Урок-путешествие "В гостях у суффиксов и окончаний"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок-путешествие "В гостях у суффиксов и окончаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие

 «В гостях у суффиксов и окончаний»

6 класс

Цели:

Образовательная: повторить написание букв о и е после шипящих в корне слова, написание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, открыть правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе.

Воспитательная: воспитывать творческие способности учеников.

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нам предстоит побывать в стране Орфографической, в городе Прилагательном, на улице Шипящей, в доме у Суффиксов и Окончаний. Дорога предстоит нам дальняя, нам надо будет пройти через мост Суффиксов, вход на который охраняют Суффиксы прилагательных. Нам встретится гора Корень, у подножия которой живут звуки, шипящие на путников, и только покорив эту вершину, мы сможем продолжить путь. Нам надо будет переплыть реку Существительных, которые также не пропускают путешественников, не загадав им трудных загадок. Но встретятся нам и добрые помощники – Проверочные слова и Ударения, и если мы сумеем воспользоваться их помощью, наш путь будет легким и быстрым.

Собираясь в поход, положим в рюкзак все самое необходимое. В пути нам понадобятся знания состава слова, умения выделять морфемы, ставить ударения и подбирать проверочные слова.

В каждой группе нам надо выбрать капитана, который будет вести дневник путешествия.

II. Рюкзак знаний

Итак, все готово к началу большого пути. Проведем разминку и проверим наши рюкзаки.

Проверка знаний состава слова.

Каждая группа должна дать определение одной морфемы.

Корень

Приставка

Суффикс

Окончание

Разобрать слова по составу.

Вытяжка, старушка, лесной, мягко, чистота, съездить, наводнение, предгорье, приболеть, речушка.

III. Мост Суффиксов

Начинаем наш путь. Первое препятствие на нашем пути – мост Суффиксов. На мосту пробка – собралось много Суффиксов, все перепуталось, все спешат к своим прилагательным. Помогите им занять свои места в словах. Только так мы сможем продолжить путь.

Задание: исправьте ошибки в написании суффиксов прилагательных. Запишите исправленный вариант, графически объясните написание суффиксов.

Кузнецский, матроский, француский, солдацкий, близский, гиганцкий. Рыбацский, вязский, ткацский, утрений, свинной, юнный, ветренный, стекляный, соный, утинный.

IV. Гора Корня и Шипящие

Мы успешно преодолели мост и приближаемся к горе Корня. У подножия горы, как вы помните, живут звуки, шипящие на всех прохожих. Но если мы каждому шипящему приставим «свой» гласный, они позволят нам перейти через гору.

Задание: вставьте пропущенные буквы там, где возможно записать проверочные слова.

Щ_лкать, ш_в, ш_лк, ш_рох, деш_вый, ж_лудь, капюш_н, щ_голь, изж_га, трещ_тка, трущ_ба, ж_лтый.

V. Река Существительных

Мы успешно справились с препятствием. Продолжаем путь. Очередное испытание встает на нашем пути – река Существительных. Выполним задание, и Существительное перевезет нас через свою речку.

Задание: вставьте пропущенные буквы, запишите слова в таблицу.

Окончание

Суффикс

о

е

о

е

Боч_к, врач_м, бараш_к, товарищ_м,  снеж_к, деревц_м, барсуч_нок, певц_м, веноч_к, луч_м, башмач_к, височ_к, чаш_й, песоч_к, внуч_к, списоч_к, платоч_к, пастуш_к.

VI. Дом Суффиксов и Окончаний

Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом , в котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Где все его жители?

Да вот один суффикс. Попробуем у него выяснить, что же случилось в этом доме.

Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфологии, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких именно. Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и падеж – все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите наконец, как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить ей пользу».

Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных, стоящим после шипящих. Мы ведь встречались с такими же морфемами у существительных. Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и окончаний?

- Ударение.

Расставьте буквы е и о по своим местам. Помните об ударении.

Холщ_вый, больш_го, парч_вый, чуж_го, глянц_вый, беж_вый, хорош_го, пунц_вый, алыч_вый, пригож_го, на свеж_м, нож_вой, куч_вые, в дремуч_м, оранж_вый, кольц_вая, камыш_вый, колюч_го, ерш_вый, лежач_го, сторож_вой.

VII. Творческая работа

Мы справились с заданием. Все жители города Прилагательное вышли на улицы и устроили для нас грандиозный праздник. Они читали стихи, пели песни, показывали фокусы. Давайте и мы примем участие в их празднике.

Напишите творческую работу для праздника в городе Прилагательном. В работе обязательно используйте слова с суффиксами, которые мы встретили во время путешествия. Не забудьте о шипящих, их нужно задобрить, чтобы они больше не доставляли неприятностей  нашим суффиксам и окончаниям.

VIII.  Итоги урока

Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему? Там появились новые знания. Какие? От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?

Какая команда прошла весь путь без потерь?

Выставление оценок по листу путешественника.

IX.  Домашнее задание

Для всех: составить связный рассказ о правописании гласных после шипящих, записать план и примеры.

По выбору учащихся: написать мини-сочинение «Маленькое путешествие», используя имена прилагательные с суффиксами.

Или: выписать из художественной литературы 5 предложений с прилагательными, в которых есть изученная орфограмма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно...

Урок – путешествие «В гости к королеве»

Урок английского языка во 2 классе. Урок-игра....

Подготовка к ЕГЭ. А16. Правописание суффиксов и окончаний глаголов

Подготовка к ЕГЭ. А16. Правописание суффиксов и окончаний глаголов. Тренажёр и ппроверочный тест....

Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. 5 класс. ФГОС.

Конструктор урока русского языка в 5 классе. Буквы о и ё после  шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...

Урок - путешествие "В гости к талисману" в 4 классе по английскому языку

Урок — путешествие по английскому языку «В гости к талисману» предназначен для проведения в 4 классе по теме «Олимпийские игры. Сочи 2014». Задачи урока состоят в том, чтобы органично ввести необходим...

Урок – путешествие «В гости, к дедушке» по теме «Рычаги в технике, быту и природе» Физика 7 класс

Урок-путешествие В"гости, к дедушке" проводится по теме "Рычаги в технике, быту и природе" по физике в 7 классе. Мотивация изучения темы и актуальность темы происходит при инсценировке русской народно...