Вводные слова. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnye_slova.rar | 242.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВОДНЫЕ СЛОВА. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
Урок в 5 классе.
Цель деятельности учителя | Познакомить с понятием «водное слово»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с водными словами. |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать определение вводных слов; функцию знаков препинания в предложении с вводными словами - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с вводными словами, схемы предложений с вводным словом, случаи возможного смешения сказуемого, обстоятельства и вводного слова; уметь обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами; составлять предложения с вводными словами; отличать вводное слово от сказуемого и обстоятельства. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников. Умение осуществлять процессы классификации и синтеза. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фупповая, фронтальная |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Вводное слово |
Сценарий урока:
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Мотивация к учебной деятельности 2 минуты | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала. Желание учащегося: энтузиазм учителя Модуляция. | Вступительное слово: Слайд 1 Вчера мне приснился сон... будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: слова- члены предложения (подлежащее с определением и сказуемое с дополнением). Удивилась я, читаю... Наше представление Вам понравится. Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко, втиснулось в самую серединку, а соседние слова тут же от него отгородились запятыми. Вот что получилось: Наше представление, конечно, Вам понравится. Прочитав предложение, у меня появилось уважение к актёрам, уверенность, что оно мне понравится. Села я поудобнее в кресло... но вдруг проснулась. Генеративный вопрос: как вы думаете, почему мне приснился такой сон? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная Действенный вопрос | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции |
2.Определение темы урока. Целеполагание. 3 минуты | Постановка конструктивных вопросов, активизирующих мышление обучающихся Желание учащегося: постановка целей | Слайд 2 - Найдите различия! Что изменилось во втором предложении? - Какое значение появилось у предложения? - Мы с вами ввели в предложение слово, которое внесло какой-то оттенок значения. Такие слова называются вводными. Запишите тему в тетрадь. - Какие же задачи сегодня на уроке мы будем решать? Что мы должны узнать или научиться делать? Учитель проговаривает цели и задачи урока. | Записывают число, «Классная работа», записывают два предложения в тетрадь. - Слово изменило значение предложения. - Появилась уверенность в высказывании. Записывают тему в тетрадь. Отвечают на вопросы | Фронтальная Конструктивные вопросы | Регулятивные УУД: высказывают предположения на основе наблюдений, формулируют вопрос (проблему) урока. |
3.Изучение нового материала 10 минут 6 минут 3 минуты | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Подача материала: от малого к большему. Дробная подача материала. Паузы. Точность Рефлексия. Модуляция. Закрепление Последовательность: сопоставление с ранее изученным. Рефлексия. Точность. | Слайд 3. Прочитайте определение вводных слов. - Мы с вами выяснили, что слово «конечно» внесло оттенок уверенности в предложение. Как вы думаете, есть ли другие значения у вводных слов? - Возьмите в руки карточки, лежащие на столе и попробуйте рассортировать слова на группы по значениям, также дайте название каждой группе. Слова каждой группы разложите столбиком. У вас 3 минуты. - Какие группы у вас получились? - Откройте учебники на странице….. и посмотрите, какие значения могут иметь вводные слова. Если в вашей классификации есть ошибки, переложите карточки и замените название категории. Микс Пэа Шэа – 2 минуты Таймд Пэа Шэа. 20 секунд. Отвечает тот, у кого ладонь длиннее. - Перечислите вводные слова со значением большей степени уверенности. - Перечислите вводные слова со значением меньшей степени уверенности. Слайд 4. Запишите предложения в тетрадь, выделите вводные слова и сделайте выводы по предлагаемым вопросам. Аргументируйте, то есть докажите свое мнение. Слайд 5. Перенесите схемы в тетрадь, NB - Теперь подумайте и запишите, что общего между обращением и вводным словом. – Конструктивный вопрос Слайд 6. Релли Робин с партнером по лицу. 30 секунд. Проверьте себя сами. Внесите изменения. Слайд 7. | Читают по слайду. Распределяют слова по категориям. Команда, у которой больше всего категорий, проговаривает название категории и вошедшие туда слова. Остальные дополняют. Работают с учебником и категориями самостоятельно. В целях закрепления материала проговаривают слова по памяти. Записывают предложения в тетрадь, делают выводы. Зарисовывают схемы в тетрадь. Записывают выводы в тетрадь, обмениваются мнениями. | Групповая Фронтальная Парная Сорт Кардс Микс Пэа Шэа Таймд Пэа Шэа Релли Робин Дейс. вопрос | Регулятивные УУД: ищут пути решения проблемы, прогнозируют, корректируют свою деятельность, осуществляют познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД : извлекают информацию в процессе чтения, адекватно понимают её и передают различными способами, преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), анализируют, сравнивают, делают выводы, группируют, строят рассуждения. Коммуникативные УУД: свободно излагают свои мысли в устной и письменной форме, слушают и слышат других, готовы корректировать свою точку зрения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. |
4. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения 6 минут | СОН. 60 секунд. Игра в группе Точность. Закрепление. Модуляция. Обратная связь | Слайды 8-10. Определите, где содержится факт, а где выдумка. Группы-победители встают, и учитель аплодирует им. Группы, которые ошиблись, аплодируют учителю. | Работают по слайдам. Игра «Третий лишний» | Групповая Файнд эе Факт | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. |
5.Включение в систему знаний и повторение 9 минут | Выполнение упражнений. Обобщение полученных на уроке сведений. Рефлексия. Сопоставление с ранее изученным. Репрезентация | Слайд 11. - Определите, где вводное слово, а где член предложения. Докажите свою мысль. 1.Кажется шепчут колосья друг другу. 2.Мир кажется мне книгой бесконечной. 3.Вы верно едете в горы. 4.Задача решена верно. 5.Правда в огне не горит. 6.Правда с годами мои стихи делались лучше. Упр. (на всякий случай) Учитель показывает пример рассуждения, разбирая два предложения. - Покажите без слов третье и четвертое предложения. Замрите. – 3 минуты | Дети анализируют предложения. Дети без слов показывают разницу между вводным словом и членом предложения | Фронтальная Финкин Элауд Групповая. Формэйшнс | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) – 4 минуты | Заключительная беседа по вопросам, оценивание. Обратная связь. Рефлексия. | Слайд 12.
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
7.Домашнее задание 2 минуты | Право выбора. | Слайд 13. 1.Теория 2. Как сохранить свое здоровье? Ответьте, используя вводные слова разной степени уверенности. (стоимость статьи 300 рублей, одно слово – 10 рублей) или упр…. | Записывают домашнее задание в дневники. | Фронтальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков русского языка по учебному комплексу В.В.Бабайцевой в 8 классе
Планирование уроков русского языка в 8 классе...
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
Тематическое планирование по русскому языку 6 класс (1 полугодие) УМК Бабайцевой
Тематическое планирование расчитано на 6 часов в неделю....
Тематическое планирование по русскому языку 6 класс (2 полугодие) УМК Бабайцевой
Тематическое планирование рассчитано на 6 часов в неделю...
Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1. Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...
«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка (6 класс) система заданий к УМК В.В. Бабайцевой»
Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это де...
Вводные конструкции. Урок русского языка, 8 класс
Тема: Вводные словаКласс: 8 классАвтор: Новикова Любовь Анатольевна, учитель русского языка, гимназия ДВФУ гор. Владивоосток.Тип урока: открытие нового знанияМетод: технология проблемного обучения;Цел...