Урок-игра по русскому языку на тему "Антонимы" с использованием ИКТ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок-игра  по русскому языку на тему "Антонимы" с использованием ИКТ. 

Цели:

·         познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;

·         расширять лексический запас учащихся.

·         привить любовь к предмету, сформировать умение находить антонимы и использовать их в речи.

·         познакомить учащихся с использованием антонимов в художественных произведениях

Задачи:

·         научиться подбирать антонимы к данному слову;

·         научиться работать со словарями антонимов.

научить учеников творчески мыслить, участвовать в коллективной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.rar82.95 КБ

Предварительный просмотр:

Антонимы

 Урок – игра по русскому языку 5 класс

Учителя русского языка и литературы

филиала МБОУ Уваровщинской  сош в селе Вячка: Квитко А.С

Цели:

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;
  • расширять лексический запас учащихся.
  • привить любовь к предмету, сформировать умение находить антонимы и использовать их в речи.
  • познакомить учащихся с использованием антонимов в художественных произведениях

Задачи:

  • научиться подбирать антонимы к данному слову;
  • научиться работать со словарями антонимов.
  • научить учеников творчески мыслить, участвовать в коллективной работе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Орфографическая пятиминутка

Словарный диктант с использованием перфокарт 

(проверяемые безударные гласные в корне слова)

1.  Сосна                            тропа                         зерно

2.  Гнездо                           роса                           звезда

3.  Столбы                         дома                           снопы

4.  Поля                              дожди                        зонты

5.  Цвета                             листы                        гроза

6.  Возить                           бродить                     ходить

7.  Ловить                          схватить                    приносить

8.  Посадить                      накосить                    осмотреть

9.  Варить                          удивлять                    кормить

III. Работа с классом.

 - Как называется раздел науки, который изучает словарный состав языка (лексика).

_ Как называются слова, имеющие одно лексическое значение.

- Слова, имеющие несколько лексических значений.

- Приведите примеры слов с переносным значением.

-Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

- Слова, обозначающие одно и тоже, но с разными оттенками значений (Синонимы)

IV. Прочитать предложение. Вставьте пропущенные буквы. ( Слайд 4 -5)

Ул..тают птицы за море,

Миновало время жатв,

На холодном сером мраморе

Лист..я желтые л..жат.

 - Проверьте  себя. 

- Выписать в столбик сказуемые первых двух предложений и определение из третьего предложения  холодный. ( Слайд 6)

  - Запишите рядом слова с противоположным значением.

 Улетают       прилетают

 Миновало    приходить (время)

Холодный     горячий.

На свете есть такие пары слов, которыми пользуются все люди.

 Холодно - жарко,  сытые - голодные, грустные - веселые.

Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаем.

Вот такие слова, имеют противоположное лексическое значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.

V. ИГРА «СТРЯТАННОЕ  СЛОВО»  (Слайд 7)

 Я называю слова, а вы должны подобрать к нему  слово с противоположным лексическим значением.

СЛАДКИЙ

-ГОРЬКИЙ

КОНЧАТЬ

- НАЧИНАТЬ

ЗАТИШЬЕ

- БУРЯ

ПЛОТНЫЙ

- РЫХЛЫЙ

ЛЕНИВЫЙ

- ТРУДОЛЮБИВЫЙ

ДЛИННЫЙ

- КОРОТКИЙ

ТЕМНОТА

- СВЕТ

-  Какое  слово было спрятано? (антоним)

- Записываем в тетрадях число и тему урока: – “Антонимы”.

  – Какая часть слова вам знакома? (вторая)

– В каких словах она встречалась? (омоним, синоним)

– Что она обозначает? (имя)

Анти – против, противоположность, оним – имя.

Таким образом, антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Работа учащихся: запись   термина  и его определения в словарик.  ( Слайд 8)

Знакомство со словарем синонимов.  

VI. Тренировочные упражнения

1.Записать в столбик слова и подобрать к ним антонимы (Слайд 9)

Тяжелый                 (легкий)

Далеко                    (близко)

Ранний                   (поздний)

Высоко                   (низко)

Жесткий                 (мягкий)

Посмотрите на слова второго столбика.

- Какая орфограмма в  этих словах.  

VII. Физкультурная минутка

VIII. Игра «Отгадай, что я» (Слайд 9)

Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.

Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЗНОЙ”,
Я В РЕКЕ В ТЕНИ ГУСТОЙ
И В БУТЫЛКЕ ЛИМОНАДА,
А ЗОВУТ МЕНЯ
(ПРОХЛАДА).

Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЛЕТО”,
В ШУБУ СНЕЖНУЮ ОДЕТА,
ХОТЬ ЛЮБЛЮ МОРОЗ САМА,
ПОТОМУ ЧТО Я
(ЗИМА).

Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “СМЕХ”,
НЕ ОТ РАДОСТИ, УТЕХ, -
Я БЫВАЮ ПОНЕВОЛЕ
ОТ НЕСЧАСТЬЯ И ОТ БОЛИ,
ОТ ОБИДЫ, НЕУДАЧ,
ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО
(ПЛАЧ).

Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА,
БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА,
Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА
НАЗЫВАЮСЬ
(ТИШИНА).

IX. Игра «Кто больше?» ( Слайд 10-11)

Подобрать по вариантом  антонимичные пары, обозначающие:

Время                                  пространство                      Чувство, характер человека

Рано (поздно)                     далекий (близкий)              веселый (грустный)

Утро (вечер)                       длинный (короткий)           умный (глупый)

День (ночь)                        узкий (широкий)                 добрый (злой)

- Есть названия произведений, в основе которых есть антонимы:

“ВОЙНА И МИР” Л.Н. Толстого,

“ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ” А.П. Чехова,

“ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ” К.М. Симонова.

  1. Антонимы используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.
  2. Голова, у Ивана Ивановича, похожа на редьку хвостом вниз, голова у Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх. (Гоголь).
  3. Фронт налево, фронт направо,
    И в февральской вьюжной мгле
    Страшный бой идет кровавый,
    Смертный бой не ради славы –
    Ради жизни на земле. (Твардовский).
  4. Любишь брать – люби отдавать.

X. Творческий диктант с лексическим заданием. 

Вспомнить или сочинить вторую часть пословицы, учитывая, что в ней должен быть антоним к тому наречию, которое есть в первой части. ( Слайд 12)

  1. Легко сказать, да ________ (трудно доказать)
  2. Вперед беги, а __________( назад оглядывайся).
  3. Мягко стелет, да ________ (жестко спать).
  4. Смотрит вдоль, а ________  (видит поперек)

XI. Подобрать к данным словам синонимы и антонимы. ( Слайд 13)

 -  Какие слова называются синонимами?

 -  Какие слова называются антонимами?

Твердый (крепкий, мягкий)

Большой (огромный, маленький)

Добрый (сердечный, злой)

XII. Итог урока

– С какими словами мы познакомились сегодня на уроке?

– Дайте определение антонимам.

XIII. Выставление оценок учащимся.

XIV. Домашнее задание: §69. Упр. 362


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....