Урок – путешествие «В гости, к дедушке» по теме «Рычаги в технике, быту и природе» Физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок-путешествие В"гости, к дедушке" проводится по теме "Рычаги в технике, быту и природе" по физике в 7 классе. Мотивация изучения темы и актуальность темы происходит при инсценировке русской народной сказки "Репка". Учащиеся изучают в ходе урока простые механизме на предметах инструментов окружающих их в быту и применяемых в технике. В ходе беседы с "дедушкой" учащиеся получают новую информацию, выделяют из неё главное и записывают в таблицу. Проводят исследовательский эксперимент, каждая их трёх групп получает индивидуальное задания по изучению инструментов: плоскогубцы, кусачки, ножницы, Обсуждаются профессии где используются простые механизмы и инструменты. В итоге проводится самооценка, рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Масальская средняя общеобразовательная школа»

Урок – путешествие

«В гости, к дедушке»

по теме

«Рычаги в технике, быту и природе»

 Физика 7 класс 

Составила:

Учитель физики

Кунина Лариса Николаевна.                                          

п.Масальский

   2017 г.

Цель  урока:  

Предметные:

  • Создать условия для  нахождения  в окружающем мире простых механизмов;
  • Научиться использовать простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы;

Метапредметные:

  • Продолжить формирование  общеучебных способов деятельности;
  • способствовать развитию умения использовать исследовательский метод;
  • развитие умения выражать  результаты собственной мыслительной деятельности.

Личностные:

  • Способствовать формированию компетентностей в сфере социально-трудовой деятельности;
  • Актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы;
  • Воспитание уважения к старшему поколению.

Тип урока:  изучение нового материала в ходе исследования

Методы и технологии, используемые на уроке:

  • Личностно ориентированное обучение
  • системно - деятельностный подход;
  • эвристический метод
  • проблемно- исследовательский метод

Формы учебной работы:

  • фронтальная работа со всем классом
  • групповая работа
  • индивидуальная работа

Оборудование: компьютер, медиапроектор,  Интерактивная доска, ножницы, плоскогубцы и  кусачки разных видов; бумага, ткань, медная пластина, проволока  различного диаметра, досточка с вбитым гвоздём.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационная основа урока.
  3. Целеполагание.
  4. Актуализация знаний с использованием презентации.
  5. Физминутка.
  6. Исследовательская работа
  7. Отчёт групп, вывод.
  8. Оценка знаний.
  9. Домашнее задание.
  10.  Рефлексия.

   

План урока.

I. Оргмомент: (Слайд 1) Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие, в гости, к дедушке. Возьмите с собой самое необходимое: пытливый ум, прочные знания и доброе сердце. И пусть нас сопровождает яркое солнышко. В путь! (Слайд 2).

II. Мотивация: (Слайд 3) 

Учитель: В детстве дедушка часто вам рассказывал русскую народную сказку «Репка». Давайте посмотрим  инсценирование  этой сказки. (герои сказки в костюмах и масках).

Автор: Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть, никак не вытянет. Позвал дед бабку, тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Пришла мышка, взяла лопату, поддела репку и оказалась она наверху. А мышка и говорит:

Мышка: надо знания о рычаге применять, а не  только силу.

Учитель: Объясните, как одна мышка заменила всех героев сказки?

Учащиеся: мышка использовала рычаг, который даёт выигрыш в силе, взялась за большее плечо, приложив меньшую силу.

III. Целеполагание:

Учитель: давайте вместе сформулируем цель урока.

Учащиеся: использование на практике простых механизмов дающих выигрыш в силе. (Слайд 4).

IV. Актуализация знаний.

Учитель: ваше домашнее задание было - поговорить с дедушкой о применении простых механизмов в быту и на работе, какую профессию освоил ваш дедушка, где работает? У деда конечно в домашнем хозяйстве много инструментов, в устройстве которых  использовано свойство простых механизмов. Пригласим дедушку  Саши Белова,  Ивана Тихоновича, это добрейшей души человек и он всегда рад поделиться с вами секретами использования их в работе. Слушайте его рассказ внимательно и заполните таблицу: вам необходимо определить простые механизмы по видам.

Наклонная плоскость

Рычаг

Ворот

Блок

Дедушка: Здравствуйте дорогие мои внучата. Я буду говорить с вами от имени всех ваших дедушек. Я очень люблю,  когда мой внук Саша приходит ко мне в гости. У меня есть возможность его многому научить. Я приглашаю вас поехать на машине на рыбалку, но вот только она что-то не заводится, придётся взять рукоятку и немного поработать,  вот и завелась,  можем ехать, чтобы ехать быстрее используем переключатель  скоростей который связан с коробкой передач,  давим на  педаль газа, а при остановке ставим на ручной тормоз. Вот и приехали. Если в дороге прокололи колесо, то не ждите помощи, представьте, что вы силач и поднимите машину массой 2 тонны, но только сделать это сможете с помощью простого механизма – домкрата винтового, (Слайд 5) дающего выигрыш в силе в 40 - 50 раз. Если на дороге вам мешает  бревно или большой камень, лучше всего использовать лом, он даёт выигрыш в силе в 15-20 раз. Но если автомобиль застрянет в грязи, можно использовать лебедку (Слайд 6) другой машины или блок.

     А у бабушки тоже есть простые механизмы для облегчения работы: ручка швейной машины, ухват, чтобы из печи достать хлеб, щипцы для углей, сахара, орехов, чеснока. А когда она делает заготовки на зиму, использует рычажные весы, закаточную машинку.  А сколько у неё в хозяйстве ножниц:  по ткани - портняжные, по бумаге - конторские, садовые – секатор(Слайд 7), ножницы для стрижки шерсти овец. От старых времён у неё осталось красивое коромысло (Слайд 8) – я его ей сам изготовил ещё в молодости, с ним она ходит к колодцу (Слайд 9) за водой. Все эти механизмы помогают нам в быту.

Учитель: поменяйтесь листами и проведите проверку заполнения таблицы, заодно проверьте свои знания, поставьте оценку, верните листы, а теперь каждый проверит сам свои ответы, верные представлены на Интерактивной доске.

Наклонная плоскость

Рычаг

Ворот

Блок

Домкрат винтовой

Педаль

Переключатель скоростей

Ручной тормоз

Лом

Ухват

Щипцы

Весы

Закаточная машинка

Ножницы

Коромысло

Рукоятка

Ручка швейной машины

Рукоятка колодца

Лебёдка

блок

Учитель: устали, давайте отдохнём.

V. Физминутка  (Слайд 10)

1.Поможем дедушке для бани наколоть дров. Наклонились, подняли топор, не забывайте,  это простой механизм  в виде  клина, наклонной плоскости. Подняли его над головой, с силой опустили, ударили по чурке. 5 раз.

2. Юноши выкручивают ведро из колодца прикладывая силу, а девочки крутят ручку мясорубки обеими руками. 5 оборотов.

3.Посмотрели на соседа по парте, улыбнулись, от ваших улыбок в классе стало теплее. Садитесь. Продолжим работу.

VI. Исследовательский эксперимент:

Цель: выяснить экспериментально, как получить  наибольший  выигрыш в силе с помощью слесарных инструментов.

Гипотеза: предположим, что данные слесарные инструменты дают выигрыш в силе.

Учитель: давайте проверим на опыте правило равновесия рычага. Возьмите спичку, переломите её пополам, оставшуюся часть переломите ещё раз, оставшуюся часть переломите ещё раз. Опишите ваши ощущения.

Учащийся: чем меньше остаток спички, тем труднее её переламывать, то есть, приходится  прикладывать большую силу. Выполняется условие равновесия рычага.

Учитель: три группы получили задание, распределите, кто какое задание будет выполнять и приготовьте ваш отчёт. Если затрудняетесь, у нас есть консультант  дедушка  Иван Тихонович, он работает слесарем в мастерской.

Вариант 1.

1.Изучите устройство кусачек.

2. Найти ось вращения и точки приложения сил, измерить плечи сил (смотри рис.156  стр.142  в учебнике).

3.Вычислите, какой выигрыш в силе даёт использование данного инструмента.

4.Как нужно держать кусачки, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?

5. Как зависит длина плеча сил от назначения применения кусачек (использовать проволоку различной толщины)?

6.Показать, как правильно работать данным инструментом.

Вариант 2.

1.Изучите устройство ножниц.

2. Найти ось вращения и точки приложения сил, измерить плечи сил(смотри рис.156  стр.142  в учебнике).

3.Вычислите, какой выигрыш в силе даёт использование данного инструмента.

4.Как нужно располагать разрезаемый материал, чтобы получить  наибольший выигрыш в силе?

5. Как зависит длина плеча сил от назначения применения ножниц? (различный материал: бумага, ткань, металл)

6.Показать, как правильно работать данным инструментом.

Вариант 3.

1.Изучите устройство плоскогубцев.

2. Найти ось вращения и точки приложения сил, измерить плечи сил(смотри рис.156  стр.142  в учебнике).

3.Вычислите, какой выигрыш в силе даёт использование данного инструмента.

4.Почему у плоскогубцев режущая часть расположена ближе к оси?

5.  Как зависит длина плеча сил от назначения применения плоскогубцев (перекусить проволоку, выдернуть гвоздь)?

6. Показать, как правильно работать данным инструментом.

VII.  Отчёт групп. Вывод.

Учитель: заслушаем отчёт каждой группы и сделаем вывод, читая ещё раз цель и гипотезу.

Вывод: в ходе исследования, мы доказали, что с помощью слесарных инструментов можно получить наибольший выигрыш в силе увеличивая плечо действующей  силы.

Дополнительные вопросы:

1. В каких профессиях используют ножницы? (Ответ: слесарь, сапожник, садовник, парикмахер, продавец тканей, портной)

2.  В мастерской для разрезания листового железа используют большие ножницы, одна часть которых закреплена на верстаке. Что нужно сделать с другой частью и как, чтобы получить наибольший выигрыш в силе? (Ответ: удлинить плечо железной трубой).

4. Объясните пословицу «Клин клином вышибают».

5. Если нужно закатить бочку с топливом на высоту кузова автомобиля, какой легче воспользоваться наклонной плоскостью: пологой или крутой и почему?

VIII. Оценка знаний.

Посоветуйтесь в группе и выставите оценки за вклад каждого ученика в исследование. Оценки запишите на индивидуальном листе каждого ученика и листы сдать.

IX. Домашнее задание: 1-3 по выбору.

1.Напишите  письмо своему дедушке о том, что нового, интересного вы узнали на уроке.

2. Подготовить рисунки простых механизмов, с которыми вас познакомил ваш  дедушка.

3. Подготовить пословицы и поговорки о простых механизмах.

4. п. 58  изучить.   Стр. 144   упр. 30 № 1-3 устно.

X. Рефлексия:

  1. Оцените свои действия на уроке  и сделайте вывод о его пользе;
  2. Поможет ли  вам в жизни  информация,  полученная на уроке;
  3. Помог  ли вам дедушка в изучении данной темы.

Учитель: Стремитесь к знаниям, дедушка вам поможет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс

Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс...

Урок-путешествие "Полёт на планету МИФ" по теме "Действия с положительными и отрицательными числами", 6 класс.

Урок по теме "Действия с положительными и отрицательными числами", 6 класс....

Конспект урока "Рычаги в технике, быту и природе"

Файл содержит план урока по физике "Рычаги в технике, быту и природе". Прикремплена сопутствующая презентация....

урок по физике 7 класс «Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку».

Тип урока:   изучение и первичное закрепление  новых знаний и способов деятельности.Время проведения: IV четвертьЦель: Рассмотреть возможности применения рычагов в природе, быту и техни...

Конспект урока "Рычаги в технике, быту и природе"

Файл содержит план урока по физике "Рычаги в технике, быту и природе". Прикремплена сопутствующая презентация....

Урок Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе. Решение задач

Конспект урока по теме "Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе. Решение задач"...

Рычаги в технике, быту и природе

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Рычаги в технике, быту и природе"...