | 1 | |||
107 | Частицы, образующие формы слов и новые слова | 1 | |||
108 | Разряды частиц по значению и употреблению | 1 | |||
109 | РР. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз | 1 | |||
110 111 | Отрицательные частицы | 2 | |||
112 113 | Различение не – ни | 2 | |||
114 115 | Модальные частицы. Вопросительные, восклицательные, указательные частицы | 2 | |||
116 | Усилительные частицы | 1 | |||
117 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | |||
118 119 | Слитное и раздельное написание не и ни | 2 | |||
120 | Закрепление слитного и раздельного написания не и ни | 1 | |||
121 | Морфологический разбор частиц | 1 | |||
122 | РР. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз | 1 | |||
123 | Закрепление изученного по теме «Частицы» | 1 | |||
124 | Контрольное тестирование по теме «Служебные части речи» №2 | 1 | |||
125 | Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные | 1 | |||
Междометие | |||||
126 | Понятие о междометии. Основные функции междометий | 1 | |||
127 | Разряды междометий. Звукоподражательные слова | 1 | |||
128 | Знаки препинания при междометиях | 1 | |||
129130 | Повторим орфографию | 2 | |||
131 | Повторим пунктуацию | 1 | |||
132133 | Сочинение – описание по картине А.А.Пластова «Фашист пролетел» №2 | 2 | |||
Повторение изученного в 5 – 7 классах | |||||
134 | Повторение и обобщение знаний. Фонетика | 1 | |||
135 | Повторение и обобщение знаний. Морфемика | 1 | |||
136 | Повторение. Морфология и орфография | 1 | |||
137 138 | Итоговое изложение №2 | 2 | |||
139 140 | Повторение изученного. Практикум по культуре речи | 2 |
Содержание программы
Введение
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.
Повторение изученного в 5—6 классах
Причастие
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастна; изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами вш и-ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. I
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н.
Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Деепричастие
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи
Предлог
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинитель союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др.
Частица
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо -нибудь, кое-, -ка, -таки.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
Междометие
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Повторение
Формы и средства контроля
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- Контрольные диктанты :
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного» (Приложение)
Контрольный диктант №2 по теме «Деепричастие» (Приложение)
- Контрольные тесты:
Контрольный тест №1 по теме «Служебные части речи» (Приложение)
Контрольный тест №2 по теме «Причастие» (Приложение)
- Изложения:
1.Упр.112 стр.104 (Русская речь. Развитие речи. 7 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2009
2. Н.О. Крамаренко. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика». «Русская речь». 7 класс. — М.: Дрофа, 2005
- Сочинения (Русская речь. Развитие речи. 7 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2009)
1. упр.13 стр.17
2.упр.11 стр.103
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7 класс. Под редакцией С.Н. Пименевой. — М.: Дрофа, 2005
2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 7 класс. — М.: Дрофа 2004
3. Н.О. Крамаренко. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика». «Русская речь». 7 класс. — М.: Дрофа, 2005
4.. Диктанты по русскому языку. 7 класс — М.: Дрофа 2005.
11. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 7 класс. — М.: Дрофа, 2008.
5. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 7 класс /Сост.Н.В.Егорова.-М.ВАКО, 2010 г
Для учащихся:
1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Учебник. — М.: Дрофа, 2011
2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник под редакцией С.Н. Пименовой. — М.: Дрофа, 2011
3. Никитина Е.М. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. — М.: Дрофа, 2009.
Приложение
- Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного»
Пароход подходил к слиянию Волги с Камой и заворачивал на юг. Солнце садилось. На волжских берегах лежала тишина.
Вдали забелел встречный пароход. Чуть слышно донесся свисток, и в ответ ему над крышей палубы раздался могучий протяжный рев и коротко оборвался. Берега сразу ожили, и тишина всколыхнулась. Ожили горы, ожило все за горами, берега гулко и весело начали перекликаться над молчащею рекой.
Отзвуки замолкали, и тишина захватывала берега. Над горами горела нежно-золотистая заря. Сзади Кама вливала свою темную струю в буровато-желтую Волгу. А впереди раскрывался необъятный водный простор. Широкий и вольный, он далеко в голубую дымку раздвигал чуть видневшиеся берега. Набегал слабый ветер, и в нем слышался запах цветущих лугов.
Заря догорала, и начинали спускаться сумерки. Вокруг в теплой мгле тянулась бесконечная гладь Волги, только слева на горизонте смутно чернела полоска берега.
(По В. Вересаеву.)
(130 слов.)
Задания.
1. Озаглавьте текст. Подумайте, что вы отразили в заглавии: тему или основную мысль.
2. Выполните фонетический разбор:
1-й вариант – юг;
2-й вариант – гладь.
3. Выполните морфемный разбор:
1-й вариант – забелел;
2-й вариант – вливала.
4. Выполните лексический разбор:
1-й вариант – (Пароход) подходил (к слиянию Волги);
2-й вариант – (Заря) догорала...
5. Выполните синтаксический разбор:
1-й вариант: Отзвуки замолкали, и тишина захватывала берега.
2-й вариант: Заря догорала, и начинали спускаться сумерки.
- Контрольный диктант №2 по теме «Деепричастие»
НОЧНАЯ ГРОЗА
Среди ночи мальчик проснулся от неясного, дальнего гула, который то затихал, то вдруг возникал снова.
Следуя какой-то властной силе, он ощупью добрался до двери, неслышно приоткрыл ее и выскользнул на улицу. И небо, и земля были затянуты сплошной, кромешной теменью, сквозь которую ничто нигде не проступало, но дорогу к реке он знал и с закрытыми глазами. Смешно и неловко подпрыгивая, боясь налететь на забор, но еще больше боясь идти шагом, он бросился на берег.
Где-то далеко в тайге зарокотало, набрало силу и покатилось, покатилось прямо на деревню, грозя раздавить и смять ее, и, только чуть-чуть не докатившись, развалилось. Надвигалась гроза.
Небо теперь было могучее и страшное. По краям, сливаясь с землей, оно уходило в бесконечную темь. В нагромождении туч, двигаясь и меняясь, зловещей синевой пылали какие-то полосы и пятна.
(По В. Распутину.)
(129 слов.)
Задания.
1. Выполните синтаксический разбор простого предложения:
1-й вариант – Следуя какой-то властной силе…
2-й вариант – Смешно и неловко подпрыгивая…
2. Выполните морфемный разбор деепричастий:
1-й вариант – подпрыгивая, двигаясь.
2-й вариант – докатившись, грозя.
3. Выполните морфологический разбор деепричастий:
1-й вариант – следуя, боясь.
2-й вариант – сливаясь, меняя
- Контрольный тест №1 по теме «Служебные части речи»
А1. В каком предложении нет частицы?
1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.
2) У реки сидел лишь один рыбак.
3) Помочь мне можешь именно ты.
4) Как весело было в парке!
А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?
1) (ЧТО) Б ты делал без меня?
2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Аршавин. Q3) Горячей воды не будет (В)СЛЕДСТВИЕ ремонта труб.
4) Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром
фильма.
A3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) по окончани.. передачи
2) узнал впоследстви..
3) по приезд., в столицу
4) Молчи, н.. звука!
А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?
1) Ему палец в рот (не) клади.
2) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.
3) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
4) (Не)выученные уроки беспокоили меня
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибив-
шись раз, не ошибиться снова.
2) Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если
это удалось перед нами сложноподчинённое предложение.
3) Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I.
4) Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шур-
шит мышь.
А6. В каком примере нет речевой ошибки?
1) по прибытию в гостиницу
А6. В каком примере нет речевой ошибки?
1) по прибытию в гостиницу
Q 2) выяснить о том, как делать задание Q 3) пришёл со школы Q 4) оплатить проезд
Прочитайте текст и выполните задания В1—ВЗ и С1.
(1 )До конца XVIII века в целях получения энергии пользовались только водяными двигателями. (2)Для того чтобы промышленность могла развиваться, необходимо было создать новые, более удобные устройства. (З)Талантливый русский механик- горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не завися от капризов природы. (4)Несмотря на трудности и препятствия со стороны начальства, первая паровая машина была построена Ползуновым.
В1. Из предложений (1) и (4) выпишите составные предлоги.
- Контрольный тест№2 по теме «Причастие»
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии
2) о накал.вшейся обстановке, поспор.вший с приятелем
3) о проливш.мся молоке, выгор..вший участок
4) с прошедш..м праздником, выкатавш.йся клубок
А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква А (Я)?
1) вид.щий, сморщ..нный
2) проща.щийся, озадач.нный
3) стел.щийся, потрач..нный
4) кле..щий, расе.нный
A3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?
1) выставляя.мый, разве..на
2) завис„мый, сочт.ны
3) управляя.мый, заверш„на
4) движ.мый, усе..ны
А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) напряжё..ый труд, решение найде..о
2) печё..ые овощи, охваче..ы радостью
3) просвещё..ое общество, нечая..я встреча
4) мощё..ая булыжником, дети растеря.. ы
А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
1) (Не)работающий, а сломанный телефон.
2) Посуда (не)убрана в шкаф.
3) (Не)накормленная вовремя собака.
4) (Не)оконченная повесть.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.
2) В чем художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?
3) С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
4) Д.С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с «заученными с детства молитвами».
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистепёрая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (З)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм
В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (1).
В2. Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.
ВЗ. Напишите, какие причастия встречаются в предложении (2).
В4. Выпишите из предложения (3) причастный оборот.
С1. Расскажите, в чём вы видите значение охраны животных
- Изложение №2
Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, каковое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами, любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и от того, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть весь дальнейший образ жизни этого человека, круг его интересов, дела и поведение. Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, чувство же в свою очередь окрашивает наши поступки.
Так вот я – за любознательность! А значит – за богатство человеческой души и добрые поступки.
Но как еще в школьные годы научиться видеть и слышать мир; развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала, ребята, следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном большое, необыкновенное. Без этого никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания, а будет лишь утолено простое бесплодное сорочье любопытство. Какое-нибудь неприметное озерцо тут же, за городом, полно жизни, но какова эта жизнь – для большинства горожан такая же загадка, как тайна планеты Марс. Вот они, дальние неведомые страны, – вокруг тебя! Поля, луга, рощицы, овражки... Вооружайтесь терпением, вниманием к родной природе и выходите читать увлекательную книгу ее жизни.
Е. Носо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...