Вводные слова. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_slova.rar242.17 КБ

Предварительный просмотр:

ВВОДНЫЕ СЛОВА. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ

Урок в 5 классе.

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятием «водное слово»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с водными словами.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение вводных слов; функцию знаков препинания в предложении с вводными словами - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с вводными словами, схемы предложений с вводным словом, случаи возможного смешения сказуемого, обстоятельства и вводного слова; уметь обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами; составлять предложения с вводными словами; отличать вводное слово от сказуемого и обстоятельства.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников. Умение осуществлять процессы классификации и синтеза. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фупповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Вводное слово

Сценарий урока:

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Мотивация к учебной деятельности

2 минуты

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала.

Желание учащегося: энтузиазм учителя

Модуляция.

Вступительное слово:

Слайд 1

Вчера мне приснился сон... будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: слова- члены предложения (подлежащее с определением и сказуемое с дополнением). Удивилась я, читаю...

Наше представление Вам понравится.

Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко, втиснулось в самую серединку, а соседние слова тут же от него отгородились запятыми. Вот что получилось: Наше представление, конечно, Вам понравится.

Прочитав предложение, у меня появилось уважение к актёрам, уверенность, что оно мне понравится. Села я поудобнее в кресло... но вдруг проснулась.

Генеративный вопрос: как вы думаете, почему мне приснился такой сон?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Действенный вопрос

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

2.Определение темы урока. Целеполагание.

3 минуты

Постановка конструктивных вопросов, активизирующих мышление обучающихся

Желание учащегося: постановка целей

Слайд 2

- Найдите различия! Что изменилось во втором предложении?

- Какое значение появилось у предложения?

- Мы с вами ввели в предложение слово, которое внесло какой-то оттенок значения. Такие слова называются вводными. Запишите тему в тетрадь.

- Какие же задачи сегодня на уроке мы будем решать? Что мы должны узнать или научиться делать?

Учитель проговаривает цели и задачи урока.

Записывают число, «Классная работа», записывают два предложения в тетрадь.

- Слово изменило значение предложения.

- Появилась уверенность в высказывании.

Записывают тему в тетрадь.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Конструктивные вопросы

Регулятивные УУД:

 высказывают предположения на основе наблюдений,

формулируют вопрос (проблему) урока.

3.Изучение нового материала

10 минут

6 минут

3 минуты

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.

Подача материала: от малого к большему. Дробная подача материала. Паузы.

Точность

Рефлексия.

Модуляция.

Закрепление

Последовательность: сопоставление с ранее изученным. Рефлексия. Точность.

 Слайд 3. Прочитайте определение вводных слов.

- Мы с вами выяснили, что слово «конечно» внесло оттенок уверенности в предложение. Как вы думаете, есть ли другие значения у вводных слов?

- Возьмите в руки карточки, лежащие на столе и попробуйте рассортировать слова на группы по значениям, также дайте название каждой группе. Слова каждой группы разложите столбиком. У вас 3 минуты.

- Какие группы у вас получились?

- Откройте учебники на странице….. и посмотрите, какие значения могут иметь вводные слова. Если в вашей классификации есть ошибки, переложите карточки и замените название категории.

Микс Пэа Шэа – 2 минуты

Таймд Пэа Шэа. 20 секунд. Отвечает тот, у кого ладонь длиннее.

- Перечислите вводные слова со значением большей степени уверенности.

- Перечислите вводные слова со значением меньшей степени уверенности.

Слайд 4. Запишите предложения в тетрадь, выделите вводные слова и сделайте выводы по предлагаемым вопросам. Аргументируйте, то есть докажите свое мнение.

Слайд 5. Перенесите схемы в тетрадь, NB

- Теперь подумайте и запишите, что общего между обращением и вводным словом. – Конструктивный вопрос

Слайд 6. Релли Робин с партнером по лицу. 30 секунд. Проверьте себя сами. Внесите изменения. Слайд 7.

Читают по слайду.

Распределяют слова по категориям.

Команда, у которой больше всего категорий, проговаривает название категории и вошедшие туда слова. Остальные дополняют.

Работают с учебником и категориями самостоятельно.

В целях закрепления материала проговаривают слова по памяти.

Записывают предложения в тетрадь, делают выводы.

Зарисовывают схемы в тетрадь.

Записывают выводы в тетрадь, обмениваются мнениями.

Групповая

Фронтальная

Парная

Сорт

Кардс

Микс Пэа Шэа

Таймд Пэа Шэа

Релли

Робин

Дейс. вопрос

Регулятивные УУД:

ищут пути решения проблемы,  прогнозируют, корректируют свою деятельность, осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД : извлекают информацию в процессе чтения, адекватно понимают её и передают различными способами, преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), анализируют, сравнивают, делают выводы, группируют, строят рассуждения.

Коммуникативные УУД:

свободно излагают свои мысли в устной и письменной форме, слушают и слышат других, готовы корректировать свою точку зрения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

4.  Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода

из затруднения

6 минут

СОН. 60 секунд.

Игра в группе

Точность. Закрепление. Модуляция. Обратная связь

Слайды 8-10. Определите, где содержится факт, а где выдумка.

Группы-победители встают, и учитель аплодирует им. Группы, которые ошиблись, аплодируют учителю.

Работают по слайдам. Игра «Третий лишний»

Групповая

Файнд эе Факт

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

5.Включение в систему знаний и повторение

9 минут

Выполнение упражнений. Обобщение полученных на уроке сведений.

Рефлексия. Сопоставление с ранее изученным.

Репрезентация

Слайд 11.

- Определите, где вводное слово, а где член предложения. Докажите свою мысль.

1.Кажется шепчут колосья друг другу.

2.Мир кажется мне книгой бесконечной.

3.Вы верно едете в горы.

4.Задача решена верно.

5.Правда в огне не горит.

               6.Правда с годами мои стихи делались лучше.

Упр.       (на всякий случай)

Учитель показывает пример рассуждения, разбирая два предложения.

- Покажите без слов третье и четвертое предложения. Замрите. – 3 минуты

Дети анализируют предложения.

Дети без слов показывают разницу между вводным словом и членом предложения

Фронтальная

Финкин Элауд

Групповая.

Формэйшнс

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) – 4 минуты

Заключительная беседа по вопросам, оценивание.

Обратная связь. Рефлексия.

Слайд 12.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
  • Как вы их преодолевали?
  • Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? (поднимают или опускают большой палец руки)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

7.Домашнее задание

2 минуты

Право выбора.

Слайд 13.

1.Теория

2. Как сохранить свое здоровье?  Ответьте, используя вводные слова разной степени уверенности. (стоимость статьи 300 рублей, одно слово – 10 рублей) или упр….

Записывают домашнее задание в дневники.

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Тематическое планирование по русскому языку 6 класс (1 полугодие) УМК Бабайцевой

Тематическое планирование расчитано на 6 часов в неделю....

Тематическое планирование по русскому языку 6 класс (2 полугодие) УМК Бабайцевой

Тематическое планирование рассчитано на 6 часов в неделю...

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1.       Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...

«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка (6 класс) система заданий к УМК В.В. Бабайцевой»

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это де...

Вводные конструкции. Урок русского языка, 8 класс

Тема: Вводные словаКласс: 8 классАвтор: Новикова Любовь Анатольевна, учитель русского языка, гимназия ДВФУ гор. Владивоосток.Тип урока: открытие нового знанияМетод: технология проблемного обучения;Цел...