Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-6_mestoimenie.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 6 класс. Открытый урок
Тема: Обобщение по теме «Местоимение».
Тип урока: обобщающий. УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»;
- контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»;
- расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
Развивающие:
- активизация самостоятельной деятельности;
- развитие познавательной активности
Воспитательные:
- воспитание коммуникативности;
- привитие культуры общения;
- воспитание интереса к предмету
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная приставка;
- экран-телевизор;
- листы достижений (3шт.-для каждой группы), таблицы для заполнения;
- фразеологические словари, сборники пословиц
Ход урока
Эпиграф к уроку (записан в презентации)(слайд 2)
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это.
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё ОНО укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
- Слово учителя: (читает стихотворение. ) Без чего нам не обойтись? Вот и подошло к завершению наше путешествие по теме «Местоимение». Сегодня мы, работая в группах, подведём итог изученному, проверим наши знания, оценим достижения. Все результаты будем оценивать в листке достижений (комментарий к листку)
- Начнём работу с оценки своих достижений до повторения темы и повторения. Дома вы готовили словарно-орфографические диктанты. Обменяйтесь заданиями в группе. Выполняем на листочках. Взаимопроверка (по приготовленным ответам)- 3мин. Выставление оценок, запись в листок достижений группы. Запишите число в тетрадях.
- Работа с таблицей (на слайде) у каждой группы «Разряды местоимений, особенности правописания (колонка с разрядами заполнена, а колонку с правописанием нужно заполнить в течение урока)
- Задание: Рассказать о местоимении как о самостоятельной части речи, используя информацию из проектов. От каждой группы заслушать выступление-3мин. (слайд 3)
- Конкурс «Отгадай загадки» -устно
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
(Вы-мы-ты)
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я) - Задание: Исправьте ошибки, если они есть, в предложениях. (слайд № 4 ). Правильную запись оформить в таблице.
-Он обиделся на их.
-Мы с ими давно дружим.
-Они ждали него.
-Я горжусь ним.
Проверка работы.
7. Учитель:
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя)
–Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)
Задание: вставить местоимения в пословицы, определить падеж. (слайд №5)
Дружбу водить- так …(себя) не щадить.
Не хвали….(себя), есть много умнее тебя.
Не кричи о….(себе), пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
Проверка.
8. (Слай №6)
Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
(евонный – его, ихние – их, ейные – её) Что можете добавить о притяжательных местоимениях?
- Учитель: (слайд №7) Прочитайте пословицы. Чему они учат?
Найдите в предложениях указательные местоимения. Выпишите местоимения, определите падеж. Проверка.
Хорошо того учить, кто слушает. | того - Р.п. тот – И.п. тому – Д.п. того – Р.п. кто, какова, чего – относительные местоимения; сам - определительное |
- Задание: Из фразеологического словаря или сборника пословиц выписать фразеологизмы с определительными местоимениями, подчеркнуть местоимения как члены предложения.
- Задание: Найти местоимения. Устно. Указать разряд. (Слайд 8)
1.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто – вопросительное местоимение)
2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение)
3.Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение)
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка )(Что – вопросительное местоимение, мы -личное)
Учитель:
–Почему вопросительные местоимения так называются? (Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
–С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.)
12. (Слайд №9). Учитель:
-Прочитайте выразительно и найдите местоимения.
Три черных собаки на чем-то сидели,
Три черных собаки куда-то глядели,
Три черных собаки увидели что-то,
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
- К какому разряду относятся перечисленные местоимения?
- На что указывают неопределенные местоимения? (На неизвестные предметы, признаки, количества).
- Игра «Эстафета» -записано на доске. Эстафетной палочкой служит мел. По одному человеку от команды выходят к доске, раскрывают скобки, обозначая орфограммы в местоимениях.
1 команда 2 команда 3 команда
Н… (у) кого не было н… (с) кем поговорить кем (то) установлено
Где (нибудь) найти какой (то) ученик где(либо )увидел
Н…кого спросить заботится (обо) мне позвонить (от) туда
Кое (о) чём сказать писать не (зачем) н… (от) кого не ждал
(От) сюда не видно н…чего не знал прийти (ко) мне
Что (то) сделать кому (нибудь) кое (у) кого узнать
Учитель: Какие местоимения встретились в этом диктанте? Расскажите правило.
- Тестовый контроль. 1В- тест на листочке, 2В- тест в учебнике на странице 92-93.
Тест
1) Найдите неверное утверждение.
Неопределённые местоимения:
а) образуются от вопросительных и относительных местоимений;
б) указывают на неопределённые предметы, признаки, количество;
в) образуются при помощи приставок не-, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь;
г) пишутся всегда слитно.
2) Найдите «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений:
а) ничто б) никто в) нечто г) ничей
3) Найдите ошибку в определении разряда местоимений:
а) нечто – неопределённое
б) некого – отрицательное
в) сам – возвратное
г) такое – указательное
4) В каком слове пишется не?
а) (н…) (о) чём не спрашивай
б) (н…) чего сказать
в) (н…) при чём
г) всего (н…) чего (=мало)
5) Какое слово пишется через дефис?
а) (кое) (о) чём
б) (ни) чего
в) (кое) что
г) (не) зачем
6) В каком примере нет грамматической ошибки?
а) об том доме б) к ей в) их сын г) ихняя дочь
- Проверка теста (Слайд 10) Ответы:
1-г
2-в
3-в
4-б
5-в
6-в
Ответы на тест в учебнике:
1-2
2-2
3-2
4-3
5-3
- Рефлексия. Прочитать синквейны.
-выставить оценки в лист достижений.
17. Слово учителя. Д\з: стр. 93, зад.3.
(слайд №11) Читает ст-ие М. Исаковского:
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чем не мог.
Благодарит за урок.(слайд № 12)
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это.
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё ОНО укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль ………..!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
Местоимение
№ п/п | Разряды | Местоимения | Правописание | Роль в предложении |
1 | Личные | Я, ты, он, она, мы, вы, они. | Подлежащее, дополнение | |
2 | Возвратное | Себя | Дополнение | |
3 | Вопросительные | Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.) | Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство | |
4 | Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.) | Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство | |
5 | Неопределенные | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то | Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство | |
6 | Отрицательные | Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего. | Подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство | |
7 | Притяжательные | Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. | Определение | |
8 | Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько. | Определение, сказуемое | |
9 | Определительные | Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой. | Определение |
Лист достижений
Местоимение
№ п\п | ФИ | Оценка до урока | Словарно-орфограф. диктант | Оценка за работу в группе | Оценка за работу с тестом | Итоговая оценка |
1. | Подрезова Алина | |||||
2. | Виноходов Олег | |||||
3. | Петухова Нина | |||||
4. |
При оценке рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущена 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено от 5 до 7 ошибок.
Лист достижений
Местоимение
№ п\п | ФИ | Оценка до урока | Словарно-орфограф. диктант | Оценка за работу в группе | Оценка за работу с тестом | Итоговая оценка |
1. | Урсегова Аня | |||||
2. | Жернаков Никита | |||||
3. | Курилов Руслан | |||||
4. | Малыгин Вася |
При оценке рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущена 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено от 5 до 7 ошибок.
Лист достижений
Местоимение
№ п\п | ФИ | Оценка до урока | Словарно-орфограф. диктант | Оценка за работу в группе | Оценка за работу с тестом | Итоговая оценка |
1. | Ходячев Денис | |||||
2. | Михайлов Илья | |||||
3. | Короленко Кристина | |||||
4. | Плотников Олег |
При оценке рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущена 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено от 5 до 7 ошибок.
Местоимение. Тест
1) Найдите неверное утверждение.
Неопределённые местоимения:
а) образуются от вопросительных и относительных местоимений;
б) указывают на неопределённые предметы, признаки, количество;
в) образуются при помощи приставок не-, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь;
г) пишутся всегда слитно.
2) Найдите «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений:
а) ничто б) никто в) нечто г) ничей
3) Найдите ошибку в определении разряда местоимений:
а) нечто – неопределённое
б) некого – отрицательное
в) сам – возвратное
г) такое – указательное
4) В каком слове пишется не?
а) (н…) (о) чём не спрашивай
б) (н…) чего сказать
в) (н…) при чём
г) всего (н…) чего (=мало)
5) Какое слово пишется через дефис?
а) (кое) (о) чём
б) (ни) чего
в) (кое) что
г) (не) зачем
6) В каком примере нет грамматической ошибки?
а) об том доме б) к ей в) их сын г) ихняя дочь
Местоимение. Тест
1) Найдите неверное утверждение.
Неопределённые местоимения:
а) образуются от вопросительных и относительных местоимений;
б) указывают на неопределённые предметы, признаки, количество;
в) образуются при помощи приставок не-, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь;
г) пишутся всегда слитно.
2) Найдите «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений:
а) ничто б) никто в) нечто г) ничей
3) Найдите ошибку в определении разряда местоимений:
а) нечто – неопределённое
б) некого – отрицательное
в) сам – возвратное
г) такое – указательное
4) В каком слове пишется не?
а) (н…) (о) чём не спрашивай
б) (н…) чего сказать
в) (н…) при чём
г) всего (н…) чего (=мало)
5) Какое слово пишется через дефис?
а) (кое) (о) чём
б) (ни) чего
в) (кое) что
г) (не) зачем
6) В каком примере нет грамматической ошибки?
а) об том доме б) к ей в) их сын г) ихняя дочь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.
Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...
Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"
В данном опыте представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...
Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)
Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры на тему Зимних Олимпийских игр в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...