Урок – путешествие «В гости, к дедушке» по теме «Рычаги в технике, быту и природе» Физика 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок-путешествие В"гости, к дедушке" проводится по теме "Рычаги в технике, быту и природе" по физике в 7 классе. Мотивация изучения темы и актуальность темы происходит при инсценировке русской народной сказки "Репка". Учащиеся изучают в ходе урока простые механизме на предметах инструментов окружающих их в быту и применяемых в технике. В ходе беседы с "дедушкой" учащиеся получают новую информацию, выделяют из неё главное и записывают в таблицу. Проводят исследовательский эксперимент, каждая их трёх групп получает индивидуальное задания по изучению инструментов: плоскогубцы, кусачки, ножницы, Обсуждаются профессии где используются простые механизмы и инструменты. В итоге проводится самооценка, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_gosti_k_dedushke._rychagi_v_bytu_i_tehnike.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масальская средняя общеобразовательная школа»
Урок – путешествие
«В гости, к дедушке»
по теме
«Рычаги в технике, быту и природе»
Физика 7 класс
Составила:
Учитель физики
Кунина Лариса Николаевна.
п.Масальский
2017 г.
Цель урока:
Предметные:
- Создать условия для нахождения в окружающем мире простых механизмов;
- Научиться использовать простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы;
Метапредметные:
- Продолжить формирование общеучебных способов деятельности;
- способствовать развитию умения использовать исследовательский метод;
- развитие умения выражать результаты собственной мыслительной деятельности.
Личностные:
- Способствовать формированию компетентностей в сфере социально-трудовой деятельности;
- Актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы;
- Воспитание уважения к старшему поколению.
Тип урока: изучение нового материала в ходе исследования
Методы и технологии, используемые на уроке:
- Личностно ориентированное обучение
- системно - деятельностный подход;
- эвристический метод
- проблемно- исследовательский метод
Формы учебной работы:
- фронтальная работа со всем классом
- групповая работа
- индивидуальная работа
Оборудование: компьютер, медиапроектор, Интерактивная доска, ножницы, плоскогубцы и кусачки разных видов; бумага, ткань, медная пластина, проволока различного диаметра, досточка с вбитым гвоздём.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Мотивационная основа урока.
- Целеполагание.
- Актуализация знаний с использованием презентации.
- Физминутка.
- Исследовательская работа
- Отчёт групп, вывод.
- Оценка знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
План урока.
I. Оргмомент: (Слайд 1) Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие, в гости, к дедушке. Возьмите с собой самое необходимое: пытливый ум, прочные знания и доброе сердце. И пусть нас сопровождает яркое солнышко. В путь! (Слайд 2).
II. Мотивация: (Слайд 3)
Учитель: В детстве дедушка часто вам рассказывал русскую народную сказку «Репка». Давайте посмотрим инсценирование этой сказки. (герои сказки в костюмах и масках).
Автор: Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть, никак не вытянет. Позвал дед бабку, тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, тянут- потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Пришла мышка, взяла лопату, поддела репку и оказалась она наверху. А мышка и говорит:
Мышка: надо знания о рычаге применять, а не только силу.
Учитель: Объясните, как одна мышка заменила всех героев сказки?
Учащиеся: мышка использовала рычаг, который даёт выигрыш в силе, взялась за большее плечо, приложив меньшую силу.
III. Целеполагание:
Учитель: давайте вместе сформулируем цель урока.
Учащиеся: использование на практике простых механизмов дающих выигрыш в силе. (Слайд 4).
IV. Актуализация знаний.
Учитель: ваше домашнее задание было - поговорить с дедушкой о применении простых механизмов в быту и на работе, какую профессию освоил ваш дедушка, где работает? У деда конечно в домашнем хозяйстве много инструментов, в устройстве которых использовано свойство простых механизмов. Пригласим дедушку Саши Белова, Ивана Тихоновича, это добрейшей души человек и он всегда рад поделиться с вами секретами использования их в работе. Слушайте его рассказ внимательно и заполните таблицу: вам необходимо определить простые механизмы по видам.
Наклонная плоскость | Рычаг | Ворот | Блок |
Дедушка: Здравствуйте дорогие мои внучата. Я буду говорить с вами от имени всех ваших дедушек. Я очень люблю, когда мой внук Саша приходит ко мне в гости. У меня есть возможность его многому научить. Я приглашаю вас поехать на машине на рыбалку, но вот только она что-то не заводится, придётся взять рукоятку и немного поработать, вот и завелась, можем ехать, чтобы ехать быстрее используем переключатель скоростей который связан с коробкой передач, давим на педаль газа, а при остановке ставим на ручной тормоз. Вот и приехали. Если в дороге прокололи колесо, то не ждите помощи, представьте, что вы силач и поднимите машину массой 2 тонны, но только сделать это сможете с помощью простого механизма – домкрата винтового, (Слайд 5) дающего выигрыш в силе в 40 - 50 раз. Если на дороге вам мешает бревно или большой камень, лучше всего использовать лом, он даёт выигрыш в силе в 15-20 раз. Но если автомобиль застрянет в грязи, можно использовать лебедку (Слайд 6) другой машины или блок.
А у бабушки тоже есть простые механизмы для облегчения работы: ручка швейной машины, ухват, чтобы из печи достать хлеб, щипцы для углей, сахара, орехов, чеснока. А когда она делает заготовки на зиму, использует рычажные весы, закаточную машинку. А сколько у неё в хозяйстве ножниц: по ткани - портняжные, по бумаге - конторские, садовые – секатор(Слайд 7), ножницы для стрижки шерсти овец. От старых времён у неё осталось красивое коромысло (Слайд 8) – я его ей сам изготовил ещё в молодости, с ним она ходит к колодцу (Слайд 9) за водой. Все эти механизмы помогают нам в быту.
Учитель: поменяйтесь листами и проведите проверку заполнения таблицы, заодно проверьте свои знания, поставьте оценку, верните листы, а теперь каждый проверит сам свои ответы, верные представлены на Интерактивной доске.
Наклонная плоскость | Рычаг | Ворот | Блок |
Домкрат винтовой | Педаль Переключатель скоростей Ручной тормоз Лом Ухват Щипцы Весы Закаточная машинка Ножницы Коромысло | Рукоятка Ручка швейной машины Рукоятка колодца | Лебёдка блок |
Учитель: устали, давайте отдохнём.
V. Физминутка (Слайд 10)
1.Поможем дедушке для бани наколоть дров. Наклонились, подняли топор, не забывайте, это простой механизм в виде клина, наклонной плоскости. Подняли его над головой, с силой опустили, ударили по чурке. 5 раз.
2. Юноши выкручивают ведро из колодца прикладывая силу, а девочки крутят ручку мясорубки обеими руками. 5 оборотов.
3.Посмотрели на соседа по парте, улыбнулись, от ваших улыбок в классе стало теплее. Садитесь. Продолжим работу.
VI. Исследовательский эксперимент:
Цель: выяснить экспериментально, как получить наибольший выигрыш в силе с помощью слесарных инструментов.
Гипотеза: предположим, что данные слесарные инструменты дают выигрыш в силе.
Учитель: давайте проверим на опыте правило равновесия рычага. Возьмите спичку, переломите её пополам, оставшуюся часть переломите ещё раз, оставшуюся часть переломите ещё раз. Опишите ваши ощущения.
Учащийся: чем меньше остаток спички, тем труднее её переламывать, то есть, приходится прикладывать большую силу. Выполняется условие равновесия рычага.
Учитель: три группы получили задание, распределите, кто какое задание будет выполнять и приготовьте ваш отчёт. Если затрудняетесь, у нас есть консультант дедушка Иван Тихонович, он работает слесарем в мастерской.
Вариант 1.
1.Изучите устройство кусачек.
2. Найти ось вращения и точки приложения сил, измерить плечи сил (смотри рис.156 стр.142 в учебнике).
3.Вычислите, какой выигрыш в силе даёт использование данного инструмента.
4.Как нужно держать кусачки, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?
5. Как зависит длина плеча сил от назначения применения кусачек (использовать проволоку различной толщины)?
6.Показать, как правильно работать данным инструментом.
Вариант 2.
1.Изучите устройство ножниц.
2. Найти ось вращения и точки приложения сил, измерить плечи сил(смотри рис.156 стр.142 в учебнике).
3.Вычислите, какой выигрыш в силе даёт использование данного инструмента.
4.Как нужно располагать разрезаемый материал, чтобы получить наибольший выигрыш в силе?
5. Как зависит длина плеча сил от назначения применения ножниц? (различный материал: бумага, ткань, металл)
6.Показать, как правильно работать данным инструментом.
Вариант 3.
1.Изучите устройство плоскогубцев.
2. Найти ось вращения и точки приложения сил, измерить плечи сил(смотри рис.156 стр.142 в учебнике).
3.Вычислите, какой выигрыш в силе даёт использование данного инструмента.
4.Почему у плоскогубцев режущая часть расположена ближе к оси?
5. Как зависит длина плеча сил от назначения применения плоскогубцев (перекусить проволоку, выдернуть гвоздь)?
6. Показать, как правильно работать данным инструментом.
VII. Отчёт групп. Вывод.
Учитель: заслушаем отчёт каждой группы и сделаем вывод, читая ещё раз цель и гипотезу.
Вывод: в ходе исследования, мы доказали, что с помощью слесарных инструментов можно получить наибольший выигрыш в силе увеличивая плечо действующей силы.
Дополнительные вопросы:
1. В каких профессиях используют ножницы? (Ответ: слесарь, сапожник, садовник, парикмахер, продавец тканей, портной)
2. В мастерской для разрезания листового железа используют большие ножницы, одна часть которых закреплена на верстаке. Что нужно сделать с другой частью и как, чтобы получить наибольший выигрыш в силе? (Ответ: удлинить плечо железной трубой).
4. Объясните пословицу «Клин клином вышибают».
5. Если нужно закатить бочку с топливом на высоту кузова автомобиля, какой легче воспользоваться наклонной плоскостью: пологой или крутой и почему?
VIII. Оценка знаний.
Посоветуйтесь в группе и выставите оценки за вклад каждого ученика в исследование. Оценки запишите на индивидуальном листе каждого ученика и листы сдать.
IX. Домашнее задание: 1-3 по выбору.
1.Напишите письмо своему дедушке о том, что нового, интересного вы узнали на уроке.
2. Подготовить рисунки простых механизмов, с которыми вас познакомил ваш дедушка.
3. Подготовить пословицы и поговорки о простых механизмах.
4. п. 58 изучить. Стр. 144 упр. 30 № 1-3 устно.
X. Рефлексия:
- Оцените свои действия на уроке и сделайте вывод о его пользе;
- Поможет ли вам в жизни информация, полученная на уроке;
- Помог ли вам дедушка в изучении данной темы.
Учитель: Стремитесь к знаниям, дедушка вам поможет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс
Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс...
Урок-путешествие "Полёт на планету МИФ" по теме "Действия с положительными и отрицательными числами", 6 класс.
Урок по теме "Действия с положительными и отрицательными числами", 6 класс....
Конспект урока "Рычаги в технике, быту и природе"
Файл содержит план урока по физике "Рычаги в технике, быту и природе". Прикремплена сопутствующая презентация....
урок по физике 7 класс «Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.Время проведения: IV четвертьЦель: Рассмотреть возможности применения рычагов в природе, быту и техни...
Конспект урока "Рычаги в технике, быту и природе"
Файл содержит план урока по физике "Рычаги в технике, быту и природе". Прикремплена сопутствующая презентация....
Урок Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе. Решение задач
Конспект урока по теме "Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе. Решение задач"...
Рычаги в технике, быту и природе
Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Рычаги в технике, быту и природе"...