Прямая речь. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка. Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_rech.rar240.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предложения с прямой речью.

Тихонова Т.Н.

Класс – 5

Цели:

  • Образовательная: обеспечение усвоения понятий «прямая речь», «слова автора»; формирование умения находить и разграничивать в предложении прямую речь и слова автора; формирование умения строить схемы предложений с прямой речью;
  • Развивающая: развитие познавательных, исследовательских компетенций, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации, формирование умения преодолевать трудности в учении;
  • Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию нравственных компетенций, любви и уважения к языку.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес;
  • Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности;
  • Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию;
  • Воспитывать внимательное отношение к слову.

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • Развивать умение применять новые знания;
  • Развивать творческие, речевые способности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении прямой речи после слов автора и перед ними; схемы предложений с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора.

УУД:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное.

Этап урока

ОС и МП

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Типы мышления

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу

2 минуты

Приветствие. Игра «Я дрозд»

Приветствие.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

2.Актуализация прежних знаний.

Цель: контроль за усвоением материала прошлых занятий; прогнозирование дальнейшей деятельности.

ФЭН-ЭН-ПИК

9 минут

№ 1 держит карточки, № 2 выбирает одну и зачитывает вопрос, № 3 отвечает, № 4 дает отзыв на ответ: хвалит, поправляет, перефразирует. Затем обязанности по кругу меняются.

  1. Найти «лишнее» слово:

ночь, ночной, ночлег, ночевка (ночной — прил.) 

  1. Найти слово без приставки.

Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка

  1. Вставить безударную гласную: рано пос..дел

пос..дел за партой        

  1. Вставить, если нужно, мягкий знак: ноч.ной

купат., ся        

  1. Расставить знаки препинания. Определите вид предложения

Лисичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы. 

  1. Найти главные члены предложения.

В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами.        

7.Расставьте знаки препинания, объясните их:

Ах ты мерзкое стекло

Это врёшь ты мне назло.

8.Раставьте знаки препинания, объясните их.

Алиса – полезный в экспедиции человек, потому что, во-первых, она умеет ухаживать за зверями, и, во-вторых, ничего не боится.

Выполняют структуру Фэн-эн – пик, затем проверяют себя по доске

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: учатся создавать устные монологические высказывания, тренируют социальные навыки поощрения и благодарности.

4.Сообщение темы урока, постановка цели, задач.

Цель: прогнозирование предстоящей деятельности.

3 минуты

- Хорошо, вспомнили материал, пройденный на прошлых уроках. Теперь обратимся к нашей сегодняшней теме, звучит она так:

«Предложения с прямой речью». Запишите в тетради тему.

- Исходя из данной темы, сформулируйте цели и задачи нашего сегодняшнего занятия:

- Что мы должны вспомнить? Узнать?

- Чему должны научиться?

Записывают тему урока в тетрадь, отвечают на вопросы учителя, ставят для себя задачи на урок

(Находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух.)

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, ищут новую информацию, работают с ней.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

5.Изучение теоретического материала, составление схем предложений с прямой речью.

Цель: вызвать потребность в поиске информации, в необходимости получения знаний.

ФРИ КОЛЕМ ЧАРТ

РАУНД РОБИН

13 минут

- начертите таблицу: «Что я знаю», «Что я узнал сейчас», «Что я не знаю до сих пор».  Заполните первую графу. Предположите, что вы знаете о прямой речи.

Работа по 3-13 слайдам.

Работа по слайдам 14-15 – распределить предложения по колонкам:

А: «П».          А: «П?»           «П», - а.             «П?» - а.                 «П!» - а.

1. Серая Шейка спрашивала:  «Ведь вы весной вернетесь ?»

2. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик,» -  советовала старая утка.

3. «Неужели река  замерзнет?» -    думала Серая Шейка.

4. «Ах, как ты меня напугала, глупая!» -   проговорил заяц.

5.  Лисичка сказала: « Я тебя съем».

Чтение учебника. Проговорите по кругу, что узнали еще о прямой речи

Самостоятельно изучают теоретический материал, по необходимости фиксируют его в тетрадях, после чего распределяют предложения по таблице. Проверка. Читают теоретический материал в учебнике, делятся друг с другом открытиями и заполняют вторую колонку.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, ищут новую информацию, работают с ней.

  • Регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция)
  • Коммуникативные (адекватное понимание информации письменного сообщения, умение самостоятельно добывать знания, умение анализировать, делать выводы)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 1 минута

6.Закрепление.

Цель: обеспечение усвоения изученного материала; формирование умения применять теоретические знания на практике; прогнозирование предстоящей деятельности.

10 минут

Работа по слайдам 16-22.

Выполняют задания по слайду.

  • Познавательные (работа с информацией, поиск ответа)
  • Регулятивные   (прогнозирование, контроль)
  • Коммуникативные (навыки сотрудничества)

7.Подведение итогов.

Цель: закрепить усвоение полученных знаний, полученной информации; развивать умение обобщать, делать выводы, подводить итог.

5 минут

Тест

  • Вставьте вместо прочерков подходящие по смыслу слова (текст на доске, у слабых учащихся — карточки-помощники).
  • Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются ....
  • Прямая речь пишется с ... буквы и заключается в ... .
  • Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с ... буквы, перед ними ставятся ... и ... .
  • Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится ....

Карточка-помощница:

Прямой речью, большой, кавычки, маленькой, запятая, тире, двоеточие

- Заполните третью графу таблицы.

Подводят итоги занятия. Выполняют тест.

Оценивают свою работу на уроке.

УУД:

  • Познавательные
  • Регулятивные (оценка того, что усвоено)

8.Домашнее задание.

Цель:  закрепление полученных знаний; самоконтроль.

2 минуты

Сочинить историю с использованием предложений с прямой речью. Тема: «Зима пришла!»

Записывают домашнее задание.

УУД:         

  • Познавательные
  • Регулятивные (самоконтроль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку 6 класс (1 полугодие) УМК Бабайцевой

Тематическое планирование расчитано на 6 часов в неделю....

Тематическое планирование по русскому языку 6 класс (2 полугодие) УМК Бабайцевой

Тематическое планирование рассчитано на 6 часов в неделю...

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1.       Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...

«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка (6 класс) система заданий к УМК В.В. Бабайцевой»

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это де...

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...