Урок-путешествие "В гостях у суффиксов и окончаний"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок-путешествие "В гостях у суффиксов и окончаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие
«В гостях у суффиксов и окончаний»
6 класс
Цели:
Образовательная: повторить написание букв о и е после шипящих в корне слова, написание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, открыть правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.
Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе.
Воспитательная: воспитывать творческие способности учеников.
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нам предстоит побывать в стране Орфографической, в городе Прилагательном, на улице Шипящей, в доме у Суффиксов и Окончаний. Дорога предстоит нам дальняя, нам надо будет пройти через мост Суффиксов, вход на который охраняют Суффиксы прилагательных. Нам встретится гора Корень, у подножия которой живут звуки, шипящие на путников, и только покорив эту вершину, мы сможем продолжить путь. Нам надо будет переплыть реку Существительных, которые также не пропускают путешественников, не загадав им трудных загадок. Но встретятся нам и добрые помощники – Проверочные слова и Ударения, и если мы сумеем воспользоваться их помощью, наш путь будет легким и быстрым.
Собираясь в поход, положим в рюкзак все самое необходимое. В пути нам понадобятся знания состава слова, умения выделять морфемы, ставить ударения и подбирать проверочные слова.
В каждой группе нам надо выбрать капитана, который будет вести дневник путешествия.
II. Рюкзак знаний
Итак, все готово к началу большого пути. Проведем разминку и проверим наши рюкзаки.
Проверка знаний состава слова.
Каждая группа должна дать определение одной морфемы.
Корень | Приставка | Суффикс | Окончание |
Разобрать слова по составу.
Вытяжка, старушка, лесной, мягко, чистота, съездить, наводнение, предгорье, приболеть, речушка.
III. Мост Суффиксов
Начинаем наш путь. Первое препятствие на нашем пути – мост Суффиксов. На мосту пробка – собралось много Суффиксов, все перепуталось, все спешат к своим прилагательным. Помогите им занять свои места в словах. Только так мы сможем продолжить путь.
Задание: исправьте ошибки в написании суффиксов прилагательных. Запишите исправленный вариант, графически объясните написание суффиксов.
Кузнецский, матроский, француский, солдацкий, близский, гиганцкий. Рыбацский, вязский, ткацский, утрений, свинной, юнный, ветренный, стекляный, соный, утинный.
IV. Гора Корня и Шипящие
Мы успешно преодолели мост и приближаемся к горе Корня. У подножия горы, как вы помните, живут звуки, шипящие на всех прохожих. Но если мы каждому шипящему приставим «свой» гласный, они позволят нам перейти через гору.
Задание: вставьте пропущенные буквы там, где возможно записать проверочные слова.
Щ_лкать, ш_в, ш_лк, ш_рох, деш_вый, ж_лудь, капюш_н, щ_голь, изж_га, трещ_тка, трущ_ба, ж_лтый.
V. Река Существительных
Мы успешно справились с препятствием. Продолжаем путь. Очередное испытание встает на нашем пути – река Существительных. Выполним задание, и Существительное перевезет нас через свою речку.
Задание: вставьте пропущенные буквы, запишите слова в таблицу.
Окончание | Суффикс | ||
о | е | о | е |
Боч_к, врач_м, бараш_к, товарищ_м, снеж_к, деревц_м, барсуч_нок, певц_м, веноч_к, луч_м, башмач_к, височ_к, чаш_й, песоч_к, внуч_к, списоч_к, платоч_к, пастуш_к.
VI. Дом Суффиксов и Окончаний
Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом , в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Где все его жители?
Да вот один суффикс. Попробуем у него выяснить, что же случилось в этом доме.
Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфологии, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких именно. Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и падеж – все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите наконец, как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить ей пользу».
Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь встречались с такими же морфемами у существительных. Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний?
- Ударение.
Расставьте буквы е и о по своим местам. Помните об ударении.
Холщ_вый, больш_го, парч_вый, чуж_го, глянц_вый, беж_вый, хорош_го, пунц_вый, алыч_вый, пригож_го, на свеж_м, нож_вой, куч_вые, в дремуч_м, оранж_вый, кольц_вая, камыш_вый, колюч_го, ерш_вый, лежач_го, сторож_вой.
VII. Творческая работа
Мы справились с заданием. Все жители города Прилагательное вышли на улицы и устроили для нас грандиозный праздник. Они читали стихи, пели песни, показывали фокусы. Давайте и мы примем участие в их празднике.
Напишите творческую работу для праздника в городе Прилагательном. В работе обязательно используйте слова с суффиксами, которые мы встретили во время путешествия. Не забудьте о шипящих, их нужно задобрить, чтобы они больше не доставляли неприятностей нашим суффиксам и окончаниям.
VIII. Итоги урока
Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему? Там появились новые знания. Какие? От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?
Какая команда прошла весь путь без потерь?
Выставление оценок по листу путешественника.
IX. Домашнее задание
Для всех: составить связный рассказ о правописании гласных после шипящих, записать план и примеры.
По выбору учащихся: написать мини-сочинение «Маленькое путешествие», используя имена прилагательные с суффиксами.
Или: выписать из художественной литературы 5 предложений с прилагательными, в которых есть изученная орфограмма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных
Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно...
Урок – путешествие «В гости к королеве»
Урок английского языка во 2 классе. Урок-игра....
Подготовка к ЕГЭ. А16. Правописание суффиксов и окончаний глаголов
Подготовка к ЕГЭ. А16. Правописание суффиксов и окончаний глаголов. Тренажёр и ппроверочный тест....
Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. 5 класс. ФГОС.
Конструктор урока русского языка в 5 классе. Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...
Урок - путешествие "В гости к талисману" в 4 классе по английскому языку
Урок — путешествие по английскому языку «В гости к талисману» предназначен для проведения в 4 классе по теме «Олимпийские игры. Сочи 2014». Задачи урока состоят в том, чтобы органично ввести необходим...
Урок – путешествие «В гости, к дедушке» по теме «Рычаги в технике, быту и природе» Физика 7 класс
Урок-путешествие В"гости, к дедушке" проводится по теме "Рычаги в технике, быту и природе" по физике в 7 классе. Мотивация изучения темы и актуальность темы происходит при инсценировке русской народно...
Маршрутный лист к уроку "Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц."5 класс
Действия учеников при изучении данных тем....